ЦДТ - открытая система в социокультурной среде Большереченского района
статья по теме

Кислицына Татьяна Ивановна

Статья о взаимодействии Центра детского творчества с организациями и учреждениями района

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cdt_-_otkrytaya_sistema.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Центр детского творчества – открытая система в социокультурной среде Большереченского района

Проблемы, связанные с самоопределением личности, всегда были предметом изучения философов, психологов, педагогов. Гармоничное развитие человека во многом определяет своевременный и правильный выбор жизненного пути, сферы творческой деятельности.

Современные подростки гораздо раньше вступают в самостоятельную жизнь, в систему общественных отношений. Многие из них испытывают потребность в творчестве, желают участвовать в разнообразных объединениях, клубах, кружках, хотят быть самостоятельными  уже  в школьные годы, получить основы будущей профессии.

Однако реальных возможностей для удовлетворения этих потребностей у современной школы недостаточно. Школа, в основном, направлена на обучение, на базовое образование, а раскрытие и развитее потенциальных способностей уходит на «второй план».

Восполнить это, во многом,  призвано дополнительное образование детей.

Ценностью и целью педагогической деятельности в условиях Центра детского творчества является ребенок, воспитанник.

Основная цель образовательной деятельности в системе дополнительного образования – создание условий для самовыражения, саморазвития, самоопределения детей.

Деятельность УДО направлена на решение следующих задач:

- создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей, укрепления их здоровья;

- личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;

- обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе;

- формирование общей культуры школьников;

- воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.

Взаимодействие, то есть согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, - основополагающий принцип построения взаимодействий участников любого процесса.

Дополнительное образование как открытая социально-педагогическая система имеет широкие практические возможности разностороннего и разнообразного взаимодействия с семьей.

Взаимосвязь, сотрудничество и взаимодействие семьи и УДО в современной социокультурной ситуации приобретает важное социально-педагогическое значение. Деятельность педагога дополнительного образования будет гораздо эффективнее, если социальными партнерами педагога станут родители ребенка.

Задача педагога дополнительного образования заключается в поиске путей взаимодействия деятельности с родителями воспитанников с целью обеспечения единой образовательной среды, в которой основой жизни являлись бы наивысшие ценности.

Методами взаимодействия УДО с родителями являются следующие:

- родительские собрания;

- дни открытых дверей для родителей, отчетные выступления для родителей (концерты, выставки, соревнования и др.);

- открытые уроки, консультации, индивидуальные собеседования;

- досуговые программы для детей и родителей.

Многообразные связи с учреждениями образования, культуры, здравоохранения, общественными объединениями, высшими и средними учебными заведениями расширяют границы образовательно-воспитательного пространства.

Так, например, на селе многие школы тесно сотрудничают с Домами культуры, библиотеками. Детские объединения (кружки)  ЦДТ, открытые на базе школ, имеют возможность творческого партнерства, что делает совместную работу более интересной, разнообразной и эффективной. Библиотека, как культурный и информационный центр, используя имеющиеся книжные фонды и различные формы и методы библиотечной работы, оказывает посильную помощь в деятельности и школ, и учреждений дополнительного образования.

При сотрудничестве с Домами культуры (и районным, и сельским) творческие коллективы ЦДТ имеют возможность выступать на «большой сцене», пригласить большее число родителей и гостей.

Сотрудничество УДО с общеобразовательными школами по развитию сети объединений позволяет совместными силами обеспечивать условия для развития детей и подростков, раскрыть их творческий потенциал в процессе занятий.

Кроме того, детские объединения ЦДТ открыты на базе других организаций и учреждений: Историко-этнографического музея, дошкольных образовательных учреждений.

Направления, по которым осуществляется дополнительное образование детей, соответствует основным тематическим направлениям дополнительных образовательных программ.

В Большереченском районе таких направлений 5. Кратко охарактеризуем деятельность ЦДТ по направлениям как  возможность решения проблем воспитания и обучения молодежи.

  1. Научно-техническое творчество занимает  значительное место в системе дополнительного образования детей. Технические кружки, творческие объединения подростков требуют усиленного внимания и поддержки со стороны общественности, родителей, всех организаций, заинтересованных в улучшении воспитательной работы с молодежью, в подготовке технически грамотных и творчески мыслящих людей, в создании для подростков надежной альтернативы негативному влиянию улицы, способствующей профилактике правонарушений.
  2. Детский туризм и краеведение – одно из приоритетных направлений в системе ДОД. История и культура, семейные родословные и судьбы соотечественников, семейные родословные и народное творчество – все это становится предметом познания детей, источником их социального, личностного и духовного развития, воспитания патриотов своей Родины.

В Большереченском районе получили развитие различные виды туристско-краеведческой деятельности: историческое, географическое, литературное краеведение, народное  ремесла, этнография, музееведение,   туризм.

