Эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства
статья по теме

Морозенко Жанна Владимировна

    В данной статье я хочу рассказать о важности изобразительного искусства с раннего дошкольного возраста. Если вы хотите воспитать из своего малыша Эйнштейна, чаще давайте ему в руки кисточку и краски. Ценность любого детского рисунка заключается в отражении маленьким художником своего внутреннего мира, отношения к окружающей среде, в эмоциональности и необычности. Чем раньше развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эстетическое развитие детей  дошкольного возраста

посредством изобразительного искусства.

преподаватель изобразительного искусства

НГ МБОУ ДОД «Детская школа искусств»

Морозенко Жанна Владимировна

        Эстетическое развитие и воспитание  целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б.Т. Лихачёв).

        Дети в дошкольном, и даже в раннем дошкольном возрасте, способны видеть и воспринимать прекрасное в окружающем их мире: музыку, поэзию, картины, природу. Дети сами стремятся  рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Все это говорит о том, что эстетическое развитие и воспитание возможно и необходимо начинать в раннем дошкольном возрасте.
         Эстетическое воспитание
 важнейшая сторона воспитания всех детей. Оно способствует обогащению внутреннего мира ребенка, его эмоциональной сферы, повышает познавательную активность, влияет на физическое  и духовное развитие.

          Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Если вы хотите воспитать из своего малыша Эйнштейна, чаще давайте ему в руки кисточку и краски. Детское творчество с раннего возраста развивает  композиционное  мышление, воображение, формирует потребность образного представления и умения передавать свои чувства, эмоции, ощущения. Оно помогает создавать выразительную художественную форму и образное содержание в детских произведениях.

          Л.С. Выготский определил творчество как деятельность, которая создает новое. Художественные впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. Для успешного художественного развития преподаватель должен правильно, в соответствии с возрастными особенностями детей, а также учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, использовать различные формы и виды образовательной деятельности.

          Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития в процессе познания разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

          Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет свои собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых. Необходимо подводить детей к пониманию того, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы друг от друга.

Ценность любого детского рисунка  заключается в отражении маленьким художником своего внутреннего мира, отношения к окружающей среде, в эмоциональности и необычности. Чем раньше развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.      

Моя задача как преподавателя - развить интерес к изобразительному искусству и потребность в нем. Большую роль в формировании эстетического восприятия детей играет знакомство с произведениями искусства: живописью, книжной графикой, малой скульптурой, народно – прикладным искусством, предметами дизайна. Со старшего возраста более углубленно работаем  с жанрами живописи: портретом, натюрмортом, пейзажем. При создании детьми портретов стремлюсь научить их передавать характер и настроение, при изображении фигуры человека – движение. В пейзаже – видеть красоту природы и отображать её в своих рисунках. Рисуя натюрморт, дети учатся изображать предметы с натуры. При этом они могут уже самостоятельно выбрать фон и составить натюрморт. Важное влияние на эстетическое развитие оказывает обучение детей технике смешивание красок. В процессе смешивания красок дети учатся выделять и получать разнообразное множество тонов, они превращаются в волшебников, которые создают необыкновенные цвета и оттенки.

          Чтобы привить любовь, вызвать интерес к рисованию использую нетрадиционные способы изображения. Такое рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

           Результатом нашей с детьми работы по изобразительной деятельности являются выставки, участие в конкурсах, фестивалях творчества.

       Нефтеюганская школа искусств  накопила огромный опыт в области художественно-творческой деятельности, основывающейся на освоении дошкольниками начальных знаний об изобразительном искусстве, через восприятие произведений искусства, выражения отношения к действительности своими рисунками, последовательные овладения изобразительными и техническими умениями, навыками. Дошкольники, начиная  с 3-летнего возраста получают необходимый уровень развития своих способностей в художественном творчестве, дающий им возможность продолжить свое развитие на более высоком уровне, поступив на изобразительное или декоративно-прикладное отделение Детской школы искусств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по развитию воображения средствам изобразительного искусства для педагов доп.образования

1.Цель и задачи игровых занятий по изо.искусству.2.Воображение и фантазия-важная сторона жизни ребенка.3.Особая организация творческой изо.деятельности.4.Активные игровые техники по изо.творчеству.5.В...

Обобщение опыта работы над темой:"Эстетическое воспитание на уроках изобразительного искусства"

МОУ «Шерагульская  средняя  общеобразовательная  школа» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕна  урокахизобразительного  искусстваобобщение  опыта  работы Автор :...

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ВОСПИТАННИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Статья является обобщением опыта автора в вопросе формирования художественно-эстетического вкуса воспитанников средствами изобразительного искусства. Автором выделены и проанализированы основные пробл...

Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства

      Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков.       Ребенку интересен мир, но ...

"Формирование эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства"

Роль эстетического воспитания в формировании личности, ее всестороннем развитии трудно переоценить. Уже в древности отмечали значение красоты в жизни и деятельности человека. Исключительно велико и мн...