История развития автотранспорта и ПДД в нашей стране.
план-конспект урока по теме

Калыгина Виктория Петровна

В этой лекции вы познакомитесь:

  • с историей  происхождения слова "автомобиль" и создания  первого автомобиля;
  • основными этапами развития автомототранспорта, в том числе российского;
  • узнаете как возникли  и изменялись правила дорожного движения;  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция «История развития автомототранспорта и Правил дорожного движения в нашей стране»

История создания первого автомобиля.

Рассказ про историю автомобилей логично начать с истории происхождения этого слова. Далеко не все знают, откуда появилось слово “автомобиль”. Коляска самодвижущаяся (вуатюоотомобиль) – так назывался первый экипаж с механическим двигателем. Со временем, от этого названия осталось только слово “отомобиль”, которое берет свое начало от греческих “ауто” (сам) и латинского “мобилис” (подвижной). Именно эти два слова породили привычное для наших ушей “автомобиль”.

Мечта создать самодвижущуюся повозку возникла еще в далекой старине. Об этом мы узнаем из сказок, где сапоги-скороходы быстро переносят их счастливого обладателя через широкие поля и дремучие леса. Однако этой сказке суждено было сбыться…

Май 1752 года. Голубое небо Петербурга выглядело особенно праздничным, в воздухе улавливался тонкий аромат весны, ускользающее солнце посылало на землю последние лучи. В Летнем саду было многолюдно. По булыжной мостовой неслись нарядные конные коляски, кабриолеты. Гулкое цоканье копыт переливалось с доносившимися звуками духового оркестра, и вдруг на мостовой показался странный экипаж — коляска без лошади. Шла она без шума, обгоняя конные экипажи. Толпа любопытных следила за удалявшейся диковинкой. Потом лишь стало известно, что диковинка эта —«самобеглая коляска», построенная русским крепостным крестьянином Нижегородской губернии Леонтием Шамшуренковым.

Прошел год после апробации первой модели, и Шамшуренков пишет донесение в Сенат: «…ежели будет позволительно, то еще могу сделать часы, которые ходить будут у коляски на задней оси, на которых будет показываться на кругу стрелкою до тысячи верст, и на всякой версте будет бить колокольчик.. »

Так, за 150 лет до появления автомобиля с двигателем внутреннего сгорания появился в крепостной Руси прообраз автомобиля и спидометра.

Шло время, и желание усовершенствовать «самобеглую коляску» увлекает все больше и больше умельцев. Одним из них, особо отличившимся, был знаменитый русский механик, заведующий механическими мастерскими Академии наук в Петербурге Иван Петрович Кулибин.

Учитывая недостатки «самобеглой коляски», он в 1791 году построил свой трехколесный самокат, приводимый в движение также педалями, но внес ряд технических усовершенствований. В своей «самокатке» И. П. Кулибин установил массивный маховик для плавности хода, впервые включил в трансмиссию шестеренчатую коробку передач, опередив на 57 лет англичанина Хильса, за которым официально утвержден приоритет в этом изобретении. Кулибин снабдил свой экипаж рулевым управлением и механическими тормозами.

Использованы материалы сайта http://belretro.com/category/historyavto

История отечественного автомобилестроения

В 1763 году появилась паровая машина Ползунова, а в 1884 году русский морской офицер Костович построил первый карбюраторный двигатель, который положил начало отечественному автомобилестроению.
В 1914 году в стране было около 9 тысяч легковых автомобилей, большинство из которых ввезено из-за границы. Единственным заводом, собирающим автомобили в основном из импортных частей, был Рижский Русско-Балтийский вагоностроительный завод. Здесь за 1909 - 1915 годы было собрано около 450 легковых автомобилей.
Первый отечественный грузовой автомобиль АМО-Ф-15 грузоподъем¬ностью 1,5 т был выпущен в 1924 году на заводе АМО в Москве. В 1929 году правительством было принято постановление о строительстве в Горь¬ком и Москве автомобильных заводов, которые дали первую продукцию через 4 года.
Серийное производство легковых автомобилей ГАЗ-М-1 началось в 1936 году на Горьковском автомобильном заводе. Автомобиль с двигате¬лем мощностью 50 л. с. имел закрытый кузов, улучшенную подвеску.
В 1946 году в Москве приступили к выпуску легковых автомобилей ГАЗ-М-20 «Победа» и «Москвич-400», предназначавшиеся главным образом для индивидуального пользования. «Москвич-400» имел малую массу и небольшую мощность двигателя.
В 1950 году Горьковский автозавод освоил выпуск шестиместного легкового автомобиля ЗИМ, на котором устанавливается модернизированный двигатель автомобиля ГАЗ-51, а в 1957 году - автомобиля среднего класса ГАЗ-21 «Волга», который быстро завоевал популярность не только у нас в стране, но и за рубежом. В 1941 году Горьковский автомобильный завод начал выпускать автомобили повышенной проходимости ГАЗ-61, с 1953 года - ГАЗ-69.
В 1954 году Московский автозавод им. Ленинского комсомола (АЗЛК) освоил выпуск нового модернизированного автомобиля «Москвич-401», через два года - автомобиля «Москвич-402», а затем - автомобилей «Мос¬квич 2138», «Москвич 2140», «Москвич 2141».
Начиная с 1963 года, автомобильный завод «Коммунар» начал выпус¬кать малолитражные автомобили «Запорожец» различных модификаций.
С вводом в строй Волжского автомобильного завода в городе Тольятти выпуск легковых автомобилей резко возрос.

История о Правилах дорожного движения.

