рабочая программа к факультативному курсу для 5кл "Физические и химические явления в природе"
рабочая программа по физике (5 класс) по теме

 

Интегрированный курс  рекомендован учащимся 5 классов и рассчитан на 34ч. 

   В данном курсе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в результате формируется научное мировоззрение  учащихся.

   Данный курс знакомит учащихся с широким кругом физических и химических явлений, практически значимых в повседневной жизни.

    Этот курс служит логическим продолжением курса «Окружающий мир» и является пропедевтическим для предметов естественнонаучного цикла. Программа этого курса и систематических курсов составляют единое целое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fh534ch.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена на заседании  кафедры математики, физики и информатики

 Руководитель каф.___________

       Утверждена руководителем                                             образовательного учреждения
 
____________/А.В. Шевораков /

/Л.М. Прахова/                                    

«28» августа 2011г.                                      «30»__августа_2011г.
 
 
 

Рабочая программа

факультативного курса Физические и химические явления в природе         в 5 классе
(наименование предмета)


 
 
 

Составитель: Макарова Ольга Александровна,

 учитель физики


 
 

2011г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                                                                                                                                                 

     Комплексный подход к решению технических, экономических, экологических проблем на основании интеграции особенно необходимо в настоящее время. Решение  любой серьезной проблемы требует изучения природных  явлений и процессов с разных сторон, исследования каждого явления с привлечением методов разных наук, то есть многомерного видения каждого явления. Поэтому в настоящее время возникла необходимость повышения уровня естественнонаучного образования.

   Интегрированный курс «Физические и химические явления в природе» рекомендован учащимся 5-6 классов и рассчитан на 68ч.  Целесообразно изучение курса в 5 и 6 классах по  34 часа.

   В данном курсе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в результате формируется научное мировоззрение  учащихся.

   Данный курс знакомит учащихся с широким кругом физических и химических явлений, практически значимых в повседневной жизни.

    Этот курс служит логическим продолжением курса «Окружающий мир» и является пропедевтическим для предметов естественнонаучного цикла. Программа этого курса и систематических курсов составляют единое целое.

         Большое  значение при изучении физики и химии имеют  экспериментальные умения и навыки, которые формируются при проведении практических и лабораторных работ. Поэтому одной из задач курса является привитие учащимся начальных элементарных умений обращения с простейшими инструментами и приборами.

    Наиболее запоминающимися и интересными для учащихся являются опыты. Поэтому большую часть времени курса отводим на демонстрацию опытов, лабораторные работы, домашние эксперименты. Таким образом, решаем еще одну задачу  нашего курса, формирование навыков  исследовательской работы.

    В данном курсе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в результате формируется научное мировоззрение  учащихся.

     Курс имеет большие возможности для развития творческих способностей учащихся. Учащиеся сочиняют стихи, сказки, ребусы, загадки, кроссворды и т. д.. Учитель создает условия для творческого применения знаний (викторины, конкурсы, настольные игры).

     Введение этого факультативного курса -  это прекрасная возможность, не перегружая детей, используя игровые формы, привить интерес  к предметам естественного цикла и постепенно подготовить их к дальнейшему изучению

базовых курсов физики и химии.    

Цель курса: формирование познавательных запросов к изучению физики и

                        химии.

Основные задачи курса:

  1. Формирование у учащихся научного мировоззрения, целостного представления о природе и о всеобщей связи явлений природы.
  2. Овладение специальными практическими умениями и навыками в области физики и химии.
  3. Удовлетворение индивидуальных запросов  учащихся, определение наклонностей и развитие их творческих способностей.
  4. Привитие интереса к изучению явлений природы.

Формы контроля и отчетности:

Презентации, рефераты, исследовательские, проектные и творческие  работы учащихся.

Тематическое планирование по дисциплине «___физика и химия____»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

I.

Введение

9

4

5

II.

Строение вещества

7

6

1

III.

Силы в природе

10

6

4

 4

Законы в природе

3

3

5

Физика и химия в знакомых вещах

5

4

1

 

Итого

34

Календарно - тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Дата проведения занятия

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Самостоятельная работа, ч.

1

Введение

9

5

сентябрь

1.1

Что изучает физика и химия

1.2

Физические и химические явления

1

1.3

Знакомство с правилами ТБ

1.4

Знакомство с химической посудой и лабораторным оборудованием

1

1.5

Характеристики тел и веществ

1

октябрь

1.6

Агрегатные состояния вещества

1.7

Измерения. Измерительные приборы

1

1.8

Масса. Измерение массы

1

1.9

Температура. Термометры

1

ноябрь

2

Строение вещества

7

2.1

Строение вещества: молекулы,  атомы, ионы.

2.2

Движение и взаимодействие частиц вещества.

1

2.3

Строение атома

2.4

Химические элементы

декабрь

2.5

Периодическая система Д.И. Менделеева

2.6

 Игра «Путешествие по периодической системе».

