Главные вкладки

    Центр детского творчества как ресурсный центр по работе с ОАШ Большереченского района
    материал по теме

    Хохлова Наталья Николаевна

    В рамках данного проекта предполагается  создать на базе  МОУДОД «Центр детского творчества» Ресурсный  центр по работе с  ОАШ Большереченского района. Он станет координирующим и направляющим органом, обеспечивающим условия для  создания устойчивой системы сетевого взаимодействия  образовательных  учреждений  Большереченского МР, включившихся в  движение общественно-активных школ. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon cdt-_resursnyy_centr_oash.doc80.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУДОД «Центр детского творчества» р.п. Большеречье Омской области

    Центр детского творчества  как ресурсный центр

    по работе с ОАШ  Большереченского района  

    Хохлова Наталья Николаевна,

     заведующая методическим отделом

     МОУДОД «Центр детского творчества»

    р.п. Большеречье Омской области, ул.40 лет,3.

    Большеречье- 2011

    Центр детского творчества  как ресурсный центр

    по работе с ОАШ  Большереченского района  

    Краткая аннотация проекта.

    Общественно-активная школа (ОАШ) – это модель развития школы в тесном взаимодействии с местным сообществом. Это взаимодействие реализуется как  посредством активного участия школьников в жизни сообщества(добровольческое движение, благотворительные акции, шефство и т.п.), так и через вовлечение местного сообщества в жизнь школы, через превращение ее  в центр общественной жизни.

       В России за последнее время накоплен  богатый практический и методический опыт работы ОАШ. Наиболее успешными примерами развития местных  сообществ через внедрение технологий ОАШ является деятельность  КРМОО Центр «Сотрудничество» (г. Красноярск), ВРОДО «Искра»(г.Воронеж), Самарский Союз Молодежи, Ассоциация и Ресурсный Центр г.Омска, РЦ г. Петрозаводска.

    С недавнего времени  несколько школ Большереченского района  стали  использовать в своей деятельности  технологии ОАШ,  участвовать в Кампаниях  ОАШ, таких как Весенняя Неделя Добра, Будь с нами и т.п.  Пилотной территорией в такой деятельности в 2005 г. стала БСОШ № 1, принявшая  участие в  работе  Ярмарки инновационных технологий в г. Самара, а в2006 вместе с РДЮО «Хрустальный мир» - в проекте Ресурсного Центра ОАШ Омской области «Диалог для созидания  С 2007 г. такие школы как БСОШ № 1,БСОШ.№2, Старокарасукская СОШ, Новологиновская, Евгащинская, Чебаклинская и другие школы  принимают активное участие  коалиционных акциях ОАШ. Освещают свою деятельность как в собственных СМИ(газеты, сайты), так и на портале ОАШ.В 2009 г. Членами Ассоциации общественно-активных школ Омской области  стали Евгащинская СОШ и Старокарасукская СОШ, а также Центр Детского творчества.

     В Большереченском районе до недавнего времени не было организации (кроме РДЮО «Хрустальный мир»), работающей по направлениям ОАШ, способной  объединить образовательные учреждения и создать прочную сеть их взаимодействия на почве развития направлений  общественно ориентированного образования, систематизации и распространения накопленного опыта.

    В рамках данного проекта предполагается  создать на базе  МОУДОД «Центр детского творчества» Ресурсный  центр по работе с  ОАШ Большереченского района. Он станет координирующим и направляющим органом, обеспечивающим условия для  создания устойчивой системы сетевого взаимодействия  образовательных  учреждений  Большереченского МР, включившихся в  движение общественн0активных школ. В состав Ресурсного центра войдут специалисты Центра детского творчества,  руководители РДЮО «Хрустальный  мир» и ДОО, входящих в его состав,  руководители  ОАШ имеющие уникальный опыт работы,  связанный с поддержкой активных участников образовательного процесса в сфере взаимодействия образовательных учреждений и общественных организаций,  действующих на их базе, гражданского общества и местных сообществ, с разработкой  программ и проектов в области развития волонтерского движения и гражданского образования детей и молодежи Большереченского района. Актуальность проекта обусловлена  существующими противоречиями между:

    1)  потребностями в совершенствовании  в развитии школы как социального института, занимающего априори  особое место среди других общественных институтов, как выполняющего  заказ личности на успешную социализацию, заказ общества и государства на  воспитание социально активного человека, ответственного гражданина

    и  определенным дефицитом  у ОУ  знаний о новых подходах, о современном понимании социальной активности  личности, школы, социума  и умений  для их освоения/ внедрения  в практику деятельности школы;

