Чтение с листа в музыкальном обучении.
статья по теме

Ишмухаметова Римма Мунировна

В данной статье рассказывается о пользе чтения нот с листа на начальном этапе обучения на фортепиано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dok1.docx25.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Учить чтению нотного текста – значит, прежде всего, всесторонне развивать ученика как музыканта».

Фейгин.

Умение читать с листа незнакомый музыкальный материал всегда считалось признаком хорошего музыкального развития. Этот процесс связан с исполнением новых произведений, а значит, расширяет музыкальный кругозор учащихся, обогащает их музыкальную память, формирует музыкальный вкус.

Каждый  педагог – инструменталист знает проблемы, связанные  с изучением этого предмета. «В повседневной практике – школьной, училищной и консерваторской – дело это предоставлено самотёку, - отмечал Л. А. Баренбойм. – А между тем наши молодые музыканты, особенно пианисты, в большинстве своем не только партитуру, но и двухстрочное фортепианное изложение читают плохо».

Обычно педагог направляет свои усилия на те виды деятельности ребёнка, которые связаны с подготовкой программ академических концертов и экзаменов. И пока внимание педагога занято выучиванием текста двух-трех пьес в течении семестра, ребёнок задерживается в своем музыкальном развитии: по мере усложнения репертуара знакомство с каждым новым произведением становится для него всё сложнее. В результате у ребёнка может пропасть интерес к занятиям по музыкальному инструменту. Для приобретения навыков чтения музыки с листа не достаточно просто много читать её. Необходима методика формирования целого ряда качеств.

В чем же состоит польза от чтения нот с листа? Об этом музыкальная педагогика была осведомлена с давних пор. Высказывания на эту тему можно встретить ещё в трактовках Баха, Шуберта и других видных педагогов-музыкантов XVII – XVIII в. Необходимость упражняться в чтении нот с первого на них взгляда (a prima vista) - специально подчеркивалось в «Правилах» Гензельта.

Чтение с листа представляет форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой, расширения репертуарного кругозора. Это постоянная и быстрая смена новых музыкальных впечатлений, интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации. «Сколько читаем – столько знаем», - это давняя многократно проверенная истина полностью сохраняет своё значение и в музыкальном образовании.

Таким образом, чтение с листа - один из кратчайших путей для успешного обучения искусству игры на музыкальном инструменте. Именно в процессе чтения с листа увеличивается объём используемого в обучении музыкального материала и ускоряется темп его происхождения.

Из чего же состоит комплекс навыков, позволяющий свободно читать музыкальные произведения?

В первую очередь следует научиться быстро прочитывать нотные знаки. В отличии от буквенных они размещаются и по горизонтали, и по вертикали, что представляет дополнительную трудность. Для скорочтения мало знать название каждого звука – нужно мгновенно определять рисунок последовательностей (гаммообразных, арпеджированных и др.) , узнавать начальные и кадансовые обороты, направление мелодического движения, расстояние между звуками по вертикали (в интервалах, аккордах) и т.д.. Это намного легче тем детям, которые хорошо усвоили теоретический материал, познакомились с гаммами, аккордами, арпеджио. Понятно, что в младших классах не может идти речи о полном комплексе знаний. Ведь, собственно, чтение пьес и является целью обучения. Но сам характер применяемых методов ознакомления с нотным текстом, уже на начальном этапе может либо заложить фундамент для скорочтения, либо в последствии стать тормозом для него.

Затем необходимо привыкнуть быстро и не глядя на клавиатуру находить всё увиденное в нотах, то есть требовать неотрывности взгляда играющего от нотного текста, как говорится «вслепую». Это очень важное умение при чтении с листа. Если же этого не требовать, то ребёнок ежесекундно смотрит на руки и клавиши, теряет глазами текст. Отсюда возникают задержки и запинки при исполнении. Чем меньше ребёнок смотрит на клавиши, тем лучше. На примере объясняю ему, что мы находимся в темноте и не видим глазами клавиатуру. Если он не понимает этого, тогда я закрываю листком бумаги его руки и клавиатуру, и прошу его играть глядя в ноты.

