Мастер-класс "Тренировка памяти"
методическая разработка (7 класс) по теме

Филимонова Наталья Викторовна

 

Тема мастер – класса «Тренировка памяти» выбрана не случайно. В огромном мире информации необходимо уметь рационально пользоваться ее, развивая при этом память, логику, мышление. Это то, что подростку не постичь самому, без помощи классного руководителя и психолога, поэтому я уверена, что данная тема актуальна.

Цель мастер-класса – наметить приемы развития внимания, памяти и мышления, опираясь на возрастные особенности школьников, учитывая психологические особенности данного возраста. Данный материал и упражнения подобраны и рассчитаны для учащихся 7-8 – ых классов, подготавливающий детей к  выполнению домашнего задания при подготовке к урокам. Как раз в это время многие из них не способны правильно организовать свою мыслительную работу. Поэтому данное мероприятия, а таких классных часов должно быть как минимум три, рекомендуется проводить во второй половине учебного года, когда дети не всегда справляются с заданиями и психологически являются «уставшими».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass.doc492.5 КБ

Предварительный просмотр:

        стр.

Филимонова

Наталья Викторовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия  «Эврика»

Мастер – класс

Из опыта работы

Филимоновой Натальи Викторовны

классного руководителя

7  класса.

           

Содержание.

  1. Цели                                                                              3 стр
  2. Задачи                                                                           3 стр
  3. Пояснительная записка                                               4 стр
  4. Содержательная часть мероприятия                          5 стр
  5. Литература                                                                   10 стр
  6. Приложения                                                                 11 стр      

Цели:

  1. Развитие умственных способностей и творческой активности детей в процессе формирования мировоззрения.
  2. Сформировать приемы развития внимания, памяти и мышления, опираясь на возрастные особенности.
  3. Формирование у детей радостного мироощущения.


Задачи:
1. Развитие у детей памяти, мышления, воображения, внимания и других познавательных процессов, опираясь на возрастные особенности школьников, учитывая психологические особенности данного возраста.
2. Развития мыслительной деятельности и творческого подхода в поиске способов решения.

Пояснительная записка.

Тема мастер – класса «Тренировка памяти» выбрана не случайно. В огромном мире информации необходимо уметь рационально пользоваться ее, развивая при этом память, логику, мышление. Это то, что подростку не постичь самому, без помощи классного руководителя и психолога, поэтому я уверена, что данная тема актуальна.

Цель мастер-класса – наметить приемы развития внимания, памяти и мышления, опираясь на возрастные особенности школьников, учитывая психологические особенности данного возраста. Данный материал и упражнения подобраны и рассчитаны для учащихся 7-8 – ых классов, подготавливающий детей к  выполнению домашнего задания при подготовке к урокам. Как раз в это время многие из них не способны правильно организовать свою мыслительную работу. Поэтому данное мероприятия, а таких классных часов должно быть как минимум три, рекомендуется проводить во второй половине учебного года, когда дети не всегда справляются с заданиями и психологически являются «уставшими».

Для проведения используется презентация мастер-класса (показывается на экране с помощью мультимедийного проектора), раздаточный материал (листы-диагностирования, набор предметов, листы рефлексии, буклеты).

Вначале содержатся упражнения диагностики памяти и логического мышления учащихся. Вслед за диагностикой идет сразу серьёзная и целенаправленная коррекционная работа, которая заключается в различных заданиях по тренировке памяти, внимания, мышления, небольшие упражнения.

 Способность организовать внимание – это главное условие осуществления познавательного процесса, поэтому основное содержание мастер-класса нацелено на развитие внимания. У детей подросткового возраста прежде всего необходимо формировать устойчивое внимание. Контроль за вниманием нужно довести до автоматизма, т.к. на его основе развивается память и мышление. Необходимо постепенно развивать у учащихся преднамеренное внимание.

Ожидаемым результатом является то, что многие из учеников задумаются над данной проблемой, примут к сведению данные упражнения, а некоторые из них даже, по моему мнению, учтут при подготовке домашнего задания правила тренировки памяти.

''Ум - это не сосуд, который нужно наполнить, а пламя, которое необходимо разжечь''.

Эти слова принадлежат римскому философу Плутарху. Давайте учиться вместе, разжигать это пламя. Наше мероприятие посвящено развитию мышления и памяти. Человек всегда стремился выглядеть достойно в своём обществе,  старался познать мир, чтобы уметь управлять процессами, происходящими в нем. Такого человека всегда ценили и уважали. В настоящее время ценности «умного» человека ничуть не утратили своей полноты. Насколько развито наше мышление, мы выясним в течение беседы и познакомимся с рядом упражнений, способствующих развитию памяти.

Задание1.

Проверка слуховой памяти учащихся.

Человек живет в мире звуков. Звук – это то, что мы слышим: голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса, гром во время грозы.

Мир звуков так многообразен,
Богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос

Откуда звуки возникают,
И как в мозг к нам проникают?

«Некоторые звуки действуют ничуть не хуже, чем пара чашек кофе», — говорит выдающийся французский специалист в области изучения слуха Альфред Томатис. Это означает, что мы можем использовать музыку в качестве тонизирующего средства. В течение нескольких десятков лет он проводил специальные измерения, используя сложную аппаратуру, чтобы выяснить, как различные звуковые частоты влияют на человека: какие снабжают его энергией и какие отнимают ее у него. И каким образом это происходит? Он пришел к поразительному открытию. «Ухо предназначено не только для того, чтобы слышать, — во всеуслышание заявил Томатис, — ухо предназначено для того, чтобы питать энергией разум и тело»

Внимательно вслушайтесь в следующие десять слов вместе с их порядковым номером. Каждое слово читается одну секунду. Все запомнившееся вам слова запишите вместе с порядковым номером

1.  снег

2. ветер

3.  барометр

4.  велосипед

5.   термометр

6.  экскаватор

7.  воспитатель

8.  дневник

9   ручка

10.  автомат

Слова, записанные без порядковых номеров, оцениваются в 5 баллов, вместе с порядковыми номерами 10 баллов.

Задание 2.

Проверка зрительной памяти.

Зрение – важнейшее «орудие» познания окружающего мира

«Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудеснейшим произведением творческой силы природы. Поэты воспевали его, ораторы восхваляли, философы прославляли его, как мерило, указывающее на то, к чему способны органические силы, а физики пытались подражать ему как недостижимому образцу оптических приборов», – говорил крупнейший немецкий ученый Герман Гемгольц.

Максим Горький писал: «Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение. Это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира». Наши глаза являются важнейшим орудием познания внешнего мира, так как основная часть информации об окружающем поступает в мозг именно через орган зрения.

Общеизвестно, что мысль и движение связаны неразрывно. Немалая роль в этой связи принадлежит зрению, так как при движении и сам глаз постоянно движется, фиксируя в мозгу все, что окружает человека, рождая ассоциации, будя мысль, обеспечивая познание, развитие сознания и т.д.

Глаз, кстати, самый подвижный орган. Всякое снижение двигательной активности неизбежно отражается на функциональных свойствах зрительного аппарата.

Задание. Внимательно прочитайте слова, записанные на доске. Запомнившиеся слова записать вместе с порядковыми номерами.

1.  зима.

2. заповедник.

3.  малина.

4.  ответ.

5.   буфет.

6.  магазин.

7.  василек.

8.  анализ.

9   ежевика.

10.  водопровод.

Слова, записанные без порядковых номеров, оцениваются в 5 баллов, вместе с порядковыми номерами 10 баллов.

Задание 3.

Установление ассоциативных связей.

Ассоциация – процесс восприятия окружающей среды.

Вам предлагается десять выражений, которые произносятся вслух. На каждое выражение сделать рисунок. Рядом с рисунком напишите выражение, обозначающее этот рисунок.

1.  Туманное утро

2. Ласковый май

3.  Денежный мешок

4.  Кривое зеркало.

5.   Выдающийся ум.

6.  День рожденье.

7.   Открыта книга

8.   Плечо друга.

9   Трудное задание.

10.  дорогой подарок

Слова, записанные без порядковых номеров, оцениваются в 5 баллов, вместе с порядковыми номерами 10 баллов.

Задание 4.

Установление естественно - научных способностей

За 20секунд нужно запомнить 10 чисел, написанных на доске, а затем записать, те которые удалось запомнить:

43, 12, 31, 81, 72, 15, 4, 96, 10, 37

Подсчитаем результаты: необходимое количество правильных ответов умножить на 10:

90-100% - отличная память;

70-90% - очень хорошая;

50-70% - хорошая;

30-50% - удовлетворительная

Мы начали разговор о том, что нужно систематически развивать свои интеллектуальные и умственные  способности.

Но как?

 Познакомимся с некоторыми упражнениями, которые позволяют развивать эти качества. Необходимо только помнить о том, что достижение хороших результатов возможно лишь при систематических занятиях.

''Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения. ''

К.Д.Ушинский.

Вот такое решение предложил Ушинский, а предлагаю вам ряд других упражнений:

Упражнение 1.