    2) потребностью в реализации положений/требований компетентностного, деятельностного и других подходов в  в образовании

     и отсутствием в современной системе образования необходимой площадки/»поля», где они (компетентности, деятельность) могут быть востребованы/апробированы, каковой и является социально  ориентированная, социально значимая  общественно активная деятельность школы;

    3) общественно активные школы  Большереченского района как ОАШ не имеют  имеют опыта  межсетевого взаимодействия,  ни одно из образовательных учреждений района  не взяло на себя обязанности выполнять систематически функции  по объединению ресурсов для консультирования,  координации совместной  деятельности на уровне района, по изучению, обобщению и распространению идей и успешных практик ОАШ.

    Цель проекта: внедрение в практику образовательных учреждений Большереченского района  основных компонентов общественно-ориентированного образования через деятельность  Ресурсного центра для эффективного развития системы ценностей гражданского общества.

    Задачи:

    1.Организация учебно-методического сопровождения движения ОАШ в Большереченском районе и создание информационно-консультационного пункта в ЦДТ.

    2. Привлечение  к  общественно активной деятельности  других ОУ района через изучение и обобщение опыта деятельности  ОАШ БР, тиражирование их технологий.

    3.Создание прочной сети партнерских взаимоотношений через совместные социальные проекты, участие в коалиционных акциях.

    4. Разработка и реализация системы  информационного обеспечения проекта в СМИ (как через сайт ЦДТ, так и через СМИ  ОУ, района, области и т.п.)  

    Механизм реализации проекта

    Этапы/

    сроки

    Задачи

    Содержание деятельности

    Результат

    Аналитический

    Сентябрь-ноябрь 2010

    Анализ  общественно ориентированной деятельности в  ОУ района, сетевого взаимодействия  ОАШ, ресурсного потенциала ЦДТ

    Создание творческой группы, разработка программы мониторинга и его   проведение, разработка критериев оценки аналитических материалов, обработка полученной информации

    Создана творческая  группы, разработан пакет документов (анкеты, опросники), осуществлен мониторинг деятельности  ЦДТ, сформирован собственный фонд  инфор-мационно-аналитических материалов, дана объективная оценка  конкурентоспособности  ЦДТ как Ресурсного центра по работе с ОАШ Большереченского района

    Обучающий

    Декабрь2010-февраль 2011

    Организация учебно-методического сопро-вождения движения ОАШ в Большеречен-ском районе и созда-ние информациионно-консультационного пункта ОАШ в ЦДТ.

    Провести обучающие семинары, семинары-тренинги, семинары-практикумы, возможно с использованием методических ресурсов Ассоциации и РЦ ОАШ Омской области, ГОУДПО ИРОО

    - были проведены обучающие семинары

    - в ходе обучения  команды пилотных школ  познакомились с опытом работы   базовых общественно-активных школ региона,

    Деятельностный

    Февраль-июнь2011

    1. Привлечение  к  общественно активной деятельности  других ОУ района через изучение и обобщение опыта деятельности  ОАШ БР, тиражи-рование их технологий.

    2. Создание прочной сети партнерских взаимоотношений через совместные социальные проекты, участие в коалициионных акциях.

    Деятельность ОАШ по разработке си реализации социальных проектов, привлечение к их реализации  наиболее активных членов местного сообщества, ориентированная, в тм числе и  на межсетевое взаимодействие

    - состоялась конференция  ОАШ, на которой не только были  озвучены результаты реализации данного проекта, социальных проектов ОАШ, но и выработаны дальнейшие  действия по привлечению других ОУ района в движение ОАШ.  

    - ОАШ Большереченского района смогли принять участие в региональном этапе  Ярмарки инноваций г. Самара, в стендовой презентации деятельности  ОАШ Боьшереченского района  на федеральном координационном совете движения ОАШ в г.Омске,

    Информационное сопровождение

    Сентябрь 2010г.-июнь 2011

    Разработка и реализация системы  информационного обеспечения проекта в СМИ (как через сайт ЦДТ, так и через СМИ  ОУ, района, области и т.п.)  