Педагогически правильно организованная туристско-краеведческая деятельность – средство всестороннего развития личности. Она формирует нравственное здоровье участников, гуманизм и коллективизм, гражданскую, социальную активность.

Формы организации занятий в коллективах туристско-краеведческого профиля являются привлекательными для детей разного возраста, а особенно для подростков (походы, экскурсии, учения, сборы и т.д.).

  1. Эколого-биологическое дополнительное образование детей направлено на развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле. Кружки экологической направленности размещены не только на базе школ, но и в БИЭМ; все они тесно сотрудничают с Комитетом по охране природы, с областной станцией юных натуралистов и опытников сельского хозяйства.

В качестве способов организации дополнительной образовательной деятельности воспитанников по этому направлению выделяются экскурсии, походы, экспедиции, природоохранная работа, а также учебно-исследовательская деятельность, ориентированная на привлечение детей к участию во всевозможных научно-исследовательских проектах, конкурсах и конференциях учебно-исследовательских работ, проведение самостоятельных исследований в окрестностях места жительства.

Шире применяется практико-ориентированный подход в экологическом образовании, активизировалась природоохранная деятельность. Разворачивается практика социального партнерства. Расширяются формы организации образовательного процесса с детьми различных социальных групп (дети с ограниченными возможностями, проблемами здоровья и развития, дети-сироты, одаренные дети). Развивается экологическое воспитание детей дошкольного возраста и в детских садах, и в ЦДТ.

  1. Дополнительное образование художественно-эстетического профиля – по-прежнему одно из самых массовых и популярных среди детей и родителей. Именно через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями.

Нами созданы творческие мастерские, студии и другие объединения, способствующие воспитанию творческой личности, ранней профессиональной ориентации и самоопределению ребенка, получению воспитанниками основ будущего профессионального образования.

Одним из направлений в решении задач трудового и эстетического воспитания детей является расширение сети кружков декоративно-прикладного искусства, в этом плане включены лекции и беседы по народному и декоративно-прикладному искусству, посещение музея, выставок, художественных мастерских, картинной галереи.

Работа кружков ДПИ представляет большие возможности для ознакомления с рабочими профессиями художественного производства и традиционными народными промыслами.

А такие детские объединения как фольклорные, народные творческие коллективы помогают приобщить ребенка к подлинно народному творчеству, вводит его в мир русской национальной культуры (связь с музеем, ИКК «Старина Сибирская»).

Коллективы, занимающиеся драматическим искусством, музыкой, танцами имеют возможность показать свои способности на мероприятиях районного, областного уровня.

Способствуют этому наши «партнеры»: Комитет по образованию, Комитет по молодежной политике, Комитет по культуре, библиотеки, Комитет по социальной защите населения. Ведется совместная работа с Советом ветеранов войны и труда, Советом воинов-участников войны в Афганистане.

  1. Социально-педагогическое направление представлено спектром детских объединений, главное назначение которых – социализация ребенка, определение собственной позиции, значимости.

Таким образом, охарактеризовав деятельность Центра детского творчества по направлениям, мы видим, что социальное партнерство с организациями и учреждениями района способствует решению проблем воспитания детей и молодежи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Центр детского творчества как ресурсный центр по работе с ОАШ Большереченского района

В рамках данного проекта предполагается  создать на базе  МОУДОД «Центр детского творчества» Ресурсный  центр по работе с  ОАШ Большереченского района. Он станет координирующим и н...

Взаимодействие с социокультурной средой в процессе обучения и воспитания учащихся (из опыта работы)

Учитель – профессия птица,Вряд ли труднее сыскать.С какою другою сравнитсяРебячьи сердца зажигать.          Учитель… Что стоит за этим привычным слов...

Социокультурная среда техникума

Необходимым условием  реализации основной профессиональной образовательной программы по специальностям и профессиям является удовлетворение требований ФГОС по формированию социокультурной среды, ...

"Аношинские чтения"районного слета юных краеведов "Пишем историю Большереченского района"

ПОЛОЖЕНИЕо районном слёте юных краеведов«Пишем историю Большереченского района»Аношинские Чтения (номинация для обучающиеся средних и старших классов)Проводится в рамках районной программы «Наше насле...

Конструирование социокультурной среды обучения в гимназии.

«Современное образование немыслимо без инновационных процессов, которые, по мнению ряда исследователей (Н.Р. Юсуфбекова, 1991; С.Д. Поляков, 1993; М.В. Кларин, 1997 и др.) являются одной из его важней...

Социокультурная среда и социально-педагогическая деятельность

Социально-экономическая ситуация  в стране такова, что постоянно рождает конфликты в обществе, в  семье, в детском коллективе. Резко увеличилось число детей «выброшенных» из общества, внешне...