Образовательная программа "Начальные математические представления"
рабочая программа по теме

Кирюшкина Елена Викторовна

Практика обучения дошкольников показала, что на его успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. В программе сделаны акценты на то, как педагог может помочь ребенку реализовать творческие возможности в познании окружающего, ведя его от созерцания одиночных и разрозненных фактов к пониманию закономерностей, как содействовать развитию мышления дошкольника. Для этого необходимо использовать исследовательские, частично-поисковые  методы, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей. Программа предусматривает творческую деятельность ребенка. В процессе он создает «Геометрическую книжку», изготавливает игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_moya_matematika_2010.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Направленность

Данная образовательная программа относится  к программам социально-педагогической направленности.

Актуальность.

Прежде чем давать знания,

надо научить думать, воспринимать, наблюдать.

                                                            В.Сухомлинский

Школа дошкольника «Капелька» основана в 1994 году.  С этого же года одним из главных направлений работы школы являются «Развивающие игры». Оно дает уникальную возможность наполнить процесс обучения и воспитания ребят нестандартными решениями, научить создавать новое.   Развивающие технологии включают детей в коллективный поиск, исследовательскую деятельность.  Технологии личностно-ориентированного обучения  позволяют выявить потенциал ребенка и дать толчок его развитию

По принципам обучения школы Монтессори, главное сформулировано так:

«Когда я слышу – я забываю.

Когда я вижу – я запоминаю.

Когда я делаю – я изучаю».

Сегодня такой подход как никогда актуален.

         Социальная значимость:

Важность  и необходимость развивающих занятий в ШД основывается на анализе педагогического опыта, социальной потребности, положительных отзывов педагогов начальной школы. Наибольшие трудности в школе испытывают дети не готовые к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Данная программа предназначена для развития математических представлений и приобретения мыслительных инструментов у старшего дошкольника

Программа предусматривает возможность работы с детьми с предпосылками одаренности и особыми образовательными потребностями.

        Вид программы : модифицированная

По признаку - общеразвивающая,

по целям и задачам, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – интегрированная.

Связь программы с уже существующими

 Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе

"Школа 2000 "Раз- ступенька, два- ступенька", «Игралочка».

Программа студии"Развивающие игры".(Выготский, Венгер, Дьяченко, Никитин)

Связь прослеживается в направлениях:  «Школа сказки» в математике» и «Математика и творчество», «Математика и окружающий мир».

Цель программы:

- Развитие мышления, коммуникативных умений и познавательных способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие задачи:

 -Формировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация элементарных математических представлений.

Развивающие задачи:

-Развитие интеллектуальной компетентности;

-Развитие инициативности;

-Выявление потенциала, развитие способностей и задатков ребенка: внимания, образного и вариативного мышления, памяти, логики, фантазии, воображения, творческих способностей.

-Развитие умения ориентироваться на систему правил, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

-Формирование комплекса качеств, образующих умение учиться, мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных процессов, радость творчества.

- Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения

Воспитательные задачи:

  1. Способствовать социальной адаптации учащихся в коллективе.
  2. Воспитать чувство коллективизма, умение общаться и уважать права другого.

 -Формировать гармонично развитую личность. 

- Воспитывать этические нормы, правила поведения и взаимоотношений с окружающими

Отличительные особенности программы:

Ведущие теоретические идеи. 

Данный программа примерна, так как процесс работы с дошкольниками настолько живой, что возможны самые разные отступления от запланированного. Я приведу «Педагогические заповеди» из программы «Радуга», как обоснование выше сказанного.

1.  Каждый ребенок учится в своем темпе. Если не научился сегодня – научится завтра. Это не значит, что он туп или отстает в развитии.

2.  Внимание – слабым.

3. Хороший личный контакт.

4.  Поощрение усилий ребенка к стремлению познать новое.

5. Воздержимся то отрицательных оценок самого ребенка. На одно порицание – 50 похвал.

