Методические рекомендации по разучиванию песен с детьми 4-6 лет
методическая разработка по теме

Котяшкина-Кулик Надежда Викторовна

 

  Данные методические рекомендации представляют собой методическое руководство по разучиванию песен с детьми 4-6-ти лет. В развёрнутом виде даны пошаговые разработки по разучиванию песен, направленные на развитие у детей устойчивого интереса к разучиванию новых песен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Котяшкина-Кулик Надежда Викторовна

педагог дополнительного образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Дом детской культуры «Дегтярёвец»

г. Ковров, Владимирская область

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗУЧИВАНИЮ ПЕСЕН С ДЕТЬМИ 4-6

  Данные методические рекомендации представляют собой методическое руководство по разучиванию песен с детьми 4-6-ти лет. В развёрнутом виде даны пошаговые разработки по разучиванию песен, направленные на развитие у детей устойчивого интереса к разучиванию новых песен.

Методические рекомендации разработаны на основе педагогического опыта работы в учреждении дополнительного образования детей с подготовительной группой вокальной студии «Ассорти» и  предназначены для педагогов дополнительного образования детей, педагогов-практиков детских вокальных студий, воспитателей и музыкальных руководителей детских садов.

Автор-составитель

Котяшкина-Кулик Надежда Викторовна

– педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ДДК «Дегтярёвец»,

I квалификационная категория.

Пояснительная записка

Перед каждым педагогом-вокалистом  встает вопрос: «Как заинтересовать, увлечь, разучить новую песню с маленькими детьми?»  Эта проблема увлеченности детей – одна из фундаментальных проблем всей педагогики. Без эмоциональной увлеченности невозможно достичь хороших  результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени. На эти трудные вопросы пособий и рекомендаций чётких нет, но каждому педагогу  после проведенного урока становится ясно, что огромное значение на уроках по вокалу  играет в первую очередь репертуар, который необходимо тщательно отбирать с учётом возраста, но и, конечно, сам педагог  должен любить то, что преподает.

 По данным рекомендациям определены основные задачи:

- воспитывать у детей устойчивый интерес к разучиванию новых песен, музыкальную культуру, расширять музыкальные впечатления;

- формировать певческие навыки и простые движения под музыку;

- развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, умение понимать изобразительные и выразительные возможности музыки;

- вырабатывать исполнительские, певческие навыки;

- повышать творческую активность на занятиях;

         В ходе занятия по разучиванию песен возможно педагогу не всегда удастся строго придерживаться намеченному плану данных рекомендаций. Всё зависит от активности детей, их эмоционального настроя и отзывчивости на ту или иную предлагаемую песню. Иногда может возникнуть необходимость педагогу перестраиваться по ходу разучивания песни и импровизировать. Однако все занятия по разучиванию песен объединяет определённая структура:

- подготовительный этап – знакомство с песней,

- основной этап  - разучивание мелодии, текста песни (работа над песней),

- заключительный этап – исполнение песни целиком.

         При работе над песней деятельность детей должна переключаться на игру, либо на выполнение творческого задания или разучивание танцевальных движений, либо на исполнение мелодии песни на музыкальных инструментах. Благодаря смене деятельности внимание детей не притупляется, не угасает интерес к учебному процессу и творчеству. 

         Главная задача - выучить песню так, чтобы создать художественный образ, то есть все выразительные средства в музыке подчинить одной цели - исполнению детской песни как художественного произведения. Ребята должны прочувствовать характер, настроение песни. Нельзя выучить песню кое-как - не совсем точная мелодия, неполный текст мешают сосредоточиться на чисто исполнительских задачах. Педагогу необходимо помнить, что  плохо выученная песня ничего, кроме вреда, не принесет.

        Хочется, надеется, что данные методические рекомендации по разучиванию песен с детьми 4-6-ти лет привлекут коллег и найдут отклик у музыкальных руководителей, педагогов-практиков вокальных коллективов, педагогов дополнительного образования детей и помогут им в дальнейшей работе.

Содержание

Творчески работающие педагоги по вокалу постоянно испытывают потребность в обновлении песенного репертуара, который должен быть доступным, интересным и увлекательным, приносить радость и ученикам, и педагогам. 

При подборе песенного материала следует учитывать несколько важных моментов:

  1. Современность песни - желательно, чтобы песня относилась к настоящему времени и была написана современным композитором.
  2. Доступность - при выборе песен необходимо учитывать возрастные особенности детского голоса, а также, как правило, небольшой диапазон голоса.
  3. Интересные слова - в песне слова играют очень большую роль. Даже самая хорошая музыка не спасет песню, если у нее неудачный текст. Единство музыки и слов, их органическое сочетание является одним из важных условий популярности песни у детей. Также следует учитывать и то, что дети очень любят игровые песни, сюжетные, которые поются от первого лица, и от имени птиц, зверей и т.д.

           Перед тем, как предложить детям ту или иную песню необходимо самому педагогу тщательным образом подготовиться: подготовить или изготовить необходимый дидактический материал ввиду малого возраста детей.  Детям младшего возраста (4 лет) перед исполнением песни педагогом или после ее прослушивания можно загадать загадку, показать игрушку, картинку, иллюстрирующую музыкальный образ, с целью заинтересовать детей предлагаемой песней.  Для создания цельного художественного образа песня исполняется с полным фортепианным сопровождением или прослушивается в записи фонограммы «+».

