Занятие по дополнительной образовательной программе "Микробиология для школьников" по теме: «Водоросли, их строение. Биологические особенности»
методическая разработка по теме

Заярнова Ольга Павловна

Занятие по дополнительной образовательной программе "Микробиология для школьников" по теме: «Водоросли, их строение. Биологические особенности» предполагает самостоятельное использование обучающимися ЦОР, ЭОР, а также самостоятельную работу с микроскопом. Для закрепления материала используется авторская интерактивная викторина "Водоросли".

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

по дополнительной образовательной программе

«Микробиология для школьников»

Тема занятия: «Водоросли, их строение. Биологические особенности»

1.

Ф.И.О.

Заярнова Ольга Павловна

2.

Место работы

МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов», г. Салехард

3.

Должность

Педагог дополнительного образования

4.

Объединение

Микробиология для школьников

5.

Возраст детей

11-15 лет

6.

Раздел

Ботаника

7.

Тема занятия

Водоросли, их строение. Биологические особенности

8.

Продолжительность занятия

2 часа

Цели занятия:

1. Сформировать у обучающихся представление о строении водорослей и их отличии от водных растений;

2. Продолжить отрабатывать навыки и умения работы с микроскопом.

Задачи:

Обучающие:

  1. Познакомить с разнообразием водорослей в природе и их значением для человека;
  2. Дать понятие о водорослях и водных растениях;
  3. Изучить строение одноклеточных и многоклеточных водорослей;
  4. Ознакомить с особенностями микроскопии фиксированных и свежеприготовленных микропрепаратов водорослей.

Развивающие:

  1. Развить познавательный интерес к изучению природы под микроскопом;
  2. Способствовать развитию мотивированного изучения курса ботаники в средней школе;
  3. Продолжить развитие умений и навыков работы с микроскопом.

Воспитательные:

  1. Воспитать аккуратность при микроскопии различных объектов;
  2. Формировать культуру исследования в области биологии;
  3. Воспитать самостоятельность при работе с микроскопом.

  1. Тип занятия: занятие по дополнительной образовательной программе
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная, работа в микрогруппах

  1. Необходимое оборудование: микроскопы, лабораторное оборудование, стаканы с живыми водорослями, мультимедийное оборудование, ноутбуки 10 шт.
  2. Структура и ход  урока

Таблица №1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Орг.момент

  1. Сообщение темы, целей, задач и этапов занятия

Фронтальная форма работы.

5 мин.

2

Введение

ЭОР №1 (1,2 слайд)

Демонстрация модуля, беседа по вопросам: 

1.Что вы знаете о водорослях?

2.Где обитают водоросли?

3. Водоросли приносят пользу или вред?

4. Где и какие вы видели водоросли?

Фронтальная форма работы.

10 мин.

3

Работа с новым материалом

ЭОР №1

Изучение модуля

Самостоятельная работа с компьютером

10 мин.

ЦОР №2

ЦОР №3


 

Демонстрация видео, обсуждение видеосюжетов


Фронтальная форма работы

10 мин

4

Закрепление теоретического материала

 ЦОР №4

Инструктаж по работе с ЦОР №4

Самостоятельная работа с компьютером

5 мин.

5

Перерыв

10 мин

6

Организационный момент  по практике

Инструктаж по технике безопасности

Фронтальная форма работы

5 мин

7

Работа с микроскопом

Работа в качестве тьютера

Самостоятельная работа с инструкционными картами и микроскопами

20 мин

8

Подведение итогов практики

Собеседование

Фронтальная форма работы

5 мин

9.

Закрепление полученных знаний

ЦОР №5 (авторская интерактивная викторина «Водоросли»

Самостоятельная работа с компьютером

5 мин

10

Рефлексия

Подведение итогов занятия

Фронтальная форма работы

5 мин

Приложение 1 

К сценарию занятия : «Водоросли, их строение. Биологические особенности»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ ЗАНЯТИИ ЭОР и ЦОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР и ЦОР

1

ЭОР

«Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей»

Модуль

Самостоятельная работа с модулем

http://fcior.edu.ru/card/27198/vodorosli-obshaya-harakteristika-odnokletochnyh-i-mnogokletochnyh-vodorosley-uglublennoe-izuchenie.html

2

  ЦОР «Пресноводная водоросль– спирогира»



.

