исследовательская работа (пример)
материал (8 класс) по теме

Данную исследовательская работа посвящена туристу со стажем Шишкину Алкександру Альбертовичу. ЕЕ можно использовать в качестве примера для начинающих исследователей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

Детский оздоровительный образовательный центр (спорта и туризма)

Туристско-краеведческое движение учащихся «Отечество»

Областной конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся, посвященный 70-летию освобождения г.Ельца от немецко-фашистских захватчиков

Номинация «К туристскому мастерству»

Исследовательская работа

«Шишкин Александр Альбертович – один из основоположников туристского движения в г.Усмани Липецкой области»

Автор: Шишкин Георгий Александрович,

13 лет,

ученик 8-А класса

МБОУ лицея №1 г. Усмани

им. Героя Советского Союза Б.А. Котова

руководитель: Шишкина Людмила Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ лицея №1 г. Усмани

им. Героя Советского Союза Б.А. Котова

г. Усмань

2011

Оглавление.

  1. Введение.
  2. Результаты исследования:

а)  страницы биографии Шишкина Александра Альбертовича;
б)  увлечение туризмом;
в) создание туристского клуба «Умка» и его деятельность;
г) география походов.

  1. Заключение.
  2. Источники.

Вступление.


Снова чай в котелке закипел,
Досыхает рюкзак у костра,
И гитарой бивак зазвенел,
Ну а завтра - в дорогу с утра...

 Неизвестный автор из интернета

 

   Знаком вам аромат луговых трав? Знаете, как вкусна вода горных источников?   Любовались небом, опоясанным Млечным путем? Видели, как заходит солнце в горах? 
    Наверное, думаете, что это придумали законченные романтики? Мы не волшебники, мы просто туристы...

    Так говорит Шишкин Александр Альбертович – мой папа.  

    Папа говорит, что нет никакого проку сидеть дома и без толку проводить время за компьютером или телевизором, когда вокруг столько всего интересного.

   К тому же это хороший способ проверить, на что ты способен в экстремальных  ситуациях, в походе вырабатывается чувство ответственности не только за себя, но и за товарищей.
   Моя работа посвящена именно ему, моему самому близкому человеку.

Папа и меня увлек туризмом, поэтому я решил как можно больше узнать о туризме.

    Цель моей работы – пополнить знания об истории туристского движения в Усмани и установить, какую роль в развитии туризма в Усмани сыграл мой отец – Шишкин Александр Альбертович (приложение 1).

   Объект моего  исследования -  биография Шишкина А.А.

   Для достижения поставленной цели в процессе работы решались следующие задачи: сбор информации о развитии туризма в Усмани; поиск людей, имеющих отношение к туризму в Усмани; установление степени вклада Шишкина А.А. в развитие туризма в Усмани.

    Основные методы  моей работы:

 – накопление материала через анализ  воспоминаний самого Александра Альбертовича, его мамы  - Шишкиной Нэли Александровны, жены  - Шишкиной Людмилы Анатольевны, а также знакомых -  Роньшиной Натальи Анатольевны, Панина Сергея Валерьевича, его воспитанников из Усманского Дома пионеров  - Иванникова Павла Викторовича, Корнева Андрея Анатольевича;

- работа с семейным архивом:  фотографиями, печатными изданиями;
- работа с архивом туристского клуба «Умка»;
- обобщение полученных сведений.

Результаты исследования.

    На первом этапе работы я познакомился с биографией Александра Альбертовича Шишкина.

    Мой папа родился 3 марта 1967 года в семье работников торговли.

    Он рос обыкновенным подвижным мальчишкой, которому до всего есть дело. Когда ему было 7 лет, накупавшись в весенней луже, он тяжело заболел. Ему поставили диагноз ревматизм. Он  чуть не умер – несколько дней он находился в реанимации с температурой за 40. Выкарабкавшись чудом, он теперь  большую часть своей детской жизни проводил в больницах и санаториях. Периодически  суставы опухали  и движения доставляли ему  мучительную боль.  

     Нэля Александровна, его мама, старалась не показывать своих слез сыну, говорила, что все наладится, что все будет хорошо. Когда Саша в 13 лет вслед за старшим братом решил заняться модным в то время каратэ (тем более, что это было полулегально), мама не стала его отговаривать, так как для себя решила, что пусть Саша проживет то, что ему отмерено, в движении, в полном ощущении радости жизни. (А то, что врачи ей тогда сказали, что жить сыну осталось недолго, она рассказала мне совсем недавно, спустя 30 с лишним лет после этого!)