    Создание  системы информационного обеспечения  проекта через  привлечение ресурсов проекта             « Большая речка» собирает друзей»

    -  Информационную поддержку проекту  в ходе его реализации оказывали все школьные СМИ, сайт ЦДТ, были публикации о проекте на уровне области, на федеральных сайтах,

    Ресурсное обеспечение проекта

    Предыдущий опыт  сетевого взаимодействия  ЦДТ

    Большереченский ЦДТ с 1995 года является методической базой для  Районного детско-юношеского объединения  «Хрустальный мир» и имеет опыт сотрудничества с 14 ДОО, входящими в состав РДЮО.  У ЦДТ есть  опыт сотрудничества  и с Обл.СДО «Будущее России», членом  которой «Хрустальный мир» является, и с другими  областными общественными организациями, такими как  Городской Эколого-биологический центр, ОРОО «Общественная Коалиция  Омской области», ООО «Российский союз ветеранов Афганистана», ООО ВООВ «Боевое братство»,  Совет солдатских родителей и  др.

    С 2007 года  ЦДТ является методической базой для  Большереченского Ресурсного центра для НКО. Создание  такого  центра для более тесного  взаимодействия инициировано Общественной Коалицией Омской области только в 4 р-нах: Азовском, Одесском, Тюкалинском и Большереченском Для более эффективной деятельности  БРЦ на базе ЦДТ создан совместный проект: Информационно- методический пункт,представленный  на районном конкурсе педагогических проектов в 2009 году.

    Благодаря тесному сотрудничеству ЦДТ с РЦ ОАШ Омской области  есть возможность не только  быть в гуще событий  Движения ОАШ как в России, так и за рубежом, но и иметь возможность передавать  накопленный в Большереченских общественно ориентированных школах командам из других  школ России.

    Так, 12 мая  2009г.в Большереченском музее 12  представителей   детско-юношеской прессы приняли  участие в работе  Большереченской стажерской площадки в рамках программы стажировкиучастников проекта РЦ ОАШ «Пока ты молод !" из Алгатуйской школы Тулунского района  Иркутской области по теме "Гражданские инициативы в местных сообществах, поддержанные или инициированные  пресс-центрами школ или  детских и молодежных общественных организаций."  8 Декабря 2009г. в зале заседаний Администрации Большереченского муниципального района  в рамках стажировки группы педагогов из п.Саган-Нур  Республики Бурятия проводится круглый стол по деятельности школьных пресс-центров как инициаторов социально-значимых дел на селе. 

    В октябре 2008 юные корреспонденты  Большереченской СОШ № 1 получили новые знания  о деятельности школьных пресс-центров на тренинге ОРОО «Ресурсный Центр Общественно - Активных Школ».  Семинар- тренинг «Гражданские инициативы в местном сообществе»  состоялся по инициативе Большереченского Ресурсного Центра для НКО.  Главной его целью было оказание теоретической и практической помощи представителям пресс-центра в приобретении знаний и умений по оценке потребностей местного сообщества, в обучении методам  и механизмам вовлечения населения в совместное решение проблем.    А в июле- августе такой тренинг состоялся для представителей детской прессы на базе палаточного лагеря КМП

    В декабре 2009 года ЦДТ  не только стал членом  Ассоциации  ОАШ  Омской области, но и  получил финансовую поддержку  двум проектам «Передай добро по кругу» и  «Солдатский медальон», в сетевое взаимодействие в рамках реализации которых были вовлечены не только  семь общественно-активных школ района,  но и жители местных сообществ.

    Организацию всех этих событий осуществлял  Совет РДЮО «Хрустальный мир», специалисты  Большереченского Центра детского творчества и Комитета по молодежной политике.

    С 2007 года  по инициативе РДЮО «Хрустальный мир», методической базой которого является методкабинет ЦДТ, в районе реализуется программа социализации детей в детских общественных объединениях «Наше наследие – Московско – Сибирский тракт». Одно из направлений которой – «Пресс- студия «Большая речка», его задачи: привлекать  государственные СМИ и  продолжать создание собственных  для освещения деятельности ДОО, стимулировать  общественно-значимую деятельность школьных пресс-центров.

    С помощью Интернет-ресурсов ОРОО «Общественная Коалиция Омской области» и при поддержке Большереченского  Ресурсного Центра  для НКО и Ресурсного Центра Комитета по образованию в Феврале 2009г. начал свою работу Сайт Центра детского творчества.

