Игры в сказкотерапии.
статья (5 класс) по теме

Дубинина Ирина Васильевна

Игра- универсальное и неотъемлемое право ребёнка. Основные признаки сказкотерапии. Практические занятия с детьми по сказкотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Что такое игротерапия?125.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Образное видение:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Городской центр развития дополнительного образования

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Курсы повышения квалификации

«Психолого-педагогическая диагностика и коррекция детей и подростков средствами дополнительного образования»

Аттестационная работа

«Игры в сказкотерапии»

Автор: Дубинина Ирина Васильевна

педагог дополнительного образования

ОДОД ГБОУ СОШ №285

Красносельского района Санкт-Петербурга

Куратор: Криван И.В.

Заведующий сектором ГЦРДО

Санкт-Петербург

2013 г

Оглавление

  1. 1.Введение.
    Игра - универсальное и неотъемлемое право ребёнка
    Мыслители разных эпох об игре.

  1. 2.Теоретическая часть.
    Что такое игротерапия
    Основные признаки сказкотерапии

  1. 3.Основное содержание.
    Занятие с детьми «Придумывание игры к знакомой сказке»
    Что есть сказка?
    Упражнения –игры для развития воображения и креативных способностей ребёнка

  1. 4. Заключение.

  1.  5.Библиография.

Игры в сказкотерапии

Её величество игра. Как она прекрасна, удивительна, непостижима…

К великому таинству игры пытаются приблизиться вот уже многие – многие века литературоведы, фольклористы, философы, психологи, педагоги, юристы.

Благодаря их трудам и исследованиям Организация Объединённых Наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребёнка.

По мнению русского народа, ребёнок, выходящий на «жизненную дорогу» проходит три этапа – детство, взрослость и старость. Издавна в русской культуре детство рассматривалось, как время роста, чистоты, безмятежности.

Детство – это время подготовки к жизни и … игры. Доказательством этому служат множество пословиц и поговорок: «Старый спать, молодой играть!», «Молод с игрушками, а старый с подушками», «Детям не порча игрушки».

Интересно, оказывается слово «играть», применительно к ребёнку, означало «жить и дружить» В какой-то степени это сохранилось в языке и современных детей. Дети  обычно говорят: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю», что, по сути, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу».

Наблюдения многих медиков, психологов и педагогов показывают, что «подготовленный к игре ребёнок в отличие от «неподготовленного» значительно активнее, здоровее психически, физически и интеллектуально, более жизненноспособен.

Воистину – играть – значит жить.

Осмысление детства как времени игры, и игры как средства подготовки к будущей жизни – одно из основных положений русской народной педагогики.

Однако, многие современным родителям и педагогам, оно кажется устаревшим и неактуальным. Они считают, что новое время, с его ускоренным темпом и ритмом жизни, не позволяет терять драгоценные годы, дни, часы и даже минуты на пустые игры в «дочки-матери», «в казаки-разбойники». И если играть , считают некоторые, то пусть это будут «умные» компьютерные игры или спортивные – например, восточные единоборства.
Стремясь видеть своих детей образованными людьми, родители и педагоги зачастую видят в детстве лишь короткую ступень на пути ребёнка в общество взрослых людей, где он должен занять достойное место. При этом игре достаётся лишь функция развлечения и отдыха между делами, которыми так важно занять ребёнка.

Так что же это за явление – наша игра? Почему именно ей внутренне заполнено детство. Ответ на этот вопрос будем искать в трудах мыслителей разных эпох.

В латинском языке понятие игра – этимологически близко «понятию воспитание». У древнегреческого философа Платона игра стоит в одном ряду с праздниками и божественными культами. Платон был убеждён, что необходимо жить играя. Дабы снискать к себе благосклонность богов и прожить согласно свойствам своей природы. По Платону игра - источник удовольствия.

Аристотель также не придавал игре самоценного значения, хотя ценил её за развлечение и отдых и за то, что игра готовит к труду.

Шиллер, боготворивший красоту во всех её проявлениях, считал, что игра и красота уравновешивают, дополняют друг друга, и красота побуждает к игре. Игра, по мнению Шиллера, - свободное самостоятельное раскрытие всех сил человека, его сущности.

