Главные вкладки

    Из опыта работы отдела дополнительного образования по патриотическому воспитанию учащихся
    статья на тему

    Иванова Людмила Владимировна

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения я вляется одним из приоритетных направлений в деятельности отдела дополнительного образования. В каждой школе Подольского района созданы и функционируют детские патриотические отряды, объединенные в районную детскую организацию "Патриоты Подолья " (дата создания: 29 января 2002 года). На протяжении 11 лет существования  РаДО "Патриоты Подолья" создано множество традиционных и инновационных форм патриотической работы. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЗНАКОМСТВО С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РАЙОННОЙ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ПАТРИОТЫ ПОДОЛЬЯ» В АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

    «Я И ТЫ – СТРАНА РОССИЯ»

    (Из опыта работы отдела дополнительного образования

     по патриотическому воспитанию учащихся )

       Патриотическое воспитание является сегодня делом государственной важности.   На повестку дня стала важная задача – воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого, духовно богатого патриота своей Родины. Для реализации этой задачи была принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы с последующим её продолжением на 2006-2010 годы».

        Воспитание патриотизма как одного из самых высоких человеческих чувств является приоритетным в Подольском районе. И это не удивительно. Наш район хранит память о героизме русских воинов, проявленном в 1812 году. История повторилась в годы Великой Отечественной войны, когда советские солдаты стояли насмерть на Нарском рубеже, защищая столицу. Имея такой благодатный материал, мы воспитываем подрастающее поколение на примере героической истории страны, связанной именно с нашим Подольским краем.

        В основу деятельности детско-юношеского центра положена районная программа «Патриотическое воспитание в образовательных учреждениях Подольского муниципального района», учитывающая региональные особенности, военно-исторические и культурные традиции Подолья. Назрела также необходимость в создании дополнительной образовательной программы военно-патриотической направленности. Каковы же причины её создания?

       Раскол некогда сильной многонациональной державы стал причиной формирования суверенных государств, что привело к оттоку населения многих народов на территорию Российской Федерации. Дети разных национальностей пошли учиться в российские школы, юноши – служить в Российскую армию, что породило национальную неприязнь и образование различных неформальных националистических организаций.    

                 Изменился и национальный состав Подольского района, увеличилось количество жителей – представителей различных национальностей и народностей. Это в свою очередь обозначило круг важных проблем:  сложности адаптации детей различных национальностей в русскоязычную среду, а также их взаимодействие в условиях повседневной жизни. Поэтому в 2002 году было создано  районное детское объединение «Патриоты Подолья» как ответ на запрос со стороны учащихся и их родителей на консолидацию детей разных национальностей, населяющих Подольский район, их занятие общественно-полезной деятельностью и духовно-нравственное развитие через детские общественные организации.  

                 С этой целью и была разработана авторская программа «Я и ты – страна Россия», воспитывающая у детей разных национальностей и вероисповеданий чувство преданности земле, на которой они живут, культуру межнациональных отношений, а также создающая условия для их социальной активности и адаптации.  

    Особенностью программы является то, что она моделирует конкурсную программу традиционного слета юных патриотов Подолья как итоговой аттестации обучающихся в детских патриотических объединениях детско-юношеского центра.

      В ходе освоения программы ребята знакомятся с символикой страны и родного края, символами воинской чести, доблести  и славы, учатся определять названия почетных наград за воинские заслуги в бою и военной службе, обретают опыт выпуска боевого листка, способствующий развитию речи и формированию коммуникативных навыков.

                Большое внимание в программе уделяется физической подготовке, ведению здорового образа жизни, навыкам и умениям в стрельбе из пневматической винтовки, неполной сборки и разборки АКМ (макет), основам строевой подготовки. Все это является важным звеном в подготовке мальчиков к несению воинско

    й службы. Предусмотрены в программе экскурсии в воинские части, походы по местам боевой славы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

             

    Важной частью программы является туристско-краеведческая подготовка обучающихся. Сюда входит подготовка группового и личного снаряжения туристов, правила укладки рюкзака, организация бивуака и правильного питания, формирование умения разбираться в лекарственных растениях, съедобных ягодах и грибах. Дети учатся действовать в экстремальных ситуациях, соблюдать меры предосторожности при движении по осыпям, травянистым склонам, оказывать элементарную медицинскую помощь.

                  Теоретическая часть программы – это занятия, устные журналы, исследования.  Органичным элементом образовательной программы является социально проектирование как ведущее средство воспитания гражданственности.

               Практическая часть программы предусматривает проведение походов, военно-спортивных игр, слетов, вахт Памяти, экскурсий, организацию постов №1, участие в районных митингах к памятным датам, посадку аллей славы и многое другое.

                Апробация и реализация педагогами дополнительного образования программы «Я и ты – страна Россия» показала, что вышеперечисленные формы занятий способствуют успешному её усвоению, формированию детского коллектива, развитию гражданского сознания, реалистичной жизненной позиции, самостоятельности.

               Таким образом, вся деятельность районной детской организации «Патриоты Подолья» взаимосвязана с авторской образовательной программой нашего центра и находит в ней своё отражение.         

         А теперь конкретнее рассмотрим организационную структуру, атрибутику и направления деятельности районной детской общественной  организации «Патриоты Подолья». На нашей  эмблеме изображен корабль детства, на котором ребята плывут в страну знаний и добра вслед за голубем мира под флагом Подольского района, так как мы живем и трудимся в Подольском районе и не хотим войны.  «Патриоты Подолья»  имеют свою клятву, девиз, гимн. 29 января 2002 года на втором заседании штаба объединения был принят проект Устава. А день принятия Устава считается днем рождения организации. В состав детской патриотической организации «Патриоты Подолья» входит 20 отрядов из 20 образовательных учреждений Подольского муниципального района.

                 Сегодня патриотической работой у нас охвачено 2278 учащихся. Почти за семилетнюю деятельность (29 января 2009 года «Патриотам Подолья» исполнится семь лет) в районе сложилась система традиционных и инновационных форм патриотической направленности работы.              

                 К традиционным мы относим Вахты памяти, организация постов № 1, участие в торжественных митингах, уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, труда и участниками локальных войн, участие в акциях милосердия, посадка аллеи славы, совместные рейды с ветеранами войны, экскурсии по местам боевой славы, уход за памятниками и братскими могилами, экологические десанты, участие в экологических и краеведческих конференциях, конкурсы рисунков «Мир без войны». Остановимся на некоторых из них.

                   В сёлах и посёлках существуют святые места, куда приходят люди в дни памяти и скорби. Отдавая дань уважения памяти павших, ребята организуют посты № 1. Это почётное право завоёвывают лучшие из лучших.

                  Наряду с митингами, посвященными Дню Победы, учащиеся также принимают участие в митингах «Наш сокол», посвященных Герою Советского Союза, летчику, совершившему первый в истории авиации ночной таран, - Виктору Талалихину. В казалось бы традиционные мероприятия каждый раз стараемся внести элементы нового. Самых достойных ребят в день рождения легендарного лётчика мы принимаем в нашу организацию «Патриоты Подолья».

                  Данью уважения героизму русских воинов и связью многих поколений стал в нашем районе мемориал славы в деревне Кузовлево. Здесь юные поисковики участвуют в Вахтах памяти,

    ведут поисковые работы по обнаружению останков советских воинов, погибших при обороне Москвы в октябре-декабре 1941 года. Здесь же ежегодно в последнюю субботу октября проходят митинги по захоронению останков героев, в которых принимают участие все детские патриотические объединения.

                    Понятия «родина», «долг», «подвиг»  закладываются в юных душах на митингах памяти   и скорби у могил погибших в локальных войнах воинов-земляков. Как правило, эти митинги   проводятся в канун Дня матери, что несёт огромный воспитательный потенциал.

    В образовательных учреждениях Подольского района проводятся торжественные   линейки, минуты молчания, уроки мужества.  Дети встречаются с родителями погибших солдат, дарят мамам героев сувениры, изготовленные собственными руками.

                   В военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны.  Совместные рейды «Боевыми дорогами отцов и дедов», посадка аллей славы, встречи с ветеранами, их рассказы о пережитом в тяжкие военные годы служат связующим звеном между поколениями. На таких мероприятиях  юные прикасаются своими сердцами к биению сердец ветеранов.  

                  Одной из форм патриотического воспитания являются Вахты памяти. Над всеми памятниками и братскими могилами, находящимися на территориях сельских поселений, юные патриоты взяли шефство и традиционно осенью и весной бережно ухаживают за ними.

                   Безусловно, одной из ярких форм воспитания патриотического самосознания, здорового образа жизни являются у нас слеты патриотов Подолья. Это настоящие праздники и для воспитанников, и для педагогов, и для организаторов мероприятия, потому что здесь всегда царит атмосфера дружбы и взаимопомощи, соревнования и торжества одновременно. На слетах соревнования проходят по программе «Школа выживания». Ребята живут в палатках и соревнуются в различных конкурсах, к которым их на протяжении учебного года готовят педагоги детско-юношеского центра. Юные патриоты принимают участие в военно-спортивной игре «Зарница», демонстрируют отработанный строевой шаг в смотре строя и песни, учатся оказывать первую медицинскую помощь, соревнуются в сборке и разборке АКМ, стрельбе из пневматической винтовки, конкурсе-концерте «На привале», конкурсах знатоков истории и боевых листков.

                     «Школа выживания» - это и региональная военно-спортивная игра «Каскад», на которой ребята из детских патриотических объединений «Витязь», «Исток», «Светозар» не раз были победителями.

                      Одним из стержней воспитательного процесса является школьный музей. В каждой школе нашего района есть музеи, в которых ребята с удовольствием занимаются. Школьные музеи Роговской, Толбинской, Дубровицкой, Сынковской, Клёновской, Вороновской, Щаповской школ названы лучшими школьными музеями Московской области.

                      Краеведение помогает нашим детям открыть многие малоизвестные страницы Великой Отечественной войны. Оно даёт не книжное, а реальное знание истории, воспитывает чувство гордости за родную страну. Интерес к истории  родного края, тяжелым сражениям 93-ей армии на Нарском рубеже побудили к созданию в год 65-летия битвы за Москву районного поискового отряда «Наследники Победы».  Юные поисковики проходят специальный курс теоретической подготовки, так называемую школу юного поисковика, где они получают нужные знания, обучаются навыкам ориентирования, работы со щупом,  сдают на компьютере специальный зачет по допуску к раскопкам. И только после сдачи зачета выезжают в поисковые экспедиции. Об этом направлении деятельности патриотов Подолья более подробно вам расскажет педагог дополнительного образования  Морозова Ирина Вячеславовна.

                      Социальное проектирование как инновация может найти место в жизнедеятельности любого детского объединения. Социальный опыт развивает патриотические чувства, приучает к единству слова и дела, способствует активизации детских социальных инициатив. Участвуя в

    районных, областных и всероссийских краеведческих и экологических конференциях, защищая исследовательские работы, ребята проникаются уверенностью, что знание экологии, героических и исторических традиций родного края могут оказаться полезными в будущем, какую б профессию они не избрали.

                     Юные патриоты Подолья и прекрасные артисты. Своё отношение к войне они выражают через творчество: проникновенное исполнение песни, стихотворения, танца. Ребята  выступают с концертами перед своими сверстниками, родителями, ветеранами, жителями своих сёл, посёлков. Многие их выступления посвящены боевым  и ратным подвигам нашего народа.

                    Год от года растёт популярность конкурса рисунка «Мир без войны».  Работы юных художников непосредственны, поражают своим искренним гуманизмом и в дальнейшем используются при оформлении мероприятий патриотической направленности.

    Патриотизм немыслим без бережного отношения к родной природе. Наши ребята под руководством опытных наставников занимаются благоустройством школ, посёлков, совершают экологические десанты на реки, озёра, леса, парки, участвуют в природоохранных акциях «Кормушка», «Ель», «Бельчонок», «Первоцвет», организуют экологические тропы, ведут наблюдения за состоянием природных объектов, расположенных по соседству со школой.  Ведь все мы помним добрую старую истину: ребёнок никогда не будет стремиться вернуть чистоту реке, если она не протекает через его сердце.  

                   Воспитание человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины не только в боях, а защищать её каждый день своим трудом, добром и бережливостью – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы будем выполнять её с любовью и не забывать мудрых слов А.С. Пушкина: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы променять Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

     

                                                                          Иванова Л.В. – методист отдела дополнительного образования

                                                                                        МОУ ДОО центр «Родина»,  Подольский  район, Московская  

                                                                                        область.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    обобщение опыта работы педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ "Росинка" Прохоровой Юлии Александровны

    обобщение опыта работы в хореографической студии педагога дополнительного образования...

    обобщение опыта работы в дополнительном образовании

    обобщение опыта работы в дополнительном образовании по теме " Роль краеведения в гражданско-патриотическом воспитании школьников"...

    Обобщение опыта работа педагога дополнительного образования

    Обобщенине опыта работы педагога дополнительного образования...

    Из опыта работы педагога дополнительного образования детей

    В помощь педагогам дополнительного образования....

    Вечер – портрет «Зоя – по-гречески жизнь», посвященный обобщению опыта работы педагога дополнительного образования

    Вечер – портрет «Зоя – по-гречески жизнь», посвящен обобщению опыта работы педагога дополнительного образования, руководителя музея  Дудко З.Н.Целью обобщения опыта является  развитие ...

    Вечер – портрет «И даже через много лет зажженный Вами не погаснет свет», посвященный обобщению опыта работы педагога дополнительного образования

    Вечер – портрет «И даже через много лет  зажженный Вами не погаснет свет», посвящен обобщению опыта работы педагога дополнительного образования Диды В.М., работающей по программе «Основы пр...

    Курс «Художественное макетирование» в системе художественного образования школьников (из опыта работы педагога дополнительного образования)

    В статье исследуется влияние курса "Художественное макетирование" на художественное образование учащихся....