Предпрофильная подготовка
элективный курс (9 класс) по теме

Жаппарова Гульфида Гайсаровна

Международные исследования уровня образования показали, что учащиеся хуже всего справляются с задачами, в которых требуется математизировать предложенную жизненную ситуацию, т.е. выделить в ситуации проблему, которая решается средствами математики, разработать соответствующую ей математическую модель, а затем размышлять над ее решением. Одной из главных причин отсутствия соответствующих умений является тот факт, что, как правило, учащихся знакомят в школе с математическими фактами и алгоритмами, а далее на некотором наборе задач отрабатывают умения и навыки в применении изложенной темы. Но учащиеся зачастую не представляют, в какой области науки можно применить полученные знания и умения. Отсюда возникает представление о математике как о слишком сложной и сухой науке, исчезает потребность в новых знаниях. Умению применять математические знания необходимо обучать целенаправленно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Элективный курс по математике89 КБ

Предварительный просмотр:

Предпрофильная подготовка.

Элективный курс по математике в 9 классе

Тема: «Математика в экономике и управлении»

(курс проведен в МОУ «Куяшская СОШ» Кунашакского района Челябинской области во 2 полугодии 2011-2012 учебного года в количестве 17 часов учителем высшей категории Жаппаровой Г.Г.)

ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знания на деле.

 Аристотель.

Введение

Международные исследования уровня образования показали, что учащиеся хуже всего справляются с задачами, в которых требуется математизировать предложенную жизненную ситуацию, т.е. выделить в ситуации проблему, которая решается средствами математики, разработать соответствующую ей математическую модель, а затем размышлять над ее решением. Одной из главных причин отсутствия соответствующих умений является тот факт, что, как правило, учащихся знакомят в школе с математическими фактами и алгоритмами, а далее на некотором наборе задач отрабатывают умения и навыки в применении изложенной темы. Но учащиеся зачастую не представляют, в какой области науки можно применить полученные знания и умения. Отсюда возникает представление о математике как о слишком сложной и сухой науке, исчезает потребность в новых знаниях. Умению применять математические знания необходимо обучать целенаправленно.

Пояснительная записка.

После проведения диагностических исследований, выяснилось, что 34% учеников 9 класса склонны к следующим типам профессий: предпринимательскому, экономическому, юридическому, управлению.

После проведения анкетирования, выяснилось, что учащиеся заинтересовались вопросами, предложенными в данном курсе, как жизненно необходимыми и полезными.

Целью данного курса является:

а) Развитие:

  1. Интереса школьников к математике;
  2. Умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  3. Творческих способностей;
  4. Логического мышления.

б) Знакомство учащихся с новыми идеями и методами, с экономическими ситуациями в быту, в политике, в промышленности и др.

в) Расширение представления об изучаемом в основном курсе материале, о прикладной направленности математики.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  1. Делать выводы;
  2. Представлять результаты работы в виде таблиц;
  3. Оперировать с процентами;
  4. Использовать различные способы вычислений;
  5. Собирать и обрабатывать информацию.

Данный курс обеспечивает межпредметную связь и является общекультурным, так как позволяет удовлетворить естественное любопытство. К каждому вопросу предлагается набор задач, жизненных ситуаций, которые могут решить большинство ребят. Эти занятия призваны стать толчком в развитии интереса к предмету, к будущему выбору профессии и вызвать желание узнать больше.

Содержание курса.

Темы курса

Число часов

Форма проведения

Перспектива

1

Понятие процента, процент числа, число по проценту

1

Исследование

Зачет по учебникам за 5-6 классы

2

Задачи про цены

2

Решение задач разными способами: в виде схем, пропорций, действий

Выбор группами своего способа и сравнение результатов

3

Банковские операции: простые проценты

1

Практическая работа

Примеры из практики семьи

4

Банковские проценты: сложные проценты

2

Лекция

Ознакомление

5

Бюджет, инфляция, кризис

2

Проектная работа

 Использование публикаций в газетах, журналах

6

Выборы, голосование, рейтинг

2

Проектная работа

Защита в форме презентаций

7

Бизнес: издержки и выручка

2

Решение задач, деловая игра

Группы экономистов, продавцов, налоговиков

8

Учиться бизнесу – учиться у бизнеса

1

Экономическая викторина

Игра с использованием «денег»