      С  декабря 2010 г., используя   вышеперечисленные ресурсы,  ЦДТ реализует проект «Большая речка» собирает друзей», с помощью  которого  может происходить основное освещение   деятельности по реализации проекта  «Центр детского творчества  как ресурсный центр по работе с ОАШ  Большереченского района»

     

    кадровое:

    •    автор и координатор проекта –  руководитель РДЮО «Хрустальный мир», администратор Сайта ЦДТ,

     •   члены редколлегии пресс - студии  «Большая речка» и руководители пресс-центров - модераторы Сайта ЦДТ,

     •   руководители  и заместители директоров по ВР школ – пилотных команд проекта, ,

     •  руководители ДОО и школьных пресс-центров,

     •    методисты ЦДТ,

     •    психолог ЦДТ,

     •    педагоги  Центра детского творчества

    материально-техническое обеспечение:

    •    интернет-ресурсы  РДЮО «Хрустальный мир» - имеется (возможность использования  подключения Большереченского Ресурсного Центра для НКО ОРО «Общественная Коалиция Омской области» _ совместный проект с МОУДОД «Центр детского творчества» - «Информационно-методический пункт»)

    •    компьютерная техника РДЮО «Хрустальный мир» - имеется 5 компьютеров, 3 принтера (предоставляется Большереченским  Ресурсным  Центром  для НКО ОРО «Общественная Коалиция Омской области» и   МОУДОД «Центр детского творчества» - совместный проект  «Информационно-методический пункт»)

    •    помещение для работы творческих групп педагогов помещение методкабинета ЦДТ и Информационно-методического пункта.

      •    интернет-ресурсы, компьютерную технику и помещения пресс-центры безвозмездно арендуют  у школ, на базе которых действуют.

                                        Оценка результативности проекта  

    Показатели

    Критерии

    Диагностический инструментарий

     Количественный

    Востребованность проекта

    Охват общественности

    Количество конкретных дел, акций, мероприятий

    Опрос, анкетирование

    Подсчет

    Подсчет

    Социальное развитие личности

    Динамика уровня развития личности

    Качество продуктов социально-творческой деятельности (акции, социально ориентированные проекты)

    Тестирование на начало и конец проекта

    Анализ, анкетирование

    Социальная адаптация личности

     - снижение риска асоциальных явлений

     - повышение уровня социальной успешности участников

     - активность участников

    Анализ

    Наблюдение, подсчет

    Общественное мнение

    Популярность проекта

    Социально-профилактический эффект

    Заинтересованность социальных  партнеров (софинансирование проекта, привлечение других дополнительных ресурсов)

    Отклик в СМИ

    Опрос, анкетирование

    Анализ

    Подсчет

    Наличие познавательных видов информации

    Технологический

    Уровень организации в целом и отдельных мероприятий

    Четкость и эффективность управления

    Организационная культура участников

    Опрос, наблюдение

    Анкетирование, беседа

    Тестирование

    Экономический

    Соотношение затрат с социально- педагогическим эффектом

    Привлечение дополнительных материальных ресурсов

    Тестирование, соц-опрос, анкетирование

    Подсчет

    Ожидаемый результат

    В рамках реализации проекта  при организационной и методической поддержке Большереченского РЦ ОАШ при ЦДТ

    - были проведены обучающие семинары

    - в ходе обучения  команды пилотных школ  познакомились с опытом работы   базовых общественно-активных школ региона,

    -  представители пилотных команд смогли пройди стажировку в РЦ ОАШ  Омской области,

    - ОАШ Большереченского района смогли принять участие в региональном этапе  Ярмарки инноваций г. Самара, в стендовой презентации деятельности  ОАШ Боьшереченского района  на федеральном координационном совете движения ОАШ в г.Омске,

    -  Информационную поддержку проекту  в ходе его реализации оказывали все школьные СМИ, сайт ЦДТ, были публикации о проекте на уровне области, на федеральных сайтах,

    - состоялась конференция  ОАШ, на которой не только были  озвучены результаты реализации данного проекта, но и выработаны дальнейшие  действия по привлечению других ОУ района в движение ОАШ.  

     

    Дальнейшее развитие проекта

     -  Большереченский РЦ ОАШ при ЦДТ инициирует, разрабатывает и реализует совместно с  ОАШ новые проекты,

    -  у него появились новые социальные  партнеры,

    -  в движение ОАШ включились другие  школы,

    -  появилась возможность создать коалицию ОАШ Большереченского района.

    Литература

    1.  Адамский А.И. Возможно ли в России движение попечителей? // Первое сентября. –

    2002. № 38.

    2.  Азбука об участии школы в развитии микрорайона, в котором она находится /

    Переведено и издано КРМОО Центром «Сотрудничество». – Красноярк, 2002.

    3.  Бакурадзе А.Б. Управление развитием образовательного учреждения(по материалам проектов «Концепция комплексного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе»,

    «Система многоуровневой оценки учебной деятельности учащихся» и «Технология системно-деятельностной формы организации диагностики и качества обучения»). – М.: АПК

    и ПРО, 2004.

    4.  Буйновская Т.В. Развитие общественно-ориентированного образования в России // Общественно-активные школы и образовательная политика в странах переходного периода в XXI веке. Сборник материалов конференции. – Омск, 2000.

    5.  Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара: Профи, ЦПО, 2003.

    6.  Гошуляк Л.Д. Становление и развитие земской концепции народного образования в

    дореволюционной России. – Казань, 1995.

    7.  Гусаров В.И. Государственно-общественное образование: Монография. – Самара: НТЦ, 2006.

    8.  Гусаров В.И. Инновационные проекты в управлении образованием: опыт Отрадненского образовательного округа // Менеджмент в образовании. – 2009. № 3.

    9.  Гусаров В.И. К вопросу о готовности руководителей общеобразовательных

    учреждений к делегированию управленческих полномочий органам общественного участия //

    Творческая педагогика. – 2010. № 2.

    10. Гусаров В.И. Опыт и перспективыгосударственно-общественного образования: Монография / В.И. Гусаров. – Самара: НТЦ, 2009.

    11. Дашковская О. Школьное самоуправление: анализ практики // Интернет-сайт Газета

    «Первое сентября» http://ps.1september.ru/article.php?ID=200700706,07.2007.

    12. Зеленцова А. Основы гражданского общества // Школа социального менеджмента. Сборник статей / Под ред. М.Ю. Киселева, И.И. Комаровой. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2004.

    13. Ильенко Л.П. Программа развития общеобразовательного учреждения // Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием. 4-е изд.,исправленное и дополненное. – М.: АРКТИ, 2004.

    14. Инновации в образовании. Выступления участников VII Всероссийской дистанционной

    августовской научно-практической конференции // Интернет-журнал «Эйдос»http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-26.htm, 15.11.2008.

    15. Казанцева Н.А. Общественно-активные школы: опыт добровольческих инициатив / КРМОО

    Центр «Сотрудничество». – Красноярск, 2002.

    16. Как просить деньги. В помощь пишущим заявки на гранты / Блинников М.С., Даушев

    Д.А., Симонов Е.А. – М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2003. Книга выпущена при финансовой поддержке Фонда «Евразия».

    17. Калачев А.В. Развитие земской школы России второй половины ХIХ века – начала ХХ века как

    образовательной системы демократического типа. – Волгоград, 2001.

    18. Каменский А.М., Смирнова З.Ю. Рекомендации по составлению плана развития

    образовательного учреждения // Практика административной работы в школе. – 2002.

    19. Кирсанова Л.А. Воспитание социально-активной личности. – Рязань, 1990.

    20. Кокарев И.Е. На пути к гражданскому обществу. – М.: Мир, 2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Специфика деятельности концертмейстера детской музыкальной школы в работе с учениками-инструменталистами. Основные задачи.

    В данной работе я рассматриваю основные задачи работы концертмейстера. Зачастую роль концертмейтера сужается только до грамотного исполениня изучаемых произведений на сцене. Только ли в этом заключает...

    Специфика деятельности концертмейстера детской музыкальной школы в работе с учениками-инструменталистами. Основные задачи.

    В данной работе я рассматриваю основные задачи работы концертмейстера. Зачастую роль концертмейтера сужается только до грамотного исполениня изучаемых произведений на сцене. Только ли в этом заключает...

    сценарий вечера с выпускниками мастерской "Волшебные бисеринки" КОУ ДОД "Центр детского творчества" Тарского муниципального района Омской области "Однажды десять лет спустя"

    Сценарий вечера с выпускниками мастерской "Волшебные бисеринки" посвящен 10 -летнему юбилею создания мастерской в "Центре детского творчества"...

    Основные задачи концертмейстера детской музыкальной школы в работе с учениками-инструменталистами.

    В данной работе я рассматриваю основные задачи работы концертмейстера. Зачастую роль концертмейтера сужается только до грамотного исполениня изучаемых произведений на сцене. Только ли в этом заключает...

    Способы решения педагогических и детских проблем при организации работы с одаренными детьми в среде дополнительного образования

    Многие взрослые люди  думают, что одаренный  ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, обладает хорошими умственными способностями, не имеет  проблем  в образовательно...

    Специфика деятельности концертмейстера детской музыкальной школы в работе с вокалистами

    Концертмейстер - самая распространённая профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе по всем специальностям (кроме пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом колле...

    Использование детского театрального творчества в работе с детьми с ОВЗ на общеобразовательных уроках

    Использование детского театрального творчества в работе с детьми с ОВЗ на общеобразовательных уроках      В России немало учителей, которые успешно используют театральные...