Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматической стороны речи по теме "Фрукты" с применением элементов песочной терапии.
план-конспект занятия ( класс) на тему

Овчинникова Наталья Викторовна

Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматической стороны речи по теме "Фрукты" с применением элементов песочной терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frukty.odt21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматической стороны речи по теме «Фрукты» с применением элементов песочной терапии.

Цель: организовать деятельность детей, направленную на уточнение  и расширение словаря  по  теме «Фрукты».

Задачи:

Коррекционно - образовательные задачи.

  • Создать условия, направленные на уточнение и расширение представлений детей о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях.
  • Создать условия,  направленные на формирование  обобщающего понятия «Фрукты».
  • Создать условия, направленные на совершенствование грамматического строя речи:

-  образование множественного числа имен существительных;

-образование существительных с помощью уменьшительно - ласкательного суффикса;

- учить согласовывать   существительное с прилагательным.

- развитие навыков правильного употребление в речи предлогов «между», «перед»,  «за».  

Коррекционно - развивающие задачи.

  • Создать условия, направленные на развитие внимания, памяти, общей, мелкой моторики.

Воспитательные задачи:

Создать условия, направленные на формирование  доброжелательных отношений, самостоятельности.

Оборудование: муляжи фруктов; картинки с изображением яблока, груши, мандарина, апельсина, винограда, банана, лимона, сливы, персика; картина с изображением сада; корзина; мяч; песочница с макетами деревьев (изображения сада).

Ход занятия

Организационный момент.

  1. Упражнение «Что в корзине?»

    Логопед предлогает детям поочереди достать из корзины фрукты, назвать их, спрашивая:

- Что это?  (Это яблоко, груша, ….).

   После того как все фрукты названы, предлагается назвать всё, что было в корзине, одним словом.

  •     Логопед:  «Сегодня мы с вами будем рассматривать фрукты и говорить о них».

Основная часть.

  • Упражнение «Фруктовый сад».

     Рассмотреть картинку с изображением сада, уточнить, где растут фрукты:

  • Что это? (Это сад.)

- Где растут фрукты? (Фрукты растут на деревьях в саду.)

  • Когда созревают фрукты?
  • Что можно приготовить из фруктов? (Компот, варенье, пирог, сок.)

Развитие мелкой моторики, грамматического строя речи  с использованием элементов песочной терапии.

«Какой, какая, какое?»

Цель: согласование существительных с прилагательными.

В песочнице лежат несколькой муляжей фруктов. Логопед предлагает детям назвать что это?

Ребёнок берет лежащие на песке муляжи фруктов, называет их и подбирает к их названию прилагательные. Например: банан  (какой?)  - желтый, лимон (какой?) - желтый, кислый, овальный; яблоко (какое?) - красное, круглое; вишня (какая?) - красная, круглая и т. д.

 Дети называют фрукт и говорят, какой он по цвету, вкусу.

  • Какого цвета лимон? (Лимон жёлтый).
  • Какой на вкус лимон?  (Кислый).
  • Какого цвета яблоко? (Яблоко жёлтое, красное, зелёное, ….). Слива - …, апельсин - …, мандарин - ….
  • Какое на вкус яблоко?  ….

«Собираем урожай» (с использованием песочной терапии).

Цель: развитие навыков правильного употребление в речи предлогов «между», «перед»,   «за».  Логопед расскладывает фрукты в  песочнице. Дети рассказывают о местоположении фрукта относительно других.

  1. Игра с мячом «Один - много».

   Логопед бросает мяч ребёнку и называет имя существительное в единственном числе. Ребёнок ловит мяч  и произносит это же существительное во множественном числе.

Груша - … (груши)

Яблоко - ...(яблоки)

Лимон - …

Персик - ….

Апельсин - …

Слива - …

Мандарин - …

Абрикос - ..

Физкультминутка (речь с движением по тексту).

Будем мы варить компот,

Много  с фруктами хлопот  (разводят руки в стороны).

Будем яблоки крошить (потереть ладошки друг о друга),

Груши будем мы рубить  (отрывистые движения руками),

 Отожмём лимонный сок (сжимают кулачки),

Насыпем сахарный песок.  (дети изображают, как насыпают песок)

Варим, варим мы компот  (круговые движения кистями рук) -

Угостить народ хотим.

  • Игра «Назови лаского».

   Логопед произносит имя существительное - название фрукта и бросает мяч ребёнку. Ребёнок произносит имя существительное - название этого же фрукта в уменьшительно - ласкательном значении и бросает мяч логопеду.

Яблоко - … (яблочко)

Апельсин - …

Лимон - ...

Абрикос - …

Мандарин - …

Груша - ...

Итог занятия  и оценка работы детей.

Логопед задаёт вопросы:

  • Что такое яблоко? (Яблоко — это фрукт.)
  • Где растут фрукты?  (Фрукты растут в саду.)
  • На чём растут фрукты?    (Фрукты растут на дереве.)
  • Вспомните и назовите фрукты. (Ответы детей.)
  1.     Логопед предлагает детям рассказать, чем они занимались на занятии, что им понравилось.

   Оценивается деятельность каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи по теме "ПОСУДА"

Дети в игровой форме овладевают грамматическим строем языка....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Осень. Деревья."

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Фронтальное занятие для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи."Праздник урожая.Овощи и фрукты."

Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Старший дошкольный возраст....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Сад.Фрукты.Ягоды.

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи по теме транспорт

конспект открытого занятия для детей с общим недоразвитием речи (старшая группа) по формированию лексико-грамматических категорий по теме трансторт...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по лексической теме «Деревья».

Тема: «Образование относительных прилагательных от существительных». Образовательные области: «коммуникация», «познание».Тип занятия: изучение и первичное закрепление нового учебного материала....