Видеосюжет

Демонстрация

http://tana.ucoz.ru/load/207-12-2

3

ЦОР «Морская водоросль – ламинария» 1,2 части

Видеосюжет

Демонстрация

http://tana.ucoz.ru/load/laminarija/229-1-0-3788

4

ЦОР «Многообразие водорослей»

Презентация

Самостоятельная работа с ЦОР

http://tana.ucoz.ru/load/1/167-1-0-2235


5

ЦОР Авторская интерактивная викторина «Водоросли» (тест-тренажёр)

Презентация

Самостоятельная работа с викториной (тестом-тренажёром)

Приложение 2

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

Тема практической работы: «Изучение водорослей по свежеприготовленным препаратам»

Оборудование: микроскопы, лабораторное оборудование, стаканы с живыми водорослями

Ключевые слова и понятия: водоросли, водные растения, фотосинтез, хламидомонада, хлорелла, «Черная борода», аквариумные водные растения (папоротник, валлиснерия, аванский мох)

Задание А

1.Поместите на предметное стекло каплю аквариумной воды.

2. Рассмотрите микропрепарат при малом увеличении микроскопа.

3.Зарисуйте внешнее строение водоросли. Определите к какой группе относится водоросль (одноклеточные или многоклеточные)

Задание Б

1.Поместите на предметное стекло кусочек водных аквариумных растений (папоротника, валлиснерии, аванского мха)

2.Рассмотрите микропрепараты при малом увеличении микроскопа.

3.Зарисуйте внешнее строение водных растений и паразитирующую на них водоросль («черная борода»). Определите, к какой группе относится водоросль (одноклеточные или многоклеточные).

После завершения работы наведите порядок на рабочем месте и помойте руки с мылом!

Список литературы:

  1. Водоросли // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Водоросли, лишайники и мохообразные СССР. Под ред. Л. В. Гарибовой. — М.: Мысль, 1978
  3. Горбунова Н. П. Альгология. — М.: «Высшая школа», 1991
  4. Жизнь растений в 6-ти тт. Том 3. Водоросли. Лишайники. Под ред. А. А. Фёдорова. — М.: Просвещение, 1977
  5. В. А. Крыжановский, Г. Л. Билич. Биология. Полный курс. В 3-х тт. Том 2. Ботаника. — М.: ООО «Издательский дом „ОНИКС 21 век“», 2002
  6. Курс низших растений. Под ред. М. В. Горленко. — М.: «Высшая школа», 1981
  7. Малый практикум по низшим растениям. — М.: «Высшая школа», 1976

Интернет-источники:

1.http://fcior.edu.ru/card/27198/vodorosli-obshaya-harakteristika-odnokletochnyh-i-mnogokletochnyh-vodorosley-uglublennoe-izuchenie.html

2.http://tana.ucoz.ru/load/207-12-2

3.http://tana.ucoz.ru/load/laminarija/229-1-0-3788

4 http://tana.ucoz.ru/load/1/167-1-0-2235

5 http://go.mail.ru/search_images


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие к дополнительной образовательной программе "Туристы-проводники", тема: "Введение в программу"

Конспект открытого занятия по теме "Введение в образовательную программу". Открытое занятие было представленно на конкурсе профессионального мастерства "Сердце отдаю детям" ....

методическая разработка занятия по дополнительной образовательной программе объединения «Школа светофорных наук» для 4 класса «Запрещающие знаки»

В данной методической разработке «Запрещающие знаки» представлено занятие детей 2-го года обучения по образовательной программе «Школа светофорных наук», с использованием технических средств и электро...

Вводное занятие в дополнительную образовательную программу «КВН-театр»

План вводного занятия в дополнительную образовательную программу "КВН-театр".  Занятие было проведено на Областном конкурсе педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям" и получило в...

Рабочий лист к уроку: Двулетние овощные растения: морковь, свекла, капуста и др. Особенности внешнего строения, биологические особенности выращивания,использование.

Рабочий лист к уроку естествознания 7 класс: Двулетние овощные растения: морковь, свекла, капуста и др. Особенности внешнего строения, биологические особенности выращивания,использование....

Конспект открытого занятия по дополнительной образовательной программе «Дизайн – студия «Акварель» Тема: «ЧУДО-ДЕРЕВО».

Открытое занятие предназначено для педагогов, а также воспитателей, которые работают с группой детей дошкольного возраста (1 уровень, 1 и 2 г.г. обучения)....

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Техника низания

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Техника низания...