  1. ''Логическое мышление''

Перед вами 13 рядов слов. Каждый из них включает по пять слов, четыре из которых можно объединить по общему для них признаку, а одно этим требованиям не соответствует. Найдите его (например, в ряду слова: ''Василий, Федор, Семен, Петр, Иванов''; первые четыре - имена, а последнее - фамилия, поэтому исключать надо слово ''Иванов'').

  1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
  2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.
  3. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
  4. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
  5. Лист, почка, кора, дерево, сук. 
  6. Дом, сарай, постройка, изба, хижина.
  7. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать.
  8. Темный, светлый, голубой, ясный, тусклый.
  9. Минута, секунда, час, вечер, сутки.
  10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

Упражнение 2.

"Велик ли у Вас словарный запас?"

Вам предлагаются слова. Какое слово надо написать в скобки, чmo6ы оно послужило окончанием первого и началом второго слова?

1. oбы (    ) кa        2. кap (    ) нa

3. мe (    ) oлaд      4. paз (    ) ница

5. бo (    ) peя        6. каб (   ) ошко

Ответы:

1. oбы (  чай  ) кa        2. кap (  тон  ) нa

3. мe (   шок ) oлaд      4. paз (   ум ) ница

5. бo (  лото  ) peя        6. каб (  лук ) ошко

Упражнение 3.

Сопоставление.

Посмотрите на картинку, запоминая её, фотографируя её в памяти (20с). А теперь закройте глаза и закрепите в памяти данный рисунок.

Открываем глаза и ищем, что же изменилось в рисунке. Назовите эти отличия

Упражнение 4.

''Фотографируем предмет'' 

Перед вами несколько предметов. Для начала это может быть яблоко, игрушка, ручка и т.д. Посмотрите внимательно 20-30 секунд и как бы ''сфотографируйте'' его. Затем закройте глаза и попытайтесь ''проявить'' снимок -   закрепить в памяти. После того, как предмет ''сфотографирован'' и убран, попробуйте нарисовать его по той мысленной ''фотографии'', которая хранится в вашей памяти и должна стоять перед глазами. Не важно, что рисунок не получится очень похожим на оригинал. Вам необходимо постараться более точно передать детали и расположение предметов. Ну а если у вас имеются художественные задатки - упражнение особенно полезно. Многие художники упорными тренировками развивали исключительную зрительную память, так что могли воспроизвести лицо однажды увиденного человека или пейзаж на основе мысленного образа.

И так мы познакомились с рядом упражнений тренирующих память. Давайте посмотрим какие правила можно выделить.

Правила тренировки памяти.

1. Ставь цель запомнить надолго.

2. Пользуйся смысловыми опорами, смысловой группировкой.

3. Заучивай с желанием знать и помнить.

4. Тренируй внимание и наблюдательность. Вспоминая предмет, вспоминай его детали.

5. Начинай повторять до того, как материал начал забываться.

6. Заучивай и повторяй небольшими частями—лучше учить по одному часу 7 дней, чем семь часов подряд в один день

7.  Память любит разнообразие. После математики лучше учить историю, после химии—литературу.

8. Короткие стихи учи целиком, длинные—разбивай на отрывки.

9. Повторяя не заглядывай поминутно в книгу, а старайся больше припомнить.

10. Ничего не учи накануне, лучше понемногу, но каждый день.

 

Рефлексия.

Я благодарю всех за участие. И в завершении хотелось бы остановиться на словах Блез Паскаля «Память человеку необходима для всех проявлений души», так вот чтобы вы об этом не забывали я хочу вам раздать буклеты с правилами тренировки памяти, в которые вы всегда можете заглянуть и вспомнить наше мероприятие

 

Раздаточный материал.

Листы диагностирования.

Задание1.

Проверка слуховой памяти учащихся

  1. ______________________________________________________
  2. ______________________________________________________
  3. ______________________________________________________
  4. ______________________________________________________
  5. ______________________________________________________
  6. ______________________________________________________
  7. ______________________________________________________
  8. ______________________________________________________
  9. ______________________________________________________
  10. ______________________________________________________

Задание 2.

Проверка зрительной памяти.

  1. ______________________________________________________
  2. ______________________________________________________
  3. ______________________________________________________
  4. ______________________________________________________
  5. ______________________________________________________
  6. ______________________________________________________
  7. ______________________________________________________
  8. ______________________________________________________
  9. ______________________________________________________
  10. ______________________________________________________

Задание 3.

Установление ассоциативных связей.

Задание 4.

Установление естественно - научных способностей

Рефлексия

  1. Какой приём тренировки памяти вам подходит? ________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие упражнения вы будете использовать

________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Мне необходимо развивать память потому что ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Буклеты.