Факультативный курс "История кадетских корпусов", 7 класс
элективный курс (7 класс) по теме

Горпенюк Станислав Владимирович

Авторская педагогическая разработка факультативного курса для 7 класса, рассчитанного на 17 учебных часов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования, молодёжной политики и спорта

Шелеховского муниципального района

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Авторская педагогическая разработка

Факультативный курс «История кадетских корпусов»

(учебная программа)

                             Автор  разработки:

                                                           Горпенюк Станислав Владимирович,

                                                             заместитель директора по безопасности

                                                             жизнедеятельности, безопасности обра-

                                                             зовательного процесса и условий труда

                                                            МКОУ «СОШ №9» г. Шелехова

                                     

г. Шелехов

2012 г.

Пояснительная записка

1. Место курса в образовательном процессе

     Программа факультативного курса  «История кадетских корпусов» является составной частью образовательной программы школы. Программа построена с учётом профильного  направления деятельности МКОУ «СОШ №9» - кадетские классы.

     Программа соответствует требованиям:

     -  Конституции РФ;

     -  «Закона об образовании»;

     - Примерным требованиям к программам дополнительного образования

детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.12. 2006 г. №06-18-44).

     Факультативный курс «История кадетских корпусов» для учащихся 7 кадетского класса ориентирован на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы и является составной частью духовного, нравственного и патриотического воспитания кадет, тесно связан с такими общеобразовательными предметами, как история, литература, обществознание.

     Данный курс разработан специально для кадет 7 класса с учетом специфики программы развития школы, которая предполагает особое внимание к воспитанию кадет на примерах истории Отечества. Программа курса рассчитана на воспитание у подрастающего поколения чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» посредством изучения истории, традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности выдающихся кадет прошлого.

     Программа курса рассчитана на 17 учебных часов (при нагрузке 1 час в неделю).

     При изучении курса учащиеся получают  дополнительные  знания, которые:

     - необходимы учащимся для личностного восприятия исторического процесса, для адекватной оценки событий и явлений тех или иных исторических деятелей;

     - способствуют более полному освоению программы по истории, повышению уровня развития.

2. Цели и задачи курса

     Главной целью кадетского образования и воспитания является  создание условий для воспитания граждан России, способных сознательно, добросовестно и самоотверженно служить Отечеству  на военном и  гражданском поприще.

     Данная цель положена в основу программы.

     Без знания прошлого своей страны нельзя создавать настоящее и строить будущее. История Отечества – это не только изучение явлений прошлого и хронологическое повествование. История – это богатый духовный и нравственный опыт людей разных поколений.

     Курс «История кадетских корпусов» - это не только изучение истории кадетских корпусов и отдельных деятелей прошлого, но и духовное, нравственное, патриотическое воспитание, которое способствует становлению и развитию  кадета, как личности и гражданина.

     Цели курса «История кадетских корпусов»:

     - создание условий для духовного, нравственного и патриотического воспитания кадет  с активной гражданской позицией;

     - создание основы для подготовки молодых людей к сознательному добровольному и творческому служению Отечеству на военном и гражданском поприще.

     Задачи курса:

     - приобщение  кадет к национальной истории и духовной культуре  через изучение истории кадетского движения;

     - создание условий для формирования личности кадета через приобщение к духовным ценностям и традициям народа;

     - возрождение и развитие традиций кадетского движения через изучение лучших исторических и культурных традиций кадетских корпусов дореволюционной России;

     - создание условий для воспитания личности кадета на примере жизни и деятельности выдающихся кадет и исторических личностей прошлого;

     - воспитание у кадет чувства гордости за принадлежность к «кадетскому братству».

     Программа курса «История кадетских корпусов» построена с учетом возрастных и психологических особенностей.

В процессе работы по изучению данного курса ученики могут овладеть:

  1. конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития и становления кадетского движения в России;
  2. историко-биографической информацией;
  3. навыками работы с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление тематических карточек, таблиц, схем, рефератов по избранной теме или проблеме);

- элементом исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного (под руководством педагога) микроисследования.

Реализация вышеуказанного обеспечивается содержанием курса, которое систематизирует знания в области истории кадетского движения.

3. Содержание курса

Структурно программа курса состоит из 5 разделов.

Раздел 1. Кадетские корпуса в России в XVIII- начале XX века

5 часов

     Основные предпосылки создания кадетских корпусов, кадетские корпуса в России XVIII-XIX веках. Внутренняя организация корпусов до преобразований 1860-х годов. Реформа 1863 г. Реформа 1882 г. Роль императора Александра III в развитии военного образования. Формирование новых кадетских корпусов при Александре III (1882-1887 гг.). Открытие новых кадетских корпусов при императоре Николае II (1896 – 1913 гг.).  Казачьи кадетские корпуса. Военные гимназии. Иркутский кадетский корпус – последний кадетский корпус, открытый в Российской империи.

Раздел 2. Российские кадетские корпуса за рубежом

3 часа

     Финляндский топографический кадетский корпус. Первый русский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус. Крымский кадетский корпус. Корпус-лицей имени императора Николая II.

Раздел 3. Суворовские и нахимовские училища

3 часа

     Создание суворовских военных училищ в СССР. Ташкентское и Кутаисское суворовские училища. Суворовские спартакиады. Создание нахимовских военно-морских училищ в СССР.  Тбилисское, Рижское и Ленинградское нахимовские военно-морские училища. Суворовские и нахимовские училища в настоящее  время.

Раздел 4. Восстановление в России

кадетских корпусов в конце ХХ века

4 часа

     Учебные заведения кадетского типа в СССР и современной России. Организация корпусов и обучение кадет. Обмундирование кадет кадетских корпусов. Нагрудные знаки кадетских корпусов. Директора кадетских корпусов и их роль в формировании и организации учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах. Открытие новых корпусов.

Раздел 5. Кодекс кадетской чести

2 часа

     Кодекс кадетской чести. Кодекс чести офицера. Правила и традиции русского кадетского корпуса. «Заповеди товарищества» Великого Князя Константина Константиновича. Шестьдесят семь заветов кадетам.

4. Календарно-тематический план

(приложение 1)

5. Методы и формы обучения.

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.

Для повышения интереса учащихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

     Основные виды деятельности, используемые на занятиях,  которые обеспечивают достижение поставленных целей:

     - анализ биографий исторических деятелей (ролевые игры, инсценировки);

     - разработка проекта и его защита;

     - составление хрестоматий и  карт сражений;

     - работа с дополнительной литературой (задачниками по истории, хрестоматиями, словарями);

     - работа с дидактическим и раздаточным материалом (карточками, таблицами);

     - практические работы (разработка проектов по темам), в том числе на компьютере.

     При изучении курса используются следующие формы организации урока:

     - проблемные задания с организацией обсуждений, дискуссиями, в большинстве не  предполагающие  однозначных ответов;

     - задания, раскрывающие различные стороны одной и той же проблемы;

     - семинарские занятия.

Словесные методы создают у учащихся предварительные представления об изучаемом. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, указания.

Наглядные методы применяются главным образом в виде показа наглядных пособий, презентаций, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

6. Ожидаемый результат изучения курса

     В результате изучения курса «История кадетских корпусов» ученик должен знать:

     - историю создания и развития кадетского движения в России;

     - историю Российских кадетских корпусов за рубежом;

     - историю создания и развития суворовских и нахимовских училищ;

     - о восстановлении в России кадетского движения в настоящее время.

Ученик должен уметь:

     - пользоваться дополнительной литературой (задачниками по истории, хрестоматиями, литературой, интернет-ресурсами);

     - выполнять практические задания (написание рефератов, разработка проектов по темам), в том числе на компьютере.

     Кроме этого, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений для:

     - приобщения к национальной истории и духовной культуре;

     - формирования личности;

     - выработки убеждений  и  потребности  в  сознательном,  добровольном и

творческом служении Отечеству на гражданском и военном поприще.

     Программа обеспечивает воспитательный эффект, что особенно четко просматривается при изучении тем «История создания и развития кадетских корпусов», «Восстановление в России кадетских корпусов в конце XIX века», «Кадетское движение на современном этапе», «Кодекс кадетской чести». У учащихся  воспитывается чувство патриотизма и гордости за свою Родину, что так необходимо в наше время, когда молодые ребята отказываются идти в армию.

     

7. Система форм  контроля

уровня достижений учащихся

     Образовательные результаты изучения данного факультативного курса могут быть выделены в рамках следующих форм контроля:

     - текущий контроль (беседы с учащимися по изученным темам, во время семинарских занятий или на зачётах);

     - тематический контроль (выполнение тестовых заданий);

     - итоговый контроль в форме выполнения практических заданий (по разделам практики, выполнение заданий по анализу исторического источника, текста с развернутым ответом, где необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть его отдельные положения, соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса, высказывать и обосновывать собственное мнение).

     Итогом работы по данному курсу может быть самостоятельное написание реферата, научно-исследовательской работы; выполнение проекта под руководством учителя или самостоятельно.

     Оптимальными условиями  реализации данного курса являются:

     - проведение итогового тестирования на компьютере;

     - накопление банка материалов, хрестоматий, (и т. д.);

     - использование сведений информационных банков городских, областных, российских и международных библиотек через интернет.

8. Литература

     Для учителя:

1. Н. В. Шаронова. Методические рекомендации по разработке авторской программы учебного курса, журнал «Завуч» №4, 2000.

2. Е.Е.Шестернинов, М.Н.Арцев.  Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ, журнал «Практика административной работы в школе», №5, 2003.

3. А.Г. Каспраж, Л.Ф.Иванова. Схема разработки программы авторского курса по выбору, журнал «Практика административной работы в школе», №6, 2003.

4. Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ. М.: НИИ Школьных технологий. 2005 г.

5. Гейнгардт Н.С.  Программа патриотического  воспитания. Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2006 г. № 3.

6. Друкарев А.А. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. М.: 2000 г.

7. Вырщиков   А.,   Кусмарцев   М.   Патриотизм   на   службе   России.    Воспитание школьников. 2006 г. № 3.

     Для учащихся:

1.  Советская историческая энциклопедия, т. 6. М., 1965, с. 771.

2.  Гуляев Ю. Н. О раннем периоде жизни и деятельности М.И. Голенищева-Кутузова. - "Бомбардир", 1995, № 3, с. 24-25.

3. Журнал «Кадетская перекличка»,  2010  г., № 2.

4. Красавин О.А.  В Суворовском кадетском корпусе, М., изд. Менеджер, 1999 г.

5. Военная форма. - М.: Терра, 2003.

  1. Энциклопедия для детей. История. - М.: Терра, 2000.

Приложение №1

Календарно-тематическое планирование

занятий факультативного курса

«История кадетских корпусов»

п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во ча-сов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготов-ленности учащихся

Дата проведения

план

факт

1

Каде-тские кор-пуса в Рос-сии в XVIII-XIX веках

Основные предпо-сылки создания кадетских корпусов

1

Изучение нового матери-ала

Военное воспитание юношей. «Рыцарская академия»

Знать причины создания кадетских корпусов

Первые кадетские корпуса

в России

1

Комби-нирован-ный

Организация первых кадетских корпусов в России. Шляхетский корпус кадетов. Морской кадетский корпус

Знать о первых российс-ких кадетских корпусах

Кадетские корпуса в 30-40-е годы

XIX века

1

Комби-нирован-ный

Павловский кадетский корпус. Александ-рийский сиротский кадетский корпус. 2-ой Московский кадетский корпус

Знать о кадетских корпусах 1830-1840 гг.

Кадетские корпуса второй половины XIX-начала XX века

1

Комби-нирован-ный

Роль императора Александра III в развитии военного образования. Открытие новых кадетских корпусов при императоре Николае II.

Знать о развитии кадетских корпусов в конце XIX -  начале XX века

Кадетские корпуса в дорево-люцион-ной России

1

Комби-нирован-ный

Военные гимназии. Иркутский кадетский корпус

Знать об истории Иркутско-го кадет-ского корпуса

2

Рос-сийс-кие кадет-ские кор-пуса за рубе-жом

Финлян-дский топогра-фический кадетский корпус

1

Изучение нового матери-ала

Финляндский топографи-ческий кадетский корпус. Калишский кадетский корпус

Знать о первых кадетских корпусах за рубежом

Первый русский кадетский корпус

1

Комби-нирован-ный

Закрытие кадетских корпусов после революции. Первый русский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус

Знать о первых русских кадетских корпусах

Кадетские корпуса за рубе-жом

1

Комби-нирован-ный

Крымский кадетский корпус. Корпус -лицей имени императора Николая II

Знать о российс-ких кадет-ских кор-пусах за рубежом

3

Суво-ровс-кие и нахи-мовс-кие учи-лища

Суворов-ские училища в СССР

1

Изучение нового матери-ала

Создание в Советском Союзе сети суворовских военных училищ в 1943-1944 годах и в первой половине

