Рабочая программа по факультативному курсу "История кадетских корпусов"
рабочая программа на тему

Гром Ольга Валентиновна

Создание кадетских корпусов и кадетских  классов можно считать одной из наиболее востребованных традиций российской педагогики. Их воспитанники на протяжении почти 200-летней истории составляли славу и гордость императорской России, давая ей выдающихся государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры.

Факультативный курс «История кадетских корпусов» является составной частью духовного, нравственного и патриотического воспитания кадет, тесно связан с такими общеобразовательными предметами, как история, литература, обществознание.

Программа курса рассчитана на воспитание у подрастающего поколения чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» посредством изучения истории, традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности выдающихся кадет прошлого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_kad._korpusa.docx66.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение «Североморский кадетский корпус»

       

                                                                                           «Утверждаю»                                                     

            Директор ГОБОУ                                                                                                                «Североморский кадетский корпус»

                                                                                           _______________Е.А.Завадская

                                                                                           «03» сентября  2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

   ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ  КУРСУ

 

«ИСТОРИЯ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ»

                                                                Разработала_____ Гром О.В., педагог-библиотекарь

                                                   ГОБОУ «Североморский кадетский корпус»

        Программа обсуждена и согласована на        методическом совете ГОБОУ

«Североморский кадетский корпус»

Протокол № 2 от «03» сентября 2014 г.

        

                                                       Программа принята на педагогическом совете

                                                                Протокол № 2 от «03» сентября  2014 г.

г. Североморск

2014 год

ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Создание кадетских корпусов и кадетских  классов можно считать одной из наиболее востребованных традиций российской педагогики. Их воспитанники на протяжении почти 200-летней истории составляли славу и гордость императорской России, давая ей выдающихся государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры.

Факультативный курс «История кадетских корпусов» является составной частью духовного, нравственного и патриотического воспитания кадет, тесно связан с такими общеобразовательными предметами, как история, литература, обществознание.

Программа курса рассчитана на воспитание у подрастающего поколения чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» посредством изучения истории, традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности выдающихся кадет прошлого.

Программа курса рассчитана на воспитанников 5-х и 6-х классов кадетского корпуса при нагрузке  34  учебных часа (1 час в неделю).

При изучении курса обучающиеся получают  дополнительные  знания, которые:

- необходимы для личностного восприятия исторического процесса, для адекватной оценки событий и явлений тех или иных исторических деятелей;

- способствуют более полному освоению программы по истории, повышению уровня развития.

Главной целью кадетского образования является  создание условий для воспитания граждан России, способных сознательно, добросовестно и самоотверженно служить Отечеству  на военном и  гражданском поприще.

Данная цель положена в основу программы.

Без знания прошлого своей страны нельзя создавать настоящее и строить будущее. История Отечества – это не только изучение явлений прошлого и хронологическое повествование. История – это богатый духовный и нравственный опыт людей разных поколений.

Курс «История кадетских корпусов» - это не только изучение истории кадетских корпусов и отдельных деятелей прошлого, но и духовное, нравственное, патриотическое воспитание, которое способствует становлению и развитию  кадета, как личности и гражданина.

Цели курса «История кадетских корпусов»:

- создание условий для духовного, нравственного и патриотического воспитания кадет  с активной гражданской позицией;

- создание основы для подготовки молодых людей к сознательному добровольному и творческому служению Отечеству на военном и гражданском поприще.

Задачи курса:

- приобщение  кадет к национальной истории и духовной культуре  через изучение истории кадетского движения;

- создание условий для формирования личности кадета через приобщение к духовным ценностям и традициям народа;

- возрождение и развитие традиций кадетского движения через изучение лучших исторических и культурных традиций кадетских корпусов дореволюционной России;

- создание условий для воспитания личности кадета на примере жизни и деятельности выдающихся кадет и исторических личностей прошлого;

- воспитание у кадет чувства гордости за принадлежность к «кадетскому братству».

Программа курса «История кадетских корпусов» построена с учетом возрастных и психологических особенностей.

В процессе работы по изучению данного курса ученики могут овладеть:

  1. конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития и становления кадетского движения в России;
  2. историко-биографической информацией;
  3. навыками работы с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление тематических карточек, таблиц, схем, рефератов по избранной теме или проблеме);
  4. элементом исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного (под руководством педагога) микроисследования.

Реализация вышеуказанного обеспечивается содержанием курса, которое систематизирует знания в области истории кадетского движения.

            Образовательные результаты изучения данного факультативного курса могут быть выделены в рамках следующих форм контроля:

     - текущий контроль (беседы с учащимися по изученным темам, во время семинарских занятий или на зачётах);

     - тематический контроль (выполнение тестовых заданий);

     - итоговый контроль в форме выполнения практических заданий (по разделам практики, выполнение заданий по анализу исторического источника, текста с развернутым ответом, где необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть его отдельные положения, соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса, высказывать и обосновывать собственное мнение).

     Итогом работы по данному курсу может быть самостоятельное написание реферата, научно-исследовательской работы; выполнение проекта под руководством учителя или самостоятельно.

     

Содержание

 

5 класс

  1. Введение. Я - кадет! 2 ч

        Понятия кадет, кодекс кадетской чести, честь, офицер, долг,  патриотизм, Отечество  и др.  

        Присяга и заветы кадет. Посвящение в кадеты. Кадетская клятва. Гимн Союза кадет.

  1. Форма одежды кадет. 3 ч

История появления кадетской формы. Характерные особенности, значение и отношение учащихся к кадетской форме. Форма первых кадет.

Формирование единого образца кадетской формы. Шинель, клапан, башлык, галстук, вензель, шифровка и др. понятия. Ношение оружия.