6.  Сравнение результатов работы только с ЕГО прошлыми результатами.

7.  Делай то, что в данный момент важно, что хочет ребенок, пусть даже не по программе.

8.  Ребенок имеет право не хотеть заниматься тем, что предложено.

9.  Создание возможности реализации каждого «Хочу попробовать» и «Я сам!»

10. Не навязывай помощь и не отказывай в ней.

11. Не отвлекайте то игры.

12. Старайтесь говорить тише, ласково.

Принципы:

- -вариативности (реализация различных концептуальных подходов с учетом

развития науки и потребностей общества, при обязательном сохранении образовательного минимума).

-поступательности и непрерывности;

-минимакса: индивидуальный путь: дается по максимуму, спрашивается по минимуму

-интеграции,

- творческой деятельности

- целостного представления о мире

- здоровьесбережения и эмоциональной благополучности,

- гуманизации и комфортности;

Новизна данной образовательной программы: 

Практика обучения дошкольников показала, что на его успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. В программе сделаны акценты на то, как педагог может помочь ребенку реализовать творческие возможности в познании окружающего, ведя его от созерцания одиночных и разрозненных фактов к пониманию закономерностей, как содействовать развитию мышления дошкольника. Для этого необходимо использовать исследовательские, частично-поисковые  методы, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей. Программа предусматривает творческую деятельность ребенка. В процессе он создает «Геометрическую книжку», изготавливает игрушки на основе пространственных фигур. Также новизна данной программы в расширении содержания за счет использования интеграции направлений: «Сказкошкола» в математике» и «Математика и творчество», «Математика и окружающий мир».

Особенности возрастной группы детей.

Описание психофизиологических и возрастных особенностей детей.

В 4-5 летнем возрасте дети интересуются причинно-следственными связями, проводят элементарное планирование деятельности, могут организовать самостоятельную продуктивную деятельность.

В 6-7 лет  интеллектуальная компетентность характеризуется   практическим и умственным экспериментированием, установлением причинно-следственных связей и закономерностей

Программа учитывает позитивные особенности возраста: любознательность, высокие возможности восприятия, хорошую механическую память, отзывчивость на инициативу педагога.

В этом возрасте формируютс три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а так же способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 4 – 7 лет

Программа предназначена для детей:

1 год обучения-4-5 летнего возраста.

2 год обучения-5-6 летнего возраста.

3 год обучения – 6-7 летнего возраста

Состав: постоянный                                                          Набор: свободный.

Сроки реализации программы

       Программа рассчитана на 3 года.

1 год обучения (4-5 лет)  36 ч  

2 год обучения (5-6 лет)  72 ч

3 год обучения (6 – 7 лет) 72 ч

Формы  и режим проведения занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу и 1 раз по 1 часу в группе 1 года обучения

Форма занятий: индивидуальная, групповая.

 Основная форма учебной работы —  игровое занятие  с обязательной переменой и физминутками.  А также

  1. Игры (словесные, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные)
  2. Постановка сказок.
  3. Исследование, опыты
  4. Практикум
  5. Тренировочные занятия,  
  6. Использование ситуативных диалогов.
  7. Работа с магнитной доской,  фланелеграфом.
  8. Рисование, лепка, ручной труд.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

Основной образовательный продукт.

-Формирование комплекса качеств, образующих умение учиться.

-Формирование элементарных математических представлений.

-Формирование мышления и логики.

-Развитие речевой деятельности, осознание языковой действительности.

-Ориентирование в окружающем мире, понимание общих принципов, связей, закономерностей.

-Формирование этических норм, правил поведения и взаимоотношений с окружающими.