Русский педагог начала 20 века Н.В. Шелгунов, исследуя игры детей, отмечал, что чувства действительности жизненной правды выражаются во всех играх ребёнка. Он писал: «Игра ребёнка – это жизнь, он в ней самостоятельная, свободная личность, развивающая свои силы, он в ней полный человек…».

Так значит, игра и признана помочь ребёнку накопить душевный материал, сформировать и уточнить представление о жизненно важных действиях, поступках, ценностях.

В своей книге «Человек играющий» Й. Хейдинг приходит к выводу, что игра – это необходимый способ социальной жизни, объективная основа нашего существования.

Блестящий российский психолог Д.Б. Эльконин полагает, что игра одна из форм развития психологических функций и способ познания ребёнка мира взрослых. Игра  - это, прежде всего работа фантазии, а в работе фантазии мы имеем настоящее эмоциональное мышление. Именно благодаря этому игра становится важным  подспорьем в деле подготовки ребёнка к будущим жизненным перипетиям.

Как отмечает О.С. Газман: «Игра всегда выступает одновременно в двух временных измерениях: в настоящем и будущем; она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворением актуальных потребностей ребёнка, а с другой стороны – всегда направлена в будущее, так как в ней моделируются какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния. Умения, навыки, способы, необходимые личности для выполнения ей социальных, профессиональных, творческих функций, а также физической закалки развивающегося органы. Игру можно представить в виде механизма самоорганизации и самообучения такой избыточной системы, как психика ребёнка.

Игротерапия – это процесс совместного с ребёнком проживания и осмысления какой-либо жизненно-важной ситуации, поданной в игровой форме. Это процесс сотворчества,  содействия, сопереживания, в котором ребёнок и взрослый вместе идут по дороге откровений, открытий и побед.

Почему же игротерапия вызывает интерес и привлекает к себе внимание специалистов, работающих с детьми?

Всё дело в том, что игра для ребёнка – естественный способ рассказа о себе, о своих чувствах, мыслях, о своём опыте. Детям бывает очень непросто поделиться с взрослыми, да и друг с другом своими переживаниями и чувствами. Но все свои чувства, весь свой полученный опыт они легко, непринуждённо могут прожить в игре, выбрав определённый игровой материал, действуя с ним определённым образом. А это даёт возможность чуткому и мудрому взрослому «постичь ландшафт детской души».

Занятия направлены на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие воображения и произвольного внимания; преодоление барьеров в общении; повышение уверенности в себе; развитие системы самооценки и самоконтроля и многое другое...

Основной признак сказочной игротерапии – инструктаж к игре в форме сказки или притчи, в зависимости от возраста клиента. Инструктаж в сказочной форме создаёт условия для более глубокого проживания ребёнком всего хода игры.

Выделяют два способа превращения обычной игротерапии в сказочную.

Первый способ. Сегодня существует множество книг, описывающих игры. Их можно взять за основу. Нужно просто «переписать инструкцию к игре в форме сказки ил притчи.

Второй способ. Он подразумевает обратное действие: игра придумывается к сказке.

Например, нам надо проработать с детьми идею помощи ближнему. Фабула сказки «Цветик – семицветик» детям хорошо известна: девочка получает в подарок чудесный цветок, исполняющий желания. Шесть лепестков она потратила с наименьшей пользой, зато последний лепесток принёс пользу больному мальчику. В игре «Цветик – семицветик» мы обыграем чудесные свойства цветка и научимся их созидательно использовать.

Оборудование: лист ватмана, набор цветной бумаги, клей, ножницы, карандаши и ручки по количеству играющих.

С правилами игры знакомит ведущий.

