Мастер-класс «Глиняных дел мастера»
презентация к уроку по теме

Мастер-класс

«Глиняных дел мастера»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon материал817 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

«Станция юных техников» г. Ржева

Мастер-класс

педагог дополнительного образования

парфенова

светлана ивановна

 «Глиняных дел мастера»

Ржев – 2010г.


«Возрождение забытых ремесел» 

«НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ»

В настоящее время большое значение в деле эстетического воспитания приобретает внеклассная работа с детьми - творческие мастерские, кружки по изобразительному искусству. То, что закладывается на уроке - это основа. Продолжить занятия любимым делом, развить и углубить интерес ребенка поможет внеклассная работа. Как правило, желающие заниматься дополнительно любимым делом это дети творческие. На кружке, в мастерской, на факультативном занятии развивается тот творческий интерес, который возник на уроках. Этот интерес можно развить и углубить, добиться более полного и всестороннего усвоения материала. На таких занятиях численность детей меньше, что создает возможность для индивидуальной работы.

Факультативный курс или кружок по изобразительному искусству содержат следующие задачи:

  1. Углубление и расширение знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроках изобразительного искусства;
  2. Приобщение детей к новым видам работы в области изобразительного искусства.
  3. Расширение кругозора учащихся, обогащая их чувства и разнообразные умения в области изобразительной грамоты.

Развитие творческой активности школьников, введение различных,  новых заданий невозможно без совершенствования восприятия детьми окружающего мира. Занятия в кружках, дают возможность расширить круг наблюдений и вести эту работу глубоко и всесторонне.

Большой интерес вызывают у детей коллективные работы. Дети работают сообща, что естественно дисциплинирует их, настраивает их на поиск определенных решений, повышается ответственность за общее дело. Все эти операции способствуют развитию творческих способностей у детей.

Творчество без выдумки, без фантазии существовать не может. Чем больше у ребенка накапливается знаний и впечатлений от наблюдений жизни, тем свободнее он может использовать их при создании фантастических образов. Труд учителя — всегда творчество. Педагог творчески строит весь учебный процесс.

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров. Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь, как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением жилища. В этом выражается потребность людей в красоте. А может желание видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства, в которых живет естественность и поэтичность. Не случайно большой популярностью пользуются выставки мастеров народных промыслов. Охватить все необъятное море народного искусства невозможно, поэтому мы остановимся на одном -глиняная игрушка

В нашей школе сложилась целая система работы с глиной. Эту систему можно отследить, переходя из класса в класс, от одного возраста к другому. Начинается работа с самого простого - знакомство с глиной, с мастерами глиняной игрушки. Ведь первое знакомство с окружающим миром ребенок получает именно через игрушку - это самая близкая для него тема. Такие уроки, как лепка и роспись глиняных бус. Где впервые дети знакомятся с мастерами дымковской игрушки, ее секретами. Или следующие уроки, где идет знакомство с изразцом – глиняной рельефной плиткой с дымковской росписью. Далее идет знакомство уже с изготовлением самой игрушки. И опять работа с постепенным нарастанием сложности: трехногая игрушка, коллективные работы, где используется лепка птиц и животных, например «На пруду», «Стадо», «Зоопарк» В старших классах игрушка усложняется. Учащиеся лепят как отдельные образцы, так и сюжетные композиции. Хорошо использовать сказки, например:

«Бременские музыканты», или «Гуси–лебеди» и другие по желанию ребят. На уроках дети получают глубокие знания истории возникновения игрушек, о местах изготовления игрушек, о народных промыслах и мастерах. Дети «вживаются в образ» глиняных игрушек, усиливается восприятие через народный фольклор, знакомство с древними обрядами, легендами. Наша задача помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности игрушки: пластичность, яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание, следовать традициям народа - мастерить игрушки, передавая свое отношение к изделиям.

Такая система работы способствует воспитанию у детей творческой активности, проявляющейся в умении рассматривать, анализировать, сравнивать предметы народного декоративно- прикладного искусства. Использовать приемы народных мастеров в своей творческой деятельности.

В настоящее время учащиеся успешно справляются с изготовлением глиняных игрушек, знают различия между игрушками по месту происхождения, отличают по форме, по цвету, по элементам росписи.

В школе стало традицией проводить выставки, где можно увидеть работы учеников разного возрастного уровня. Дети принимают участие и в городских выставках декоративно-прикладного искусства. Не раз получали поощрения за свои изделия.

С некоторыми приемами работы с глиной я и хочу познакомить присутствующих сегодня на практическом семинаре.

Лепка - это процесс создания скульптурного изображения из мягкого пластичного материала способом уплотнения, вытягивания, расплющивания, заглаживания и др. Такая работа способствует развитию мускулатуры кистей рук, глазомера, согласованности обеих рук, воспитанию привычки последовательного выполнения работы, накоплению знаний о свойствах материалов и приемах передачи объемной формы. Развитию наблюдательности и воображения, памяти и художественного вкуса.

