Главные вкладки

    Рекомендации к разработке УМК
    методическая разработка по теме

    Ханова Альфина Байтуровна

    Данный материал представляет собой рекомендации к разработке учебно-методического комплекса по учебной дисциплине.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rekomendacii_k_razrabotke_umk.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации к разработке

     учебно-методического комплекса

    Учебно-методический комплекс (УМК) – это совокупность учебно-методических материалов на различных носителях, определяющих содержание каждой дисциплины соответствующей учебной образовательной программы, а также методики использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов аудиторных занятий и организации самостоятельной работы обучающихся.

    УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности. УМК должен разрабатываться для учащихся по всем музыкально-теоретическим дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения учебного материала на уровне требований ФГТ.

    Основная цель создания учебно-методического комплекса– предоставить обучаемым полный комплект учебно-методических материалов для  самостоятельного изучения дисциплины.  При этом, помимо непосредственного обучения детей, задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.

    УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) отдела, обеспечивающего преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки обучающихся. Разработчик(-и) учебно-методического комплекса являются ответственными за качественную подготовку УМК, соответствующего ФГТ.

    УМК дисциплины и его компоненты должны:

    1. учитывать общую идеологию федеральной и региональной политики, содействовать развитию региональной системы дополнительного образования;
    2. предусматривать логически последовательное изложение учебного материала;
    3. предполагать использование современных  методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих обучающимся глубоко и качественно осваивать учебный материал и получать практические навыки;
    4. соответствовать современным научным  представлениям в предметной области;
    5. обеспечивать межпредметные связи;
    6. обеспечивать доступность и простоту использования для преподавателей и обучающихся;
    7. содержать информацию об авторе  (авторах), редакторе, результатах апробации в учебном процессе.

    УМК в электронном виде хранится  в библиотеке школы и может  быть опубликован, при необходимости изучения каких-либо разделов обучающимися, на личном сайте преподавателя – разработчика.

    Рекомендуемый состав УМК

    Состав учебно-методического комплекса определяется содержанием утверждённой рабочей программы по соответствующей  дисциплине. В состав УМК включается:

    1. аннотация УМК;
    2. рабочая программа дисциплины, утверждённая  директором школы;
    3. учебно-методические материалы по следующим видам занятий:
    1. краткий курс лекций;
    2. практические занятия (план практических занятий);
    1. контрольно-измерительные материалы;
    2. учебно-наглядные пособия (таблицы, презентации, аудио-, видеоматериалы и т.п.);
    3. электронные материалы, пособия для самостоятельной работы учащихся.

    Аннотация учебно-методического  комплекса - краткое содержание УМК с указанием его целей и задач,  ожидаемых результатов освоения дисциплины с точки зрения получения новых  знаний и формирования компетенций.

    Лекции – раздел учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических вопросов учебной дисциплины в концентрированной, логически выдержанной форме. В состав УМК лекционного курса включаются:

    1. учебно-методические материалы к курсу лекций (учебники, учебные пособия, сборники, подготовленные и изданные авторами УМК, конспекты лекций в печатном виде или электронном представлении – электронный учебник, файл с содержанием излагаемого на лекциях материала, файл с раздаточными материалами);
    2. контрольно-измерительные материалы;
    3. учебная литература, рекомендуемая обучающимся в качестве основной и дополнительной по соответствующей дисциплине.

    Практические занятия – одна из форм учебного занятия, формирующая практические навыки учеников, направленная на развитие самостоятельности обучаемых и приобретение необходимых умений и навыков. Учебно-методические материалы практических занятий, входящие в состав УМК, включают:

    1. методические указания по проведению практических занятий в печатном виде или электронном представлении, содержащие:

    - план проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем занятий, объёма аудиторных часов, отводимых для освоения материалов по каждой теме;

    - краткие теоретические и учебно-методические материалы по каждой теме, позволяющие ученику ознакомиться с содержанием  вопросов, изучаемых на практическом занятии, со ссылками на дополнительные учебно-методические материалы, позволяющие изучить более глубоко рассматриваемые вопросы;

    - тексты ситуаций (музыкальные тексты) для анализа, заданий, задач и т.п., рассматриваемых на практических занятиях;

    - методические указания для преподавателей, ведущих практические занятия, определяющие методику проведения занятий, порядок решения задач, предлагаемых обучающимся, варианты тем рефератов и практических заданий, методику обсуждения деловых ситуаций для анализа (в старших классах практические занятия рекомендуется проводить с использованием деловых ситуаций для анализа).

    Ситуация для анализа – описание конкретной педагогической задачи (ситуации),  которая реально вставала или стоит перед музыкантом – исполнителем, с указанием сопутствующих этой ситуации фактов, мнений, суждений, на которые обычно и опирается решение практической ситуации. Это метод, позволяющий преподавателю формировать на практических занятиях самостоятельность и логическое мышление обучающихся, возможность размышлять и находить правильное решение, выбрать наиболее приемлемую модель в решении конкретной практической задачи (ситуации).  

    Лабораторные занятия – вид самостоятельных практических работ, направленных на углубление и закрепление теоретических знаний, и развитие навыков экспериментирования. По некоторым дисциплинам лабораторные занятия проводятся с использованием компьютерных программ (презентаций, и других).

     Учебно-методические материалы лабораторных занятий, входящие в состав УМК, включают:

    1. методические указания по проведению лабораторных занятий в печатном виде или электронном представлении, содержащие:

    - план проведения занятий с указанием последовательности и тематики лабораторных работ, объёма аудиторных часов, отводимых для освоения материалов по каждой работе;

    - краткие общие и учебно-методические материалы  по каждой лабораторной (практической) работе;

     -  методику выполнения лабораторной работы, включающую  краткое описание программного обеспечения, используемого для выполнения лабораторной работы, описания исходных данных для лабораторной работы (тексты ситуаций для анализа, заданий, задач и т.п.), порядок выполнения работы, методику анализа полученных результатов, порядок оформления отчета по лабораторной работе;

    - методические указания для преподавателей, ведущих практические занятия, определяющие методику проведения лабораторных занятий, порядок оформления и презентации отчета по лабораторным работам.

    Контрольно-измерительные материалы (КИМ) -  фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. КИМы включают в себя:

    1. контрольные вопросы, тесты и задания по отдельным разделам дисциплины (учебным модулям, дидактическим единицам) для проведения текущего контроля знаний обучаемых;
    2. примеры вопросов, тестов и заданий по отдельным разделам дисциплины для промежуточного контроля знаний обучающихся;
    3. экзаменационные вопросы по дисциплине.

    Документация УМК – совокупность всех учебных и учебно-методических материалов, входящих в состав УМК по соответствующей дисциплине. Документация УМК является интеллектуальной собственностью ОУ, разработавшего УМК.

    ПРЯДОК РАЗРАБОТКИ УМК

    Учебно – методические и учебные материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически  использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки в его применении в практической творческой деятельности.

    УМК разрабатывается в следующей последовательности:

    1. разработка рабочей программы по дисциплине, входящей в учебный план;
    2. разработка конспекта лекционных материалов, теоретических сведений;
    3. разработка структуры и содержания практических (лабораторных) занятий;
    4. планирование самостоятельной работы обучаемых;
    5. формирование методических рекомендаций и прочих руководств по самостоятельной работе обучающихся, а также самостоятельному изучению дисциплины;
    6. разработка КИМов;
    7. апробация и корректировка материалов УМК в учебном процессе;
    8. оформление документов по УМК;
    9. согласование и утверждение УМК.

     

    СОГЛАСОВАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ

            Экспертиза учебно-методического комплекса начинается с рассмотрения на заседании  отдела. Далее работа с выпиской из протокола заседания представляется заместителю директора в учебную (методическую) часть на внутреннюю рецензию. Затем УМК направляется на внешнюю рецензию в  профильную кафедру вышестоящей организации или в соответствующее подразделение образовательного учреждения.

            Работа с положительными рецензиями обсуждается на заседании методического совета, выносится решение и оформляется выписка из протокола заседания. В библиотеке школы остается электронный вариант УМК с рецензиями. При отрицательном решении методического совета работа возвращается автору (авторам) на доработку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по разработке и экспертизе тестов для подготовке к ЕГЭ

    Тесты по теме "Основы экологии" разработаны в формате ЕГЭ. Работа рассчитана на урок (45 минут)....

    Презентация на тему: "Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока" для учителей общеобразовательных школ

    В презентации рассматриваются отличительные особенности и принципы здоровьесберегающих образовательных технологий....

    Статья"Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока"

    Здоровьесберегающий урок должен:- воспитывать;- стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми;- учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;- показывать им , что жизнь- это прекрасно...

    Методические рекомендации по разработке и экспертизе тестов для подготовке к ЕГЭ

    Подготовка к ЕГЭ. Тесты по теме "Основы экологии" разработаны в формате ЕГЭ. Работа рассчитана на урок (45 минут)....

    рекомендации к разработке с рабочими программами

    рекомендации к рабочим программам...

    Методические рекомендации по разработке и использованию маршрута движения школьника «Мой безопасный путь в школу».

         1. Маршрут движения школьника «Мой безопасный путь в школу»-это документ, в котором сочетается схема и описание рекомендуемого пути движения ребенка из дома в школу и ...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

    Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...