9

Решение задач линейного программирования

2

Графический исследовательский метод

Построение таблиц и графиков

10

Решение задач на растворы и смеси

1

Применение различных методов

Групповая работа по решению задач разными способами

11

Итоговое занятие

1

Анкетирование

Выводы и рекомендации

Заключение:

Данное построение курса по выбору для учащихся, оставляет выбор и для учителя. Можно менять порядок тем, отбирать материал в соответствии с интересами и возможностями детей. Так как предложенные темы не связаны между собой, то учащиеся могут включаться в работу на любом этапе.

Литература:

  1. Экономика на уроках математики. Учебное пособие. Москва.

1999г. А.С. Симонов.

  1. Проценты на все случаи жизни. Учебное пособие. Челябинск. 1996г. И.Н.Петрова.
  2. Математика в школе. №4 1998г. Симонов А.С. «Проценты и банковские расчеты».
  3. Математика для школьников. №
  4. Учебники 5, 6 классов.
  5. Журнал «Читаем, учимся, играем». №1-3 за 2005год.

Экономическая игра « Карьера»

Цели: развивать интерес к экономическим вопросам и понятиям, умения быстро ориентироваться и отвечать на вопросы, считать выигрыш, помогать команде.

Подготовка:

  1. «деньги», которые будут получать игроки за правильные ответы;
  2. призы, которые можно получить в обмен «денег» в конце игры;
  3. комплект анкет;
  4. комплект вопросников « Давайте говорить друг другу комплементы»;
  5. товары для «магазина»: ручки, тетради, блокноты и т.д.

Действующие лица: ведущий, секретарь, абонент, работодатель, претендент.

Ход игры:

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня в нашей группе состоится экономический конкурс «Карьера». Прежде чем начать соревнование, я бы хотела задать вам два вопроса: кто любит считать деньги и кто любит экономить деньги?

(Ребята отвечают.)

Сегодня у нас представители фирм «Сотел» и «Интерсвязь». Кто из вас хотел бы попробовать стать сотрудником одной из этих фирм? Необходимо по 4 сотрудника, желательно по 2 девушки и 2 юноши.

(Выходят добровольцы.)

Итак, мы начинаем.

Участники конкурса – юноши и девушки, которые хотят связать будущее с экономикой и бизнесом. Но они находятся в самом начале своей профессиональной карьеры, как бы на старте своей будущей профессии.

Мы приготовили для них всевозможные конкурсы, вопросы, экономические задачи.

«А судьи кто?» - спросите вы. С удовольствием представляю их. Это председатель правления «Куяшбанка»…; управляющий банка…

( педагоги, ученики, родители).

«Куяшбанк» открывает каждому игроку персональный банковский счет, на который будут поступать заработанные вами деньги. Да, да вы не ослышались. Оцениваться ваши ответы будут не в баллах, а в рублях. Сегодня в конце конкурса мы узнаем, кто станет самым богатым в фирмах «Сотел» и « Интерсвязь», а также среди зрителей, для которых мы тоже приготовили вопросы. За правильный ответ на их счет будут перечислены деньги. Мы сразу хотим сказать, что наш банк существует с банковского процента, что на наши деньги вы сможете приобрести товары в нашем магазине.

         Что означает слово «бизнес?»

( ответы)

Дело. Какими же качествами должен обладать бизнесмен?

(ответы)

Было время, когда можно было стать Генри Фордом, окончив лишь начальную школу. Сегодня этого недостаточно. Бизнесмен должен быть целеустремленным и широко эрудированным человеком. Первый конкурс – это разминка, которая покажет уровень вашей экономической и общей эрудиции. (При затруднении  сотрудников фирм с ответами, отвечают соперники, зрители).

Тур 1

Вопросы сотрудникам «Сотел»

( Стоимость вопроса – 5 рублей.)