2.7

Итоговое занятие

1

3

Силы в природе

10

январь

3.1

Всемирное тяготение. Притяжение тел к Земле

3.2

Вес тела. Невесомость

3.3

Сила упругости. Деформации в природе

1

февраль

3.4

Сила трения. Виды трения

1

3.5

Трение в природе, технике, быту

3.6

Давление твердых тел , жидкостей и газов

1

3.7

Выталкивающая сила. Плавание тел

1

март

3.8

Водный и воздушный транспорт

3.9

Передвижение живых организмов в воде и в воздухе

3.10

Итоговое занятие

4

Законы природы

3

4.1

Периодический закон. Периодические явления в природе

апрель

4.2

Закон сохранения массы и энергии

4.3

Симметрия и асимметрия в природе

5

Физика и химия в знакомых вещах

5

5.1

Яйцо: физика и химия в скорлупе яйца

май

5.2

Вода- самое удивительное вещество на планете

5.3

Молоко

1

5.4

Бумага

5.5

Итоговое занятие

Итого

34

Требования к знаниям и умениям учащихся:

- иметь первые представления о физических и химических явлениях;

- знать об использовании физических и химических знаний в

  практической деятельности человека;

- иметь представление о физических телах, их свойствах, характеристиках;

- иметь представление о химических веществах, их свойствах и их

  превращениях;

- усвоить символики записи некоторых физических величин,  химических

  знаков и химических формул;

- знать строение атома;

- знать простейшую классификацию веществ;

- знать расположение химических элементов в периодической таблице и

  распространение их в природе;

- ознакомить учащихся с важнейшими законами природы;

- соблюдать правила техники безопасности при выполнении опытов;

- уметь обращаться с простейшим физическим и химическим

  оборудованием;

- уметь проводить простейшие опыты;

- уметь наблюдать и анализировать происходящие явления, делать

  выводы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34ч)

1. Введение. Методы изучения природы. (9ч)

      Введение. Тела и вещества. Понятие о физических и химических явлениях. Правила техники безопасности. Научные методы: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторное оборудование. Химическая посуда. Простейшие измерительные приборы и инструменты.

Лабораторные работы:

1 Наблюдение физических и химических явлений

2 Приемы обращения с лабораторным штативом

3 Определение физических свойств вещества

4 Измерение размеров физического тела и объема жидкости

5 Измерение массы с помощью рычажных весов

   2.Строение вещества. (7ч)

      Строение вещества: молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах этих частиц. Строение молекулы. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

Доказательства существования притяжения и отталкивания между частицами. Пояснение строения твердых тел, жидкостей, газов на основе знаний о строение вещества.

    Строение атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны; масса этих частиц. Заряды протонов и электронов, заряд ядра.

    Химические элементы как группы атомов с одинаковым зарядом ядра. Знаки химических элементов. История открытия химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева: группы, периоды, номера химических элементов. Распространение различных химических элементов в природе.

    Простые и сложные вещества. Формулы химических веществ.

Лабораторные работы:

1 Наблюдение явления диффузии

 3.Силы в природе. (10ч)

    Сила как характеристика взаимодействия. Всемирное тяготение. Притяжение тел к Земле. Сила тяжести, ее зависимость от массы тела.

    Различные виды деформации: растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг и кручение. Возникновение силы упругости при деформации тел. Объяснение возникновения силы упругости с точки зрения молекулярного строения вещества. Проявление силы упругости в природе, в быту, учет и использование ее в технике.

    Сила трения: ее проявление в природе, в быту, условия и причины ее возникновения.

    Сила давления.  Давление твердых тел, жидкостей и газов.

     Выталкивающая сила и ее измерение. Плавание тел. Водный и воздушный транспорт. Передвижение живых организмов  воде и воздухе.

Лабораторные работы:

1 Наблюдение возникновения силы упругости при деформации

2 Измерение силы трения

3 Вычисление давления тела на опору

4 Выяснение условий плавания тел

  1. Законы природы. (3ч)

    Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодические явления в природе. Индивидуальное развитие организмов. Солнечная система.

   Закон сохранения массы. Сохранение массы веществ в химических реакциях Опыты М.В. Ломоносова. Круговорот веществ в природе.

   Закон сохранения энергии. Взаимопревращение различных видов энергии.

Симметрия и асимметрия в окружающем мире. Снежинки. Кристаллы. Цветок. Животные.  

  1. Физика и химия в знакомых вещах. (5ч)

Яйцо: физика и химия в скорлупе яйца.

Вода - самое удивительное вещество на планете.

Молоко.

Бумага.

Лабораторная работа:

1 Анализ молока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа к факультативному курсу для 6кл "Физические и химические явления в природе"

Интегрированный курс  рекомендован учащимся 6 классов и рассчитан на 35ч.    В данном курсе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в резу...

Рабочая программа по факультативному курсу "Элементы физики" для школ 8 вида

Данная программа была пересмотрена и изменена с учетом особенностей развития познавательной деятельности обучающихся данной категории детей, с учетом их дальнейшей социальной адаптации и професси...

Рабочая программа к факультативному курсу "Русское правописание"для 10 класса

Факультативный курс предназначен для повторения изученного по русскому языку...

Рабочая программа к факультативному курсу "Выпиливание и выжигание"

Пояснительная записка к программе факультативного курса «Выпиливание и выжигание»....

Образовательная и рабочая программа к факультативному курсу по английскому языку "Современный английский"

Данный курс предназначен для учащихся 8 классов.  Программа составлена на основе учебного пособия Enterprise 2 Coursebook Elementary Эванс В., Дули Дж., Express Publishing, 2008г.  Курс...