  1. Символика кадетских корпусов. 1 ч

Нагрудные знаки. Жетоны. Знамёна.

  1. Кадетские корпуса в России в XVIII- начале XX века. 5 ч

Основные предпосылки создания кадетских корпусов. Военное воспитание юношей в царской России.

Первые кадетские корпуса в России: Шляхетский кадетский корпус, Морской кадетский корпус и др.

Кадетские корпуса в России в 30-40-е годы 19 в.: Павловский кадетский корпус. Александрийский сиротский кадетский корпус. 2-ой Московский кадетский корпус.

Кадетские корпуса второй половины 19-начала 20 века. Роль императора Александра III в развитии военного образования. Открытие новых кадетских корпусов при императоре Николае II.

Кадетские корпуса в дореволюционной России. Военные гимназии. Иркутский кадетский корпус

  1. Российские кадетские корпуса за рубежом. 3 ч

Финляндский топографический кадетский корпус. Калишский кадетский корпус.

Первый русский кадетский корпус. Закрытие кадетских корпусов после революции. Первый русский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус.

  1. Воинское товарищество: кадеты, суворовцы, нахимовцы. 6 ч

Суворовские училища в СССР. Создание суворовских военных училищ в СССР. Ташкентское и Кутаисское суворовские училища. Суворовские спартакиады.

Нахимовские училища в СССР. Создание нахимовских военно-морских училищ в СССР. Тбилисское, Рижское и Ленинградское нахимовские военно-морские училища.

Суворовские и нахимовские училища сегодня. 

Книги и воспоминания суворовцев и нахимовцев. Н.Смирнов, В. Драгомирецкий «Так вспомним алые погоны», С. Дарков «Записки суворовца», И. Лощилов «Ах, друзья мои, кадеты!», Н. Кунц «Суворовцы и нахимовцы – Герои» и др.

  1. Восстановление в России кадетских корпусов . 3 ч

Учебные заведения кадетского типа в СССР.

Учебные заведения кадетского типа в современной России. Организация корпусов и обучение кадет. Обмундирование кадет кадетских корпусов. Нагрудные знаки кадетских корпусов. Директора кадетских корпусов и их роль в формировании и организации учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах. Открытие новых корпусов.

История создания Североморского кадетского корпуса.

  1. Честь имею! 2 ч

Георгиевские кавалеры. Офицерские династии.

Правила и традиции воспитанников кадетских корпусов.

  1. Кадеты Лермонтовы. 2 ч

Род Лермонтовых в России.

  1.  Кадетские стихи и песни. 2 ч

Стихи и песни кадет в современном звучании.

  1.  Книги и воспоминания кадет и о кадетах Российских Императорских кадетских корпусов. 3 ч

О.Хазин. Пажи. Кадеты. Юнкера.

А.Йордан. Честь родного погона.

В.Бельский. О родном корпусе.

  1. Кадеты-участники Бородинского сражения и Отечественной войны 1812 года. 2 ч

6 класс

  1. Возникновение кадетских корпусов.

           Императорские кадетские корпуса. Связь зарождения в России военно-учебных заведений с именем Петра I. Военное образование у великих и знаменитых.

  1. Кадеты-первые выдающиеся авиаторы России.

Материалы воспоминаний внучатого племянника С.А.Ульянина Юрия Ульянина, майора авиации в отставке.

Ульянин Сергей Алексеевич- основоположник теории надежности в авиации.

Сикорский Игорь Иванович- русский авиаконструктор, основоположник мирового вертолетостроения.

Нестеров Пётр Николаевич- лётчик.

Первый кадетский корпус. Дом Романовых  и его история.

Второй кадетский Императора Петра Великого корпус.

Гродненский кадетский корпус.

Корпус Чужестранных Единоверцев. Военно-сиротский дом. Пажеский корпус.

  1. Известные выпускные корпуса. 5 ч

Радищев Александр Николаевич.

Паскевич Иван Фёдорович.

Пестель Иван  Иванович.

Кропоткин Пётр Алексеевич.

Воспоминания М.И. Вальберга.

  1. Полоцкий кадетский корпус во время Первой мировой войны. 1 ч

  1. Владимиро-Киевский кадетский корпус. 2 ч

История основания корпуса.

Киевский кадетский корпус в смутные времена 1917-1919 г.г.

  1. Кадеты в Белом движении. 3 ч

Восстание большевиков в Москве.

Жена кадета Нина Фёдоровна Бурова, командир белого партизанского отряда.

Кадеты в Ярославском восстании.

  1. «Кадетский бунт.

События 5 октября 1905 года.

  1. Морской кадетский корпус.

История создания.

  1. Лучшие кадетские воспитатели.

Кадетский монастырь.

Марк Филиппович Горковенко – учитель флотоводцев.

«Отец всех кадет» - Великий князь Константин Константинович. Жизненный путь Великого князя.

Пётр Николаевич Врангель.

Генерал Борис Викторович Адамович.

  1. Эвакуация Морского корпуса из Севастополя. 4 ч

Прощание с Родиной.

Константинополь-Бизерта.

Подвиг подводника М.А.Китицына.

Будни Бизертского морского корпуса.

  1. Александр Васильевич Суворов. 1 ч

Биография. Жизненный  путь. Заслуги перед Отечеством.

  1. Кадетским корпусам России – быть! 1 ч

Донской Императора Александра III кадетский корпус. Кадетские корпуса в Красноярском крае. Сибирский кадетский корпус. Военно-космический Петра Великого кадетский корпус. Московские морские кадетские классы.

  1. Всем смертям назло. Подвиг матери суворовца. 1 ч

Спасение подполковника Российской Армии Семена Бурлакова простой русской женщиной, матерью суворовца, Лидией Семеновной Камыниной.