  1. Что дороже: золото или серебро?
  2. На каком языке написан «Капитал» Карла Маркса?
  3. Почему первые помидоры стоят очень дорого, потом дешевеют?
  4. Что такое «бройлер»?
  5. Назовите денежную единицу США.

Вопросы сотрудникам фирмы «Интерсвязь»

  1. Назовите денежную единицу Японии?
  2. Перечислите, что производит фирма «Адидас»?
  3. Что такое «валюта»?
  4. Что такое «черное золото»?
  5. Что выпускает «КамАЗ»?

А сейчас всем предлагаем заполнить анкету. Согласитесь, работодатель должен знать про своих сотрудников все…ну или почти все.

(Участвуют все в аудитории)

Анкета

Имя

  1. Любите ли вы бывать на природе?
  2. Какое время года вам нравится?
  3. Какой цвет в одежде вы предпочитаете?
  4. Часто ли вы фантазируете, мечтаете?
  5. Согласны ли вы с выражением «В здоровом теле – здоровый дух»?
  6. Что для вас интересней – комедия или боевик?

Ведущий: Итак, приступаем.

(Музыкальная пауза, идет заполнение анкет.)

А теперь подсчитайте, сколько у вас «+». Те, у кого больше всех «+»,  - будущие лидеры или хорошие руководители.

Тур 2

Ведущий: Следующий конкурс – на сообразительность и быстроту реакции.

Заметьте, если вопрос повторяется дважды, цена вопроса падает в 2 раза.

(Стоимость вопроса – 15 рублей)

  1. Без «б» я у мужчины на лице,

и нет тогда мужчины хорошее!

А «б» прибавь – в начале, не в конце –

И я уже у женщины на шее!

                             (Усы – бусы.)

  1. Без «м» я вся дугообразная

И украшаю зданья разные.

А с «м», хоть верьте, хоть не верьте! –

Я лишь картинка на конверте.

                             (Арка – марка.)

  1. С «я» наушничать я не устану,

А без «я» несчастьем сразу стану.

                            (Ябеда – беда.)

  1. Три буквы облаками реют,

Две – видим на лице мужском,

А целое порой белеет

В тумане моря голубом.

                            (Парус.)

Тур 3

Ведущий: А теперь стоимость вопросов повышается до 20 рублей.

Вопросы сотрудникам фирмы «Сотел»:

  1. Сколько центов в долларе?
  2. Назовите самую крупную в мире авиакомпанию.
  3. Откуда берется прибыль у банка?
  4. Что такое «экспорт»?

Вопросы сотрудникам фирмы «Интерсвязь»:

  1. Что такое «импорт»?
  2. Что такое «курс акций»?
  3. Что такое «отель»?
  4. Кто такие рекламодатели?

Ведущий: Уже сейчас мы можем сказать, у кого денег, но мы этого делать не будем, потому что впереди вас ждут испытания, которые могут пополнить банковский счет каждого.

Конкурс для зрителей

Ведущий: А пока проверим эрудицию наших зрителей, они тоже могут получить деньги.

Внимание, стоимость вопроса 20 рублей.

  1. Для литературной иллюстрации термина «натуральное хозяйство» больше всего подходит книга…

а) Н.Носов «Незнайка на луне»;

б) Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо»;

в) А.Линдгрен «Пеппи Длинный чулок».

2. Какой из перечисленных праздников Россия встречает «впереди планеты всей»?

а) Рождество;

б) Новый год;

в) Пасху.

3. Каким образом Михайло Васильевич Ломоносов добрался до Москвы из деревни Денисовка?

а) В товарном вагоне;

б) На собаках, запряженных в нарты;

в) На рыбном обозе.

Ведущий: Сейчас каждой из фирм будет зачитана ситуация, в которой необходимо выявить, по три грубых нарушения деловой этики.

Если одна из фирм затрудняется с ответом, другая фирма может взять инициативу в свои руки, тем самым пополнить счет в своем банке. Одно нарушение, обнаруженное вами, принесет вам 30 рублей.

Ситуация для сотрудников фирмы «Сотел»:

Ведущий: В офис звонит телефон. Секретарь берет трубку.