50-х годов

Знать о суворов-ских училищах в СССР

Нахимов-ские училища в СССР

1

Изучение нового матери-ала

Создание в СССР нахимовских военно-морских училищ

Знать о нахимов-ских училищах в СССР

Суворов-ские и нахимов-ские учи-лища в настоящее время

1

Комби-нирован-ный

Военные и военно-морские училища в современной России

Знать о современ-ных военных и военно-морских училищах

4

Вос-ста-нов-ление в Рос-сии кадет-ских кор-пусовв конце XX века

Учебные заведения кадетско-го типа в СССР

1

Изучение нового матери-ала

Открытие новых корпусов. Организация корпусов и обучение кадетов

Знать об органи-зации кадетских корпусов в СССР

Восстано-вление в России кадетских корпусов в конце XX века

2

Комби-нирован-ный

Восстановле-ние кадетс-ких корпусов

Знать о новых кадетских корпусах в России в конце ХХ века

Комби-нирован-ный

Обмундиро-вание кадетов кадетских корпусов

Знать об обмунди-ровании кадетских корпусов

Учебные заведения кадетско-го типа в совре-менной России

1

Комби-нирован-ный

Современные кадетские корпуса. Нагрудные знаки кадетских корпусов

Знать об учебных заведени-ях кадетс-кого типа в совре-менной России, нагрудные знаки кадетских корпусов

5

Ко-декс кадет-ской чести

Правила и традиции русского кадетско-го кор-пуса

1

Изучение нового матери-ала

«Заповеди товарищест-ва» Великого Князя Константина Константи-новича. Шестьдесят семь заветов кадетам

Знать правила и традиции русского кадетства

Кодекс кадетской чести

1

Обобща-ющий

Кодекс кадетской чести. Кодекс чести офицера

Знать кодекс кадетской чести

Приложение №2

Список тем рефератов:

1. Кадетские корпуса в дореволюционной России.

2. Первый русский Великого князя Константина Константиновича кадетский корпус.

3. Финляндский топографический кадетский корпус.

4. Крымский кадетский корпус.

5. Калишский кадетский корпус.

6. Корпус-лицей имени императора Николая II.

7. Иркутский кадетский корпус.

8. Роль императора Александра III в развитии военного образования в России.

9. Формирование новых кадетских корпусов при Александре III (1882-1887 гг.).

10. Обмундирование кадет кадетских корпусов.

11. Директора кадетских корпусов и их роль в формировании корпусов и организации работы.

12. Кодекс кадетской чести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Торжественная церемония передачи Первому Московскому кадетскому корпус знамени Объединения кадет российских кадетских корпусов в Венесуэле

«Всегда любить Россию, как бы не было ей трудно,и какие бы беды ты не переживал сам».А.Б.Легков ВЫСТУПЛЕНИЕ АЛЕКСЕЯ БОРИСОВИЧА ЛЕГКОВА НА ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЦЕРЕМОНИИ ПЕРЕДАЧИ ПЕРВОМУ МОСКОВ...

Библиотечный фонд музея Корпуса пополнился сборником «Военные училища и кадетские корпуса Русской императорской армии в Москве. XIX – начало XX вв.»

Библиотечный фонд музея пополнился сборником документов "Военные училища и кадетские корпуса Русской императорской армии в Москве.XIX - начало XX вв." "...простая справедливость требует, чт...

Кодекс кадетской чести Первого Московского кадетского корпуса

Презентация подготовлена в рамках программы дополнительного образования и используется на занятиях в военно-историческом кружке "Долг. Честь. Отечество. Польза."Настоящий «Кодекс кадетской чести» сост...

ПРОГРАММА предмета «История кадетских корпусов» ГОУ кадетская школа Пушкинского района Санкт-Петербурга (5-6 классы) Разработчики: Дмитренко В.В., Мусаева Т.М., Ляпин В.И., Сиренко О.Р.

Программа предмета "История кадетских корпусов" разработана для кадет и воспитаников обучающихся в 5, 6-х классах кадетской школы и охватывает период истории России с конца XVII века до XXI века....

Рабочая программа по факультативному курсу "История кадетских корпусов"

Создание кадетских корпусов и кадетских  классов можно считать одной из наиболее востребованных традиций российской педагогики. Их воспитанники на протяжении почти 200-летней истории составляли с...

Доклад "История кадетских корпусов. Первый кадетский корпус".

К данной разработке прилагается презентация, которая содержит документальные данные и фотографии....

Рабочая программа воспитания и социализации воспитанников государственного казенного общеобразовательного учреждения Владимирской области кадетской школы-интерната «Кадетский корпус» имени Дмитрия Михайловича Пожарского

Кадетский корпус имени Дмитрия Михайловича Пожарского является единственным общеобразовательным учреждением в области, где сама  специфика организации учебно-воспитательного процесса кадетской шк...