Развитие вокально-интонационных навыков учащихся на основе распевания и принципов подбора вокальных упражнений
методическая разработка

Закирова Миляуша Ильдусовна

Методическое пособие носит практико-ориентировочный характер, где автор. на основе опыта работы глубоко анализирует основные принципы и формы организации музыкального воспитания, раскрывая основные недостатки в пении и их устранение, предлагая артикуляционные, вокальные упражнения для укрепления голосового аппарата и снятия напряжения.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Информационно-методический центр

Кукморского  муниципального района Республики Татарстан

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

 «Детская школа искусств»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Развитие вокально-интонационных навыков учащихся на основе распевания и принципов подбора вокальных упражнений

                                       

2016 г

Содержание:

Введение

Глава 1. Певческое дыхание

- основные требования к телу исполнителя.

- упражнения на развитие певческого дыхания.

Глава 2. Принципы  подбора вокальных упражнений...

- функции распевания

- выстраивание унисона

- расширение диапазона

- работа над штрихами

- развитие динамического диапазона

- подвижность голоса

Глава 3.  Работа над вокально-хоровыми навыками

- работа над гласными.

- работа на развитие и усовершенствовании артикуляционного аппарата.

Глава 4.  Приемы развития слуха и голоса детей.

- Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений.

- Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:

Глава 5.  Организация репетиционного процесса

- работа хормейстера над вокально-хоровым произведением.

- этапы  разучивания вокально-хорового произведения.

Глава 6.  Ожидаемые результаты

- требования, предъявляемые к поставленному и        технически подготовленному профессиональному голосу.

Глава 7.  Принципы подбора репертуара

- требования,   предъявляемые к репертуарам детских хоров, вокальных ансамблей.

Заключение

Приложения

Используемая литература

                                                                                                                                                                 “Нет, искусство не есть подражание природе,                                                                                                                                                                 искусство лучше, оно – озаренная природа”.

(кн. Волконский “Выразительный человек”)                                                                                                                                                              

Введение.

Анализируя свой опыт работы в музыкальной школе, я пришла к выводу о том, что каждый вокалист должен усвоить одно правило: распевка - это святое! Большинство проблем, связанных с голосом, вызваны непониманием важности разогрева связок. Голос - это естественный инструмент человека, и если надорванные струны на скрипке можно с легкостью заменить, то надорванный голос - это конец занятий вокальным искусством, невозможность дальнейших занятий. К развитию голоса надо относиться очень серьезно. Желаемый результат можно получить только при правильном развитии. А для этого нужны профессионалы. Вокал должен быть инструментом, которым исполнитель владеет в полной мере. Тогда никогда не будет проблем, с которыми сталкивается исполнитель, например при попадании на сцену, когда голос просто начинает дрожать. Все это происходит от неумения владеть своим голосом.

Задача педагога заинтересовать ученика, довести до его сознания цель этой работы, ее важность и необходимость, постепенность в “строительстве” нашего музыкального инструмента – голосового аппарата. В начале обучения пению необходимость делать упражнения, как правило, не ставится под сомнение. Действительно, на упражнениях можно спокойно освоить базовые приемы пения. Они обычно подобраны так, чтобы, вызывая наименьшие трудности при исполнении, вырабатывать правильные певческие навыки. Упражнения постепенно ведут нас от простого к сложному, служа ступеньками на вершину мастерства. Когда же появляются первые успехи, начинающий певец, зачастую, перестает уделять упражнениям достаточно внимания. Вскоре его ожидают неприятные открытия - не выходят не только новые, более сложные песни, но и разваливается старый, накатанный репертуар. Певец сильнее устает, голос плохо подчиняется. Певец злится, начинает форсировать и в результате оказывается отброшенным назад на несколько месяцев, а иногда и лет. Неокрепший еще вокальный аппарат быстро расстается с верными певческими навыками, как только певец теряет бдительность. Если, осознав проблему слишком поздно, певец неправильно себя ведет: действует с позиции силы вместо того, чтобы вернуться к выполнению простых и привычных для него упражнений. Скорее всего, правильная координация вернулась бы к нему, если бы он был в состоянии "посидеть на вокальной диете" - не петь некоторое время ничего, кроме упражнений. Затем медленно, но верно, добавлять к упражнениям выученный старый репертуар и только потом, аккуратно, начать снова подъем к заветной вершине. Даже если с голосом у вас все в порядке, вы регулярно занимаетесь техникой и успешно осваиваете новый репертуар, необходимо помнить о гигиене голоса. Даже чемпион мира по бегу никогда не выходит на старт не разогревшись, ни один боксер, штангист, гимнаст не выступает в соревнованиях без массажа и предварительной разминки. Пение - это, если хотите, "ювелирный спорт", требующий точной координации большого количества крошечных мышц вашего тела, их подвижности и выносливости. Качественная распевка сохраняется несколько часов. Поэтому если перед концертом или прослушиванием вам будет негде распеться, сделайте это дома, в спокойной обстановке. Чем короче выступление и больше времени остается до него, тем дольше надо распеваться, чтобы быть на пике формы к самому выступлению (обычно 30-40 минут). Если   же   вы    разогреваетесь    непосредственно перед  трехчасовым концертом, то не переусердствуйте, чтобы голос не устал (достаточно 10-15 минут). Необходимо также распеваться перед каждой репетицией: в гортани темно, и связкам не видно, где вы находитесь.

Ничто так не портит общее художественное впечатление, как неточная интонация. Даже малейшее отклонение от нужного тона сразу же обесценивает все остальные достоинства певца. «Он фальшивит» звучит как приговор. «Фальшивит» - значит врёт, а если врёт – нечего ему делать на сцене! Сцена – это сакральное пространство, предъявляющее к каждому максимальные требования. И главное требование - быть правдивым, искренним и убедительным в своей искренности! Поэтому работа со слухом, с внутренней настройкой личности имеет первостепенную важность!

Постановка голоса также как и по методике Д.Е. Огороднова предполагает работу над голосом через пластику жеста. Без рук – никуда! Руки – это наш второй артикуляционный аппарат, а ещё их называют «второй головной мозг»! Движение рук – это жест, а жест – эмоционально-смысловое проявление личности. Есть жест внешний, и есть жест внутренний – некий импульс, предваряющий внешний жест.

Известно, что у большинства людей слуховое восприятие сильно отстаёт от восприятия зрительного. Недаром существует известное выражение: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Всё, что воспринимается зрительно, мгновенно отпечатывается в нашем сознании в виде конкретных образов, а то, что воспринимается на слух, как правило, имеет характер отвлечённый, абстрактный. Использование выразительного жеста в работе с голосом позволяет сделать наглядным и осязаемым то, что без жеста оставалось бы за гранью конкретного восприятия.

На основе изложенных фактов я решила создать свое методическое пособие, систематизируя и обобщая знания, полученные из методических трудов известных педагогов: С.Гладкой, Н.Тевлина, Л. Дмитриева, О.Апраксиной, Л.Безбородова, Г.Стулова, а также включить музыкальный материал созданный мной  в процессе работы.

Глава 1. Певческое дыхание.

       “Хорошая голова – залог успешной работы,

она так же важна, как и хороший голос».        

                                                                                                                               

         Фундаментом, основой в пении является дыхание. В начале обучения главная ваша задача - научиться правильно дышать. Уделите данному разделу особое внимание. Продвигаясь вперед, периодически возвращайтесь к нему, повторяя дыхательные упражнения. Полезно использовать их в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. Считается, что хорошее пение – это “мастерство выдоха”, но чтобы “мастерски выдыхать”, надо научиться “вдыхать”. Дыхательные упражнения мы делаем именно для укрепления голосового аппарата. Эти упражнения применяют даже как лечебную гимнастику при восстановлении деятельности голосового аппарата в послеоперационный период – настолько они эффективны. Конечно, требуются регулярные и серьезные занятия. Какие навыки должен вырабатывать начинающий?

1. Стойте во время пения удобно на двух ногах. Обязательно держите корпус прямо, а плечи развернутыми, голова должна быть в нормальном, свободном состоянии. Эти условия необходимы для того, чтобы на все мышцы и мускулы тела поющего была равномерная нагрузка, что достигается естественностью и активной свободой тела.

2. Никогда не пойте на полный желудок, так как он лишает диафрагму свободы и подвижности, “подпирает” ее снизу. Надо, чтобы между плотной едой и занятиями пением была пауза не меньше часа. Педагог И.П. Прянишников считает, что пение с полным желудком может дать эффект “качания звука”.

3. Дыхание не должно быть шумным, призвуки при взятии дыхания недопустимы.

4. Для начинающих дыхание лучше брать одновременно носом и ртом или через нос с открытым ртом, это дает лучшее раскрытие гортани (работы исследователей Л.Д.Роботнова и П.Органова показали, что такой тип вдоха способствует расширению трахеи и крупных бронхов). В.Барсова считала, что “моментальное глубокое дыхание с закрытым ртом сделать невозможно”. И, кроме того, этот вид дыхания (рот + нос) менее шумный. В паузах, по возможности, дышать носом, чтобы дать слизистым, которые сохнут при дыхании ртом, увлажниться.

5. Брать полный объем воздуха (нижние ребра, диафрагма), но не перебирать, так как перебор дыхания может дать зажатие. Все должно быть естественно, без чрезмерностей.

6. Не вдыхайте до конца весь воздух, так как это тоже нарушает свободу и естественность. От умения расходовать дыхание зависит красота звука, полноценность художественного воплощения, долговечность голоса. Следует с самого начала обучения усвоить два правила: не перебирать при вдохе, не “выжимать” при выдохе.

7. Оканчивая звук, ученик не должен выпускать остаток воздуха быстрым опусканием груди или расслаблять диафрагму, то есть должен сохранять “вокальную форму” тела в паузах между выдохом и новым вдохом, что гарантирует ровность и опорность звука.

8. Следите, чтобы пауза между вдохом и началом звука (выдохом) была мгновенной, но помните, что это мгновенная “задержка” дыхания чрезвычайно важна:

- она организует выдох;

- способствует тому, чтобы не было придыхания, которое сушит горло и мешает точному интонированию и точной атаке звука;

- препятствует тому, чтобы не вырывался воздух  с призвуком “Х”;

- устраняет потерю дыхания в начале фразы;

- мгновенная задержка перед выдохом – это момент готовности, скоординированности всех органов, объемов звукообразования.

9. Никогда не тренируйте певческий выдох без начала звука, хотя бы скажите слово, спойте один звук.

10. Вдох производить не в последний момент, а чуть-чуть раньше.

11. Вдыхать по возможности незаметно для глаза и слуха слушателей.

12. Стараться выработать длительное дыхание (певческий выдох), чтобы сделать фразировку красивой, а не разрывать ее частыми дыханиями. Частое возобновление дыхания приводит к потере кантилены, разбивает целостность.

13. Дыхание берется в паузах или в тех местах, где оно не противоречит музыкальному или литературному тексту.

14. Не надо забывать, что дыхание – это еще и средство выразительности:

- веселая музыка – легкое, быстрое дыхание;

- драматическая музыка – тяжелое, медленное дыхание;

- страстная музыка, передающая страдания – дыхание прерывистое, шумное.

Но в любом случае исполнитель не должен забывать, что дыхание – это фундамент пения и не надо увлекаться сценической изобразительностью во вред певческому дыханию, его объему, его рабочей активности.

15. Запрещается утомление при дыхательных упражнениях, так как утомленное дыхание вызывает дрожание звука (барашек в голосе).

16. Уметь пользоваться любой паузой, чтобы передохнуть, снять утомление, возобновить активное полноценное дыхание.

В результате такой кропотливой работы над построением своего “музыкального инструмента” – тела, над сложной координацией многочисленных мышечных и психических процессов при звукообразовании серьезный, умный, терпеливый, талантливый музыкант бывает вознагражден успехами, дающими радость и ему, и слушателям. Дыхание – как бы педаль, связывающая звуки вместе.

Самые основные, первые требования к телу исполнителя:

Итак, прежде всего, что бы правильно что-то спеть, надо принять правильную позицию для этого.

1. Поза человека, поющего и говорящего на сцене, должна быть удобной и естественной. Он должен уметь хорошо и удобно стоять на двух(!) ногах, что обеспечивает устойчивость тела, равномерное распределение нагрузки на все мышцы и мускулы, мобилизует нервную систему.

2. Плечи должны быть хорошо развернуты на прямом позвоночнике. Это помогает полноценно брать дыхание в легкие и использовать грудной резонатор.

3. Голову не опускать и не запрокидывать, она должна смотреть прямо перед собой, находясь на свободной, не зажатой шее – это обеспечивает свободу гортани и глотки, их

естественное состояние. Все должно способствовать полноценному звучанию голоса.

4. Лицо поющего, говорящего должно быть свободно от гримас и подчинено общей задаче – идее творчества. В процессе занятий улыбка важна как фактор, как чувство радости, удовольствия от дела. “Как чувство радости вызывает улыбку и блеск в глазах, так улыбка на лице заставляет ученика ощутить приподнятость, радость творчества”. Не случайно старые итальянские педагоги требовали во время пения и перед ним улыбаться, делать “ласковые глаза”. Все эти действия, по закону рефлекса, вызывают нужное внутренне состояние, так же как мышечная собранность, – нервную готовность к выполнению задания. Именно эта работа готовит внутреннюю сценическую раскрепощенность.

5. Руки должны быть свободны, не напряжены, не зажаты за спиной или на груди, а опущены по бокам, что в любой момент позволяет сделать свободный, произвольный жест.

У некоторых певцов есть привычка выходить на сцену со строгим, недовольным видом. Старайтесь избегать этого. Ничто не портит настроения так, как мрачное, неприветливое или высокомерное выражение лица артиста, вышедшего к слушателям.                                                                                                

И еще несколько слов о том, что надо делать, чтобы справиться с волнением перед выступлением.

1. При любом публичном выступлении никогда не следует начинать выступление тотчас по выходе на эстраду, нужно некоторое время постоять, чтобы затормозилось действие посторонних раздражителей. При этом полезно сделать 2-3 вздоха через нос, ощутив напряжение мышц зева, глотки (зевок), а также вспомнить о дыхании. Эта пауза между выходом на сцену и началом творческого процесса поможет и зрителям собрать внимание для дальнейшего восприятия вашего творчества.

2. Вырабатывать уверенность в своих творческих силах (воля, устремленность, самодисциплина).

3. Концентрировать внимание перед выступлением, во время выступления на художественной стороне исполняемого произведения, на технических средствах, которые дадут возможность певцу передать все нюансы произведения

4. Систематически тренировать и совершенствовать вокальную и артистическую технику.

Самые блестящие способности нуждаются в развитии и руководстве при их применении, посредством систематической и рациональной работы. Певец, пренебрегающий изучением эффектов и тонкостей искусства, – несовершенный талант, раб рутины. Мало схватить наспех кое-какие музыкальные сведения: артисты не импровизируются, они формируются медленно: необходимо, чтобы их талант развивался с ранних пор при помощи специальных упражнений и заботливого воспитания.

Очень многие педагоги вокалисты в своей практике уделяют внимание упражнениям на дыхании без звука. Идёт переключение учащегося на мышечное чувство, отвлекая его на время от певческого формирования звучания. Ведь умеренный вдох и медленный выдох создают правильную установку мышц, и вырабатывает физическую упругость и выносливость. Следовательно, когда будет разучиваться произведение, мышцы будут принимать правильное положение, при взятии дыхания.

И чем серьезней будет выполняться упражнение на дыхание, тем качественней это найдётся применение на практике, уже в хоровых произведениях. При ежедневных тренировках организм ребёнка приспосабливается. Закрепить эти навыки можно на упражнениях дыхания без звука: -  Маленький вдох - произвольный выдох.

- Маленький вдох - медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счёту до шести, до двенадцати.

- Вдох со счётом на распев в медленном темпе.

- Короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь. Подобное упражнение можно повторить, поднимая и наклоняя голову - без остановок, а так же поворачивая голову на право и налево.

Нужно заметить, что эти упражнения очень полезны, как для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата.

- Мяч. Это упражнение на стакатто (мяч – то есть наш звук, который мы будем подбрасывать при помощи нашего дыхания). Для этого сделаем сначала дыхательное  упражнение:  расслабьте живот, приоткройте рот, сделайте вдох и втяните живот, сделайте выдох и выпятите живот. Теперь сделайте все это несколько раз  медленно, зафиксируйте  ощущение места, затем   увеличьте  темп. Вдох и выдох  производим  только через открытый рот! Положение рта в букве  "а ".

- Вы “видите” перед собой ароматный цветок (например, розу) и нюхаете его. Воображение помогает ощутить “аромат” цветка. То место (на нёбе, за глазами, в голове, в черепе – назовите как хотите), куда аромат проникает, то место, которое он «заполняет», и область, которую он “раздвигает”, надо ощутить и запомнить! Запомнить “возникновение внутреннего нового объема”. Много раз, повторив такой “этюд”, вы поймете и запомните это ощущение, это состояние, которое дает представление о правильном “вокальном зевке”, “высоком певческом куполе”, высокой певческой позиции. Подобное состояние должно возникать одномоментно с дыханием перед мгновением начала звука. Дыхание – нижняя опора, этот купол – верхняя опора, туда вы должны направить ваш звук, ваше дыхание.

- Перед вами – большое, сочное, красивое яблоко, которое вы должны сейчас откусить. Надо представить, почувствовать как “раздвигается и поднимается” верхняя челюсть и небо при этом “желании укусить побольше вкусного яблока”. (Никогда вы не кусаете фрукты нижней челюстью!). Поищите эти ощущения, найдите естественность, свободу. Высоко поднятое небо – певческий купол.

- Во рту – горячая картошка, которая обжигает небо, а вы не выплевывая, хотите остудить ее. Вы подхватываете прохладный воздух, он охлаждает небо, обожженное картошкой. Включайте ваше воображение, ищите ощущения, ощущения прохлады высокого неба, запоминайте их!

- Представьте себе собаку в жаркую погоду. Она бежит, ей жарко, у нее высунут язык для терморегуляции. Она дышит быстро-быстро, охлаждая, таким образом, пасть и весь организм. Конечно, вам не надо высовывать язык, но представить себе эту собаку и попробовать подышать часто-часто, чтобы охладить небо. Вы сразу почувствуете, какое высокое ваше нёбо, какой замечательный у вас вокальный купол, свод (гортань при этом низкая, свободная, широкая).

- Мелко-мелко, дробно, как в ознобе, постучать зубами. Внимание направить на передние зубы, на свободу челюстей, собственно с зажатыми челюстями вы и не сможете дробно стучать зубами. Упражнение это у нас встречалось раньше, когда речь шла именно о свободе челюстей. А теперь попробуйте ощутить передние верхние зубы, их корни, то есть то место, откуда начинается твердое небо или “купол”. “Посмотрите”, какой он активный, высокий! Чтобы это хорошо “увидеть” и почувствовать, опять постучите передними зубами и опять “послушайте” свои ощущения.

- Губы сомкнуты не плотно. Рот спокойный. Внутренним видением осмотрите высокое небо, спокойный, лежащий язык, кончик его упирается в корни нижних зубов, корень языка спокоен. Гортань свободная, опущенная, широкая, как горло большого кувшина. Переведите ваше внимание к корням верхних зубов и, оставляя все в спокойном состоянии, беззвучно скажите “Ы” в твердое небо. При этом гортань должна оставаться абсолютно спокойной, широкой, низкой. Вы должны поймать ощущение раздвигающихся полостей, объемов, “поднимающегося” твердого неба и опускающегося широкого горла.

- Рот, гортань в спокойном состоянии. Вам “хочется” зевнуть, но так, как зевают в приличном обществе, чтобы никто не заметил, зевнуть с закрытым ртом. Ваше воображение должно помочь ощутить это “желание” зевка. Ваше внимание должно быть направлено на твердое небо, верхний свод и на широкое, свободное, опущенное горло. Зевок должен происходить таким образом: верхняя челюсть и небо “поднимаются”, а глотка освобождается и опускается. Эта раздвижка и освобождение “до слез” (как и бывает в жизни, когда мы зеваем “до слез”!). Прислушайтесь, какое активное в зевке мягкое небо.

Какое-то из этих упражнений – одно, два – вам обязательно помогут найти вокальные ощущения зевка, купола, мгновенного их устройства, одномоментного со взятием дыхания, а в следующий миг – “атака дыханием” в высокую позицию и возникновение красивого звука (перерождение воздушной волны в звуковую). Наши тела, органы не сразу воспринимают эту сложную координацию мелких мышечных движений, усилий, поэтому нужна помощь: внимание, терпение, воображение и простые упражнения.

- Мычим. Согласная "м " сама по себе головная. Издать звук “м-м-м” своим обычным разговорным голосом, как будто вы съели что-то очень вкусное. Теперь раскачаем этот звук между двумя удобными для нас нотами. Будьте полностью расслаблены, не пытайтесь ставить рекордов высоты – помните, это всего лишь разогрев. Помычите так минуты 2-3 минуты.

- Пылесос. Звук можно записать как “вф-вф-вф” – нечто среднее между «в» и «ф». Это неплохой массаж для ваших связок, так что наберите воздух и раскачивайте звук между двух удобных для вас нот. Обратите внимание – звук должен быть ровным, медленно спадающим и поднимающимся, а не прыгающим. Подсказка - чтобы звук не прыгал нужно поддерживать постоянный поток выходящего воздуха, представьте, что из вашего рта, вместо воздуха льётся вода, которая ни на миг не прерывается и не бьёт толчками, а наоборот, льётся ровным, непрерывным потоком. Этот поток поддерживается диафрагмой. Шея должна быть расслаблена, особое внимание уделите мягкому месту под подбородком, оно тоже не должно зажиматься (можете проверять его время от времени рукой). И так продолжайте 2-3 минуты.

- Моторная лодка. Теперь то же самое на звук похожий, на моторную лодку. Попытайтесь делать это упражнение, держа ноту так долго, как сможете. Делать 2-3 мин.

- Сирена. В этот раз представьте себе, что вы сирена. Сначала пробуем делать это головным звуком. Затем грудным (обычный разговорный голос). Напомню девушкам, что их грудной голос находится в самом низу диапазона.

- Моторная лодка + Сирена. Теперь делаем 3 упражнение, но совмещаем его с 4 и идём так высоко и так низко, как можем не напрягаясь. Чувствуете хоть какое напряжение – прекращайте и делайте паузу.

- Представьте, что перед вами зажженная свеча, которую вы должны погасить, задуть. Что вы сделаете? Никто даже задумываться не будет над этой “проблемой”, а спокойно наберет воздух и дунет на пламя. Правильно. Теперь повторите это еще раз и проследите за своими действиями. Воздух наполняет грудь (легкие), а потом направленным потоком посылается наружу. Подобный процесс происходит, должен происходить, когда вы говорите или поете, то есть в каждой новой фразе. Сначала вдох – потом направленный выдох.

- Воздушный шарик. Нужно изобразить воздушный шарик и как он сдувается (сдуваем на согласную С).

- Лесная поляна. Рассказываем как сказку: «Сейчас мы отправимся с вами на прогулку по лесу. Гуляем долго-долго по лесу и неожиданно пришли на прекрасную лесную поляну. А там у нас под ногами листья шуршат (дети: ш-ш-ш), ветер на верхушках деревьев играет (с-с-с), комарик прилетел (з-з-з), тут же шмель летает (ж-ж-ж) и т.д.»  и т.п.

Еще несколько упражнений для снятия напряжения голосового аппарата:

- “Лошадка”. Поцокать языком громко и быстро 10-30 сек.

- “Ворона”. Произносите “Ка– ар”. Посмотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое нёбо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз. Попробуйте делать это беззвучно.

-  “Колечко”. Напряженно скользя кончиком языка по нёбу, постарайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом несколько раз.

-  “Лев”. Дотянитесь языком до подбородка. Повторите несколько раз.

-  “Зевота”. Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызывайте несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.

-  “Трубочка”. Вытяните губы трубочкой. Вращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки. Дотянитесь губами до носа, затем – до подбородка. Повторить 6-8 раз.

-  “Смех”. Во время смеха положите ладонь на горло, почувствуйте, как напряжены мышцы. Подобное напряжение ощущается при выполнении всех предыдущих упражнений. Смех можно вызвать и искусственно. С точки зрения работы мышц не имеет значения смеётесь вы или просто произносите “ха-ха-ха”. Искусственный смех быстро пробудит приподнятое настроение, приведет к натуральному веселью.

При работе в ансамбле:

1. Прежде всего, запомним: петь распевку нужно в кругу. Это долго объяснять, просто поверим на слово: встанем в круг, почувствуем его энергетику. Обратим внимание, что справа от нас - замечательный сосед, и слева - не менее замечательный сосед. Установим мысленный контакт с тем, кто стоит напротив.

2. Следим за дыханием. Не зажимаемся, дышим животом. Звук должен идти не из горла, не из груди, а из живота. Не зря раньше говорили: "потрохом пой!" Если звук идет из живота, и пресс в этот момент напрягается, песня получается звонкой, глубокой, звучит не только горло, но и все тело. И связки не надрываются, и не устаем, и поем естественно.

3. Погудим, порычим, помычим. Попробуем сымитировать звук, словно "полощем горло". Должно получиться эдакое сдержанное горловое рычание. Сначала издаем его как бы "шепотом", потом добавляем голос и постепенно выходим на открытый звук.

4. Покричим? Не надрывая связки, а так, как это умели раньше в деревнях. Кажется, баба едва повысила голос, окликнула соседку: "Э-э-э-й!", - а та  с другого конца деревни ее услышала. Вот и мы попробуем крикнуть всем телом, обращаясь к кому-то там, за стеной помещения, в котором занимаемся. Пусть услышит этот "кто-то" на другом конце улицы! Нет, мы не станем истошно визжать, а просто смело, без зажимов, свободно и открыто обратимся к невидимому собеседнику: "Э-э-э-й!" Сначала хором, потом по одному.

5. На очереди - "индивидуальная настройка". Каждый ищет свой звук. Мы, как правило, слышим себя опосредовано: поем, и пение наше, отражаясь от стен, от потолка, от пола, попадает к нам в уши. Попробуем ограничить наши "приемники". Приложим ладони "раковинками" к ушам так, чтобы "локаторы» - руки были направлены за спину. Теперь позвучим: "А-а-а! О-о-о! Э-э-э!" Необычный звук слышится, верно? Поищем, как нам комфортнее поется? Какая тональность подходит больше? Какой звук получается богаче? Поменяем расположение ладоней - направим их вверх. Опять слышится новый звук, правда? Снова настраиваем себя, ищем верное звучание. А теперь вообще заткнем уши! Плотно-плотно, указательными пальцами. Пусть звук идет к нам "изнутри", через кость, через тело. Можем даже закрыть глаза: представим, что мы во сне. Никого нет вокруг - только мы, и наш голос. Поем: "А-а-а! О-о-о! Э-э-э!" Меняем высоту, меняем интенсивность звучания. Ищем свой звук и стараемся его запомнить, зафиксировать, чтобы потом он стал нашим верным помощником в пении.

Глава 2. Принципы подбора вокальных упражнений.

Распевка – своеобразная спортивная “разминка” голоса. Однако распевание не только разогревает мышцы голосового аппарата, но и создает своеобразную психологическую настройку всего организма: будит эмоциональную сферу; разогревает творческую фантазию; налаживает сложный процесс   звукообразования    ( координацию     усилий многочисленных мышц аппарата); закрепляет условные рефлексы, вырабатываемые постоянными занятиями; собирает творческое внимание.

Можно выделить 2-е функции распевания: 

1. Разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе.

2. Развитие вокально-хоровых навыков, достижения качественного и красивого звучания в произведениях.

Подготовка к работе - создание эмоционального настроя, и введение голосового аппарата в работу с постепенной нагрузкой (звуковой динамический диапазон, тембр и фонация на одном звуке).

Каковы же наиболее распространенные недостатки в пении у детей?

Это неумение формировать звук, зажатая нижняя челюсть (гнусавый звук, плоские гласные) плохая дикция, короткое и шумное дыхание.

Распевание хора организует и дисциплинирует детей и способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных). На распевание отводится в начале 10-15 минут, причём  лучше петь стоя.

Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы, и даваться систематически. При распевании (пусть и кратковременном) руководитель ансамбля должен давать различные упражнения на звуковедение, дикцию, дыхание. Но эти упражнения не должны меняться на каждом уроке, потому как дети будут знать, на выработку какого навыка дано это упражнение, и с каждым занятием качество исполнения распевки будет улучшаться. Распевание должно быть тесно связано с изучением нотной грамоты и с прорабатываемым песенным материалом. Иногда упражнения могут носить эпизодический характер, чаще это напевки изучаемого материала (обычно берутся, трудные места).

Важный момент! Эти упражнения разного рода не должны быть самоцелью в хоровой работе, это лишь средство овладения навыком. Следует помнить, что певческий голос разогревается нескоро и начинает полнообъемно звучать лишь через 30-40 минут после начала репетиции.  

Очень часто при выездах на конкурсы не бывают созданы условия  для распевок как солистов, так и вокальных ансамблей.  Часто раздумывая на эту тему, у меня появилась идея создать диск,  на который я записала все необходимые мне распевки с различными целями и задачами. Все распевки разнообразны. Ниже приведены пояснения и описания к каждой распевке. Преимущество этого диска и в том, что все распевки  наложены на разнообразные стили, за счет чего, буду надеться, возрастет интерес  учащихся   к «занудным», (как правило) распевкам.                          

   Итак, приступим:

  • Выстраивание унисона

- Чтобы настроить и сосредоточить детей, привести их в рабочее состояние хорошо начать распевание как бы с «настройки». Петь в унисон закрытым ртом. Это упражнение поётся ровно без толчков, на равномерном, непрерывном (цепном) дыхании, мягкие губы не совсем плотно сомкнутые. Начало звука и его окончание должны быть определёнными. В дальнейшем это упражнение можно петь с ослаблением и усилением звучности (< >). Это упражнение можно петь на слоги «ма» и «да». Это упражнение приучит детей округлять и собирать звук, сохранить правильную форму рта при пении гласной «А», а так же следить за активным произношением букв «Н, Д» упругими губами. Очень удобно на слоги лю, ле, потому как это сочетание очень естественно и легко воспроизводится. Здесь нужно следить за произношением согласной «Л», её не будет при слабой работе языка. А гласные «Ю, Е» поются очень близко, упругие губы. Следить, чтобы все слоги с разными гласными звучали единообразно, округло и в высокой позиции, соблюдая горизонталь.

 Трек№1:

01

Если при очередном перенесении звука на соседний появляется большое напряжение, то это свидетельствует о нарушение координации в работе голосового аппарата. В этом случае следует вернуться в примарную зону, откуда было начато упражнение снять форсировку и обратить внимание на певческую установку. Примарная зона - тон свободной речи.

  • Расширение диапазона.

- По мере того как продвигаются успехи пения на одной ноте - унисона, следует постепенное расширение диапазона (секунда, терция, кварта и т.д.). Следующие распевание поступенное нисходящее  или восходящее движение, так как в зависимости от движения звучание голоса настраивается на фальцетное или грудное.
Распевание с буквой «И» - полезны. Сама буква светлая очень, помогает уйти от глухого звучания, устранять носовой призвук, естественно при правильном формировании. Развивает энергетику.
При пении сверху вниз педагог должен следить за формированием верхнего звука, и при переходе на полутоны петь их «узко», иначе остальные звуки потеряют высокую певческую позицию, и интонацию. И также пропевается сверху вниз потому, что снисходящее движение более естественно, чем восходящее. Исполняется на любые слога с распевом.

Трек  №2: 

трек1

- Освоение интонации большой терции, выработка ровного звука  на удержанном дыхании. Чередование гласных Е-Ю-Е-Ю тренирует лицевые мышцы, участвующие в артикуляции. 04

Трек  №3:

Трек № 4. 

Поется на любой  слог. См. трек № 3.

трек3

- Следующее упражнение пропевание фраз с повторяющимся слогом при переходе на следующий звук.

Трек № 5.

05

- Петь медленно, не отбивая горлом, соблюдая, чтобы ноты были равной силы (на любой слог). 

Трек  № 6:

трек2

Трек  № 7: см. трек № 6.

трек4

  • Штрихи

- Обучение пению на  легато это самое сложное. Кантилена – основа пения. Одна из основных задач хормейстера, научить ансамбль петь легато. За штрихом легато следует и другие штрихи нон легато, маркато. Причём обучение петь на легато способствует закреплению навыка дыхания, развития широкого и цепного дыхания. Плавность в пении и необходимость следить за скоростью и одномоментностью переходов - необходимость для кантилены в пении. Это упражнение ещё служит для чистоты интонирования интервалов, от секунды до октавы.

Трек № 8.

02

- Следующее упражнение на staccato, когда достаточно прочно усвоено легато, нон легато, маркато. Staccato требует более техничное и глубокое владение мышцами, при опирающемся  на дыхании звуке. Четкая фиксация на высоком положение звука и чистое интонирование на высокой вокальной позиции.: Ой!-Ой!-Ой!-Ой!-Ой! очень резко и отрывисто. Это должно быть похоже на одноименный крик, только с определенной высотой звука. Следите, чтобы звук ударялся в корни передних зубов.

Трек № 9.

03

- Сольфеджирование  гаммы. Сначала плавно, потом на стакатто. Особое внимание обратите на "ре" и "си" - они должны быть "овально-вертикальные". "Си" и "фа" имеют сильную тенденцию к занижению, контролируйте по инструменту.

Трек № 10.

04

- Я предлагаю после отдельных распевок над штрихами совместить их в одной распевке. Работа над разными штрихами в быстром темпе (пунктир – стаккато - легато; использовать любой слог). При пении на staccato необходимо следить, что бы при пении гласных, при атаке не допускался призвук согласного «Х», а при легато наблюдать, что бы не было толчков, при переходе на соседние звуки!

Параллельно идёт работа над выравниванием гласных, пропеваемых плотным  звуком на опоре. 

Трек  №11: 

02

  • Развитие динамического диапазона.

Работа над развитием динамического диапазона ведется с первых же упражнений. Она начинается с использования средней силы звучности  меццо-пиано и  мецце-форте, которую надо стараться сохранять постоянной при пении в любом участке диапазона. Затем ставится задача овладения нюансами пиано и, наконец, форте. При их контрастном сопоставлении сила голоса сохраняется постоянной в пределах каждого нюанса, а затем вводятся подвижные нюансы, т.е. постепенное изменение силы голоса: крещендо и диминуэндо.

- Внимание певцов должно быть направлено на то, чтобы тонус мышц голосового аппарата оставался таким же активным как на пиано, так и форте. В работе над нюансами следует избегать разного перехода к пиано, или форте. Это должно быть главное изменение звучности и считается очень сложным в исполнительской практике. Сначала нюансы отрабатывают на одном звуке. Что бы получилось крещендо, надо позаботится, о хорошем активном пиано, и наоборот. 

Трек  № 12:

 03

     - Подвижные нюансы отрабатываются сначала на долго тянущемся звуке, а затем на нескольких.

Трек № 13:

       01        

  • Подвижность голоса

Подвижность голосов в хоре, ансамбле отражается в темпе исполнения упражнений и песен. В начале вокальной работы используются умеренные темпы. Затем те же упражнения исполняются более медленно, потом -  более подвижно. В процессе нарастания темпа упражнений или исполняемых произведений нередко возникает тенденция к «смазыванию» переходов со звука на звук, так называемое портаменто. Нужно иметь в виду, что более сложными являются упражнения  на вокализацию, т.е. распевание, одного какого-либо гласного на несколько звуков или целую музыкальную фразу. Следует начинать с умеренных темпов и постепенно переходить к более быстрым. Это позволяет детям тренироваться на дыхании опору звука, петь по руке дирижера и тренировать навык динамической гибкости.

- Выработка навыков подвижности голоса и чистоты  интонирования гаммаобразной мелодии по звукам мажорного трезвучия вверх и вниз, плавного перехода с одного звука на другой. Здесь активны голосообразующие органы - это, и служит развитию подвижности голоса.

Трек  № 14:

пофиг1

Воспитанник хорового училища В. Кирюшкин вспоминал: «Свешников делал то, что никто теперь не делает, - заставлял нас петь чистыми квинтами». А что такое чистые квинты? Это первые обертоны, это подстраивание не под темперированный, а под чистый строй.

-Когда дети приобрели опору певческого дыхания полезно дать упражнения на слоги хи-ха поступенно в диапазоне квинты, вниз и вверх по полутонам. Придыхательная согласная «Х» снимает мышечное перенапряжение с гортани и при правильном использовании смягчает атаку звука. Придает ровность пению, а так же способствует лучшему интонированию и вокализации той буквы, с которой сочетается. Однако при неправильной дыхательной опоре, звук может опуститься на гортань и перенапрячь её.

Трек № 15:00

- Добиваясь плавности в пении, в то же время необходимо следить за скоростью и одномоментностью переходов с одной ступени на другую. Это является необходимым условием для кантилены в пении.

Трек  № 16:

пофиг5

- Работа на мелкую технику. Из подобного рода упражнений делаю вывод, что дети должны помнить, чем быстрее темп, тем голос должен быть легче реестрового звучания. Меньше «работы» связками. Не «грузить» каждую ноту, а дотрагивается. Подвижность голоса и есть меньшая работа связок, использование звучания ближе к фальцетному.

Трек  № 17:

пофиг

Распевание 1-й гласной буквы.

Трек № 18:  пофиг6

  • Работа над тембром.

Напоминаю вкратце: тембр голоса каждого певца определяется преимущественно типом его голосового регистра, близкой певческой позицией и качеством певческого вибрато. На тембровое звучание голоса оказывает влияние ряд факторов, главные из которых – сила и высота звука, наряду с другими: видом атаки, типом гласного, способом артикуляции и эмоциональным настроем поющего в связи с художественным образом исполняемого произведения. С целью расширения художественно-исполнительских возможностей хора, ансамбля, необходимо владение всеми регистрами голоса в соответствующей им тесситуре. При обучении этому надо соблюдать определенную последовательность использования голосовых регистров по принципу постепенного обогащения тембрового звучания голоса.  

      Работа над тембром начинается с настройки голосов на облегченное звучание в диапазоне их примарных тонов. По мере распевания и разогревания голосов тембровое звучание хора, ансамбля  постепенно обогащается.  Одна из задач в работе над тембром – выравнивание звучания голосов на всем диапазоне за счет сглаживания регистровых переходов. Работа над тембром проводится на тех упражнениях, которые используются для развития звукового динамического диапазонов. Постепенное их расширение будет естественно сопровождаться постепенным обогащением тембрового звучания голосов.

         -  Главная цель этой работы - сглаживание реестровых переходов, т.е. одинаковое выровненное звучание голоса во всём диапазоне. Для подобного рода упражнений сначала используют восходящее и нисходящее поступенное пропевание звуков, затем использование скачков с заполнением. Расширение скачков происходит постепенно, в зависимости, насколько успешно проходит работа и как быстро дети освоят элементарные принципы над этой работой. 

Трек № 19: 

06

- Выработка навыков подвижности голоса и чистоты интонирования гаммаобразной мелодии по звукам мажорного трезвучия  вверх и вниз, плавного перехода с одного звука на другой.

Трек  №20: 

06

Заключительный раздел распевки: 

Для детей дошкольного школьного или младшего возраста я использую распевки по принципу «эхо» (см. ниже), а в старших классах это каноны (см. приложение)

  • Для вокальных ансамблей.

Трек  №21.

Выстраивание мажорного трезвучия мелкой техникой,  методом веера. Исполняется любым слогом

Полезные советы по эффективной распевке:

- После того, как вы проснулись, нельзя петь в течение 2 часов.

- Пейте много воды комнатной температуры в течение дня и особенно во время репетиции или распевки.

- Делайте физические упражнения – это разгоняет кровь и ускоряет распевку

- Не напрягайтесь.

Глава 3. Работа над вокально-хоровыми навыками.

Дикция (греч.) – произношение. «Критерий достижения хорошей дикции в хоре - это полноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией» Г.П.Стулова. Формирование хорошей дикции основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных. Работая над дикцией с хоровым коллективом, хормейстеры обычно стараются научить певцов, как можно чётче и яснее произносить согласные. Это совсем неплохо, потому что именно ясность согласных помогает, понять текст  произведения. Формирование гласных и произношение их так же необходимо. Необходимо научить ансамбль и приёму редуцирования (редукция - ослабление артикуляции звука) т.е. умение продолжительности выдерживания звука на гласных, нейтрализация гласных, произнесение их в разных регистрах с меньшей степенью редуцирования, чем в речи. Быстрому произношению согласных с оттеснениями их внутри слова к последующему гласному. Хорошее певческое произношение отличается особым режимом дыхания. Работа над гласными: Основной момент в работе над гласными - воспроизведении их в чистом виде, то есть без искажений. В речи смысловую роль выполняют согласные, поэтому не совсем точное произношение гласных мало влияет на понимание слов. В пении длительность гласных возрастает в несколько раз, и малейшая неточность становится заметна и отрицательно влияет на чёткость дикции. Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания ансамбля и достижение унисона в отдельных партиях. Выравнивание гласных достигается путём перенесения вокальной правильной позиции с одной гласной на другую с условием плавности перестройки артикуляционных укладов гласных.

А.В. Свешников составил схему выравнивания гласных, которую по его выражению применял в зависимости от того «что требуются от звука» (осветление, озвончение или округление). По этой схеме выравнивания можно начинать с любой, лучше всего звучащей гласной в ансамбле, когда каждое звено при пении охватывало все гласные. Округление гласных осуществляется за счёт прикрытия звука, не следует путать это понятие с сонбированием, т.е. затемнением.

С точки зрения работы артикуляционного аппарата образование гласного звука связана с формой и объёмом ротовой полости. Формирование гласных в высокой певческой позиции в ансамбле представляет определённую трудность.

Звуки «У, Ы» - формируются и звучат более глубоко и далеко. Но фонемы имеют устойчивое произношение, они не искажаются, в словах эти звуки труднее поддаются  индивидуализированному произношению, чем «А, Е, И, О». У разных людей, они звучат приблизительно одинаково. Отсюда и следует специфическое хоровое применение этих звуков при исправлении «пестроты» звучания хора. И унисон достигается легче именно на этих гласных, а также тембрально хорошо выравнивается звук. При работе с произведениями, после пропевания мелодии на слоги «ЛЮ», «ДУ», «ДЫ» - исполнение со словами приобретёт большую ровность звучания, но опять же если певцы ансамбля внимательно будут следить за сохранением одинаковой установки артикуляционных органов, как при пение гласных «У и Ы». «У» требует высокого подсвязочного давления, естественная певческая установка гортани. Использование гласной «У», особенно на начальном этапе работы над певческим навыком в ансамбле, важно для выработки певческого дыхания, ликвидация горлового пения, форсированного звучания, возникающего у певцов от неправильного положения гортани. С применением мягкой атаки эта гласная помогает сглаживать регистры на переходных звуках и округлять их. Свешников считал гласную «У» головной, пение которой вырабатывает высокую вокальную позицию. И поскольку «У» является «тёмной» гласной, долгое пение на ней приводит к «тусклому звучанию». А.В.Свешников рассветлял её на упражнениях (У - А).

Гласная «Ы» является производной от «И», и если в речи «Ы» звучит мгновенно, в пение он фиксируется протяженностью звука. Чистый гласный звук «О» обладает свойствами, что «У, Ы» но в меньшей степени. Наибольшую пестроту в пение придаёт гласный звук «А» поскольку разными людьми произносится по-разному, в том числе у разных языковых групп, это следует учитывать, исполняя произведение на иностранных языках. Например, у итальянцев - «А» из глубины глотки, у англичан - глубоко, а у славянских народов гласная «А» имеет плоское грудное звучание. Использование этой фонемы в занятиях с начинающими учениками нужно весьма осторожно. Свешников  начинал  обучение  с гласной «А»,  солидарен  с педагогом-вокалистом И.П.Пряниковым: «У большинства певцов хороший звук легче всего образуется на гласной «А», потому что при нём части рта и языка находятся в натуральном положении». Так же Свешников считал эту букву одной из самых сложных, и что тяготеет к светлой, и требует округления (ближе к о). «Гласная «А» есть основа голоса…и главный подводный камень…основательное изучение её имеет особое влияние на все остальные гласные»- Ламперти Ф. Искусство хорового пения - М., 1899г.

«И, Э» - стимулируют работу гортани, вызывают более плотное и глубокое смыкание голосовых связок. Их формирование связано с высоким типом дыхания и положением гортани, они осветляют звуки и приближают вокальную позицию. Но эти звуки требуют особого внимания в отношении округления звука.

Гласная «И» должна приближённо звучать к «Ю», иначе приобретает неприятный, пронзительный характер. И то чтобы  звучание не было «узким» Свешников считал необходимым соединять её с гласной «А» (И-А).

Гласная «Е» должна быть сформирована как бы от артикулярного уклада а.

Гласные «Э, Ю, Я, Ё» благодаря скользящему артикулярному укладу, поются легче, чем чистые гласные.

Таким образом, работа  над гласными - качество звучания заключается в достижении чистого произношения в сочетание с полноценным певческим звучанием.

Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться   хороших   результатов,   надо    работать      над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.

Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав – артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

Первое условие работы артикуляционного аппарата – естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов. Конечно очень просто сказать: “снятие зажатий”, – но ведь их надо сначала обнаружить и только после длительной работы перед зеркалом и с постоянным вниманием, эти недостатки начнут исчезать. В этой работе нам помогут простейшие упражнения.

1. Рассмотрим анатомию своего рта. Взгляните в зеркало. Лицо спокойное. Обратите внимание на естественную форму губ. Теперь попробуйте их активизировать: пошлепать губами, собрать их в трубочку, поднять верхнюю губу, открыть верхние зубы. Откройте рот. Посмотрите, какая у него красивая форма, как спокойно в нижней челюсти лежит язык. У корня языка рассмотрите свод, маленький язычок, попробуйте его подобрать, освободив глотку. Попробуйте зевнуть, почувствовать мягкое небо, ведь от верхних зубов идет твердое небо, а затем мягкое, подвижное небо и маленький язычок.

2. Для активизации языка. Пошевелите языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, “винтиком”, “трубочкой”. Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта.

3. Почувствуйте кончик языка, он активный и твердый, как молоточек. (В этом вам поможет воображение). Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто (беззвучно) говорите: да-да-да-да. Хорошо в этот момент представить себе “высокое небо” и объемный рот. Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.

4. Чтобы освободить язык и гортань выполните такое задание: быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затем полностью выдохнуть через рот. Выдох резкий, как “выброс” воздуха со звуком “ФУ” (щеки “опадают”). А чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесите: К-Г, К-Г, К-Г.

5. Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щеки, сбросьте воздух резким “хлопком” через сжатые (собранные в “пучок”) губы. Энергично произнесите: П-Б, П-Б, П-Б.

6. Это упражнение для освобождения нижней челюсти. Просто откройте рот, подвигайте челюстью в стороны, почувствуйте свободу этого движения. Делайте его перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не приоткрытой.

7. Челюсти не должны быть зажаты. Постучите мелко, дробно передними зубами, как в ознобе. Чтобы случайно не возникли новые зажатия, пока вы старательно выполняете эти разные действия, контролируйте себя с помощью зеркала. Ваше лицо (лоб, брови, глаза) должно быть спокойно, без гримас страдания, напряжения и старания. Привыкайте к наблюдению за своим лицом.

Эти легкие упражнения развивают, совершенствуют ваш артикуляционный аппарат.

Чтобы отработать манеру произнесения гласных ровным потоком (континуальным) и четкого, мгновенного произношения согласных в этом потоке, надо стихотворение прочитать (протянуть) на одних гласных: белеет парус одинокий (е-ее – а -у -о– и-о-ии). Послушайте этот ровный, красивый поток гласных. Затем в этот поток “вставьте” быстрые, четкие и легкие согласные, стараясь не нарушить ровность и красоту потока гласных. Это же упражнение надо делать и перед пением произведения сначала только с литературным текстом, а потом и с музыкой. Пение произведения на одних гласных дает хорошую кантилену.

8. Очень хороши для тренировки скороговорки. Читать скороговорки надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следить за ритмичностью произношения. Не забывать темп, дикцию (см.приложение скороговорки)

Для развития акустических и тембральных свойств голоса необходимо развивать мышцы глотки, языка, выявлять резонирующие свойства организма. Произнесите беззвучно А-Э-О, стараясь шире раскрыть полость зева, а не рот. Повторите 10 раз.

После всех этих советов и упражнений делаем вывод, подводим итог:

- В работе с артикуляционным аппаратом важна тренировка, сознательный контроль, внимание.

-  Очень важна работа с зеркалом.

- В работе над “активной свободой” надо быть к себе очень требовательным, чтобы не пропустить никаких зажатий типа “кривого рта”, “бровей домиком” или “вытаращенные глаза”.

- При тренировке артикуляционного аппарата требуются многочисленные повторы неудобных движений до ощущения комфорта. Не надо бояться усталости мышц, но надо избегать новых зажатий.

- Очень важно и полезно слушать записи хороших исполнителей, так как слуховое восприятие улучшает осознание мышечных ощущений.

Глава 4. Приемы развития слуха и голоса детей

При отборе наиболее эффективных приемов вокальной работы с детьми следует опираться на опыт прогрессивных методистов прошлого и настоящего времени. Среди известных методических приемов для развития слуха и голоса можно выделить следующие:

Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:

· сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;

· введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся;

· повторения отдельных звуков за инструментом с целью научится выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;

·пение «по цепочке»;

 моделирование высоты звука движениями руки;

· настройка на тональность перед началом пения;

· задержка звучания ансамбля на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, что     заставляет учащихся сосредоточивать слуховое внимание;

· выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнениях, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;

· в процессе разучивания произведения смена тональности с целью поиска наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наилучшим образом;

Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:

· представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведён вслух;

· вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный  звук «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;

· вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;

· выработка активного пиано как основы воспитания детского голоса;

· при пение восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего;

· целенаправленное управление дыхательными движениями;
· произношение текста активным шёпотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;

· проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвышенным голосам по отношению к диапазону речевого голоса; внимание певцов при этом должно быть направлено на стабилизацию положения гортани с целью постановки речевого голоса;

· нахождение главного по смыслу слова в фразе; придумывание названия к каждому новому куплету песни, отражающего основной смысл содержания;

Глава 5. Организация репетиционного процесса.

Выбрав произведение, хормейстер, прежде всего, должен внимательно изучить его. Для этого надо наметить общий план исполнения, проанализировать трудные места. Прежде чем приступить к разучиванию произведения руководитель проводит беседу о его содержании и характере, сообщает краткие сведения о композиторе и авторе литературного текста. Формы ознакомления различны. Лучше его организовать прослушиванием (аудиозапись и д.р.) в исполнение высококвалифицированного хорового коллектива. Если нет возможности прослушать запись, то хормейстер сам должен воспроизвести это произведение: сыграть или напеть основные мелодии под аккомпанемент. Это поможет хористам освоению музыкальной фактуры и возможности вслушиваться в гармоническое окружение мелодии. Это способствует музыкальному развитию детей, и вносит в процесс активность и сознательность.

Вообще полезно разучивать произведение без игры на инструменте, потому что это уничтожает самостоятельность.

- начальная работа - сольфеджирование. В период становления юного коллектива обучение ансамбля  умению сольфеджировать - важно. Встречается и ансамбли, для которых читка с листа бегло наработана.

При сольфеджировании проверяется точность интонирования, правильность ритмических рисунков, т.е. музыкально теоретическая основа произведения. При сольфеджировании происходит отстраненное от эмоциональной стороны понимания ладогармонических, метроритмических особенностей нового произведения. В ансамблях, где участники неуверенно читают ноты с листа, или вовсе их плохо знают, невозможность петь сольфеджио лишает участников понимания музыкальной композиции изнутри.

Если это трудное многоголосие (2х - 3х), то произведение можно разучивать по партиям, это продуктивный метод работы над ансамблем, строем и дикцией каждой партии. Так руководитель лучше узнает возможности певца.

- разучивать произведение следует по заранее намеченным частям, причём разделить их в связи со строением музыкальной речи и литературного текста, что бы была определенная завершенность. Перейти от одной части к другой можно лишь тогда, когда предшествующая часть освоена. Но если партия трудна, разучивание песни следует продолжать, но к закреплению трудного места следует вернуться, после ознакомления со всем произведением.

        Процесс разучивания песни и работы над художественно - технической стороной исполнения сложен; требует от руководителя большого опыта, знаний и умения. Вывод: сначала разбор произведения по партиям, затем работа над преодолением технических трудностей и художественная отделка произведения. «Самое главное - сделать отдельно каждую партию, вплоть до нюансов. И тот, хормейстер, который умеет работать с хоровой партией» - Виноградов К. Методика работы русских мастеров хоровой культуры XIX и начала XX столетий - Машинописная рукопись.

Невозможно рекомендовать какие-то сроки на ту, или иную фазу работы с ансамблем над песней и тем более определить их границы. Многое зависит от умения и мастерства руководителя, от квалификации ансамбля, от степени трудности произведения. При разборе нельзя отбрасывать идейно-художественную сторону. Опытный руководитель в такой момент найдёт способ привнести художественность в техническую фразу, хотя бы в малых дозах. Это выражается в ярких образных сравнениях и сопоставлениях, кроме того, эти образы могут и не относиться к непосредственно к идейно-художественному образу данного произведения. Это закономерно и необходимо.

Таким образом, можно утверждать, что процесс работы над произведением нельзя строго ограничивать фазами с чётко очерченным кругом технических  или художественных задач для каждой из фаз. Это будет формальным, и может приниматься лишь как схема, следуя которой руководитель в меру своего опыта, умения и способности примет те или иные методы работы.

Еще одна из важнейших задач педагога, помимо навыков в пении, научить реализовывать творческие замыслы. Очень важно дать начинающему навыки работы над произведениями, над поиском и созданием своего вокально-музыкального образа. Развитие воображения, творческого видения – это необходимая часть работы при воспитании голоса. Певец должен одновременно повышать свой общекультурный и музыкальный уровень, так как без высокоразвитого общего интеллекта он никогда не сможет достигнуть большого художественного успеха.

Глава 6. Ожидаемые результаты.

Какие требования предъявляются к поставленному и технически подготовленному профессиональному голосу:

1. Умение петь форте, пиано, филировать звук.

2. Умение владеть различными тембральными красками голоса.

3. Умелое и правильное пение хроматических и диатонических гамм.

4. Владение подвижностью (колоратурой).

5. Умение связывать ноты различными способами (легато, портаменто, маркировать ноты, стаккато).

6. Владение трелью как техническим приемом.

7. Соблюдение и понимание ритма и темпа любой сложности.

Глава 7. Принципы подбора репертуара вокального ансамбля.

Чтобы правильно подобрать репертуар дирижёр должен помнить о задачах, поставленных перед ансамблем, и выбранное произведение так же должно быть направлено на отработку некоторых навыков.

Репертуар должен отвечать следующим требованиям:

- Носить воспитательный характер

- Быть высокохудожественным

- Соответствовать возрасту и пониманию детей

-Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива

- Быть разнообразным по характеру, содержанию

- Подобранным трудностям, т.е. каждое произведение должно двигать ансамбль вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их

Брать сложные и объёмные произведения не следует. Для детей, которые будут петь это, может оказаться неразрешимой задачей, и это обязательно скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление, безинтересность к делу, которым он занимается, в некоторых случаях даже отчуждение от хорового пения вообще (зависит от характера) ребёнка. Но сложные произведения должны входить в репертуар, их следует брать с осторожностью и с учётом всей последующей работы. В то же время большое количество легких произведений должны быть в репертуаре ограниченно, так как лёгкая программа не стимулирует профессиональный рост. А так же естественно он должен быть интересен хористам, это даёт даже некоторое облегчение в работе, так как дети будут стремиться как можно лучше работать и прислушиваться к каждому слову руководителя. Как было сказано выше, произведение должно соответствовать возрастному уровню по тематике. И если это не так исполнение, как правило, бывает неудачным и вызывает недоумение зрителей.

Произведения репертуара должны отличатся по стилистической и жанровой направленности.

Заключение

В заключение скажу, что навыки, формирующиеся во время распевок, в следствии становятся рефлекторными. По сути, в одном упражнение можно выявить целый комплекс выработки навыков. Эти упражнения обязательно должны быть выбраны в определённой последовательности, и не важно количество, но это не значит, что нужно выбирать много распевочных упражнений, так как это будет перегрузкой для детей, следовательно, отсутствие приобретения навыка.

Запомните! Успех любого упражнения  зависит от того, как вы  его построите мысленно (то есть сначала голова – потом действие). Необходимо несколько раз прочитать, мысленно представить местоположение того или иного упражнения. Только после этого следует пробовать упражнение голосом. Ещё один аспект: в работе над упражнениями следует идти меньшими шашками, т.е. не пытаться добиться всего и сразу на одном занятие, иначе подобное действо в любом случае будет обречено на провал, поскольку перед певцами будут ставиться непосильные задачи.  Залог успеха: - Тише едешь, дальше будешь. Всё зависит от дирижера-руководителя, он руководит творческим процессом.

Эту работу можно завершить словами замечательного певца и педагога С.П.Юдина: “Роль педагога весьма ответственна, так как в значительной мере в его руках – судьба его ученика. От педагога зависит дать работе верное или неверное направление, чем решается дальнейший результат. Но верным руководством и ограничивается задача педагога, – все прочее ложится на плечи ученика, который должен ясно понимать, что без его личных настойчиво и постоянно проявляемых усилий он никогда не сможет осуществить свое желание стать певцом. Задача эта не так легка, как многие об этом думают. Иметь все данные, чтобы стать певцом, – это еще не все! Необходимо, во-первых, любить искусство пения, любить с энтузиазмом и, во-вторых, уметь работать упорно, постоянно считая, что работа не тягость, а наслаждение, без которого и жить не интересно. Никогда не остывая и не прекращая своей работы над голосом, певец должен превратить ее в привычку, в необходимость, но горячее увлечение работой не должно исключать строгой внутренней дисциплины, подчиненной здравому рассудку и твердой воле”.

Используемая литература:

1. В. Багабуров “Очерки по истории вокальной методологии”. Из-во “Музгиз”, М.1967

2. Н.П. Вербовская, О.М. Головина, В.В. Урнова “Искусство речи”. Из-во “Советская Россия” М.1964

3. Ф. Витт “Практические советы обучающемуся пению”. Из-во “Музыка”, Л.1963

4. Кн.С. Волконский “Выразительный человек”. Из-во «Аполлон» 1912.

5. Дж. Лаури Вольпи “Вокальные параллели”. Из-во “Музыка”, Л.1972

6. Вопросы вокальной педагогики №5, №8 М.1976.

7. Вопросы вокальной педагогики №7, №9 М.1984.

8. Вопросы методики воспитания слуха. Из-во “Музыка”, М.1967

9. Л. Дмитриев “В классе профессора М.Э. Донец-Тессейр”. Из-во “Музыка”, М.1974

10. Л.Дмитриев “Основы вокальной методики”. Из-во “Музыка”, М.1968.

11. Ж. Дюпре “Искусство пения”. Из-во “Музгиз”, М.1955

12. А.М.Егоров “Гигиена голоса и его физиологические основы”. Из-во “Медгиз”, Л.1970.

13. В.Г.Ермолаев, Н.Ф.Лебедев, В.П.Морозов “Руководство по фониатрии”. Из-во “Медицина”, Л.1970

14. Ф.Ф.Заседателев. “Научные основы постановки голоса”. Муз. гос. из-во М.1929.

15. В.С.Кантарович “Гигиена голоса”. М.1955

16. И. Кочнева, А. Яковлева “Вокальный словарь”. Л.1986

17. И.Левидов “Певческий голос в здоровом и больном состоянии”. Искусство, Л.1939.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие научно-исследовательских навыков учащихся через написание рефератов.

Одна из наиболее распространённых форм обучения физике – написание рефератов учениками, чаще всего хорошо подготовленными. Подготовка и защита реферата предполагает длительную работу в течение учебног...

Развитие научно-исследовательских навыков учащихся через написание рефератов.

Одна из наиболее распространённых форм обучения физике – написание рефератов учениками, чаще всего хорошо подготовленными. Подготовка и защита реферата предполагает длительную работу в течение учебног...

Статья на тему "РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ."

Статья на тему "Развитие проектно-исследовательских навыков учащихся во внеурочной деятельности по математике"...

Семинар для преподавателей естественнонаучных предметов на тему: "Система работы по развитию информационно-коммуникативных навыков учащихся"

Семинар  для  преподавателей естественнонаучных предметов на тему: "Система работы по развитию информационно-коммуникативных навыков учащихся"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ В КЛАССЕ ГИТАРНОГО АНСАМБЛЯ

Приобщение детей к миру искусства через овладение музыкальным инструментом имеет большое значение в современном образовательном пространстве. Концепция развивающего обучения, лежащая в основе учебного...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ В КЛАССЕ ГИТАРНОГО АНСАМБЛЯ

Цель исследования - выявление теоретико-методических основ образовательного процесса учащихся в классе гитарного ансамбля детской музыкальной школы Объект исследования – процесс обучения ан...

«Использование ИКТ для развития лексико-грамматических навыков учащихся на уроках английского языка»

Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости изучения иностранного языка. Это очевидно: надписи на этикетках, продуктах, реклама, а интернет просто переполнен фильмами, песнями, роликами на анг...