    Но занятия каратэ и другими боевыми искусствами не прошли даром. Мальчик окреп физически, стал меньше болеть, практически забыл о больницах.

    И когда после 8 класса в 1982 году Александр решил  поступить в Усманское педагогическое  училище, вопреки запретам врачей мама дала добро.

    В училище юноша – непременный участник всех спортивных соревнований. Занятия разными видами спорта: волейболом, коньками, лыжами и т.д. – еще больше укрепили его иммунитет. Кроме того, он заводила в агитбригаде, в составе которой объехал весь Усманский район.

    В педучилище же он начал заниматься танцами и неоднократно выступал не только на сцене родного училища, но в Районном Доме культуры.

   В семейном архиве есть фотография, где Шишкин Виктор Иванович, директор педучилища, пожимает руку Шишкину Александру, студенту 3 курса, как командиру отряда, занявшего 1-е место в смотре строя и песни.

    В педучилище же, благодаря своему мудрому наставнику, классному руководителю Бевзу Владимиру Сергеевичу, юноша впервые побывал сначала на военных сборах, а потом ощутил вкус экстремального отдыха на природе, правда, не в походном варианте, а в марш-бросках по Усманскому району. Он стал правой рукой классного руководителя, помощником во всех его начинаниях. Кстати, по словам жены Александра Альбертовича, Бевз В.С. до сих пор очень тепло отзывается о своем воспитаннике.

    Учеба в училище не прошла даром. Когда пришло время, Александр Альбертович отправился в армию.  

     Время  тогда было неспокойное. Шел 1985 год – война в Афганистане. Воспитанный как истинный патриот, юноша жаждал отправиться исполнить свой воинский долг именно там. И часть, к которой он был причислен, должна была отправиться именно туда. Но врачи запретили – климат жарких стран категорически ему противопоказан.

   Но нет худа без добра, как говорит моя бабушка, Нэля Александровна Шишкина. Папе  довелось служить в знаменитой «Тридцатке», образцовой учебной части в Москве, а после нее продолжить  службу  также в Московской воинской части в строительном батальоне. Ему довелось строить секретные военные объекты, но что это за объекты, он не говорит. Единственное, о чем он поведал, что эти объекты уходили под землю до 12 этажей и ниже! И однажды случилась трагедия – один солдат упал со строительных  лесов в шахту колодца и разбился вдребезги.

     После армии в 1988 году Александр Альбертович устраивается на работу сначала в педагогическое училище, а через год, в 1989 году, в Усманский Дом пионеров в качестве руководителя подросткового клуба.  

     Целые дни он проводит с так называемыми сложными подростками. Вот тут-то и пригодились знания и навыки, полученные в педагогическом училище и на занятиях по боевым искусствам в детстве, а также армейская школа.

   Он учит мальчишек разного возраста – от пятиклассников до старшеклассников – основам рукопашного боя, умению разбивать лагерь – разжигать костер, ставить палатку, готовить на костре и т.п. вещам. Все свободное время он посвящает подросткам.

     Андрей Анатольевич Корнев вспоминает  их так называемые          марш-броски на выживаемость. Когда они, одиннадцатилетние пацаны, с маленьким рюкзачком на спине, где только вода, хлеб и спички, шли  по маршруту «Никольское – Поддубровка – Усмань» с одной ночевкой . Это 40 с лишним километров! Практически без еды, без палаток, без спальных мешков, вообще практически безо всего! Да и не шли, а бежали по полям! ( Поверьте мне, я знаю на собственном опыте, что это такое, потому что в этом году шел по этому же маршруту, но только с двумя ночевками.) Вот уж действительно, тест на выживаемость! Так вот, Корнев вспоминает, как один мальчик, избалованный маменькин сынок, сказал: «Вот приду домой: все посплю и все поем, и ничего мамке не оставлю!»

    На втором этапе работы, расспрашивая разных людей, я пришел к выводу, что Александр Альбертович Шишкин  - первый, кто стал ходить в походы в Усмани. Причем ходил он туда со своими воспитанниками. Он стремился  научить их выживать в экстремальных ситуациях, преодолевать возникающие на пути трудности, следовать железному правилу: «Один за всех и все за одного!»

    Андрей Анатольевич Корнев вспоминает, как в 1989 году они впервые пошли в водный поход по реке Воронеж по маршруту «Вербилово – Савицкое» на плоту. Их было 5 человек ребятишек во главе с руководителем. Плот они соорудили на месте из подручного материала. Он оказался весьма тяжелым и был практически вровень с водой. Где-то на середине маршрута их накрыл проливной дождь, и все промокли до нитки. Александр Альбертович отдал мальчишкам всю свою сухую одежду из гермомешка, а сам всю дорогу был в насквозь мокрой одежде.    Удивительно, но никто не заболел, даже не чихнул ни разу. Вероятно, действительно, в таких ситуациях мобилизируются скрытые силы в организме.

    К сожалению, при перестройке дома фотографии из этих походов были утеряны.

    Походов было много, впечатлений еще больше. До сих пор ни Корнев А.А., ни Иванников Павел Викторович (кстати, мой учитель физкультуры) не могут об этом вспоминать спокойно.

     К сожалению, в 1993 году в силу определенных обстоятельств папа был вынужден уйти из Дома пионеров на Спасательную станцию водолазом. Но интересный факт, время от времени бывшие его воспитанники спустя более 20 лет приходят к нему и говорят спасибо за ту школу жизни, которую они прошли у своего наставника. Она помогла кому-то выжить в Чечне, кому-то приобрести профессию инструктора по боевым искусствам, а кто-то по примеру Александра Альбертовича решил связать свою жизнь с педагогической деятельностью, как, например, Корнев Андрей Анатольевич, учитель ФК в СОШ с. Дрязги и Иванников Павел Викторович, учитель ФК лицея №1 г. Усмани.

      Работая на спасательной станции, Александр Альбертович Шишкин стал водолазом 2 класса, настоящим профессионалом своего дела. Он спас жизнь не одному десятку человек. К  сожалению, звание водолаза 1 класса получить не удалось -  по состоянию здоровья ему пришлось оставить эту работу в 2005 году.

      Но опускать руки не в его характере. Во время работы на спасательной станции он отошел от туризма. Но туризм не отошел от него. Туризм вернулся к нему через его воспитанников. В 2002 году теперь уже Корнев Андрей позвал его в поход 2-й категории сложности по реке Мсте, что в Новгородской области. Там ему покорился его первый в жизни порог под названием Лестница.

   Работая над следующим этапом работы, я понял, что  поход  по реке Мста (приложение 9) стал новой вехой в жизни моего героя. Теперь он  «заболел» водным туризмом. Начались сплавы по категорийным рекам Новгородской области, Карелии,  Кольского полуострова, Кавказа, Урала (приложение 7). Ему покорились такие водопады как Обана (высота 10 м на р. Кутсайоки – приложение 2), Маманчик (высота 8 м на р. Тохмайоки – приложение 6) и множество других.  О походах, где принимал участие Александр Альбертович, не раз писала районная газета «Новая Жизнь», областная газета «Молодежный вестник» (приложение 11), фильмы, которые он монтирует о походах (пример на диске), можно найти в интернете.

    Самое главное, что Александр Альбертович приобщает к активному отдыху других. Так, вся наша семья, включая маму и старшего брата, теперь ходит в походы. Он никому не отказывает, если человек просится в поход.  

   Я выяснил, что по его инициативе в 2003 году был создан туристский спортивный клуб «Умка» (Усманский Молодежный Клуб Авантюристов) и он стал его  председателем. Члены этого клуба вели активную общественную работу: проводили районные соревнования по туризму в 2004 -2007 годах  (приложения 13,14), пропагандировали здоровый образ жизни, устраивая различные семинары, например, на реке Белой в Карачаево-Черкессии в 2006, 2007, 2009 годах, принимали участие  в областных (2003-2007 гг.) и Российских соревнованиях (2007г.  река Белая в Карачаево-Черкессии).

   В 2003 году команда «Умки» впервые участвует в Открытом областном чемпионате по технике водного туризма и занимает 2 место. С 2003 года участие в этом чемпионате становится регулярным (приложение 8). За прошедшие 9 лет  усманцы ни разу не остались без наград. Кроме того, в 2009 и 2010 году были выставлены еще и молодежные команды, подготовкой которых занимались мои родители – Шишкины Александр Альбертович и Людмила Анатольевна. В 2009 взрослая команда под руководством Александра Альбертовича заняла 1 место, а молодежная – 6-е место из 13 команд. В 2010 г. молодежная команда стала уже второй в общем зачете из 16 команд.

   В период с 2004 по 2008 годы усманцы во главе с моим папой участвовали в Открытом первенстве Воронежской области по технике водного туризма  - мемориале Игоря Борисовича Базилевского и становились там призерами. Там же разыгрывался и переходящий Кубок Гинзбурга, он дважды был завоеван усманцами – в 2005 и в 2006 годах. Об этих достижениях свидетельствуют многочисленные грамоты и медали, а также публикации в различных периодических изданиях (приложения 10, 11,12).

   В период с 2007 по 2009 годы на базе СОШ ст. Дрязги проводились соревнования по туризму «Кубок дружбы». Клуб «Умка» активно помогал  в подготовке и проведении этих соревнований.

  Членов клуба «Умка» и в частности Шишкина А.А. привлекали в судейство на Первом Открытом чемпионате Липецкой области по горнолыжному спорту в 2009 году на базе КРЦ «Никольский» (приложение 4). После этого горнолыжный спорт наряду с обычными лыжами стал неотъемлемой частью зимней спортивной жизни моей семьи.

  К сожалению, клуб пришлось закрыть из-за финансовых неурядиц.  Но дело-то живет! Бывшие члены клуба продолжают ходить в походы, привлекая к здоровому образу жизни все новых и новых людей.  

    В период с 2003 по 2011 годы мой папа принял участие в 16 походах различной категории сложности, из них в 9 был руководителем (приложение 3).

   Следует отметить, что во всех походах и обучающих семинарах, где Шишкин А.А. был руководителем, молодежь составляла до 70% на семинарах и до 20-30% в категорийных походах.

    Многие усманцы прошли эту школу и «заболели» туризмом (приложение 15).

    После обучения в его походах стали водить в походы молодежь его последователи : Чавкин Максим Николаевич, Попов Виктор Михайлович, Шишкина Людмила Анатольевна, Роньшин Дмитрий Сергеевич, Роньшина Наталья Анатольевна, Данилюк Вадим Петрович и другие.
  Немаловажный факт -  география места жительства участников походов и семинаров. Так кроме усманцев, активное участие в походах принимают жители

г.г. Липецка, Воронежа, Москвы, Челябинска, Краснодара.

   Сейчас Шишкин А.А. работает инструктором  веревочного городка «Форест-парк» в г. Задонске. Теперь он переквалифицировался в заправского альпиниста, ловко управляясь со всевозможными веревками, жумарами, восьмерками и другими альпинистскими штуками.

   Люди из разных городов России, включая Москву, приезжают к дяде Саше в веревочный городок.  

   В родном городе Усмани он уважаемый человек. Его приглашают на заседания Общественного совета, обращаются по организации спортивных соревнований, чествовали на районном Дне отца в 2009 году.

   Мой папа мечтает покорить самый большой водопад в Европе Маманя  высотой 30 метров, расположенный на реке Кутсайоки на Кольском полуострове. Надеюсь, что эта его мечта когда-нибудь осуществится. Но для этого ему придется еще много тренироваться – несмотря на то, что он умеет, по словам туристов-водников, очень много, он утверждает, что ему еще учиться и учиться.

Заключение.

    «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы…» - писал Николай Алексеевич Островский.

   Я считаю, что эти слова в полной мере можно отнести к моему отцу.

  В процессе работы я узнал много нового о развитии туризма в Усмани и выяснил, что мой папа – Шишкин Александр Альбертович – действительно один из первых, кто систематически начал заниматься туризмом в Усманском районе. Именно он воспитал последователей этого дела и благодаря своим ученикам сам вернулся в туризм и теперь уже на новом уровне продолжает  развивать туризм не только в районе, но и в области.

   Я узнал много нового о самом близком мне человеке не только в плане его туристской деятельности. Я понял, что он глубоко не равнодушный человек. Ему интересны окружающие его люди, он всегда выслушает любого, постарается помочь советом или делом. У  него есть удивительная черта характера – он видит в людях только хорошее. Именно поэтому его так ценят окружающие.

