Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) ТЕМА: «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
план-конспект

Самойлова Елена Борисовна

Конспект итогового занятия по темам «День Победы», «Военные профессии», «Защитники Отечества»,  «Военная техника».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 180 СОВЕТСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

(МОУ Детский сад № 180)

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи)

ТЕМА: «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

ПОДГОТОВИЛА:

учитель-логопед САМОЙЛОВА

ЕЛЕНА  БОРИСОВНА

Волгоград. 2025.

ЦЕЛЬ: развитие общих речевых навыков.

Коррекционно-образовательные задачи: 

- обобщить знания детей по темам «День Победы», «Военные профессии», «Защитники Отечества»,  «Военная техника»;

- совершенствовать грамматический строй речи:

  • обогащение и уточнение словаря признаков;
  • упражнение в согласовании существительных с числительными один, два, пять;
  • образование существительных, обозначающих военные профессии, с помощью суффиксов –чик, - ист.

Коррекционно-развивающие задачи: 

- развивать навыки речевого общения, связной речи;

- развивать диалогическую речь – самостоятельные полные ответы на поисковые вопросы;

- развивать слуховое восприятие и внимание;

- продолжать учить детей слушать и четко передавать ритмический рисунок;

- развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные задачи: 

- воспитывать чувство патриотизма к своей Родине.

Оборудование: кубик с заданиями; картинки с изображением военной техники (отгадки к загадкам); картинки с изображением людей военных профессий, игра «1 – 2 – 5» по теме «Военная техника»; счетные палочки на каждого ребенка; схемы для выкладывания звезды; мяч; клавесы.  

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

  1. Оргмомент. Психогимнастика.

Логопед: Ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Посмотрите, какие ласковые и добрые лица у них!  Чтобы наши гости с вами познакомились, сейчас каждый из вас громко назовет свое имя.

(Дети называют свои имена. Например: Меня зовут Ваня). 

Давайте улыбнемся и выразим им мимикой наше гостеприимство.

(Дети улыбаются). 

Молодцы! По выражениям  ваших  лиц гости легко догадались, что мы очень рады их видеть. А теперь можно пройти и сесть на стульчики.

(Дети садятся на стулья за столами).

  1. Сообщение темы занятия. Основная часть.

Логопед: Ребята, наша страна отметила всенародный, особенный, торжественный, незабываемый, радостный и грустный праздник – это 9 мая. Скажите, пожалуйста, какой это праздник?

Дети: День Победы.

Логопед: Правильно. И в этом году вся страна отметила 80 лет со дня Великой Победы. Я предлагаю сегодня поговорить об этой знаменательной дате. Что вы знаете про этот праздник?

(Ответы детей).

Логопед: Прежде, чем наступил День Победы, была страшная, жестокая, война, в которой погибло очень много людей. Среди них и наши с вами деды, прадеды. Мы всегда будем помнить о них, о их смелости, их подвигах. Четыре года длилась эта война. А люди всё это время верили в победу. Они защищали нашу Родину, наше Отечество!

Ребята! А как вы понимаете слово Родина, слово Отечество?

(Ответы детей)

А вы хотите стать защитниками нашего Отечества?

Тогда я вам расскажу секрет!

Логопед: Сегодня я пришла в садик и нашла под дверью своего кабинета кубик. Я долго не могла понять, что это за кубик. Рассматривала его с разных сторон. Но потом поняла. Наверное, в нем спрятан какой-то секрет. Это не простой кубик, а кубик с заданиями. Нам предлагают эти задания выполнить.

Но чтобы узнать, какое это задание, нужно произнести волшебные слова:

              «Крутись, вертись – на бочок ложись!»

Все: «Крутись, вертись – на бочок ложись!»

(Логопед подбрасывает кубик и ловит его той гранью, на которой изображено задание «Отгадай загадку»)

а) Дидактическая игра «Отгадай загадку». 

На доске развешаны картинки с изображением военной техники картинки-отгадки к загадкам). При отгадывании ребенок получает картинку-отгадку.  

Логопед: Знаете, ребята, на какой военной технике воевали наши деды и прадеды? Отгадайте загадки и найдите картинки-отгадки.

  1. Машина эта непростая,
    Машина эта — боевая!

Как трактор, только с «хоботком» —
Всем «прикурить» даёт кругом.   (танк)

  1. Под водой железный кит,
    Днём и ночью кит не спит.
    Днём и ночью под водой
    Охраняет твой покой.               
    (подводная лодка)

  1. Моряком ты можешь стать,
    Чтоб границу охранять
    И служить не на земле,
    А на военном                             (корабле)

  1. Смело в небе проплывает
    Обгоняя птиц полет
    Человек им управляет
    Что такое?                                  
    (самолет)
  2. На горе-горушке
    Стоят старушки,
    Если охнут,
    Люди оглохнут.                       (пушки)

  1. Нет у него совсем крыла,
    Взамен него лишь два винта.
    Не только может он летать,
    Но даже просто зависать.
    Когда вдали он пролетает,
    То стрекозу напоминает.
    Внутри него сидит пилот,
    Исправно аппарат ведёт,
    Чтоб был устойчивым полёт.
    Летит по небу...                  
    (вертолет)

Логопед: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с первым заданием.