Литература

     Для учителя:

1. Н. В. Шаронова. Методические рекомендации по разработке авторской программы учебного курса, журнал «Завуч» №4, 2000.

2. Е.Е.Шестернинов, М.Н.Арцев.  Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ, журнал «Практика административной работы в школе», №5, 2003.

3. А.Г. Каспраж, Л.Ф.Иванова. Схема разработки программы авторского курса по выбору, журнал «Практика административной работы в школе», №6, 2003.

4. Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ. М.: НИИ Школьных технологий. 2005 г.

5. Гейнгардт Н.С.  Программа патриотического  воспитания. Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2006 г. № 3.

6. Друкарев А.А. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. М.: 2000 г.

7. Вырщиков   А.,   Кусмарцев   М.   Патриотизм   на   службе   России.    Воспитание школьников. 2006 г. № 3.

8. Российские кадеты. В.М.Меньшов. Том 1, 2. Санкт-Петербург. «Береста»-2003 год.

     Для обучающихся:

1.  Советская историческая энциклопедия, т. 6. М., 1965, с. 771.

2.  Гуляев Ю. Н. О раннем периоде жизни и деятельности М.И. Голенищева-Кутузова. - "Бомбардир", 1995, № 3, с. 24-25.

3. Журнал «Кадетская перекличка»,  2010  г., № 2.

4. Красавин О.А.  В Суворовском кадетском корпусе, М., изд. Менеджер, 1999 г.

5. Военная форма. - М.: Терра, 2003.

6.Энциклопедия для детей. История. - М.: Терра, 2000.

7.Российские кадеты. В.М.Меньшов. Том 1, 2. Санкт-Петербург. «Береста»-2003 год.

5 класс

Тема

Кол-во часов

Дата

1.

Введение. Я - кадет!

2

Понятия кадет, кодекс кадетской чести, честь, офицер, долг, патриотизм, Отечество  и др.

Присяга и заветы кадет.

1

1

2.

Форма одежды кадет.

3

Появление кадетской формы.

Формирование единого образца кадетской формы

1

1

3.

Символика кадетских корпусов.

1

Нагрудные знаки. Жетоны. Знамёна.

1

4.

Кадетские корпуса в России в XVIII- начале XX века.

5

Основные предпосылки создания кадетских корпусов.

Первые кадетские корпуса в России.

Кадетские корпуса в России в 30-40-е годы 19 в.

Кадетские корпуса второй половины 19-начала 20 века.

Кадетские корпуса в дореволюционной России.

1

1

1

1

1

5.

Российские кадетские корпуса за рубежом.

3

Финляндский топографический кадетский корпус.

Первый русский кадетский корпус.

1

2

6.

Воинское товарищество: кадеты, суворовцы, нахимовцы.

6

Суворовские училища в СССР.

Нахимовские училища в СССР.

Суворовские и нахимовские училища сегодня.

Книги и воспоминания суворовцев и нахимовцев.

1

1

1

3

7.

Восстановление в России кадетских корпусов .

3

Учебные заведения кадетского типа в СССР.

Учебные заведения кадетского типа в современной России.

История создания Североморского кадетского корпуса.

1

1

1

8.

Честь имею!

2

Георгиевские кавалеры. Офицерские династии.

Правила и традиции воспитанников кадетских корпусов.

1

1

9.

Кадеты Лермонтовы.

2

10.

Кадетские стихи и песни.

2

11.

Книги и воспоминания кадет и о кадетах Российских Императорских кадетских корпусов.

3

О.Хазин. Пажи. Кадеты. Юнкера.

А.Йордан. Честь родного погона.

В.Бельский. О родном корпусе.

1

1

1

12.

Кадеты-участники Бородинского сражения и Отечественной войны 1812 года.

2

                 ИТОГО

    34 ч

6 класс

Тема

Кол-во часов

Дата

1.

Возникновение кадетских корпусов.

Императорские кадетские корпуса.

1

2.

Кадеты-первые выдающиеся авиаторы России.

8

Ульянин Сергей Алексеевич.

Сикорский Игорь Иванович.

Нестеров Пётр Николаевич.

Первый кадетский корпус. Дом Романовых  и его история.

Второй кадетский Императора Петра Великого корпус.

Гродненский кадетский корпус.

Корпус Чужестранных Единоверцев. Военно-сиротский дом. Пажеский корпус.

1

1

1

1

1

1

1

1

3.

Известные выпускные корпуса.

5

Радищев Александр Николаевич.

Паскевич Иван Фёдорович.

Пестель Иван  Иванович.

Кропоткин Пётр Алексеевич.

Воспоминания М.И.Вальберга.

1

1

1

1

1

4.

Полоцкий кадетский корпус во время Первой мировой войны.

1

5.

Владимиро-Киевский кадетский корпус.

2

История основания корпуса.

Киевский кадетский корпус в смутные времена 1917-1919 г.г.

1

1

6.

Кадеты в Белом движении.

3

Восстание большевиков в Москве.

Жена кадета Нина Фёдоровна Бурова, командир белого партизанского отряда.

Кадеты в Ярославском восстании.

1

1

1

7.

«Кадетский бунт»

1

8.

Морской кадетский корпус.

1

9.

Лучшие кадетские воспитатели.

5

Кадетский монастырь.

Марк Филиппович Горковенко – учитель флотоводцев.

«Отец всех кадет» - Великий князь Константин Константинович. Жизненный путь Великого князя.

Пётр Николаевич Врангель.

Генерал Борис Викторович Адамович.

1

1

1

1

1

10.

Эвакуация Морского корпуса из Севастополя.

4

Прощание с Родиной.