Сказка рассказала нам о чудесном цветке, исполняющем желания. Цветик – семицветик был подарен волшебницей. Но мы находимся в сказочной стране, и сами можем быть волшебниками. Давайте вырастим свой цветик – семицветик. Возьмём лист бумаги и сделаем его волшебным. Для этого нужно передать листу частичку своего тепла. Положите , пожалуйста, руки на лист бумаги , поводите по нему руками .Чувствуете , он постепенно становится волшебным? Возьмите простые карандаши. Заранее договоримся между собой: кто рисует стебель, кто – листочки, а кто лепестки цветка. Прекрасно, дорогие волшебники. Эскиз нашего Цветка готов. Теперь попробуем сделать  его волшебным, но самое главное  - надо превратить лепестки цветка в волшебные. Но знаете ли вы, что для этого надо сделать? Чтобы лепесток был волшебным, в него необходимо заключить доброе пожелание близкому человеку.

- Возьмите цветную бумагу, ножницы. Вырежьте по одному лепестку на обороте лепестка напишите доброе пожелание кому-то. Не торопитесь, хорошо подумайте. Ведь всё может сбыться.

- Итак. Чудесные разноцветные лепестки готовы. Пожалуйста, прочитайте Ваши пожелания.

- Дорогие волшебники, мы создали  чудесные лепестки с добрыми пожеланиями. Теперь приклейте кончик лепестка к серединке цветка.

- Вот мы и создали Волшебный Цветок, исполняющий желания.

Вспомним сказку. Девочка с небольшой пользой истратила шесть лепестков.

Почему? Да, она думала только о своих желаниях. Вы, дорогие волшебники,

подумали о тех, кто рядом с вами,  ваших близких.

- Наш цветок создан для того, чтобы нести радость. Мы можем оторвать по лепестку для наших близких и отнести им добрые пожелания.

Сказка учит жить.

Сегодня специалисты-психологи все чаще обращаются к сказке, подробно разбирая все ее свойства, ее педагогические, психологические и медитативные возможности. Но суть всех этих рассуждений одна: без сказки нет у ребенка, ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания.

Что есть сказка?

Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время рассказать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15 – 20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Эта уникальная возможность «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Пользуясь зашифрованным в сказке опытом прошлых поколений, ребенок или взрослый может проникнуть в мир бессознательного и на ином, внутреннем, уровне разглядеть собственный мир чувств и переживаний.

Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами. Что, как не сказка, позволяет пофантазировать? Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Сказка позволяет «проиграть» такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире. Сказка способна перед каждым из нас открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца.

Отчего у ребенка, а то и у взрослого, текут слезы, если ему самому никто «не угрожает», никто его не обижает? Педагогическая коррекция, основанная на работе со сказками, позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также – иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких ему людей.

Черствость и невнимание ребенка к чувствам и переживаниям родителей, сверстников, воспитателей часто не связаны с особой черствостью в его характере. Причины такой его «отдаленности» исходят из отсутствия опыта сопереживания, из-за неумения вслушиваться в слова тех, кто его окружает.

Чтение сказок и обсуждение их содержания можно успешно использовать и родителям, неравнодушным к своим детям. Вопросы по содержанию сказок составлены таким образом, чтобы укрепить связи на эмоциональном и вербальном уровне родителей с детьми, дать возможность поговорить о важных и значимых проблемах в принужденной форме, соотнося свои чувства и мысли с чувствами и мыслями персонажей прочитанных сказок.

Сказка полезна для здоровья.

Где-то к четырем годам у ребенка начинается активный процесс образного мышления. Дети придумывают новые образы, а их внутренний мир становится интереснее, богаче. На занятиях по сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы – так они могут расширить свои фантазии об одном образе, а это, в свою очередь, научит мозг работать над мыслью, развивать ее.

Часто образы у ребят рождаются не только положительные, радостные, но и пугающие. Поэтому одна из основных целей занятий – научить детей преобразовывать отрицательные эмоции в положительные. Спокойный ребенок, чей внутренний мир красив и радостен, – здоровый ребенок. Кроме того, сказки позволяют развивать логическое мышление: выдуманные образы выстраиваются в цепочку и следуют один за другим.

В сказках, сочиненных детьми, описан отнюдь не реальный мир, а то впечатление, которое он на них производит. Другими словами, через повествование они показывают свое внутреннее состояние, свой духовный мир. Пытаясь описать его, они ищут во внешнем мире аналогии предметов и событий – используют метафору. Именно языком метафор говорит наша психика, а точнее, правое полушарие (которое, кстати, заведует и нашим здоровьем).

В правом полушарии мозга «записано» то, что вызывает дискомфорт у ребенка. Специалисты в сказочной форме разговаривают с детьми на «языке» правого полушария, пытаясь не только создать новые образы, но и, тем самым, побуждая мозг обрисовать свои негативные чувства в виде образов. Когда «страшилка» готова, ее изменяют: делают меньше, симпатичнее, придумывают смешные одежки. Так, постепенно, отрицательные эмоции меняются на положительные.

В сказке, придуманной детьми, обязательно есть положительный герой и отрицательный. Образ главного героя зависит от возраста «сказочника»: маленькие зверюшки, феи или герои, подобные им самим. Но в любом возрасте дети одевают героев по своему вкусу, поселяют их в дом, в котором сами хотели бы жить, кормят их своими любимыми лакомствами.

Счастливый конец сказке обеспечен. А вместе с ним жизнь детей становится радостнее, что благотворно отражается на здоровье ребят.

Испокон веков люди рассказывали друг другу сказки – серьёзные и отшлифованные каноном в одних ситуациях, перевёрнутые и оживлённые юмором - в ситуациях, когда нужен был смех.

Со временем мы забыли, что рассказывание сказок – это сказкотворчество, а не сказкопокупательство. Мы стали покупать сказки в супермаркете... И вот тут-то пришли на помощь учёные-психологи, реанимировали старый обычай на новый лад, и появилась сказкотерапия.

Я предлагаю Вашему вниманию четыре замечательных упражнения-игры, которые разовьют воображение и креативные способности Вашего ребёнка. Хотя эти упражнения – игры можно (и нужно) проделывать даже взрослым, и не меньше, чем детям.

Упражнение-игра №1 «Серый волк и золотая рыбка»

Это упражнение можно назвать и по-другому: «Встреча героев из разных сказок».

Группа из трёх (не более человек) получает простое задание: вспомнить и назвать имя одного сказочного персонажа. После того, как каждый участник назвал по одному персонажу, их имена записываются на доске и утверждаются. Можно попросить, чтобы каждый устроил короткую «презентацию» своего героя: сказал, из какой он сказки, рассказал о нём, «показал» его... Это делается для настройки на игру, а также для того, чтобы героев нельзя было «отыграть» назад.

После того, как герои утверждены, ведущий даёт задание №2: рассказать сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи. Как правило, рассказывает один человек, а остальные помогают ему наводящими вопросами и просьбами уточнить. На роль рассказчика «вызывается», таким образом, один человек. Если Вы хотите, чтобы в придумывании сказки участвовали все дети, тогда сказки записываются в тетрадку, придумываются как сочинение в тишине и только затем «озвучиваются», читаются по очереди вслух.

Эта игра рассчитана на детей от 10-11 лет. Однако если Вы играете со своим ребёнком, в кругу семьи, то возрастных ограничений нет.

Упражнение – игра №2 «Семь волшебных слов»

В самом простом варианте этой игры фигурируют не семь, а всего три слова. С этого упрощённого варианта лучше всего начинать знакомство с этой техникой сказкотерапии.

Игрокам даётся задание: придумать сообща семь (три) слова, которые, по их мнению, должны обязательно встречаться в настоящих сказках. Эти слова записываются на доску (на большой ватманский лист), а затем каждый придумывает сказку с этими словами.

Если в Вашей семье есть навык рассказывать и придумывать сказки сообща, то сказка придумывается совместными усилиями - это всегда интереснее.

Упражнение-игра №3 «Сказка шиворот-навыворот»

Это очень старый и уважаемый всеми психологами (даже не сказкотерапевтами) приём развития воображения.

Выбирается известная всем и не очень сложная сказка с чётким сюжетом, в общем, хрестоматийная сказка. Задание: рассказать эту сказку так, чтобы в ней было всё наоборот. Например, Маленький волчонок живёт с папой в лесу. И в один прекрасный день он посылает своего папу в город - навестить дедушку, который нисколько не заболел, а наоборот, собирается жениться в пятый раз. Волчонок предупреждает папу, что в городе - опасно и просит ни в коем случае не разговаривать с особой по кличке Красная шапочка. Но наивный папа-волк встречает Красную шапочку, та узнаёт у него адрес дедушки и спешит по адресу. ...

Сказки «наоборот» круто замешаны на карнавальной смеховой культуре - на низовом юморе и двусмысленных шутках – такова природа юмора-наоборот. Поэтому в эту игру лучше всего играть подросткам и совершенно взрослым людям.

Упражнение-игра № 4 «Начинка для пирога»

Ведущий (их может быть в этой игре - два) «выпекают два коржа», то есть произносят первую и последнюю фразу будущей сказки. Это должны быть абсолютно «не сказочные» безумные фразы, абсурдные.

Например:

Первый корж: «В среду вечером по дороге, ведущей из города в садовое товарищество, шёл странный человек в одной лыже, хотя на дворе стоял август»

Второй корж: «Тётушка Полли выглянула в окно и загадочно хмыкнула. На поляне, где стояла тарелка с пришельцами опять росли её любимые маргаритки...»

Если речь идёт о детях, то зачин и концовка могут быть проще и короче. Типа:

Корж первый: «По улице ехал грузовик»

Корж второй: «Так у Деда Мороза выросла зелёная борода»

Корж первый: «На острове в Тихом Океане произошло извержение вулкана, который спал тысячу лет»

Корж второй: «Поэтому наш кот поехал на всё лето в деревню к бабушке»

Разумеется, Вы уже догадались, что задача всех игроков - придумать то, что будет поставлено в середину – между этими двумя фразами.

Приготовить начинку для сказочного пирога.

Играйте со своими детьми, и тогда ни у них, ни у Вас никогда не возникнет вопроса, чем себя занять, когда нет денег на дорогие и бессмысленные развлечения в торговых центра.

В процессе сказкотерапии использовались специально разработанные приемы и методы занятий.

Практические задания

Известно, что сказки входят в число самых любимых детских  книг. В.А.Сухомлинский не представлял себе «обучение в школе не только без слушания, но и без создания сказки»

«Сказка , игра , фантазия – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых  немыслимо благородство души, сердечная чуткость.

Дети любят слушать сказки , но как правило не умеют их сочинять и рассказывать. Рассказывание  и сочинение сказок –это искусство, которому нужно обучать школьников.

1.Настоящий сказочник.

Кто больше знает сказок и кто лучше расскажет свою любимую сказку.

Подумай ,как ты будешь рассказывать сказку: каким тоном, о чём медленно, о чём – быстрее, о чём тише, о чём громче. как  вы будете использовать жесты и мимику?

Победит тот, кто больше знает сказок и кто лучше расскажет свою любимую сказку.

2. Сказочная страна.

Представьте , что при помощи волшебной палочки вы оказались в сказочной стране. Какое средство передвижения ( ступа Бабы Яги, сапоги –скороходы , ковёр-самолёт  и др.) вы бы выбрали и по какому маршруты стали бы путешествовать?

Рассмотрите карту сказочной страны.

Что вы увидели в этой удивительной стране ,  что вас поразило, удивило, взволновало?

Расскажите о своём путешествии по стране Волшебной сказки. Сделайте рисунки, которые  помогут вам подготовить свой рассказ.

Какие ещё могут быть города, реки, долины, озёра, архипелаги в сказочной стран?

Придумайте им названия и занесите на карту сказочной страны.
Нарисуйте сказочных героев, фантастических чудовищ, волшебных помощников.

3.Волшебный мир сказки.

Вы бродите по «неведомым дорожкам сказочной страны, блуждаете по узеньким тропинкам. И все они ведут в разные сказки.

Но однажды злому волшебнику не спалось и  решил он перепутать все пути-дорожки.

Что тут началось!

Мальчик – с- пальчик заблудился  и попал в топкое болото, в котором сидит лягушка и держит в лапках стрелу  Ивана –царевича.

А Иван-царевич пришёл в тридевятое государство, нам троне которого сидит Серый  Волк. Старый он стал ,  нужны ему молодильные яблочки.

Идите по любой дорожке сказочной страны и помогите знакомым героям попасть в свои сказки.

4. Попробуйте устно сочинить новую волшебную сказку со следующим сюжетом.

Четыре брата – Солнце, Ветер, Месяц и Облако.

В царстве у Солнца, Всё горит. Решает государственные дела и помогает ему советами его советник – Огонь. А вокруг стража – свечки.

В царстве у Ветра, когда никто не дует. На троне сидит король ветер.

Стража – маленькие ветерки, которые балуются и дуют друг на друга. Лучшие советники Ветра – Ураган, Буран, Пурга, Метель, Суховей, Тайфун.

В царстве у Облака. На страже – маленькое облачко Министр по военным делам – Туча. По торговым делам –Дым. И по хитрым делам – Туман.

Кто станет героем вашей сказки? С какого необычного события начнётся ваша сказка? Подвергнется ли испытаниям сказочный герой в царстве у Солнца, Месяца, Ветра, Облака? Будут ли помогать герою какие-нибудь волшебные помощники? Как вы закончите свою сказку?

5.Помогите сказочным героям!

Хороших волшебников, людей и зверей гораздо больше , чем плохих. Надо, чтобы они помогали друг другу. Пусть у героини сказки « Гуси-лебеди»«появится новый волшебный помощник – живой вертолёт.Вертолёт висел-висел на солнышке, вздыхал – вздыхал от безделья, вдруг увидел гусей-лебедей у избушки Бабы-Яги и решил спуститься на землю и помочь девочке…

Но ведь Баба-Яга хитрая и коварная. Она может обмануть добрых героев.

Я думаю Бабу – Ягу нужно перевоспитать.

Подумайте , как можно перевоспитать Бабу-Ягу?

Вы, наверное,  думаете, что сказка про Емелю-дурачка кончается словами: «Тут  устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством. Ничего подобного!

Много ли, мало ли времени прошло, надоел Марье-царевне муж лентяй, решила она выедать у Емели « щучье слово»

А что было дальше ? придумайте своё продолжение сказки о Емеле? Какие три  испытания выдержит Емеля в борьбе со злыми героями? Как закончится сказка( добро всегда побеждает зло)?

Придумайте сказку . в которой герой сможет выбраться из заколдованного леса  только при условии, если отгадает загадки и сочинит взамен новые.

Кто будут героем вашей сказки? как ваш герой попадёт в заколдованный лес? Каким испытаниям подвергнется в заколдованном лесу? Появятся ли у него друзья и помогут ли они сказочному герою отгадать загадки?

Это задание позволяет исследовать способность детей реагировать на новый и по отношению к определённому ряду фактов неожиданный элемент, их умение использовать нового сказочного героя в уже известном сюжете.

6. Угадайте

Представьте себя в роли какого-то сказочного героя и расскажите о каком-нибудь случае, который произошёл с ним ( Иваном-царевичем, Василисой Бабой-Ягой, Емелюшкой –дурачком и т.д.

Постарайтесь, чтобы ребята по содержанию и по окраске голоса узнавали, кто говорит:  царевна Несмеяна, Кощей Бессмертный.

Победитель тот, кого правильно узнают большинство ребят.

7. Конкурс на лучшего сказочника

Викторина «Знаете ли вы « сказочную географию»?

Кто быстрее отгадает на карте сказочной страны следующие географические названия.

1. О каких сказочных  островах идёт речь в присказках:

«Было это дело на море, на океане, на острове … стоит древо золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт  - песню поёт. А вниз идёт - сказки сказывает…

«Начинается сказка от Сивки от бурки, от вещей каурки.  На море, на океане , на острове …стоит дуб зелёный, кушай . мою сказку слушай.»

2. На какой реке Иван – крестьянский сын трижды сражался со змеями-чудовищами?

3  Где стоит диковинная сказочная избушка на курьих ножках?

4. Где впервые встретился Иван-царевич с Василисой Премудрой?

5.В каком граде живёт царевна, которая никогда не улыбается, никогда не смеётся?

6. Какие реки текут по сказочной стране, какие у них берега?

Ответы на викторину.

1Сказочные остова  - Кидан и Буян.

2 Река смородина.

3 Лес Бабы-Яги

4. Лягушкино болото.

5.несмеянин град.

6. Молочные реки с кисельными берегами.

На занятиях учили детей придумывать волшебные сказки, сказочные истории, которые отличаются своеобразным содержанием, построением, языком, иначе учили создавать текст. Создание текста требует от детей умения:
         раскрыть тему

строить повествование по законам волшебной сказки

правильно и хорошо выражать свои мысли

находить необычного сказочного героя

развивать сказочный сюжет

использовать «сказочные языковые средства

организовывать конкурсы

        Результаты  показали, что у детей произошли значительные изменения. Большинство детей стали активнее принимать участие в занятии,

научились фантазировать, самостоятельно выстраивать логические ряды, развили образное видение, смогли проявить и показать своё актёрское мастерство.

Игры в сказкотерапии помогли развить у детей память, внимание, выработали умение воспринимать информацию, у детей выработались умения и навыки группового и межличностного общения, на занятиях создавалась благоприятная атмосфера, занятия выполняли релаксационную функцию, снимая эмоциональную перегрузку.


        Воспроизводя жизненные ситуации в сказке, сталкивая своих героев с проблемами и трудностями, разрешая конфликты, ребенок смягчает внутреннее психическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности.

Критерии оценки развития творческих способностей обучающихся
                           Расшифровка индексов

         

                                     Активность:

индекс

Степень развития

 о

отсутствие

1

Участие в устных разработках

2

Участие в практических разработках

3

Самостоятельная творческая активность

                                     Фантазия: :

индекс

 о

Не развита

1

Фантазия от сопутствующего сигнала с направ ляющей

2

Фантазия полного образа с направляющей

3

Фантазия самостоятельная


                                       Логика:

индекс

 о

Не развита

1

Поддержка ребёнком предлагаемого педагогом логического ряда

2

Логический ряд ребёнка , требующий поддержки педагога

3

Самостоятельное выстраивание логического ряда

                  Актёрское мастерство:

индекс

 о

Не развито

1

Выход в сценическую атмосферу

2

Уверенные физические действия в сценической атмосфере

3

Передача психофизического состояния в сценической атмосфере


Библиография

1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007. -144 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.,

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Габенко Т.М. «Игры в сказкотерапии», Речь, СПб,2006.

4. Газман О.С. «Каникулы.Игра.Воспитание»,М,1988

5. Лангрет Г. «Игрорвая терапия. Искусство отношений»,М 1994

6. Сокололов Д «Сказки и сказкотерапия», М.1997

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы VII Международной научной конференции. 21-22 апреля 2011г. "Использование приёмов сказкотерапии на логопедических занятиях".

В  последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений  речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно ...

сказкотерапия на логопедических занятиях

Презентация опытно-экспериментальной работы   "Воспитание ЗКР с помощью методов сказкотерапии".  Работа была представлена на  краевом фестивале инновационных идей  в 2010г в г Агин...

Занятие с учащимися с использованием сказкотерапии

Методическая разработка занятия с использованием сказкотерапии...

Использование метода сказкотерапии в логопедической работе

Сказка обогащает эмоциональную жизнь ребенка. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения родного языка. Развивающая речь способствует развитию личности в целом. Многолетний опыт работы в дошколь...

Коррекционно-развивающее занятие по психологии с элементами тренинга и сказкотерапии (урок-проект) "Игра-путешествие в сказочную Страну добра"

В начале учебного года была проведена психодиагностика познавательных процессов таких как: слуховое восприятие, память – зрительная, слуховая, опосредованная, внимание, мышление, речь, величина,...

Сказкотерапия в коррекционной школе. Коррекция поведения методом сказкотерапии

Выпускная аттестационная работа курсов профессиональной переподготовки по программе «Олигофренопедагогика»                        ...

Сказкотерапия? Сказкотерапия!

Сказкотерапия является эффективной техникой в работе по коррекции и устранению негативных личностных переживаний, поведенческих реакций....