Развитие мышления на логопедических занятиях по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (общим недоразвитием речи)
презентация к уроку по теме

Дереча Лариса Ивановна

Основная цель дошкольного образования – полноценное формирование и всестороннее развитие личности каждого ребёнка. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  в условиях ДОУ строится с учётом основных образовательных потребностей дошкольников. Логопедическое воздействие на каждом из этапов (диагностика, коррекция, профилактика) задаёт вектор на пути к успешной школьной адаптации и социальной интеграции каждого ребёнка в среде нормально развивающихся сверстников.  

У детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточность всех сторон психического развития: снижение функций внимания и возможностей его распределения, продуктивности запоминания. «Развёрнутые смысловые высказывания детей с ОНР, - считает Т.А.Ткаченко, - отмечаются отсутствием чёткости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц». Без специально организованной системы коррекционного обучения и воспитания, отставание от возрастной нормы составляет до полутора лет, с возрастом отставание нарастает и становится всё очевиднее.  

 

Для овладения всеми компонентами устной речи детям с общим недоразвитием речи (ОНР) необходимо развивать все виды мышления, особенно способствовать развитию у них абстрактного (причинного) мышления.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие мышления на логопедических занятиях по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (общим недоразвитием речи) Учитель – логопед: Дереча Лариса Ивановна г.Омск – 2016.

Слайд 2

Нарушения речи у детей отрицательно влияют на формирование их сенсорной, аффективно-волевой и интеллектуальной сферы. Без специально организованной системы коррекционного обучения и воспитания, без создания специальных условий с учётом здоровьесберегающих факторов, отставание от возрастной нормы составляет до полутора лет, с возрастом отставание нарастает и становится всё очевиднее. Имея первоначально сохранные предпосылки для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети с общим недоразвитием речи (ОНР ) не реализуют их самостоятельно. Без специального обучения, с трудом овладевают анализом, синтезом, исключением понятий, сравнением, обобщением и другими мыслительными операциями.

Слайд 3

Связь речи с другими звеньями психического развития проявляется специфично и дифференцированно для каждого из компонентов устной речи: 1. развитие навыков правильного звукопроизношения зависит от сохранности слухового восприятия, двигательно-кинестетической функции речевого аппарата, от развития взаимодействия между ними и от аналитико-синтетической деятельности мозга. 2.Благодаря аналитико-синтетической деятельности мозга, у детей развиваются навыки звукового анализа , они учатся обобщать признаки одних фонем и отличать их от других.

Слайд 4

3. Формирование словарного запаса и грамматического строя возможно, если ребёнок может связать услышанные слова со значением предметов и действий. 4. Навыки связной речи развиваются, когда аналитико-синтетическая деятельность мозга помогает ребёнку программировать своё высказывание не только на семантическом уровне, но и в правильной линейной последовательности. Мышление предполагает ориентировку в связях, отношениях между предметами и явлениями действительности. Мышление ребёнка рождается из действия, в процессе манипулирования с предметами. На данном этапе своего формирования, мышление дошкольника является наглядно-действенным. Постепенно, происходит интериоризация, когда дети могут совершать умственные действия во внутреннем плане.

Слайд 5

Детям с ОНР трудно установить различные связи и отношения между предметами и явлениями действительности, выделить главные причины и последствия событий, трудно отвлечься, абстрагироваться от второстепенного и случайного. Для овладения всеми компонентами устной речи детям с ОНР необходимо развивать все виды мышления, активно способствовать развитию у них абстрактного мышления.

Слайд 6

В планомерной работе по развитию компонентов устной речи у детей с ОНР использую разнообразные методы и приёмы, виды работ и упражнений, способствующие эффективному развитию у детей мыслительных процессов: 1. Обобщение предметов по названию

Слайд 7

Отбери всё круглое! -2.Объединение предметов, схожих по своим свойствам:

Слайд 8

Назови всё острое!

Слайд 9

3.Узнавание детьми объекта по описанию отдельных признаков при отгадывании загадок: она рыжая, пушистая, хитрая. 4.Узнавание детьми объекта по описанию возможных действий с ним - для того, чтобы рисовать, чертить, писать, раскрашивать . 5.Отгадывание загадок, подбирая отгадки к картинкам. 6.Определение различий между предметами – чем отличаются кукла и девочка? 7.Нахождение общего в различающихся предметах – чем похожи дерево и цветок?/ голубь и самолёт? / лебедь и пароход? 8.Выделение общих и отличительных признаков объекта - назвать лишнее слово, например, - заяц, лиса, волк, лось . (Игра «Четвёртый лишний»)

Слайд 10

9.Р асположение предметов в заданном порядке. Например, детям предлагается расположить предметы в порядке возрастания или убывания какого-либо ведущего признака (по высоте, по ширине…) 10.Понимание и исправление провокационных утверждений: белка грызёт морковку, а заяц грызёт орехи. 11.Понимание и исправление провокационных вопросов: *кто громче лает, - конь или собака? *кто тише кукарекает, - петух или корова? 12.Понимание и умение отвечать на провокационные «математические» вопросы: * сколько зайчиков за кустом, если видно четыре уха? *чего в реке больше: рыбы или карасей? *сколько хвостов у двух котов?

Слайд 11

13.Выделение недостающих деталей по картинкам в игре «Забывчивый художник»: заяц без уха, рубашка без рукава лошадь без хвоста, часы без стрелки. 14.Составление предложений по опорным словам, по картинкам, по графическим схемам. 15.Составление рассказов по зрительному плану. 16.Узнавание предметов по их контурам, наложенным изображениям. 17.Исправление детьми намеренно ошибочных сравнений: * лиса рыжая, а волк голодный; *слон большой, а мышка серая; *лимон жёлтый, а яблоко сладкое; *Буратино деревянный, а кукла грустная

Слайд 12

18.Установление противопоставлений по смыслу при подборе слов антонимов в игре «Наоборот»

Слайд 13

19.Знакомство с многозначными словами, установление смысловой разницы между ними. 20.Умение подбирать однокоренные слова с опорой на картинки. По лексической теме «Зима», дети упражняются в подборе родственных слов по опорным картинкам: снег, снеговик, снежная (баба), снегурки (коньки), снегурочка, снегоуборочная (машина), снегопад, подснежник, снежок, снежки, снежинки, заснежило. 21. Образование относительных и притяжательных имён прилагательных. 22.Установление ситуативных связей между предметами при подборе детьми вопросов, объединяющих два предмета. Слон / книга: * почему книга большая и толстая как слон? * что же пишут в книгах о слонах?

Слайд 14

23.У становление причинных связей между событиями в игре-упражнении «Почему?»: *почему из крана перестала идти вода? * почему дети вышли гулять в шубе, меховой шапке и валенках? 24.Установление логических связей при опосредованном запоминании до шести – восьми картинок 25.Установление причинно-следственных связей при понимании сюжетных картинок со скрытым смыслом. 26.Умение самостоятельно выстраивать причинно-следственные взаимосвязи в игре «Хорошо/плохо».

Слайд 15

Например, при изучении лексической темы «Одежда. Анализ образца», дети отвечают на заданные вопросы: *почему хорошо, если у платья есть пуговицы? (Хорошо, потому что с платье с пуговицами красивое, нарядное, его удобно снимать и надевать) *почему плохо, если у платья есть пуговицы? (Плохо, потому что пуговицы могут оторваться, могут потеряться, сломаться, их нужно долго расстёгивать/застёгивать) 27. Выделение и исправление смысловых несоответствий: *весна пришла, потому что медведь проснулся в берлоге; *дождь пошёл, потому что мама раскрыла зонтик; *наступила ночь, потому что я легла спать ; *мальчик заболел, потому что к нему пришёл доктор

Слайд 16

28.Составление описательных рассказов по заданной схеме, по динамичным зрительным опорам 29.Составление рассказов по картинкам с последовательно развивающимся сюжетом. 30.Составление рассказов по картинкам с намеренно деформированной сюжетной линией. 31.Составление рассказов или сказок по заданному началу. 32.Придумывание и развитие иной сюжетной линии известной сказки «Что случилось бы, если бы дед посадил не репку, а …(морковку)?»

Слайд 17

33.О бъяснение смысла пословиц, их практическое применение при подборе к текстам. Проводится работа, позволяющая выяснить понимание детьми содержания пословиц, доступно объясняется их смысл. Затем, дети слушают текст и называют, какая из пословиц отражает его суть, « Какая из пословиц подходит? Почему? » А. Пословицы: *Поспешишь – людей насмешишь. *Песней поле не вспашешь. *Не спеши языком, а спеши делом . Б.Рассказы: *Как Саня и Алёша собирали сушняк. *Как Саша и Маша собирались в театр. Как Миша помогал дедушке.

Слайд 18

34.Наблюдение за характером деятельности и эмоциональной составляющей ребёнка при работе с «Нелепицами», умением последовательно выделять и объяснять все несоответствия

Слайд 19

35.В ыделение и дифференциация изученных предлогов из предложения, любого доступного текста на слух: * На берёзу галка села, С веточки она слетела. На кровати спит Федот И с кровати не встаёт! 36. Выделение предлогов по картинкам: на столе, на стуле; в аквариуме, в сумке. 37.Добавление в предложение пропущенного предлога на слух. При изучении сложного предлога « Из-за » детям можно предложить рифмованные предложения, облегчающие выполнение задания: *Достаёт Ванюшка лейки … старенькой скамейки. *А Катюша, как могла, вылезла … стола. *Зайчик серый неспроста выскочил … куста.

Слайд 20

Систематическая целенаправленная работа по развитию всех видов мышления на логопедических занятиях способствует полноценному осмыслению изучаемого лексического материала. Широкое разнообразие предложенных методов, приёмов, лексико-грамматических заданий и упражнений активизирует у детей познавательный интерес и желание заниматься. Таким образом, работа по развитию аналитико-синтетической деятельности мозга в целом благоприятно воздействует на овладение детьми всеми компонентами устной речи.

Слайд 21

Литература: Т.А.Ткаченко. Система коррекции ОНР у детей с 5-6 лет. М., ГНОМ и Д., 2001, 2—3. Л.Н. Ефименкова. Коррекция звуков речи у детей. М., П., 1987. 3.И.Т.Власенко. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М., Педагогика, 1990. Оформление: Интернет ресурс; ИПП «Мерсибо»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Осень. Деревья."

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Фронтальное занятие для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи."Праздник урожая.Овощи и фрукты."

Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Старший дошкольный возраст....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Сад.Фрукты.Ягоды.

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в средней группе

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в средней группе "Дикие животные"...

Логопедическое занятие по формированию лексико -грамматических категорий и развитию связной речи "Продукты питания"

Логопедическое занятие по формированию лексико -грамматических категорий и развитию связной речи "Продукты питания"...