Константинополь-Бизерта.

Подвиг подводника М.А.Китицына.

Будни Бизертского морского корпуса.

1

1

1

1

11.

Александр Васильевич Суворов.

1

12.

Кадетским корпусам России – быть!

1

13.

Всем смертям назло. Подвиг матери суворовца.

1

                                                                                                               ИТОГО

      34

6 класс

Структурно программа курса состоит из 5 разделов.

Раздел 1. Кадетские корпуса в России в XVIII- начале XX века

5 часов

     Основные предпосылки создания кадетских корпусов, кадетские корпуса в России XVIII-XIX веках. Внутренняя организация корпусов до преобразований 1860-х годов. Реформа 1863 г. Реформа 1882 г. Роль императора Александра III в развитии военного образования. Формирование новых кадетских корпусов при Александре III (1882-1887 гг.). Открытие новых кадетских корпусов при императоре Николае II (1896 – 1913 гг.).  Казачьи кадетские корпуса. Военные гимназии. Иркутский кадетский корпус – последний кадетский корпус, открытый в Российской империи.

Раздел 2. Российские кадетские корпуса за рубежом

3 часа

     Финляндский топографический кадетский корпус. Первый русский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус. Крымский кадетский корпус. Корпус-лицей имени императора Николая II.

Раздел 3. Суворовские и нахимовские училища

3 часа

     Создание суворовских военных училищ в СССР. Ташкентское и Кутаисское суворовские училища. Суворовские спартакиады. Создание нахимовских военно-морских училищ в СССР.  Тбилисское, Рижское и Ленинградское нахимовские военно-морские училища. Суворовские и нахимовские училища в настоящее  время.

Раздел 4. Восстановление в России

кадетских корпусов в конце ХХ века

4 часа

     Учебные заведения кадетского типа в СССР и современной России. Организация корпусов и обучение кадет. Обмундирование кадет кадетских корпусов. Нагрудные знаки кадетских корпусов. Директора кадетских корпусов и их роль в формировании и организации учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах. Открытие новых корпусов.

Раздел 5. Кодекс кадетской чести

2 часа

     Кодекс кадетской чести. Кодекс чести офицера. Правила и традиции русского кадетского корпуса. «Заповеди товарищества» Великого Князя Константина Константиновича. Шестьдесят семь заветов кадетам.

4. Календарно-тематический план

(приложение 1)

5. Методы и формы обучения.

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.

Для повышения интереса учащихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

     Основные виды деятельности, используемые на занятиях,  которые обеспечивают достижение поставленных целей:

     - анализ биографий исторических деятелей (ролевые игры, инсценировки);

     - разработка проекта и его защита;

     - составление хрестоматий и  карт сражений;

     - работа с дополнительной литературой (задачниками по истории, хрестоматиями, словарями);

     - работа с дидактическим и раздаточным материалом (карточками, таблицами);

     - практические работы (разработка проектов по темам), в том числе на компьютере.

     При изучении курса используются следующие формы организации урока:

     - проблемные задания с организацией обсуждений, дискуссиями, в большинстве не  предполагающие  однозначных ответов;

     - задания, раскрывающие различные стороны одной и той же проблемы;

     - семинарские занятия.

Словесные методы создают у учащихся предварительные представления об изучаемом. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, указания.

Наглядные методы применяются главным образом в виде показа наглядных пособий, презентаций, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

6. Ожидаемый результат изучения курса

     В результате изучения курса «История кадетских корпусов» ученик должен знать:

     - историю создания и развития кадетского движения в России;

     - историю Российских кадетских корпусов за рубежом;

     - историю создания и развития суворовских и нахимовских училищ;

     - о восстановлении в России кадетского движения в настоящее время.

Ученик должен уметь:

     - пользоваться дополнительной литературой (задачниками по истории, хрестоматиями, литературой, интернет-ресурсами);

     - выполнять практические задания (написание рефератов, разработка проектов по темам), в том числе на компьютере.

     Кроме этого, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений для:

     - приобщения к национальной истории и духовной культуре;

     - формирования личности;

     - выработки убеждений  и  потребности  в  сознательном,  добровольном и

творческом служении Отечеству на гражданском и военном поприще.

     Программа обеспечивает воспитательный эффект, что особенно четко просматривается при изучении тем «История создания и развития кадетских корпусов», «Восстановление в России кадетских корпусов в конце XIX века», «Кадетское движение на современном этапе», «Кодекс кадетской чести». У учащихся  воспитывается чувство патриотизма и гордости за свою Родину, что так необходимо в наше время, когда молодые ребята отказываются идти в армию.

     

«Из истории кадетских корпусов», «Форма одежды кадет», «Символика кадетских корпусов», «Присяга и заветы кадет», «Отечественная война 1812 года», «Достославные кадеты», «Кадеты в современных условиях».

Пояснительная записка

1. Место курса в образовательном процессе

Программа соответствует требованиям:

— Конституции РФ;

— «Закона об образовании»;

— Примерным требованиям к программам дополнительного образования

детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.12. 2006 г. №06-18-44).

Факультативный курс «История кадетских корпусов» для учащихся 7 кадетского класса ориентирован на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы и является составной частью духовного, нравственного и патриотического воспитания кадет, тесно связан с такими общеобразовательными предметами, как история, литература, обществознание.

Данный курс разработан специально для кадет 7 класса с учетом специфики программы развития школы, которая предполагает особое внимание к воспитанию кадет на примерах истории Отечества. Программа курса рассчитана на воспитание у подрастающего поколения чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» посредством изучения истории, традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности выдающихся кадет прошлого.

Программа курса рассчитана на 17 учебных часов (при нагрузке 1 час в неделю).

При изучении курса учащиеся получают дополнительные знания, которые:

— необходимы учащимся для личностного восприятия исторического процесса, для адекватной оценки событий и явлений тех или иных исторических деятелей;

— способствуют более полному освоению программы по истории, повышению уровня развития.

2. Цели и задачи курса

Главной целью кадетского образования и воспитания является  создание условий для воспитания граждан России, способных сознательно, добросовестно и самоотверженно служить Отечеству  на военном и  гражданском поприще.

Данная цель положена в основу программы.

Без знания прошлого своей страны нельзя создавать настоящее и строить будущее. История Отечества – это не только изучение явлений прошлого и хронологическое повествование. История – это богатый духовный и нравственный опыт людей разных поколений.

Курс «История кадетских корпусов» — это не только изучение истории кадетских корпусов и отдельных деятелей прошлого, но и духовное, нравственное, патриотическое воспитание, которое способствует становлению и развитию  кадета, как личности и гражданина.

Цели курса «История кадетских корпусов»:

— создание условий для духовного, нравственного и патриотического воспитания кадет  с активной гражданской позицией;

— создание основы для подготовки молодых людей к сознательному добровольному и творческому служению Отечеству на военном и гражданском поприще.

Задачи курса:

— приобщение кадет к национальной истории и духовной культуре  через изучение истории кадетского движения;

— создание условий для формирования личности кадета через приобщение к духовным ценностям и традициям народа;

— возрождение и развитие традиций кадетского движения через изучение лучших исторических и культурных традиций кадетских корпусов дореволюционной России;

— создание условий для воспитания личности кадета на примере жизни и деятельности выдающихся кадет и исторических личностей прошлого;

— воспитание у кадет чувства гордости за принадлежность к «кадетскому братству».

Программа курса «История кадетских корпусов» построена с учетом возрастных и психологических особенностей.

В процессе работы по изучению данного курса ученики могут овладеть:

конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития и становления кадетского движения в России;

историко-биографической информацией;

навыками работы с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление тематических карточек, таблиц, схем, рефератов по избранной теме или проблеме);

- элементом исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного (под руководством педагога) микроисследования.

Реализация вышеуказанного обеспечивается содержанием курса, которое систематизирует знания в области истории кадетского движения.

3. Содержание курса

Структурно программа курса состоит из 5 разделов.

Раздел 1. Кадетские корпуса в России в XVIII- начале XX века

5 часов

Основные предпосылки создания кадетских корпусов, кадетские корпуса в России XVIII-XIX веках. Внутренняя организация корпусов до преобразований 1860-х годов. Реформа 1863 г. Реформа 1882 г. Роль императора Александра III в развитии военного образования. Формирование новых кадетских корпусов при Александре III (1882-1887 гг.). Открытие новых кадетских корпусов при императоре Николае II (1896 – 1913 гг.). Казачьи кадетские корпуса. Военные гимназии. Иркутский кадетский корпус – последний кадетский корпус, открытый в Российской империи.

Раздел 2. Российские кадетские корпуса за рубежом

3 часа

Финляндский топографический кадетский корпус. Первый русский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус. Крымский кадетский корпус. Корпус-лицей имени императора Николая II.

Раздел 3. Суворовские и нахимовские училища

3 часа

Создание суворовских военных училищ в СССР. Ташкентское и Кутаисское суворовские училища. Суворовские спартакиады. Создание нахимовских военно-морских училищ в СССР. Тбилисское, Рижское и Ленинградское нахимовские военно-морские училища. Суворовские и нахимовские училища в настоящее время.

Раздел 4. Восстановление в России

кадетских корпусов в конце ХХ века

4 часа

Учебные заведения кадетского типа в СССР и современной России. Организация корпусов и обучение кадет. Обмундирование кадет кадетских корпусов. Нагрудные знаки кадетских корпусов. Директора кадетских корпусов и их роль в формировании и организации учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах. Открытие новых корпусов.

Раздел 5. Кодекс кадетской чести

2 часа

Кодекс кадетской чести. Кодекс чести офицера. Правила и традиции русского кадетского корпуса. «Заповеди товарищества» Великого Князя Константина Константиновича. Шестьдесят семь заветов кадетам.

4. Календарно-тематический план

(приложение 1)

5. Методы и формы обучения.

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.

Для повышения интереса учащихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

Основные виды деятельности, используемые на занятиях, которые обеспечивают достижение поставленных целей:

— анализ биографий исторических деятелей (ролевые игры, инсценировки);

— разработка проекта и его защита;

— составление хрестоматий и карт сражений;

— работа с дополнительной литературой (задачниками по истории, хрестоматиями, словарями);

— работа с дидактическим и раздаточным материалом (карточками, таблицами);

— практические работы (разработка проектов по темам), в том числе на компьютере.

При изучении курса используются следующие формы организации урока:

— проблемные задания с организацией обсуждений, дискуссиями, в большинстве не предполагающие однозначных ответов;

— задания, раскрывающие различные стороны одной и той же проблемы;

— семинарские занятия.

Словесные методы создают у учащихся предварительные представления об изучаемом. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, указания.

Наглядные методы применяются главным образом в виде показа наглядных пособий, презентаций, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

6. Ожидаемый результат изучения курса

В результате изучения курса «История кадетских корпусов» ученик должен знать:

— историю создания и развития кадетского движения в России;

— историю Российских кадетских корпусов за рубежом;

— историю создания и развития суворовских и нахимовских училищ;

— о восстановлении в России кадетского движения в настоящее время.

Ученик должен уметь:

— пользоваться дополнительной литературой (задачниками по истории, хрестоматиями, литературой, интернет-ресурсами);

— выполнять практические задания (написание рефератов, разработка проектов по темам), в том числе на компьютере.