        Педагогу особое внимание следует обратить на ритмические и мелодические особенности песни. Посмотреть - какие сложности могут встретиться при разучивании мелодии, слов. Трудные места надо отметить, чтобы больше внимания уделить на них в процессе разучивания. У ребят могут встретиться трудности с точностью ритмического рисунка, особенно в тех местах, где много быстрых нот или подвижный темп. Значит, предварительно, с ними можно простучать ритмический рисунок песни в ладоши или  на музыкальных инструментах. В мелодии, как правило, ребятам бывает сложно петь большие скачки, или, наоборот, мелодию на одной ноте. Это нужно учесть при разучивании песни и постоянно обращать внимание ребят на эти моменты.

         Разучивание песни производится по фразам, в медленном темпе как с музыкальным сопровождением, так и без него.  Показывая фразу, педагог обращает внимание на характер мелодии и ритмический рисунок. В процессе разучивания педагог объясняет непонятные детям слова, добиваясь осмысленного, внятного произнесения текста. Педагог должен использовать разнообразные методические приемы при разучивании песни: «эхо», «по цепочке», «пение по картинкам», (все эти приемы помогают учащимся освоить текст), пение «а капелла» (когда педагог хочет услышать чистоту интонации детей), «пение про себя» с показом рукой движения мелодии, проговариванием текста шепотом и др. Если песня написана в куплетной форме, целесообразнее начать ее разучивание с припева. Для детей 4-6 лет лучше использовать в работе те произведения, в которых аккомпанемент дублирует мелодию. Бывают случаи, когда разучивание песни можно начать без предварительного показа, но только тогда, когда песня знакома детям, но в которой они плохо знают или вообще не знают текста,  или если педагог  хочет, чтобы в результате разучивания неизвестного материала учащиеся постепенно «открыли» для себя интересную песню. Важно, чтобы при работе над песней аккомпанемент учителя не заглушал пение детей. Пение, а капелла поможет услышать чистоту интонации исполнителей и заглянуть в глубину детской души и искренности их пения.

         Во время пения желательно  чередовать положения «сидя» и «стоя». Смена положений является своего рода разрядкой и снимает физическое и умственное утомление, если оно появляется.

Приложение

КАК РАЗУЧИТЬ С МАЛЕНЬКИМИ ДЕТЬМИ НОВУЮ ПЕСНЮ

- подготовительный этап –


1.Сделайте небольшое вступление - объявить тему песни, чтобы привлечь внимание детей.

2.Название песни.  Авторы стихов, музыки.

3.Первое прослушивание песни. Так как дети 4-6 лет не все ещё научились читать, желательно  при прослушивании песни  чередовать иллюстрации или картинки по теме песни.

4.Проигрывание детьми вместе с педагогом сюжета песни (как правило детские песни имеют сюжет).

- основной этап  -


 5.Разучивайте песню по одному куплету (по музыкальным фразам), объясняя смысл слов.  Необходимо выяснить у детей, все ли слова им знакомы? О чём или о ком поётся в песне?
6.Если песня предполагает определённого рода движения, то вместе со словами сразу можно разучивать и движения (так детям даже легче запомнить).  Необходимо  детям объяснить выполнение того или иного движения, если они не понятны. Педагог может  даже поиграть с детьми, например, спросить: "А как показать слово "Колобок"? Пусть дети проявят свою творческую инициативу, а потом педагог  покажет, как правильно показать слово.

7.Педагогу необходимо петь вместе с детьми, смотреть  на детей, смотреть  им в глаза, поэтому целесообразно использовать фонограмму «-».  Педагог должен петь  громко и хорошо, подавая детям пример. Стимулировать  их хорошее пение.

- заключительный этап –

8.Законченное исполнение разученной песни или её фрагмента.

Список рекомендуемой литературы

1.Арсенина, Е. Развлечения со значением/ Е. Арсенина.- Волгоград: Учитель, 2007.

2.Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.

3.Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей/     М.А. Михайлова.- Ярославль: Академия развития, 1997.

4.Музыкальные занятия. Подготовительная группа/ авт.-сост. Е.Н.  Арсенина.- Волгоград: Учитель, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация "Организация работы с одаренными детьми"

Данная работа включает теоретические основы организации деятельности с одаренными детьми и конкретные практические методики по выявлению оадернных....

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми

Методические рекомендации предназначены для педагогов допобразования. Содержат теоретические вопросы  по природе одаренности, направлениям работы с одаренными детьми и материалы практической диаг...

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗУЧИВАНИЮ ШКОЛЬНЫХ ПЕСЕН» Разработала учитель музыки: ДЁМИНА НАТАЛИЯ АНИСИМОВНА

Краткий обзор возможностей и рекомендации учителя.  План и программа занятий сопровождается методическими указаниями, биографическими данными композиторов, анализом их творчества, теоретической р...

Методические рекомендации по работе с трудными детьми

Работа классного руководителя с учащимися с осложненным поведением....

Методические рекомендации для занятий вокалом с детьми в переходном возрасте

Особенности занятий вокалом с детьми в переходном возрасте, репертуарные требования, дыхание, звукообразование...

Методические рекомендации для учителя, работающего с детьми с ОВЗ (умственная отсталость)

Методические рекомендации содержат:- требования к уроку,- типы уроков,- примерные конспекты уроков,- показатели степени обученности.- анализ открытого урока, схема анализа, самоанализ урока учителем,-...

Методическая разработка "Методические рекомендации по работе с одаренными детьми"

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопл...