Главные вкладки

    «Развитие вокально-интонационных навыков у детей первого класса»
    методическая разработка по теме

    Федотова Лариса Николаевна

    Цель - раскрыть отдельные приемы развития навыков точного интонирования на начальном этапе обучения в  ДШИ. Показать различные виды упражнений для развития вокально-интонационных навыков.

    Задача  -  формирование вокально-интонационных навыков

    -         умение правильно брать дыхание, петь распевно, добиваться чистой интонации и четкой артикуляции;

    -         пение песен-упражнений из двух-трех соседних звуков с постепенным расширением диапазона;

    -         пение гамм и упражнений, ступеней или отдельных мелодических попевок, тетрахордов, тонического трезвучия (с различной последовательностью звуков);

    -         мажорного и минорного трезвучия от звуков;

    -         пение в унисон;

    -         развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность учащихся.

    -         способствовать формированию эстетического вкуса учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon открытый урок52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОТОКОЛ

    внутришкольного открытого урока от 19. 04. 2012 года                     преподавателя теоретических дисциплин МБОУ ДОД ДШИ ст-цы Крыловской                        Федотовой Ларисы Николаевны

    Тема урока: «Развитие вокально-интонационных навыков у детей первого класса»

    В открытом уроке принимают участие учащиеся 1х классов фортепианного отделения и отделения народных и духовых инструментов.

    Присутствовали: Калашникова Т.С. -  директор МБОУ ДОД ДШИ___________

                       Толстикова О.А. – заместитель директора по УР____________

                       Аникина Н.С. – преподаватель фортепиано и теоретических

                                                  дисциплин       _________________

    ХОД УРОКА:

    1. Вступительное слово преподавателя:

    Цель - раскрыть отдельные приемы развития навыков точного интонирования на начальном этапе обучения в  ДШИ. Показать различные виды упражнений для развития вокально-интонационных навыков.

    Задача  -  формирование вокально-интонационных навыков

    1. умение правильно брать дыхание, петь распевно, добиваться чистой интонации и четкой артикуляции;
    2. пение песен-упражнений из двух-трех соседних звуков с постепенным расширением диапазона;
    3. пение гамм и упражнений, ступеней или отдельных мелодических попевок, тетрахордов, тонического трезвучия (с различной последовательностью звуков);
    4. мажорного и минорного трезвучия от звуков;
    5. пение в унисон; 
    6. развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность учащихся.
    7. способствовать формированию эстетического вкуса учащихся.

    2.Правильное пение – залог чистой интонации, оно формирует слух. Поэтому педагогу следует при любых формах работы, будь то интонационные упражнения, чтение с листа или пение выученных песен, неукоснительно следить за качеством пения. Нельзя допускать пения без дыхания, отрывистым звуком или пения с закрытыми губами, едва слышного.

    Работа с учащимися над упражнениями, в которых обыгрывается стихотворный текст, предложенный педагогом:

    а) Упражнение на вытягивание губ:

    б) Доставание верхней губой носа:

    в) Втягивание и вытягивание губ:

    г) Широкое открывание рта:

    д) Движение нижней челюсти (боковое) - дети должны, не поворачивая  головы, сдвинуть челюсть сначала вправо, затем влево. 

    е) Круговое движение губ:

    ж) Упражнении «Петушок»  - дети указательными пальцами рук соединяют уголки губ, а челюсти при этом должны быть разомкнуты

     3. Интонационные упражнения на первом году обучения

    В младших классах пение следует начинать с певческой установки:

    а) Правильная удобная посадка – это установка на внимание,

    б) Правильное дыхание поможет выработать ровный звук.

    Основа пения – это прежде всего правильное дыхание, поэтому необходимо с самого начала обращать внимание ученика на «правильное» дыхание «животом» На первых уроках следует давать дыхательные упражнения: чередование глубокого быстрого вдоха и медленного выдоха, на шипящий звук «с». Упражнение на укрепление диафрагмы. «Заводим машину»  выдох на звуки «вз».

    Упражнения на дыхание: (по типу упражнений Бутейко);

    Следующий вид игровых упражнений рассчитан на тренинг голосовых связок с помощью звукоподражания: 

    -         крик чайки; рев медведя; плач младенца; шум ветра и т.д.

    Часть звукоподражательных упражнений была подсказана самими детьми.

    Еще одно упражнение – стихотворное, на договаривание строки со звукоподражанием:

    Педагог:     — Грузовик поедет скоро,

    Загудел его мотор…

    Дети:          — Тор-тор, тр-р-р-р… 

    Педагог:     — Помощь скорая спешит,

    Ее сирена так гудит:

    Дети:          — У-у-уи… (с интонированием) 

    Педагог:     — Но быстрее всех на    свете,

    Обгоняя свежий ветер,

    Мчусь в своей машине я, -

    Не обгоните меня!…

    Дети: - вокально импровизируют на звукоподражание с интонированием.

    Упражнение «Глиссандирование» на гласных звуках закрытым ртом – приводящее связки в «рабочий тонус». «Самолетик» то «взлетает» на верхнюю нотку, то опускаются вниз на «посадку», на звук «у»

    Хорошо укрепляет интонацию, развивает слух распевка на полутоне. Полутоны поются на «у» вверх и вниз от примарного тона, сначала с поддержкой фортепиано, потом без нее.

    Для того чтобы дети слышали себя нужно петь тихо, не форсируя звук. (Я в таких случаях говорю, что нужно петь «тихо и чисто, а не громко и грязно»). Маленькие песни лучше петь без аккомпанемента.

    Упражнение для «гудошников»:

     «Сидит филин на дубу» на той же ноте – дети: «у-у-у-у-у-у-у». Далее по полутонам вверх:

    «Он играет во трубу» - дети: «у-у-у-у-у-у-у».

    «Трубу точеную» - дети: «у-у-у-у-у-у-у».

    «Позолоченную» - дети: «у-у-у-у-у-у-у».

    Второй этап - прежде чем что что-либо спеть нужно сначала точно представить, услышать «внутренним слухом»

    Распевки не следует менять часто, так как повторение их способствует формированию вокально-интонационных навыков, кроме того, хорошо, если распевки связанны с изучаемым материалом, это позволяет лишний раз закрепить его.

    4. Работа в ладу

    Большую роль интонационные упражнения играют в работе над ладом. В первую очередь это упражнения, связанные с интонированием ступеней лада.

    Пение гаммы (складываем кирпичики), показ – демонстрация ручных знаков.

     «Наглядное»  пение.  Гамма на доске.

    Для полного осознания ладовых тяготений необходимо пение: 1) отдельно устойчивых ступеней; 2) вводных звуков; 3) разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые; 4) опевание устойчивых ступеней; 5)пение гаммы по тетрахордам.

    5. Пение интервалов

    Изучение и освоение интервалов в классах сольфеджио имеет большое значение: правильно слышать и верно интонировать интервалы в тональности и от звука необходимо для совершенствования навыка чтения с листа. В процессе работы над интервалами очень важно применить правильную методику, состоящую в следующем: запомнить мелодию интервала; уметь различать ее на слух и повторять голосом; уметь представить себе интонацию интервала по названию.  Однако овладение интервалами – длительный путь, работа должна вестись на протяжении всего курса сольфеджио.

    6. Упражнение на развитие памяти (пение интервалов)

    «Музыкальное эхо», в котором учащиеся повторяют за преподавателем, имитация «эхо».

    Обсуждение  урока.

    КалашниковаТ.С.:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ТолстиковаО.А.:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    АникинаН.С.:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Список используемой литературы:

    1. Н. Панова «Конспекты по элементарной теории музыки»

    1. Г. Калинина. «Сольфеджио» рабочая тетрадь.

    1. О. Камозина «Неправильное сольфеджио»

    1. Т. Бырченко, Г. Франио «Хрестоматия» по сольфеджио и ритмике.

    1. Н. Баева, Т. Зебряк.  «Сольфеджио


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы по развитию графо-моторных навыков у детей 6-7 лет.

    В этой статье представлена поэтапная работа по развитию графо-моторных навыков у детей 6-7 лет....

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей первого класса с ОНР III уровня речевого развития на тему "Домашние животные"

    Конспект  подгруппового  логопедического  занятия для детей первого класса с ОНР III  уровня речевого развития. Лексическая  тема: «Домашние животные»...

    Презентация к уроку по хору. Тема: Развитие вокально-интонационных навыков

    Презентация к уроку по хору. Тема: Развитие вокально-интонационных навыков...

    План- конспект урока по хору (инструментального отделения 2-4 класс). Преподаватель: Путилина Н.Ю. Тема: Развитие вокально - интонационных навыков

    План- конспект урока по хору (инструментального отделения     2-4 класс). Преподаватель: Путилина Н.Ю.   Тема:   Развитие вокально - интонационных навыков ...

    Рабочая программа дополнительного образования детей по вокалу "Развитие вокально-хоровых навыков у детей"

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «УЛЫБКА» «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...

    Развитие вокально-интонационных навыков учащихся на основе распевания и принципов подбора вокальных упражнений

    Методическое пособие носит практико-ориентировочный характер, где автор. на основе опыта работы глубоко анализирует основные принципы и формы организации музыкального воспитания, раскрывая основные не...