В результате первого года обучения ребенок должен

знать и  называть

  1. цвета,
  2. форму,
  1. предметы с целью выявления в них сходства и различия;
  2. предметы по форме, по размерам (больше, меньше);
  3. числа 1-5
  4. порядковые отношения
  5. ориентироваться в пространстве слева-справа, на, над, под
  6. геометрические фигуры: круг, треугольник

В результате второго года обучения ребенок должен

знать и  называть:

  1. предмет, расположенный слева (справа, выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
  2. числа от 1 до 10;
  3. фигуру, изображенную на рисунке (круг, квадрат, треугольник,);
  4. различать:

многоугольники: треугольник, квадрат, пятиугольник;

уметь сравнивать:

  1. предметы с целью выявления в них сходства и различия;
  2. предметы по форме, по размерам (больше, меньше);

Уметь задать вопросы по картинке: Сколько?. Где? Куда?

Приобрести навык  счета , ориентирования в пространстве,  в окружающем мире

В результате третьего года обучения ребенок должен:

знать и  называть:

  1. предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
  2. числа от 1 до 10 в прямом и в обратном порядке;
  3. число, большее (меньшее) данного на несколько единиц;
  4. фигуру, изображенную на рисунке (круг, квадрат, треугольник, точка, отрезок, прямая линия);
  5. состав чисел первого десятка с опорой на счетный материал;

уметь различать:  число и цифру;

  1. знаки арифметических действий (+, –, <,>,=)
  2. многоугольники: треугольник, квадрат, четырехугольник, пятиугольник; сравнивать:
  1. предметы с целью выявления в них сходства и различия;
  2. предметы по форме, по размерам (больше, меньше);
  3. два числа, характеризуя результат сравнения словами больше”, “меньше”, “больше на”, “меньше на”.

Уметь правильно и полно отвечать на вопросы, строить предложения.

Уметь правильно использовать предметы, знать их строение, форму, цвет.

Уметь задать вопросы.

Ориентироваться в окружающем мире, пространстве

Приобрести навык  беглого счета.

Виды и формы контроля ЗУН воспитанников.

Входной контроль – собеседование, анкетирование.

Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Беседы в форме «вопрос – ответ», самостоятельная работа, беседы в форме викторины, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование.

Периодический – проверяет степень усвоения материала за длительный период: полугодие или материал по разделу.

Итоговый – (проверяется на кануне перевода на следующую ступень обучения) – основная форма подведения итогов обучения;

Способы организации контроля.

  1. Индивидуальный
  2. Фронтальный
  3. Групповой
  4. Коллективный

Формы подведения итогов:

  1. Выставки
  2.  Конкурсы,
  3. Соревнования,
  4. Итоговые занятия по теме Контрольно-проверочные занятия
  5. Защита творческих проектов
  6. Тесты
  7. Творческие отчеты
  8. Игры
  9. Утренники, где дети демонстрируют свои знания и умения.

Анализ формы подведения итогов в комплексе игрового обучения и развития детей позволяет сделать следующие выводы: 

  1. развивающие и обучающие игры вызывают интерес и стремление детей достичь поставленную цель;
  2. помогают им лучше овладеть знаниями в разных видах деятельности;
  3. развивают у детей положительные эмоциональные реакции;
  4. выявляют пробелы в тех или иных видах деятельности;
  5. обеспечивают достижение детьми определенного уровня интеллектуального развития, необходимого для дальнейшей учебной деятельности.

Учебно-тематический план

1 год обучения

 №

п./п.

Наименование тем

Количество часов

теоретические

практические

всего

Вводное занятие

1

-

1

Цвет и форма

3

5

8

Числа и операции над ними

3

6

9

Пространственно- временные представления

1

2

3

Геометрические фигуры и величины

1

2

3

Повторение

2

4

6

Итоговые работы

-

2

2

Работа по индивидуальной схеме

 

        4        4        

Итого

11

25

36

2 год обучения

 №

п./п.

Наименование тем

Количество часов

теоретические

практические

всего

Вводное занятие

1

-

1

Выявление математических представлений детей

2

2

Общие понятия

4

4

8

Числа и операции над ними

6

14

20

Пространственно- временные представления

4

10

14

Геометрические фигуры и величины

4

8

   12

Логическое и пространственное мышление.

2

3

5

Итоговые работы

-

6

6

Работа по индивидуальной схеме

        4        4        

Итого

21

51

72

Учебно-тематический план

2 год обучения

 №

п./п.

Наименование тем

Количество часов

теоретические

практические

всего

Вводное занятие

1

-

1

Выявление математических представлений детей

2

2

Общие понятия

4

4

8

Числа и операции над ними

6

10

16

Пространственно- временные представления

5

7

12

Геометрические фигуры и величины

4

12

    16

Логическое и пространственное мышление.

2

5

7

Итоговые работы

-

6

6

Работа по индивидуальной схеме 

                   4              4

Итого

22

50

72

Содержание разделов и тем

1 год обучения

Вводное занятие

«Школа математических наук», игра

Цвет и форма

Цвет. Холодные и теплые цвета. Оттенки цвета. Форма

Числа и операции над ними

Число. Цифра. Порядковые отношения

Пространственно- временные представления

Справа, слева, на- над- под, выше- ниже

Геометрические фигуры и величины

 круг, шар, треугольник

Повторение

Творческие работы, тематические работы

Итоговые работы

тест

Работа по индивидуальной схеме

 

Выполнение тестовых заданий. Определение уровня общей осведомленности, уровня развития мыслительных операций, мышления, Определение ведущей руки, ноги, глаза, навыков и развития мелкой моторики. Особенности ребенка.

3 год обучения

2 год обучения

Вводное занятие

«Путешествие в Математику»

«Нам без математики нельзя»

Выявление математических представлений детей

Игровой практикум

Игровой практикум

Общие понятия

Свойства предметов. Совокупности. Сравнение совокупностей Площадь, сравнение площадей

Свойства предметов

Числа и операции над ними

Число. Цифра. Состав числа. Порядковые отношения. Понятие о сохранении. Знаки ">","<","=". Сложение. Вычитание. Задачи

Число. Цифра. Порядковые отношения. Понятие о сохранении.

Пространственно- временные представления

На- над- под, выше- ниже, между, сверху-снизу, шире –уже, толще – тоньше, спереди-сзади, позавчера- вчера--сегодня-завтра-послезавтра. Последовательность дней недели

На- над- под, выше- ниже, между, сверху-снизу, шире –уже, толще – тоньше, спереди-сзади, позавчера- вчера--сегодня-завтра-послезавтра

Геометрические фигуры и величины

Геометрические фигуры. Единицы измерения. Составление фигур из частей. Точка, прямая, кривая   Измерения. Объем, масса

Геометрические фигуры. Составление фигур из частей. Конструирование из палочек.

Логическое и пространственное мышление.

Последовательность, умозаключение, противопоставление, Логические суждения: истинность, ложность. Логические цепочки.

Последовательность, умозаключение Символы

 Логические цепочки

Работа по индивидуальной схеме

Выполнение тестовых заданий. Определение уровня общей осведомленности, уровня развития мыслительных операций, мышления, речи. Определение ведущей руки, ноги, глаза, навыков и развития мелкой моторики. Особенности ребенка. Тест школьной зрелости.

Итоговые работы

тест

тест

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Используемые методы: беседы, объяснительно – иллюстративные, наглядный, проблемно-творческий,  практические занятия,

Активные групповые методы обучения: игры, дискуссии, урок-соревнование.

Работа с дидактическим материалом (различные карточки с цифрами, картинками и буквами, различные предметы для классификации и т.д.). Техническое и дидактическое оснащение

Компьютер, диски, презентации Магнитофон, кассеты

Фланелеграф

Магнитная доска

Наборы игр и игрушек.

Игрушечная посуда

Дидактические куклы

Мяч

Прописи.

Карточки-задания.

Плакаты.

Репродукции картин.

Наборное полотно.

Конструкторы.

Часы.

Весы.

Мозаика.

Пластилин.

Канцелярские принадлежности.

Петерсон. Л.Г.Холина Н.П."Раз-ступенька, два -ступенька".

Прописи-раскраски. (с волчонком)

Бурдина С.В. Изучаем математику

Бурдина С.В. Математика для малышей.

Петерсон Л. Г. «Игралочка».

Прописи-раскраски (с ежиком)

Бурдина С.В. Рисуем по клеточкам

Бурдина С.В. Математика для малышей

Предметные картинки по темам, предусмотренным программой

№ п./п.

Наименование тем

Форма занятий

Приемы и методы  организации учебно-воспитательного процесса

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие

беседа

Словесный

Анализ беседы

2

Выявление математических представлений детей

Наблюдение, игры , практикум

  Игровой

 Деятельностный,  

 Словесный

Анализ наблюдений

Результат практикума

3

Общие понятия

Тренировочные занятия, игры, опыты. практикум

Словесный

Соревнования Результат практикума

4

Числа и операции над ними

традиционная, Тренировочные занятия, игры, опыты. практикум

Объяснительно – иллюстративные, наглядный, проблемно-творческий

Игра «Засели домик»

Изготовление коврика для цифры Результат практикума

5

Пространственно- временные представления

Тренировочные занятия, игры,. традиционная практикум

Объяснительно – иллюстративные наглядный, проблемно-творческий

Игра-путешествие

Диктант по клеточкам Результат практикума

6

Геометрические фигуры и величины

Тренировочные занятия, традиционная, игры, опыты. Изодеятельность. Практикум

Объяснительно – иллюстративные  наглядный, проблемно-творческий, практический

Изготовление «Геометрической книжки», изготовление поделок Результат практикума

Игра «Путешестие в страну Геометрию»

7

Логическое и пространственное мышление.

Традиционная, игры, практикум

Объяснительно – иллюстративные наглядный, проблемно-творческий

Результат практикума

8

Итоговые работы

тест

практический

оценивание

ЛИТЕРАТУРА.

Альтхауз. Д."Цвет, форма, количество."

Венгер А.Л."Готов ли ваш ребенок к школе."

"Игры и упражнения по развитию способностей".

Журналы "Начальная школа","Обруч","Дошкольное воспитание".

Дьяченко О.М.."Чего на свете не бывает?"

Виноградова."Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой."

Симановский.""Развитие творческого мышления детей"

Морозова.О.В."Я иду в школу."

Субботина.Л.Ю."Развитие воображения у детей."

Горячев А.В. ."Информатика в играх и задачах".

ЛИТЕРАТУРА для детей . 

 Томчик М. «Веселые уроки» / Мн.: «Попурри», 2007.

Стихи  о геометрических фигурах, числах и цифрах – подборки

Задачи в стихах - подборки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений

Конспект предназначен для детей сренднего дошкольного возраста. В конспекте содержатся игры и упражнения по теме "Осень". Для проведения данного занятия требуется небольшое количество наглядного матер...

Организация образовательной работы в ДОУ по развитию элементарных математических представлений с детьми группы с задержкой психического развития

Успешность коррекционной работы  с детьми с задержкой психического развития зависит от нескольких факторов.1.  Ранняя диагностика с последующим мониторинговым сопровождением возможных отклон...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарного математического представления в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет «В гости к солнышку»

Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день - ночь, утро - вечер; различать понятия «один», «много», «ни одного»;- Расширять представления детей о простейших связях в при...

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша в младше-средней группе ДОУ

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша в младше-средней группе ДОУ, созданный с цель...

Открытое индивидуальное коррекционно-образовательное занятие с использованием современных образовательных технологий по развитию логического мышления и математических представлений.

Открытое индивидуальное коррекционно-образовательное занятие с использованием современных образовательных технологий по развитию логического мышления и математических представлений. Тема: «В гостях у ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «По дороге в лесную школу».

Конспект открытого НОД по  формированию элементарных математических представлений в  подготовительной к школе группе № 15, МАДОУ "Сказка"...