   Он очень увлеченный человек, и своим азартом увлекает других людей.

   Он художник и умеет ценить красоту природы. Он не хочет сидеть дома – он хочет своими глазами увидеть   необъятные просторы нашей Родины. Хочется так много, а времени так мало!

   Он хочет проверить свои силы и возможности, научиться чему-то новому у других.

   Не так давно он вернулся из похода в горы (приложение 5). Причем желание попасть туда было настолько сильным, что не помешали даже поврежденные связки на ноге.

  Я горжусь своим отцом (и пусть будет нескромным  сравнение, но он напомнил мне историю А.В. Суворова, слабого здоровьем в детстве, но сильного духом, сумевшего побороть болезнь)  и верю, что он всегда будет таким же энтузиастом, подвижником туризма в Усмани и Липецкой области, ведь жизнь для него – это движение. И я стараюсь во всем брать с него пример.

Источники:

Архив туристского клуба «Умка».

Видеофильмы о походах, созданных Шишкиным А.А.

Воспоминания Иванникова П.В.

Воспоминания Корнева А.А.

Воспоминания Панина С.В.

Воспоминания Роньшина Д.С.

Воспоминания Роньшиной Н.А.

Воспоминания Шишкина А.А.

Воспоминания Шишкина А.А.

Воспоминания Шишкиной Н.А.

«Липецкие известия» №42 от 15 октября 2008г.: «Я бы все поездки на море поменяла на такой же поход!»

Материалы Усманской районной газеты «Новая Жизнь»:

 №131 от 28 октября 2003г.: «Ух ты! Охта!»;

№125 от 14 октября 2003г.: «Сосновый бор» - территория любви к природе»;

№ 82 от 8 июля 2004г.: «В поход за золотом»;

№113 от 16 сентября 2004г:«Умка» на севере»;

 №142 от 23 ноября 2004г.: «Топ-топ, топает турист»;

№88 от 21 июля 2005: «Как сладкую песню Отчизны моей люблю я Кавказ!»;

№100 от 19 августа 2006г.: «За синие горы, за широкие реки…»;

№87 от 21 июля 2007г.: «Умка» на Ольшанке»;

№103 от 25 августа  2007: «Долго будет Карелия сниться»);

№ 119 от 2 октября 2007г.: «Долго будет Карелия сниться…»;

№112 от 11 сентября 2008г.: «Сюрпризы Заполярья»; №151 от 11 декабря 2008г.: «Для спорта нет плохой погоды».

«Молодежный вестник» №17 от 22 августа 2008г.: «Умка» за полярным кругом».

Островский Н.А. «Как закалялась сталь», М., 1956.
Рассказы Шишкиной Л.А.
Рассказы Роньшиной Н.А.
Рассказы Роньшина Д.А.

Семейный архив семьи Шишкиных.

«Липецкая  газета» от 14 апреля 2004г.: «Липчане «дали прикурить».

 http://www.landholiday.ru 

 http://dic.academic.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Формирование уважительного отношения к учителю на примере произведений, изучаемых в курсе литературы в 5-9 классах"

Эта исследовательская работа рассматривает такие вопросы, как моральные ценности,  роль учителя в жизни человека, его роль в воспитании полноценной личности.В последнее время в России возникла пр...

Возможности исследовательской работы в УДО на примере детского объединения театра моды "Виктория"

Возможности исследовательской работы в УДО на примере детского объединения театра моды "Виктория"Исследовательская деятельность  Исследовательская деятельность по сути своей предполагает а...

Пример рефлексии ученицы 5 класса на исследовательскую работу

Пример рефлексии ученицы 5 класса на исследовательскую работу...

Использования проектной и исследовательской работы в учебно – воспитательном процессе на примере уроков биологии и химии.

К современному образованию сегодня предявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, правильно работать с ней, творчески решать проблемы...

Костыря Виктория. Символическое значение цветов в иконографии «Благовещения» в середине XV века в творчестве художников Западной Европы на примере «Благовещения из Экса» Бартелеми Д’Эйка. Исследовательская работа ученицы.

Работа удостоена диплома 1 степени на Всероссийской конференции "Университетская гимназия", проводимой на базе СПбГУ, диплома 3 степени Всероссийской конференции "Интеллектуальное Возрождение", провод...

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...