Первые известные попытки упорядочить городское движение были предприняты ещё в Древнем Риме Гаем Юлием Цезарем. По его указу в 50-х годах до н. э. на некоторых улицах города было введено одностороннее движение. С восхода солнца и до конца «рабочего дня» (примерно за два часа до его захода) был запрещён проезд частных повозок, колесниц и экипажей. Приезжие были обязаны оставлять свой транспорт за чертой города и передвигаться по Риму пешком, либо наняв паланкин.

История современных правил дорожного движения берёт своё начало в Лондоне. 10 декабря 1868 года на площади перед Парламентом был установлен механический железнодорожный семафор с цветным диском. Устройство управлялось вручную и имело два семафорных крыла. Крылья могли занимать разные положения: горизонтальное — сигнал «стоп» и опущенные под углом 45 градусов — можно двигаться с осторожностью. С наступлением темноты включали вращающийся газовый фонарь, который подавал сигналы красным и зелёным светом. К семафору был приставлен слуга в ливрее, в обязанности которого входило поднимать и опускать стрелу и поворачивать фонарь.

Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам в России делались еще тогда, когда там безраздельно господствовал конный экипаж. В 1683 году был издан именной указ, «сказанный разных чинов людям», который категорически запрещал управление лошадьми с помощью вожжей. Тогда считали, что для того, чтобы кучер лучше видел дорогу, он должен управлять лошадью сидя на ней верхом.

В 1730 году был издан новый указ, который гласил: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей, взнузданными, со всякими опасениями и осторожностью, смирно». За ослушание «виновные за первую вину будут биты кошками, за вторую кнутом, а за третью сосланы будут на каторгу».

В указе, изданном в 1742 году, говорилось: «Ежели кто на лошадях резво ездить будет, тех через полицейские команды ловить и лошадей отсылать на конюшню государыни».

Это хотя и строгие меры, но они носили эпизодический характер, не являлись правилом.

И только в 1812 году были введены правила, устанавливающие правостороннее движение, ограничение скорости, требования к техническому состоянию экипажей, введение номерных знаков для экипажей. Это была попытка организовать движение экипажей. Пешеходное же движение было беспорядочным и неорганизованным.

Новые попытки обеспечить безопасность движения были предприняты, когда появились паровые, а затем и бензиновые автомобили. Многие предписания водителям сейчас у нас могут вызвать лишь улыбку. В Англии, например, впереди парового экипажа должен был идти человек с красным флагом и предупреждать встречных о приближении паровика, а заодно усмирять перепуганных извозчичьих лошадей. Во Франции скорость движения бензиновых автомобилей в населенных пунктах не должна была превышать скорости пешехода. В Германии владелец машины обязан был накануне заявить полиции, по какой дороге поедет. В ночное же время езда на автомобиле вообще запрещалась. Если водителя в пути заставала ночь, ему предписывалось остановиться и ждать утра. В те времена в России автомобилей было очень мало, поэтому вопросы безопасности еще не стояли так остро. Но с годами, с увеличением транспортных средств, все острее становились вопросы, создания условий безопасности движения.

Решение о создании единых европейских правил дорожного движения было принято в 1909 году на всемирной конференции в Париже, ввиду увеличения числа автомобилей, роста скоростей и интенсивности движения на городских улицах. Следующим важным шагом стало принятие «Конвенции о введении единообразия в сигнализацию на дорогах» в 1931 году в Женеве, на Конференции по дорожному движению, в которой среди прочих стран принял участие и Советский Союз.

В 1920 году был принят декрет «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям» - первые систематизированные правила движения. Они устанавливали предельные скорости движения: для легковых автомобилей - 25, для грузовых - 15 верст в час. Не ограничивалась скорость для пожарных автомобилей. Запрещалась езда по левой стороне дорог и улиц, обгон на узких местах, срезание углов. Это был документ большого государственного значения. Он положил начало организации автомобильного движения в стране.

В 1961 году были введены для всей территории нашей страны Правила движения по улицам городов и дорогам. В 1968 году в Вене на международной конференции ООН по дорожному движению были приняты Конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах. Исходя из этих документов и с учетом передового отечественного опыта организации дорожного движения, были разработаны новые Правила дорожного движения и введены в действие по всей нашей стране с 1 января 1973 года. Они обязательны для всех участников движения: водителей, пешеходов и пассажиров. Их можно назвать «законом улиц и дорог». В дальнейшем в Правила вносились изменения, вводились в действие новые Правила дорожного движения. Участники дорожного движения должны постоянно следить за изменениями в Правилах дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты. История России. 6 класс . Тема "Народы и государства на территории нашей страны в 13-14 вв."

Материал содержит тестовые задания к 11-ти урокам, включая обобщение темы. Предлагаются задания разного уровня сложности. ключи к ним....

Повторительно-обобщающий урок «История нашей страны древнейшего периода»

Разработка урока представлена в виде повторительно-обощающего урока на тему «История нашей страны древнейшего периода». Цель: обобщить и закрепить пройденный материал по разделу: «История нашей страны...

Интегрированный урок - викторина по истории и математике в 7 классе (для общеобразовательных школ VIII вида) по теме « Умножение и деление многозначных чисел на целое число. История нашей страны древнейшего периода»

Интегрированный урок - викторина по  истории и математике в 7 классе (для общеобразовательных школ VIII вида) по теме « Умножение и деление многозначных чисел на целое число. История нашей ...

Контрольная работа по истории в 7 классе на тему: «История нашей страны с древнейшего периода»

Контрольная работа по истории в 7 классе на тему «История нашей страны с древнейшего периода»...