Ещё одно из главных условий заключено в мысленном (нередко говрят – зрительном) опережении текста, это как «разведка глазами», то есть ребёнок должен смотреть немного вперёд, чем играет. Тем самым он с помощью внутреннего слуха помогает себе прочесть текст заранее. На примере я объясняю ребёнку, как он сразу читает текст по художественной литературе. Здесь лежит принцип «вижу – слышу – исполняю», но не наоборот. Рассказываю интересный пример о необыкновенной зрительно-слуховой «дальновидности» Ф. Листа. Его современники свидетельствовали, что великий пианист, исполняя незнакомое произведение, пробегал глазами нотный текст на 8(!) тактов вперёд! Нечто подобное имело место у Рахманинова, Блюменфельда, Гольденвейзера.  Развитию этого качества способствует тренировка, которую можно назвать «фотографированием». Это заключается в следующем: учащемуся на короткое время показывают какой-либо фрагмент сочинения, и затем предлагают сыграть его без нот. Постепенно у ребёнка вырабатывается привычка опережающего чтения текста, необходимая для того, чтобы успеть представить себе записанное в виде музыкальной интонации, настроиться на правильные движения рук и воспроизвести звучание на инструменте «слепым» способом.

На первых порах педагогу следует подробно обсуждать исполнение каждой пьесы с ребёнком, приучая его «схватывать» главные особенности сочинения: строение фраз, темп, лад, тональный план, изменение фактуры и так далее. Впоследствии анализ проигрываемого материала можно поручать  самому ребёнку.

        Дети играют большое количество песенок, попевок, пьес с установкой: на каждом занятии необходимо проиграть по два-три и более номеров без тщательной работы в привычном виде и сдаются на оценку. Главная задача – развить навык чтения с листа. Заучивать наизусть эти номера не следует. Дома ребёнок работает над звуком и характером музыки.

        В дальнейшей работе постепенно переключайте внимание ребёнка с нот, ритма, общей нюансировки на выразительность исполнения. Теперь он должен успевать читать штрихи, нюансировку, не только поставленную в нотах, но и позволяющую показать развитие фразы, предложения и т.д., то есть дать свою интерпретацию произведения.

        Пьесы должны быть немного проще и ниже уровнем на один учебный год, то есть дети второго года обучения играют пьесы за первый класс. Чтобы не терять приобретённый навык, возвращайтесь к этой работе периодически. На занятиях не всегда хватает времени на чтение с листа, поэтому по возможности занимайтесь этим в самом начале занятия.

        Далее предлагаю краткий список нотной литературы, содержащей дополнительный репертуар для чтения с листа.

  1. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1 – 2  классов ДМШ.
  2. Бахмацкая О. Здравствуй, малыш.
  3. Bartok Bela.  Mikrokozmosz.
  4. Грач Б. Фортепианная музыка для детей. 1 – 2 классы ДМШ.
  5. Кончаловская Н. Нотная азбука.
  6. Копчевский Н., Натансон В., Соколов М. Современный пианист.
  7. Кувшинников Н. Педагогический репертуар для фортепиано. 1 кл.
  8. Любомудрова Н., Сорокин К., Туманян А.  Хрестоматия для фортепиано. 1 кл. ДМШ.
  9. Милич Б. Маленькому пианисту.
  10. Руббах А., Ройзман Л., Малинникова В. Музыкальный альбом. 1 – 2 классы ДМШ.
  11. Рябов И. Чтение с листа в классе фортепиано. 1 – 2 классы.
  12. Сорокин К. Музыка для детей. 1 – 2 классы ДМШ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка чтения с листа в первые годы обучения игре на фортепиано

Данный материал будет полезен всем педагогам, которые кропотливо и вдумчиво закладывают основы для будущего развития их учеников...

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8 лет обучения

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8...

ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ПО.01.УП. 01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ЧТЕНИЕ С ЛИСТА дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств «Фортепиано»

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной про...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Фортепиано" "Специальность и чтение с листа"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Фортепиано" "Специальность и чтение с листа" составлена с учётом ФГТ, которые устанавливают обязател...

Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» по учебному предмету ПО.01.УП.01. «Специальность (домра) и чтение с листа».

Программа учебного предмета «специальность (домра) и чтение с листа», разработана на основе и с учётом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобра...

Методическая разработка «Формирование навыков чтения с листа интервалов и аккордов в музыкальных произведениях у обучающихся в классе фортепиано» (методические рекомендации для студентов СХНП)

Работа  раскрывает узкий аспект чтения с листа, имеющий, однако, большое значение для выполнения главного условия чтения– непрерывности исполнения.В работе излагаются приёмы формирования на...