Секретарь: Да, слушаю.

(Комментарий: Нужно назвать фирму и представиться.)

Абонент: А это кто?

(Комментарий: Нужно поздороваться и представиться.)

Секретарь: А вам кого нужно?

(Комментарий: Вопросом на вопрос не отвечают.)

Абонент: Мне бы Марию Ивановну.

Секретарь: Она на совещании, позвоните через час.

(Комментарий: Не очень вежливо так отвечать.)

Абонент: Девушка, передайте ей, что звонила Петрова и благодарила. Она знает за что.

(Комментарий: Благодарность по телефону не передают, тем более через третье лицо.)

Секретарь: Хорошо. Передам.

(Абонент кладет трубку.)

(Комментарий: Не попрощалась, не поблагодарила.)

Ситуация для сотрудников фирмы «Интерсвязь»:

Ведущий: Претендент на рабочее место приходит на собеседование к Работодателю.

(Стук в дверь.)

Работодатель: Войдите, пожалуйста.

Претендент: Здравствуйте, Иван Иванович. (Кидается жать руку.)

(Комментарий: Первым руку подает хозяин помещения – при желании.)

Работодатель(отвечает на рукопожатие): Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! Что будете – чай, кофе, минеральную воду?

Претендент: Спасибо, не хочу! (Берет стул, садится вплотную.)

(Комментарий: Неэтично отказываться от напитков. Нельзя садиться очень близко: личное пространство должно быть равно примерно 1,5- 2 метра.)

Претендент: Иван Иванович! Вот у меня рекомендации от Михаила Сергеевича, а это вот от самого Владимира Владимировича! А сколько я буду получать?

(Комментарий: нельзя начинать с рекомендаций и вопроса о зарплате.)

Ведущий: Пока представители «Куяшбанка» подводят итоги последнего тура, вопрос зрителям: Что такое бартер?

( Комментарий: Это безденежный обмен.)

Тур 5

Ведущий: сейчас наши будущие экономисты будут решать задачи. Каждая задача будет стоить 5 долларов.

Сотрудники фирм отвечают по очереди.

Задача 1

Вовочка 10 раз дернул за косичку Машу, 5 раз Дашу , 7 раз Тому и один раз по ошибке завуча Маргариту Ивановну. Спрашивается, сколько раз Вова дергал за косичку и что теперь ему будет? ( 23 раза; что будет – на усмотрение решающего.)

Задача 2

Однажды «наши» и «враги» встретились на поле брани и начали браниться. Сначала «враги» бранили «наших» 20 минут, а потом «наши» обиделись и бранили «врагов» в 3 раза больше. Сколько часов бранили «врагов» « наши»? ( 60 минут – 1 час.)

Задача 3

В ящике маминого стола трехлетняя Маша нашла 2 паспорта, 4 свидетельства о рождении, 1 сберкнижку. Читая эти документы, Маша нечаянно испачкала их сливочным маслом и решила постирать их в ванной. 5 документов уже выстираны окончательно, а остальные еще только намылены. Сколько документов еще только намылены? (2)

Задача 4

Воспитывая своего сына – двоечника, мама изнашивает в год 2 папиных ремня. Сколько ремней использовала мама за 8 классов, если известно, что в 5-м классе ее сын остался на второй год? (18)

Задача 5

Марина сделала в диктанте 12 ошибок, а Гриша, который у нее списал, 32 ошибки. Сколько собственных ошибок в диктанте у Гриши? (20)

Задача 6

Один преступник собрался ограбить свою бабушку и направил на нее 2 пистолета, но бабушка сама была старая преступница и немедленно направила на своего внука – разбойника в 2 раза больше пистолетов. Сколько всего пистолетов направили друг на друга внук и бабушка? (6)

Ведущий: Пока наш «Куяшбанк» выясняет, кто же у нас самый «богатенький», и готовит деньги к выдаче, мы предлагаем вам вопросник с вариантами ответов. Вам нужно выбрать верные ответы и подчеркнуть их. (Раздает участникам конкурса и зрителям листки с вопросником.)

