Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Осень. Деревья."
план-конспект урока по теме

Ткачева Татьяна Викторовна

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Фронтальное занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osen._derevya..doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вид: формирование лексико-граматических категорий и связной речи.

Тип занятия: фронтальное.

Тема: Осень. Деревья.

Обучающие задачи занятия:

  1. Систематизировать знания детей об осенних явлениях.
  2. Познакомить детей с некоторыми породами деревьев.
  3. Показывать и называть части деревьев.
  4. Закрепить знания детей о причинах опадания листьев.
  5. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Развивающие задачи занятия:

  1. Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, сопровождать предметно-практические действия речью.
  2. Развивать сенсорные способности детей.

Воспитательная задача занятия: 

  1. Воспитывать культуру коммуникации, умение внимательно выслушивать педагога и товарищей.

Коррекционные задачи занятия:

  1. Устранение аграмматичного использования слов в структуре простой фразы.
  2. Следить за  речью детей.

Речевой материал: листопад, березовый сок, тополевый лист, багряный, золотой, желто-коричневый, осеннее.

Оборудование: картина с изображением осеннего дерева, панно, картинки с изображением деревьев, гербарий, картинный план, фишки для оценки детей.

Ход проведения занятия.

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Организационный момент (2 мин.).

- Ребята, приготовимся к занятию, слушайте меня внимательно, выполняйте все старательно.

- Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос.

- Назовите признаки осени.

- Назовите первый осенний месяц?

- Назовите последний месяц осени?

- Как называется месяц, который находится между сентябрем и октябрем?

На улице похолодало, на небе серые тучи, на улице идет холодный дождь. Листья на деревьях пожелтели, люди надели теплые шапки и куртки. Птицы собираются в теплые края. Люди убирают опавшую листву. Животные готовятся к зиме, делают запасы.

Сентябрь.

Ноябрь.

Между сентябрем и октябрем находится месяц октябрь.

11. Основная часть (25 мин.).

1. Сообщение темы:

- Ребята слушайте меня внимательно, отгадайте загадку.

Его весной и летом

Мы видели одетым

А осенью с бедняжки

Упали все рубашки

- Что это?

- Почему и о чем говорится:

«весной и летом мы видим одетым»?

- Почему говорится:

«упали все рубашки»?

- Что имеется в виду?

- Вы догадались о чем мы сегодня будем говорить?

- Как называется явление в природе, когда опадают листья?

- А почему это происходит осенью?

Вывод:

- Правильно, для того чтобы листья были зеленые нужно тепло и солнце.

А также дереву нужно время, чтобы отдохнуть, чтобы весной снова появились новые зеленые листья.

2. Работа с предметной картинкой (на доске картинка с изображением осеннего дерева).

- Посмотрите внимательно и скажите мне в какое время года было зарисовано это дерево?

- Как вы догадались?

- Если дерево изображено осенью, то оно какое?

- Назовите что есть у дерева? (показ по картинке).

- Чем покрыт ствол?

- Для чего дереву нужна кора?

- Для чего дереву нужен корень?

3. Дидактическая игра

  «Назови правильно»

- Назовите правильно деревья.

- У всех этих деревьев есть листва, значит они какие?

4. Динамическая пауза.

- А сейчас возьмите листья, которые вы принесли на занятие и выходите в круг.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели,

Ветер дунул - полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

- Опять ветер дунул, полетели.

- Что у нас получилось?

- Присели, рассмотрели листья.

- Какой формы листья?

- Какого цвета листья?

- Ребята возьмите себе, один лист и пройдем на свои места.

5. Подбор слов-значений.

    «С какого дерева лист»

- Посмотрите внимательно на свои листья и назовите с какого дерева лист.

- А теперь помогите мне (показ гербария).

- Лист клена (какой)?

- Лист березы (какой)?

- Лист рябины (какой)?

- Лист тополя (какой)?

- Лист дуба (какой)?  

6. Дидактическая игра.

   «Назови ласково»

   Лист

   Береза

   Ветка

   Дуб

   Дерево

7. Составление рассказа-описания с опорой на наглядные схемы.

Молодцы!

- Мы сегодня с вами много говорили о деревьях, а сейчас мы составим рассказ об одном дереве по картинному плану.

   Логопед дает образец рассказа с опорой на наглядные схемы.

   Это береза. У нее есть корни, ствол, ветки, листья. У березы прямой белый ствол. Летом у березы листья зеленого цвета треугольной формы, а осенью желто-коричневого цвета. Береза человеку помогает тем, что из нее строят дома, делают мебель. Береза дает человеку березовый сок, из почек делают лекарство.

   Мне очень нравится это дерево за красоту ствола, золотую листву осенью.

   Это дерево нашей родины – России.

- Это дерево.

- На дереве весной и летом есть листва.

- Это говорится о листве.

- Осенью с деревьев опадает листва.

- Мы будем говорить о деревьях.

- Это листопад.

- Солнце светит реже, становится прохладно, дерево готовится к отдыху.

- Это дерево изображено в осеннее время года.

- Я догадался по цвету листвы. Листья желто-коричневого цвета.

- Дерево осеннее.

- У дерева есть корни.

- У дерева есть ствол.

- У дерева есть ветки.

- У дерева есть почки.

- У дерева есть листья.

- У дерева ствол покрыт корой.

- Кора защищает ствол от вредных насекомых, от холода и жары.

- С помощью корня дерево удерживает ствол;

- Через корни дерево получает питание из земли.

- Это дуб.

- Это осина.

- Это береза.

- Это тополь,

- Это ива.

- Это клен.

- Это деревья лиственные.

Показ листьев.

Движение по кругу.

Дети кладут листья на пол.

Подбрасывают.

- Получился листопад.

Дети берут листья.

Листья овальной и круглой формы.

- У меня лист желто-коричневого цвета.

- У меня лист желто-зеленого цвета.

- У меня лист багряного цвета.

- У меня лист с березы.

- У меня лист с клена.

Кленовый лист.

Березовый лист.

Рябиновый лист.

Тополиный лист.

Дубовый лист.

Листочек

Березонька

Веточка

Дубочек

Деревце

Рассказ составляется по схеме 1-2 детьми.

Дальнейшая работа с привлечением всех детей к составлению рассказа описания по теме «Деревья» проводится воспитателем на логочасе или индивидуальном логопедических занятиях.

111. Заключительная часть (3 мин.).

1. Домашнее задание.

- Составьте рассказ о дереве, которое вам очень нравится.

2. Итог.

- Что нового и интересного вы узнали?

- Какие новые слова вы запомнили?

3. Оценка.

    Молодцы!

- Вы сегодня очень хорошо работали (раздаются фишки в форме листьев).

- Березовый сок

- Желто-коричневый

- тополиный лист

- Багряный

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи."Праздник урожая.Овощи и фрукты."

Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Старший дошкольный возраст....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Сад.Фрукты.Ягоды.

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

План-конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Семья».

План-конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий и связной речи  по теме «Семья»...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по лексической теме «Деревья».

Тема: «Образование относительных прилагательных от существительных». Образовательные области: «коммуникация», «познание».Тип занятия: изучение и первичное закрепление нового учебного материала....

Логопедическое занятие по формированию лексико -грамматических категорий и развитию связной речи "Продукты питания"

Логопедическое занятие по формированию лексико -грамматических категорий и развитию связной речи "Продукты питания"...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматической стороны речи по теме "Фрукты" с применением элементов песочной терапии.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматической стороны речи по теме "Фрукты" с применением элементов песочной терапии....