Кроме этого, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений для:

— приобщения к национальной истории и духовной культуре;

— формирования личности;

— выработки убеждений и потребности в сознательном, добровольном и

творческом служении Отечеству на гражданском и военном поприще.

Программа обеспечивает воспитательный эффект, что особенно четко просматривается при изучении тем «История создания и развития кадетских корпусов», «Восстановление в России кадетских корпусов в конце XIX века», «Кадетское движение на современном этапе», «Кодекс кадетской чести». У учащихся воспитывается чувство патриотизма и гордости за свою Родину, что так необходимо в наше время, когда молодые ребята отказываются идти в армию.

7. Система форм контроля

уровня достижений учащихся

Образовательные результаты изучения данного факультативного курса могут быть выделены в рамках следующих форм контроля:

— текущий контроль (беседы с учащимися по изученным темам, во время семинарских занятий или на зачётах);

— тематический контроль (выполнение тестовых заданий);

— итоговый контроль в форме выполнения практических заданий (по разделам практики, выполнение заданий по анализу исторического источника, текста с развернутым ответом, где необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть его отдельные положения, соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса, высказывать и обосновывать собственное мнение).

Итогом работы по данному курсу может быть самостоятельное написание реферата, научно-исследовательской работы; выполнение проекта под руководством учителя или самостоятельно.

Оптимальными условиями реализации данного курса являются:

— проведение итогового тестирования на компьютере;

— накопление банка материалов, хрестоматий, (и т. д.);

— использование сведений информационных банков городских, областных, российских и международных библиотек через интернет.

Приложение №1

Календарно-тематическое планирование

занятий факультативного курса

«История кадетских корпусов»

п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во ча-сов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготов-ленности учащихся

Дата проведения

план

факт

1

Каде-тские кор-пуса в Рос-сии в XVIII-XIX веках

Основные предпо-сылки создания кадетских корпусов

1

Изучение нового матери-ала

Военное воспитание юношей. «Рыцарская академия»

Знать причины создания кадетских корпусов

Первые кадетские корпуса

в России

1

Комби-нирован-ный

Организация первых кадетских корпусов в России. Шляхетский корпус кадетов. Морской кадетский корпус

Знать о первых российс-ких кадетских корпусах

Кадетские корпуса в 30-40-е годы

XIX века

1

Комби-нирован-ный

Павловский кадетский корпус. Александ-рийский сиротский кадетский корпус. 2-ой Московский кадетский корпус

Знать о кадетских корпусах 1830-1840 гг.

Кадетские корпуса второй половины XIX-начала XX века

1

Комби-нирован-ный

Роль императора Александра III в развитии военного образования. Открытие новых кадетских корпусов при императоре Николае II.

Знать о развитии кадетских корпусов в конце XIX — начале XX века

Кадетские корпуса в дорево-люцион-ной России

1

Комби-нирован-ный

Военные гимназии. Иркутский кадетский корпус

Знать об истории Иркутско-го кадет-ского корпуса

2

Рос-сийс-кие кадет-ские кор-пуса за рубе-жом

Финлян-дский топогра-фический кадетский корпус

1

Изучение нового матери-ала

Финляндский топографи-ческий кадетский корпус. Калишский кадетский корпус

Знать о первых кадетских корпусах за рубежом

Первый русский кадетский корпус

1

Комби-нирован-ный

Закрытие кадетских корпусов после революции. Первый русский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус

Знать о первых русских кадетских корпусах

Кадетские корпуса за рубе-жом

1

Комби-нирован-ный

Крымский кадетский корпус. Корпус -лицей имени императора Николая II

Знать о российс-ких кадет-ских кор-пусах за рубежом

3

Суво-ровс-кие и нахи-мовс-кие учи-лища

Суворов-ские училища в СССР

1

Изучение нового матери-ала

Создание в Советском Союзе сети суворовских военных училищ в 1943-1944 годах и в первой половине

50-х годов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА КУРСА

«ИЗ ИСТОРИИ КАДЕТСТВА В РОССИИ»

Создание кадетских корпусов, классов можно считать одной из наиболее востребованных традиций российской педагогики. Их воспитанники на протяжении почти 200-летней истории составляли славу и гордость императорской России, дали ей выдающихся государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры.

Основные цели современных кадетских классов — интеллектуальное, физическое и нравственное развитие воспитанников, их адаптация к жизни в обществе, создание прочной основы для подготовки воспитанников к служению Отечеству в самом широком понимании этого слова, формирование общей культуры кадет на основе мотивированного усвоения общеобразовательных программ и программ дополнительного образования.

Немаловажное значение имеет создание основ для сознательного выбора воспитанниками своей будущей профессии и последующего освоения профессиональных образовательных программ. При этом значительное внимание в кадетских классах уделяется сугубо мужским занятиям, что зачастую компенсирует недостающее во многих семьях мужское воспитание.

Кадетский класс работает по нескольким направлениям:

• общеобразовательная сфера;

• нравственно-эстетическое воспитание;

• военно-патриотическое воспитание.

Программа факультативного курса «Из истории кадетства в России» призвана удовлетворить информационный «голод» и познакомить воспитанников с историей возникновения, развития кадетских корпусов в России, а именно – с известными историческими личностями, с историей форменной одежды, знамен, нагрудных знаков и жетонов кадет, с жизнью современных кадет России.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программа включает разделы: «Из истории кадетских корпусов», «Форма одежды кадет», «Символика кадетских корпусов», «Присяга и заветы кадет», «Отечественная война 1812 года», «Достославные кадеты», «Кадеты в современных условиях».

На курс отводится 34 часа в год. Программа составлена с учетом принципов системности, научности и доступности. В конце программы перечислены основные знания и умения, которыми должны овладеть кадеты 5 класса к концу учебного года.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«ИЗ ИСТОРИИ КАДЕТСТВА В РОССИИ»

Цель курса – формировать у воспитанников жизненные ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии своего Отечества через информацию об истории кадетского движения в России.

Задачи курса:

• развитие у кадет умения объективно оценивать реальную действительность, делать обоснованные выводы, принимать решения и действовать в соответствии со своими нравственными установками в различных жизненных ситуациях;

• обеспечение функциональной грамотности воспитанников, подготовка к успешному движению по жизни, умению вступать в коммуникативные связи;

• воспитание чувства собственного достоинства, стремление к самоутверждению, к достижению поставленных целей и непрерывному самосовершенствованию;

• развитие кругозора.

Данный курс способствует установлению межпредметных связей (история, граждановедение, обществознание, информационные технологии). Информация, полученная в процессе изучения истории кадетства в России, может быть использована в будущей профессиональной деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:

В результате успешного изучения курса учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:

- общеучебные умения - умение пользоваться техническими средствами обучения;

- учебно-интеллектуальные умения – умение анализировать и синтезировать информацию, заключенную в тексте;

- учебно-информационные умения – умение отбирать нужную информацию из различных источников, ориентироваться в различных видах источников, пользоваться справочниками и энциклопедиями;

- учебно-коммуникативные умения – умение составлять планы, тезисы, понимать лексику, связанную с предметом.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ:

- выполнение определённого набора практических заданий;

- проверка выполнения творческих работ о кадетах России;

- выступление перед аудиторией на одну из выбранных тем о кадетах России;

- защита микропроектов «Выдающиеся кадеты России»

МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА:

- книга «Кадетские корпуса и российские кадеты» В. М. Крылов (из Интернета);

- фото, иллюстрации;

- тексты для групповой и индивидуальной работы;

- видеосюжеты - Уроки истории – «Кутузов и Барклай», «Бородино и его герои»;

- художественные книги о героях Отечественной войны 1812 года;

- словари, энциклопедии;

- материалы СМИ;

- компьютерный класс с выходом в Интернет.

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

Название и тема разделов

Количество часов

1.

Вводный урок.

Кадетские корпуса России. У истории в долгу.

1 час

2.

Раздел 1

Из истории кадетских корпусов.

9 часов

3.

Раздел 2

Присяга и заветы кадет.

3 часа

4.

Раздел 3

Форма одежды кадет.

1 час

5.

Раздел 4

Символика кадетских корпусов.

2 часа

6.

Раздел 5

Пажеский корпус.

4 часа

7.

Раздел 6

Отечественная война 1812 года.

2 часа

8.

Раздел 7

«Веру - царю, жизнь - Отечеству, честь – никому».

3 часа

9.

Раздел 8

Воспитанники «рыцарской академии».

2 часа

10.

Раздел 9

Сиятельные пажи.

4 часа

11.

Раздел 10

Честь имею!

1 час

12.

Заключение

Кадеты в современной России.

2 часа

ИТОГО ЧАСОВ

34 часа

Содержание курса

Вводный урок.

Кадетские корпуса России. У истории в долгу (1 час).

Цели курса. План курса.

Раздел 1. Из истории кадетских корпусов (9 часов).

Навигационные, артиллерийские и инженерные школы. Первые кадетские корпуса. Цель и состав кадетских корпусов. Управление кадетскими корпусами. Прием в кадетские корпуса. Устройство в кадетских корпусах внутреннего порядка. Основные правила нравственного воспитания. Основные правила физического воспитания. Обучение в кадетских корпусах. Обязанности ротных командиров и офицеров-воспитателей в кадетских корпусах.

Раздел 2. Присяга и заветы кадет (3 часа)

Присяга кадет. Заветы кадет. Торжественное мероприятие «Посвящение в кадеты»

Раздел 3. Форма одежды кадет (1 час)

Появление кадетской формы. Формирование единого образца кадетской формы.

Раздел 4. Символика кадетских корпусов (2 часа).

Нагрудные знаки. Жетоны. Знамена кадетских корпусов.

Раздел 5. Пажеский корпус (4 часа)

Пажеский корпус – придворный пансион. Пажеский корпус – военное учебное заведение. Пажеский корпус после реформ 1802 года. Пажеский корпус в конце 19-начале 20 века.

Раздел 6. Отечественная война 1812 года (2 часа)

Причины Отечественной войны 1812 года. На поле Бородинском.

Раздел 7. «Веру – царю, жизнь – Отечеству, честь – никому» (3 часа).

«Мастистый страж страны державной» (М. И.Голенищев-Кутузов). Первый ракетчик России – А. Д.Засядко. «Я сего генерала отлично рекомендую» - генерал П. П.Коновницын. «Без лести предан»- генерал А. А.Аракчев.

Раздел 8. Воспитанники «рыцарской академии» (2 часа).

«Предводитель разумный, искусный, усердный» - генерал-фельдмаршал П. А.Румянцев. «…Рушитель сил, свирепый пламень брани»- генерал-майор Я. П.Кульнев.

Раздел 9. Сиятельные пажи (4 часа).

От пажа до генерал - фельдцейхмейстера – П. И.Шувалов. Герой Балканской войны – генерал-фельдмаршал И. В.Гурко. Преобразователь Сибири – генерал-лейтенант Н. Н.Муравьев-Амурский. Создатель русской винтовки – генерал-майор С. И.Мосин.

Раздел 10. Честь имею! (1 час).

Георгиевские кавалеры. Офицерские династии. Традиции воспитанников кадетских корпусов.