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Ведущий: Комплимент – это похвала, лестный отзыв, любезные приятные слова.

Однако надо задуматься: похвала и комплимент – это одно и то же?

Скажем, учитель хвалит ученика за грамотно и аккуратно выполненную контрольную работу. Что он может сказать?

а) Сегодня ты меня просто удивил.

б) Да…давно меня так приятно никто не удивлял.

в) Ты не болен?

Где истинная похвала? Какие слова? Не правда ли, что вариант «в» может быть воспринят просто как оскорбление? Так как вам предстоит вступать во взрослую жизнь, мы вам предлагаем несколько вопросов и варианты ответов. Подчеркните верный, на ваш взгляд, вариант ответа.

  1. Молодой человек сделал комплимент девушке. Как должна она поступить?
  1. Спокойно возразить: «Вы мне льстите». Пусть юноша не считает, что девушка приняла его всерьез.
  2. Поблагодарить.
  3. Поблагодарить и крепко сжать ему руку, это ободрит его на будущее.
  4. Ни в коем случае не благодарить: ведь благодарность – это невольное признание того, что комплимент в ваш адрес – преувеличение.
  1. Девушка хочет поблагодарить незнакомого человека – единственного из прохожих, кто остановился и помог собрать рассыпавшееся содержимое сумки. Но можно ли?
  1. Безусловно,  можно – молодому человеку будет приятно, что вы оценили его порыв.
  2. Надо не только поблагодарить, но заодно и познакомиться, ведь такие отзывчивые люди сейчас редкость!
  3. Можно, но не нужно: вдруг молодой человек возомнит себя героем, тогда как его поступок вполне естественен.
  1. Можно ли сделать комплимент не человеку, а его личным вещам?
  1. Можно, в любом случае.
  2. Можно, если вы уверены, что в ваших словах человек не уловит критического отношения к нему самому.
  3. Невежливо предпочесть человеку веешь.
  1. Как отличить хороший комплимент от лести и подхалимажа?
  1. Хороший комплимент изобилует эпитетами, его характеризует преувеличение достоинств адресата.
  2. В комплименте не нужно превосходных степеней, достаточно искренности и теплоты.
  3. Если комплимент суров и строг, вы застрахованы от лести.
  1. Допустимы ли комплементы с подтекстом, выговоры в форме комплимента?
  1. Да, например: «Сегодня вы проявили несвойственную вам пунктуальность…»
  2. Недопустимы: комплимент – это выражение однозначно положительного отношения и симпатии.
  3. Возможны, но при условии соблюдения в комплименте меры критичности.

Пока все присутствующие отвечают на вопросы, жюри подсчитывает общие итоги. Через 5 минут ведущий собирает у всех листочки с вопросником и предоставляет слово жюри. Жюри оглашает имена победителей и называет суммы, заработанные игроками. Игроки получают конфеты или другие призы соответственно итоговым суммам. По вопросникам определяется «мисс Вежливость» и «мистер Учтивость», им вручаются медали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...

Курсы предпрофильной подготовки "Уютный дом" ( программа)

Реализация идеи профильности старшей ступени средней школы ставит учащихся 9 классов перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в...

Проект "Школьное лесничество как модель предпрофильной подготовки и профильного обучения"

На базе школьного лесничества "Лесные Берендеи" как структурного компонента дополнительного экологического образования в школе возможно создание модели предпрофильной подготовки и профильного обучения...

Программа элективного курса по математике для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки

"Программа элективного курса по математике "В мире модулей""Элективный курс для учащихся 9 класса общеобразовательной школы посвящен одной из важных и трудных тем «Модули». При подготовке к экзаменам ...

Элективный курс по предпрофильной подготовке "Физика в твоей будущей профессии"

Этот элективный курс важная ступень в овладении базовым физическим образованием и нацелен на подготовку учащихся к обучению с естественно – математическим уклоном. Цель курса:развивать положи...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «Интенсивный курс подготовки к ОГЭ» для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки

Интенсивный курс подготовки к ОГЭ ориентирован на учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 34 часа аудиторного времени....