Глина - пластичный природный материал, который в сыром виде способен принимать любую форму, а после просушки не рассыпаться, как песок, а сохранять ее.

Глины бывают разные по цвету, по составу. Для лепки мы применяем серую глину, умеренно жирную и послушную в работе.

Подготовка глины к работе:

  1. Разбив подсушенную глину на мелкие кусочки, помещают их в пластмассовое ведро слоями, заливая каждый слой водой.
  2. Через день сливают лишнюю воду, а глину тщательно перемешивают руками до получения густого однородного теста (без комочков), если оно не прилипает к рукам, значит, глина приобрела рабочее состояние.
  3. Приготовленную глину ставят в прохладное место  и закрывают влажными тряпками и клеенкой. В таком виде глина всегда пригодна к работе, хорошо сохраняется, не теряет влажности.
  1. В случае затвердения глины или разжижения глиняного теста, к нему добавляют нужное количество воды (в первом случае) или размельченной в порошок глины, (во втором случае).
  2. Если глина не жирная, то есть имеет примесь песка, ее следует отмутить - промыть. Для этого глину разводят водой в какой-нибудь большой посуде до густоты жидкой сметаны. Дав глине отстояться (часов двенадцать), воду сливают. Под водой образуется два слоя: верхний слой чистой жирной глины, пригодной для работы, а нижний слой будет осевший песок. Глиняный слой осторожно снимают и хранят в посуде под влажными тряпками и клеенкой.

Инструменты и приспособления.

  1. Для занятия лепкой нужны кусочки ткани, чтобы вытирать руки (ваши руки должны быть по локоть свободны от рукавов, а после работы тщательно вымыты мылом и щеткой);
  2. Клеенка, фанерка, пластиковая подставка или кусок линолеума, он хорошо моется после работы глиной (с него хорошо снимаются изделия);
  3. Стеки - маленькие деревянные палочки разной формы (можно пластмассовые из наборов пластилина), они очень пригодятся для выполнения мелких деталей, которые трудно сделать пальцами;
  4. Баночки с водой. Чтобы глина не так быстро сохла, во время работы опрыскивайте ее время от времени водой. Незаконченные работы покрывайте мокрыми тряпками и клеенкой (либо убираются в полиэтиленовый пакет и крепко завязываются).
  5. Позаботьтесь, чтобы освещение было хорошее. Заниматься глиной можно и на воздухе, но обязательно в тени и не на ветру.

Сушка глиняных изделий.

Очень правильно высушить изделие, иначе весь ваш труд пропадет. Оно высушивается в течение 2-6 дней, в зависимости от величины поделки и температуры помещения. Нельзя сушить изделие на сквозняке или вблизи батареи, в этом случае оно дает трещины. Если ваше изделие большое, то вначале сушки его нужно прикрыть сухой тряпкой. На вторые сутки открываем его. Только на четвертые сутки изделия можно досушивать на батарее или на солнце. Постепенное испарение влаги из глины придаст прочность изделию, и его можно расписывать.

Чего делать нельзя.

1. Лепить изделие на каркасе.

2. Инкрустировать влажную глину стеклышками, камешками.

3. Оставлять внутри изделия замкнутые воздушные полости.

4. Прилеплять друг к другу уже сухие детали.

5. Пытаться ускорить сушку.

Роспись.

После сушки глина меняет свой цвет. Изделие можно расписать и покрыть лаком для прочности или оставить его естественный цвет. Расписать изделия можно гуашевыми, акварельными или водоэмульсионными красками. Для прочности краски, в гуашь можно добавить клей ПВА или покрыть бесцветным лаком.

Что такое глина?

Глина - это чудесный дар природы.

Люди почувствовали себя богами именно тогда, когда научились превращать бесформенный комок сначала в жизненно необходимые вещи жилища, посуду, а потом и в произведения искусства.

Дымковская игрушка

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей,

В ней что - то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что - то есть от радости,

Гремящей, как басы!

Она глядит не прянично -

Ликующе и празднично.

В ней молодость - изюминка,

В ней удаль и размах...

Сияйте, охра с суриком,

Чтоб всем - светло, не сумрачно!

И злость, и хмурость льдинкою,

Без всякого следа,

Пусть под улыбкой Дымкова

Растают навсегда!                В. Фофанов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер-класс «Лепка декоративного панно из глиняного пласта Ангел»

Поделки из глины для начинающих: мастер-класс. Глина – очень податливый материал, который можно использовать в совместной творческой деятельности....

Программа кружка "Глиняных дел мастера"

Календарно-тематическое планирование работы кружка...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...

Мастер-класс "Народная глиняная свистулька"

Свистульки как самостоятельные изделия были известны еще в глубокой древности.Изготовлением глиняных свистулек занимались и в России.Начнем мастерить свистульку, изготовить её, пусть и не такую красив...

Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе .

Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и  и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе ....