ДОКЛАД на тему: «Развитие мышления на логопедических занятиях»
консультация по теме

Погорелова Лариса Юрьевна

 

Подготовила: учитель-логопед МОУСОШ № 20

Погорелова Л.Ю.

Подготовила: учитель-логопед МОУСОШ № 20

Погорелова Л.Ю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_razvitie_myshleniya.doc48.35 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

на тему: «Развитие мышления на логопедических занятиях»

Подготовила: учитель-логопед МОУСОШ № 20

Погорелова Л.Ю.

2009 год


Развитие мышления на логопедических занятиях

Е.Н. Просвиркина, логопед, школа № 11, г. Саранск

Нередко дети, поступившие в 1 класс, умеют читать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учёбы обнаруживают трудности в решении и объяснении задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно- следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения- недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно логического мышления.

Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем более высоким окажется его уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный естественный переход от конкретного мышления к более сложной форме - словесно-логическому. Для развития словесно-логического мышления у детей педагог должен использовать различные упражнения и игры, при этом целесообразно:

  • включать упражнения на развитие всех операций мышления ( анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации, абстракции);
  • из заданий, предназначенных для развития мышления, выбрать те, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка;
  • расположить задания в составе упражнений в порядке нарастания сложности;
  • упражнения повышенной трудности должны чередоваться с более легкими, не требующими от ученика значительных усилий, что позволяет ему повысить уверенность в своих возможностях и настроиться на дальнейшую работу;
  • сложность упражнения должна соответствовать возможностям ученика.

В современной методической литературе можно найти огромное количество упражнений и игр, способствующих развитию словесно-


логического мышления. Проведение их актуально для всех учеников, особенно для детей, нуждающихся в логопедической помощи.

На своих занятиях логопед подбирает речевой материал так, чтобы, развивая речь, совершенствовать мышление, так как сам по себе речевой материал способствует развитию таких операций мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификации и т.д. Так , например при выделении звука из речевого потока не только развивается фонематический слух детей, но и такие мыслительные операции, как анализ и синтез. При расширении словарного запаса школьников формируется умение классифицировать группы родственных слов, тем самым развиваются такие операции мышления, как обобщение и классификация. При работе над развитием грамматических навыков педагог учит понимать и правильно употреблять предложно-падежные формы, составлять предложения по картинкам , сериям картинок, тем самым работать над смыслом слов, т.е. над понятийным аппаратом, а следовательно, школьники учатся устанавливать причинно-следственные связи, развивать логику суждений. Очень полезными являются упражнения по называнию целого предмета или нахождению целого по наименованию частей. Эта работа активизирует, группирует словарь, тем самым развиваются умения классификации и обобщения. Большое внимание на занятиях уделяется совместному поиску-рассуждению, который способствует развитию словесно-логического мышления. Для этого целесообразно познакомить детей с терминами родовое понятие, существенные признаки.Используя эти понятия, ученики самостоятельно пытаются формулировать определение предмета. Например:

Логопед. Подберите родовое понятие к такому предмету, как берёза.

Дети. Это-дерево.

Логопед. Ель, сосна тоже деревья. Чем они отличаются от березы?

Дети. Береза с листочками, а ель. Сосна с иголками.

Логопед. Значит. Береза- лиственное дерево, а сосна- хвойное. Назовите все существенные признаки березы.

Дети. У неё белая кора и листики, как сердечки.

Логопед. Так что же обозначает слово берёза?

Дети. Берёза- лиственное дерево с белой корой и листьями, как сердечки.


В процессе такого рассуждения школьники учатся видеть главное, формируется их понятийный аппарат, они учатся устанавливать типы и виды связи между понятиями, выходят на уровень абстрагирования. После такой работы полезно дать этимологическую справку на изучаемое слово, тем самым развивается кругозор учеников. Использование на уроках фольклорного материала: пословиц, поговорок, фразеологических оборотов- расширяет словарь детей и позволяет развивать абстрактное мышление.

Для поддержания интереса к занятиям и развития мышления целесообразно использовать дидактические игры, которые вызывают положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшают работоспособность, дают возможность многократно повторять материал без монотонности и скуки.

Например, в игре « У кого какой предмет?» школьники обучаются способам сравнения двух объектов, в игре « Ателье» упражняются в классификации. Умения группировать и классифицировать предметы совершенствуются с помощью игровых упражнений: « Каждую птицу на своё место», « Отвечай быстро». Умения сравнивать, обобщать проявляются в логической четкости, доказательности речи, чему способствуют такие упражнения, которые обучают детей пользоваться сложными синтаксическими конструкциями с сочинительной и подчинительной связью. Например: « Я считаю, что лебедя надо разместить с уткой потому ,что утка, как и лебедь, -водоплавающая птица». Очень важно научить школьников овладеть умением учитывать совокупность признаков предмета или явления. Это умение потребуется для решения задач, отгадывания и составления задач, для правильного описания сюжетной картинки. Работая с лингвистическим материалом на логопедических занятиях, дети используют приёмы анализа и синтеза, группировки, классификации. Обобщения, самостоятельно формируют выводы на основе языковых наблюдений


Игры и упражнения, используемые на занятиях:

Игра « Угадай по описанию», где вниманию учеников предлагается пять изображений, которые имеют одинаковые и разные признаки. Даётся описание предмета на одной из картинок. Школьники отгадывают, о каком предмете идет речь, и называют сходные и отличительные признаки этого предмета.

Вторая игра- « За покупками в магазин», в которой дети упражняются в нахождении предмета по описанию путем исключения ряда признаков ( Купи мне мяч не синий и не маленький).

В процессе занятий часто звучит вопрос: « Почему ты так думаешь?». Чаще всего эта фраза произносится в процессе игры « Логический поезд», когда ученик должен объяснить, почему именно так, а не иначе прицеплены вагончики. Существует масса вариантов данной игры- подбор антонимов, синонимов, выделение первого и последнего звуков, придумывание предложений, в котором называется то. Сто изображено на картинке, причем предложение должно быть по смыслу связано с предыдущим, чтобы получился связный рассказ.

Игра « Необычные цветы» учит детей классифицировать предметы по различным группам; игра « Аналогии» говорит сама за себя; игры « Подбери и назови», « Пирамида», « Магазин игрушек» способствуют развитию аналитической деятельности коры головного мозга.

Логопедические занятия призваны не только исправлять речевой дефект, но и осуществлять интеллектуальное развитие детей, в частности, развитие мышления, так как мы знаем, что мышление и речь- звенья одной цепи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по логопедии на тему: "Развитие пальцевой моторики на занятиях воспитателя и в процессе режимных моментов."

Развитие пальцевой моторики на занятиях воспитателя и в процессе режимных моментов. Для достижения желаемого результата необходимы не только логопедические занятия, но и регулярная  работа воспи...

Статья на тему "Развитие мышления на уроках геометрии в школе VIII вида"

В работе представлены коррекционные приемы и упражнения для развития мышления учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Пространственные представления, воображение у умственно отсталых школьник...

Развитие мышления на логопедических занятиях по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (общим недоразвитием речи)

Основная цель дошкольного образования – полноценное формирование и всестороннее развитие личности каждого ребёнка. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  в усло...

Дидактические игры для активизации и развития словаря на логопедических занятиях. Методическая разработка.

В данной разработке присутствуют игры по всем разделам логопедической коррекции для детей с фонетическим недоразвитием речи: общие речевые навыки, фонематический анализ и синтез, развитие лексико-грам...

Развитие внимания на логопедических занятиях.

в сообщении раскрывается понятие Внимание,даны рекомендации, как можно развивать внимание на логопедических занятиях....

Докладна тему: «Развитие познавательного интереса и творчества на уроках технологии».

Докладна тему: «Развитие познавательного интереса и творчества на уроках технологии»....