Мастер-класс "Тренировка памяти"
методическая разработка (7 класс) по теме
Тема мастер – класса «Тренировка памяти» выбрана не случайно. В огромном мире информации необходимо уметь рационально пользоваться ее, развивая при этом память, логику, мышление. Это то, что подростку не постичь самому, без помощи классного руководителя и психолога, поэтому я уверена, что данная тема актуальна.
Цель мастер-класса – наметить приемы развития внимания, памяти и мышления, опираясь на возрастные особенности школьников, учитывая психологические особенности данного возраста. Данный материал и упражнения подобраны и рассчитаны для учащихся 7-8 – ых классов, подготавливающий детей к выполнению домашнего задания при подготовке к урокам. Как раз в это время многие из них не способны правильно организовать свою мыслительную работу. Поэтому данное мероприятия, а таких классных часов должно быть как минимум три, рекомендуется проводить во второй половине учебного года, когда дети не всегда справляются с заданиями и психологически являются «уставшими».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.doc | 492.5 КБ |
Предварительный просмотр:
стр.
Филимонова
Наталья Викторовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия «Эврика»
Мастер – класс
Из опыта работы
Филимоновой Натальи Викторовны
классного руководителя
7 класса.
Содержание.
- Цели 3 стр
- Задачи 3 стр
- Пояснительная записка 4 стр
- Содержательная часть мероприятия 5 стр
- Литература 10 стр
- Приложения 11 стр
Цели:
- Развитие умственных способностей и творческой активности детей в процессе формирования мировоззрения.
- Сформировать приемы развития внимания, памяти и мышления, опираясь на возрастные особенности.
- Формирование у детей радостного мироощущения.
Задачи:
1. Развитие у детей памяти, мышления, воображения, внимания и других познавательных процессов, опираясь на возрастные особенности школьников, учитывая психологические особенности данного возраста.
2. Развития мыслительной деятельности и творческого подхода в поиске способов решения.
Пояснительная записка.
Тема мастер – класса «Тренировка памяти» выбрана не случайно. В огромном мире информации необходимо уметь рационально пользоваться ее, развивая при этом память, логику, мышление. Это то, что подростку не постичь самому, без помощи классного руководителя и психолога, поэтому я уверена, что данная тема актуальна.
Цель мастер-класса – наметить приемы развития внимания, памяти и мышления, опираясь на возрастные особенности школьников, учитывая психологические особенности данного возраста. Данный материал и упражнения подобраны и рассчитаны для учащихся 7-8 – ых классов, подготавливающий детей к выполнению домашнего задания при подготовке к урокам. Как раз в это время многие из них не способны правильно организовать свою мыслительную работу. Поэтому данное мероприятия, а таких классных часов должно быть как минимум три, рекомендуется проводить во второй половине учебного года, когда дети не всегда справляются с заданиями и психологически являются «уставшими».
Для проведения используется презентация мастер-класса (показывается на экране с помощью мультимедийного проектора), раздаточный материал (листы-диагностирования, набор предметов, листы рефлексии, буклеты).
Вначале содержатся упражнения диагностики памяти и логического мышления учащихся. Вслед за диагностикой идет сразу серьёзная и целенаправленная коррекционная работа, которая заключается в различных заданиях по тренировке памяти, внимания, мышления, небольшие упражнения.
Способность организовать внимание – это главное условие осуществления познавательного процесса, поэтому основное содержание мастер-класса нацелено на развитие внимания. У детей подросткового возраста прежде всего необходимо формировать устойчивое внимание. Контроль за вниманием нужно довести до автоматизма, т.к. на его основе развивается память и мышление. Необходимо постепенно развивать у учащихся преднамеренное внимание.
Ожидаемым результатом является то, что многие из учеников задумаются над данной проблемой, примут к сведению данные упражнения, а некоторые из них даже, по моему мнению, учтут при подготовке домашнего задания правила тренировки памяти.
''Ум - это не сосуд, который нужно наполнить, а пламя, которое необходимо разжечь''.
Эти слова принадлежат римскому философу Плутарху. Давайте учиться вместе, разжигать это пламя. Наше мероприятие посвящено развитию мышления и памяти. Человек всегда стремился выглядеть достойно в своём обществе, старался познать мир, чтобы уметь управлять процессами, происходящими в нем. Такого человека всегда ценили и уважали. В настоящее время ценности «умного» человека ничуть не утратили своей полноты. Насколько развито наше мышление, мы выясним в течение беседы и познакомимся с рядом упражнений, способствующих развитию памяти.
Задание1.
Проверка слуховой памяти учащихся.
Человек живет в мире звуков. Звук – это то, что мы слышим: голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса, гром во время грозы.
Мир звуков так многообразен,
Богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос
Откуда звуки возникают,
И как в мозг к нам проникают?
«Некоторые звуки действуют ничуть не хуже, чем пара чашек кофе», — говорит выдающийся французский специалист в области изучения слуха Альфред Томатис. Это означает, что мы можем использовать музыку в качестве тонизирующего средства. В течение нескольких десятков лет он проводил специальные измерения, используя сложную аппаратуру, чтобы выяснить, как различные звуковые частоты влияют на человека: какие снабжают его энергией и какие отнимают ее у него. И каким образом это происходит? Он пришел к поразительному открытию. «Ухо предназначено не только для того, чтобы слышать, — во всеуслышание заявил Томатис, — ухо предназначено для того, чтобы питать энергией разум и тело»
Внимательно вслушайтесь в следующие десять слов вместе с их порядковым номером. Каждое слово читается одну секунду. Все запомнившееся вам слова запишите вместе с порядковым номером
1. снег
2. ветер
3. барометр
4. велосипед
5. термометр
6. экскаватор
7. воспитатель
8. дневник
9 ручка
10. автомат
Слова, записанные без порядковых номеров, оцениваются в 5 баллов, вместе с порядковыми номерами 10 баллов.
Задание 2.
Проверка зрительной памяти.
Зрение – важнейшее «орудие» познания окружающего мира
«Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудеснейшим произведением творческой силы природы. Поэты воспевали его, ораторы восхваляли, философы прославляли его, как мерило, указывающее на то, к чему способны органические силы, а физики пытались подражать ему как недостижимому образцу оптических приборов», – говорил крупнейший немецкий ученый Герман Гемгольц.
Максим Горький писал: «Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение. Это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира». Наши глаза являются важнейшим орудием познания внешнего мира, так как основная часть информации об окружающем поступает в мозг именно через орган зрения.
Общеизвестно, что мысль и движение связаны неразрывно. Немалая роль в этой связи принадлежит зрению, так как при движении и сам глаз постоянно движется, фиксируя в мозгу все, что окружает человека, рождая ассоциации, будя мысль, обеспечивая познание, развитие сознания и т.д.
Глаз, кстати, самый подвижный орган. Всякое снижение двигательной активности неизбежно отражается на функциональных свойствах зрительного аппарата.
Задание. Внимательно прочитайте слова, записанные на доске. Запомнившиеся слова записать вместе с порядковыми номерами.
1. зима.
2. заповедник.
3. малина.
4. ответ.
5. буфет.
6. магазин.
7. василек.
8. анализ.
9 ежевика.
10. водопровод.
Слова, записанные без порядковых номеров, оцениваются в 5 баллов, вместе с порядковыми номерами 10 баллов.
Задание 3.
Установление ассоциативных связей.
Ассоциация – процесс восприятия окружающей среды.
Вам предлагается десять выражений, которые произносятся вслух. На каждое выражение сделать рисунок. Рядом с рисунком напишите выражение, обозначающее этот рисунок.
1. Туманное утро
2. Ласковый май
3. Денежный мешок
4. Кривое зеркало.
5. Выдающийся ум.
6. День рожденье.
7. Открыта книга
8. Плечо друга.
9 Трудное задание.
10. дорогой подарок
Слова, записанные без порядковых номеров, оцениваются в 5 баллов, вместе с порядковыми номерами 10 баллов.
Задание 4.
Установление естественно - научных способностей
За 20секунд нужно запомнить 10 чисел, написанных на доске, а затем записать, те которые удалось запомнить:
43, 12, 31, 81, 72, 15, 4, 96, 10, 37
Подсчитаем результаты: необходимое количество правильных ответов умножить на 10:
90-100% - отличная память;
70-90% - очень хорошая;
50-70% - хорошая;
30-50% - удовлетворительная
Мы начали разговор о том, что нужно систематически развивать свои интеллектуальные и умственные способности.
Но как?
Познакомимся с некоторыми упражнениями, которые позволяют развивать эти качества. Необходимо только помнить о том, что достижение хороших результатов возможно лишь при систематических занятиях.
''Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения. ''
К.Д.Ушинский.
Вот такое решение предложил Ушинский, а предлагаю вам ряд других упражнений:
Упражнение 1.
- ''Логическое мышление''
Перед вами 13 рядов слов. Каждый из них включает по пять слов, четыре из которых можно объединить по общему для них признаку, а одно этим требованиям не соответствует. Найдите его (например, в ряду слова: ''Василий, Федор, Семен, Петр, Иванов''; первые четыре - имена, а последнее - фамилия, поэтому исключать надо слово ''Иванов'').
- Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
- Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.
- Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
- Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
- Лист, почка, кора, дерево, сук.
- Дом, сарай, постройка, изба, хижина.
- Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать.
- Темный, светлый, голубой, ясный, тусклый.
- Минута, секунда, час, вечер, сутки.
- Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
Упражнение 2.
"Велик ли у Вас словарный запас?"
Вам предлагаются слова. Какое слово надо написать в скобки, чmo6ы оно послужило окончанием первого и началом второго слова?
1. oбы ( ) кa 2. кap ( ) нa
3. мe ( ) oлaд 4. paз ( ) ница
5. бo ( ) peя 6. каб ( ) ошко
Ответы:
1. oбы ( чай ) кa 2. кap ( тон ) нa
3. мe ( шок ) oлaд 4. paз ( ум ) ница
5. бo ( лото ) peя 6. каб ( лук ) ошко
Упражнение 3.
Сопоставление.
Посмотрите на картинку, запоминая её, фотографируя её в памяти (20с). А теперь закройте глаза и закрепите в памяти данный рисунок.
Открываем глаза и ищем, что же изменилось в рисунке. Назовите эти отличия
Упражнение 4.
''Фотографируем предмет''
Перед вами несколько предметов. Для начала это может быть яблоко, игрушка, ручка и т.д. Посмотрите внимательно 20-30 секунд и как бы ''сфотографируйте'' его. Затем закройте глаза и попытайтесь ''проявить'' снимок - закрепить в памяти. После того, как предмет ''сфотографирован'' и убран, попробуйте нарисовать его по той мысленной ''фотографии'', которая хранится в вашей памяти и должна стоять перед глазами. Не важно, что рисунок не получится очень похожим на оригинал. Вам необходимо постараться более точно передать детали и расположение предметов. Ну а если у вас имеются художественные задатки - упражнение особенно полезно. Многие художники упорными тренировками развивали исключительную зрительную память, так что могли воспроизвести лицо однажды увиденного человека или пейзаж на основе мысленного образа.
И так мы познакомились с рядом упражнений тренирующих память. Давайте посмотрим какие правила можно выделить.
Правила тренировки памяти.
1. Ставь цель запомнить надолго.
2. Пользуйся смысловыми опорами, смысловой группировкой.
3. Заучивай с желанием знать и помнить.
4. Тренируй внимание и наблюдательность. Вспоминая предмет, вспоминай его детали.
5. Начинай повторять до того, как материал начал забываться.
6. Заучивай и повторяй небольшими частями—лучше учить по одному часу 7 дней, чем семь часов подряд в один день
7. Память любит разнообразие. После математики лучше учить историю, после химии—литературу.
8. Короткие стихи учи целиком, длинные—разбивай на отрывки.
9. Повторяя не заглядывай поминутно в книгу, а старайся больше припомнить.
10. Ничего не учи накануне, лучше понемногу, но каждый день.
Рефлексия.
Я благодарю всех за участие. И в завершении хотелось бы остановиться на словах Блез Паскаля «Память человеку необходима для всех проявлений души», так вот чтобы вы об этом не забывали я хочу вам раздать буклеты с правилами тренировки памяти, в которые вы всегда можете заглянуть и вспомнить наше мероприятие
Раздаточный материал.
Листы диагностирования.
Задание1.
Проверка слуховой памяти учащихся
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
Задание 2.
Проверка зрительной памяти.
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
Задание 3.
Установление ассоциативных связей.
Задание 4.
Установление естественно - научных способностей
Рефлексия
- Какой приём тренировки памяти вам подходит? ________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие упражнения вы будете использовать
________________________________________________________________________________________________________________________
- Мне необходимо развивать память потому что ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Буклеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок памяти "Навечно в памяти народной"
Урок памяти "Навечно в памяти народной" посвящен молодогвардейцам, именами которых названы улицы нашего город ЦЕЛЬ: воспитание чувства патриотизма на примере героизма и мужества героев-молодогвардейце...
«Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти».
Урок по биологии в 8 классе....
Сценарий Вахты памяти, посвященной Дню памяти и скорби "Память в камне"
Пояснительная записка Есть в календаре даты, навечно вписанные в героическую летопись нашей страны. 22 июня… Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году. А значит, и к 9...
«Работа по увековечиванию памяти погибших односельчан. Книга Памяти»
Данная работа была написана к конкурсу "Растим патриотов России". В ней представлена информация о поисковой работе членов кружка "Юный краевед", даны методические рекомендации педагогам, работающим по...
Творческая мастерская посвященная памяти детей войны 1941-1945 год."Журавлики памяти"
Беседа о детях войны и изготовление журавликов в технике "канзаши"....
Сценарий урока памяти «Международный День памяти жертв фашизма».
Внеклассное мероприятие в форме устного жунала для учащихся 7-9 классов, посвященное Межденародному Дню памяти жертв фашизма....
Сценарий внеклассного мероприятия - вечера памяти "Вечной памятью живы"
Сценарий внеклассного мероприятия – вечера памяти "Вечной памятью живы" разработано для учащихся от 11 до 18 лет, их родителей и ветеранов Великой Отечественной войны. Представляет собой музыкально-ли...