Заключение (2 часа).

Кадеты в современной России. Я – кадет.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«ИЗ ИСТОРИИ КАДЕТСТВА В РОССИИ»

Вводный урок.

Кадетские корпуса России. У истории в долгу (1 час)

1 урок - Цели курса. План курса.

Раздел 1. Из истории кадетских корпусов (9 часов)

1урок - Навигационные, артиллерийские и инженерные школы.

2 урок - Первые кадетские корпуса. Цель и состав кадетских корпусов.

3 урок – Управление кадетскими корпусами.

4 урок – Прием в кадетские корпуса.

5 урок – Устройство в кадетских корпусах внутреннего порядка.

6 урок - Основные правила нравственного воспитания.

7 урок – Основные правила физического воспитания.

8 урок – Обучение в кадетских корпусах.

9 урок – Обязанности ротных командиров и офицеров-воспитателей в кадетских корпусах.

Раздел 2. Присяга и заветы кадет (3 часа)

1  урок – Присяга кадет.

2 урок – Заветы кадет.

3  урок – Торжественное мероприятие «Посвящение в кадеты»

Раздел 3. Форма одежды кадет (1 час).

1 урок - Появление кадетской формы. Формирование единого образца кадетской формы.

Раздел 4. Символика кадетских корпусов (2 часа).

1 урок - Нагрудные знаки. Жетоны.

2  урок - Знамена кадетских корпусов.

Раздел 5. Пажеский корпус (4 часа)

1 урок – Пажеский корпус – придворный пансион.

2 урок – Пажеский корпус – военное учебное заведение.

3  урок – Пажеский корпус после реформ 1802 года.

4  урок – Пажеский корпус в конце XIX-начале XX века.

Раздел 6. Отечественная война 1812 года (2 часа)

1  урок – Причины Отечественной войны 1812 года.

2  урок – На поле Бородинском.

Раздел 7. «Веру – царю, жизнь – Отечеству, честь – никому» (3 часа).

1 урок - «Мастистый страж страны державной» (М. И.Голенищев-Кутузов).

2 урок - Первый ракетчик России – А. Д.Засядко. «Я сего генерала отлично рекомендую» - генерал П. П.Коновницын.

3  урок - «Без лести предан»- генерал А. А.Аракчев.

Раздел 8. Воспитанники «рыцарской академии» (2 часа)

1 урок - «Предводитель разумный, искусный, усердный» - генерал-фельдмаршал П. А.Румянцев.

2 урок - «…Рушитель сил, свирепый пламень брани»- генерал-майор Я. П.Кульнев.

Раздел 9. Сиятельные пажи (4 часа).

1 урок - От пажа до генерал - фельдцейхмейстера – П. И.Шувалов.

2 урок - Герой Балканской войны – генерал-фельдмаршал И. В.Гурко.

3 урок - Преобразователь Сибири – генерал-лейтенант Н. Н.Муравьев-Амурский.

4 урок - Создатель русской винтовки – генерал-майор С. И.Мосин.

Раздел 10. Честь имею! (1 час).

1 урок - Георгиевские кавалеры. Офицерские династии. Традиции воспитанников кадетских корпусов.

Заключение (2 часа).

1 урок - Кадеты в современной России.

2 урок – Я – кадет.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Буганов А. В. Яков Петрович Кульнев.

Ж. «Преподавание истории в школе» №1, 1993 год

2. Лубченков Ю. Н. Самые знаменитые полководцы России (М. И.Кутузов,

3. Пикуль В. С. Исторические миниатюры. Жизнь генерала-рыцаря (Я. П.Кульнев).

Ж. «Роман-газета», №9-10, 1994 год, 64 стр.

4. Пономарев М. В. Об истории и предыстории войны 1812 года.

Ж. «Преподавание истории в школе» №5-6, 1992 год

5. Раковский Л. И. Кутузов.

М., Издательство ДОСААФ СССР, 1987 год, 309 стр.

6. Шишов А. В. Сто великих военачальников (Румянцев П. А., Голенищев-Кутузов

М. И.)

7.  Имена из отечественной истории. А. А.Аракчеев.

М., «Школа – пресс», 1992 год, 96 стр.

8. Комплект плакатов «Героические страницы прошлого»

Бородинское сражение. Выпуск 1.

М. «Военное издательство», 1989 год

9. Поля ратной славы. Бородинское сражение 1812 года.

М., «Современник», 1987 год, 256 стр.

10. Материалы Интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по факультативному занятию «Основы компьютерной грамотности» 11 класс VIII вид

Данная примерная программа разработана  для реализации на базе МС(К)ОУ С(К)ОШ  VIII вида. Основное содержание курса направлено на формирование умения владеть компьютером как средством решени...

рабочая программа к факультативному курсу для 6кл "Физические и химические явления в природе"

Интегрированный курс  рекомендован учащимся 6 классов и рассчитан на 35ч.    В данном курсе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в резу...

рабочая программа к факультативному курсу для 5кл "Физические и химические явления в природе"

Интегрированный курс  рекомендован учащимся 5 классов и рассчитан на 34ч.    В данном курсе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в резу...

Рабочая программа по факультативному курсу "Элементы физики" для школ 8 вида

Данная программа была пересмотрена и изменена с учетом особенностей развития познавательной деятельности обучающихся данной категории детей, с учетом их дальнейшей социальной адаптации и професси...

Рабочая программа дополнительного образования «История Кадетских Корпусов» Петрова Константина Сергеевича

Программа курса «Кадеты – гордость России!» рассчитана на кадет и воспитанников с 4 по 9 классы, включает 6 этапов, связанных между собой. Программа построена с учетом возрастных и ...