Произнесите волшебные слова.

Все: «Крутись, вертись – на бочок ложись!»

(Логопед подбрасывает кубик и ловит его той гранью, на которой изображены картинки с военными профессиями людей)


б) Дидактическая игра «Назови военные профессии»

Логопед: Давайте вспомним военные профессии. Эти военные профессии есть в нашей армии и сейчас. А помогут вам в этом картинки. Я предлагаю посмотреть на них и вспомнить название военных профессии. 

- Кто охранял границы нашей Родины?

- Пограничники.

- Кто служил в танковых войсках?

- Танкисты.

- Кто служил на море, на корабле?

- Моряки.

- Кто служил в ракетных войсках?

- Ракетчики.

- Кто служил в артиллерии?

- Артиллеристы.

- Кто служил в разведке?

- Разведчики.

- Кто служил в летных войсках?

- Летчики, пилоты.

- Кто обеспечивал связь?

- Связисты, радисты.

Логопед: Молодцы, ребята! Вижу, что хорошо знаете название военных профессий.

Все: «Крутись, вертись – на бочок ложись!»

(Логопед подбрасывает кубик и ловит его той гранью, на которой изображено задание «Ритмы!»)

в) Игра «Азбука Морзе». (Развитие чувства ритма)
Логопед: На подводной лодке служит радист, который передает сообщения азбукой Морзе. Сейчас вы все станете радистами и будете вслед за мной передавать ритмы, простукивать разные сообщения.

«Вокруг себя повернитесь и в радистов превратитесь!»

Слушайте внимательно мои сообщения!
(Логопед простукивает ритм, а дети отбивают их по столу клавесами).
- !  !  !!  !;

- !  !!!;

- !!  !!  !!;

- !!!  !;

- !  !!!  !;

- !!  !!!.

д) Игра на развитие слухового внимания «Да – Нет!»

Логопед: Ребята, давайте же скорее узнает следующее задание.

Все: «Крутись, вертись – на бочок ложись!»

(Логопед подбрасывает кубик и ловит его той гранью, на которой изображено задание «Да – нет!») 

Логопед: Ребята, радисты и связисты должны не только правильно передавать сообщения командира, но и уметь еще внимательно слушать, чтоб не пропустить важную информацию.  А вы умеете внимательно слушать?

Я предлагаю сыграть в игру «Да – нет!». Вы должны внимательно послушать мои вопросы. Готовы? Если вы со мной согласны, отвечайте: «Да», если не согласны – «нет».

- Наша армия сильна? (да)
- Защищает мир она? (да)
- Мальчишки в армию пойдут? (да)
- А девочек с собой возьмут? (нет)
- Стоит летчик на границе? (нет)
- Летит летчик выше птицы? (да)
- Мы праздник 9 Мая отмечали? (да)
- Мам и девчонок мы поздравляем? (нет)
- Мир важней всего на свете (да)
- Знают это даже дети (да)

     Молодцы ребята! Вокруг себя обернитесь и в солдат вы превратитесь!

Ребята, скажите, какими должны быть солдаты?

г) Игра «Подбери признак»

Логопед: Передавайте мяч по цепочке и скажите, какими должны были быть солдаты, которые защищали нашу страну от фашистских захватчиков?

Солдат какой? – Сильный, смелый, храбрый, мужественный, отважный, честный, сильный, ловкий, здоровый, внимательный, меткий…

Ребята, мы с вами выполнили еще одно задание волшебного кубика.

д) Физкультминутка.

Логопед: И чтобы стать настоящим солдатом, нам нужно улучшить свою физическую подготовку.

Начинаем тренировку, чтобы сильным стать и ловким
(поднять руки в стороны, с усилием сгибать руки и выпрямлять в стороны).
Повернитесь-ка лицом, упражнения начнем.
Раз, два –все вдыхаем (глубокий вдох),

три, четыре –выдыхаем (глубокий выдох).
Носом вдох, а выдох ртом (повторить упражнение)
Шаг на месте мы начнем (ходьба на месте).
Упражнение начиная, все на месте зашагаем.
Руки вверх поднимем выше, их опустим, глубже дышим!
Очень все любим упражнение: руки к плечам круговые вращения.
Раз –вперед, два –назад, физкультуре каждый рад.
Гибкость всем нужна на свете, наклоняться любят дети.
Раз –и вправо, два – и влево, пусть окрепнет наше тело (наклоны в стороны). Руки к бедрам, ноги врозь –так давно уж повелось
(прыжком встать ноги врозь).

Три наклона делай вниз, на четыре выпрямись!
В заключенье, в добрый час, мы попрыгаем сейчас
(прыжки на месте).

Раз, два, три, четыре– нет солдат сильнее в мире.

Логопед: Давайте узнаем следующее задание, которое нам нужно  выполнить.

Все: «Крутись, вертись – на бочок ложись!»

д) Дидактическая игра «1 – 2 - 5!»

Логопед: Но, кроме смелых и отважных солдат, чтобы победить в войне, нужно много разных военных запасов. Посчитайте, сколько предметов изображено у вас на карточках.

- «Посчитай - ка, сколько пистолетов?» (Один пистолет, два пистолета, пять

пистолетов.)

- «Посчитай - ка, сколько танков? (Один танк, два танка, пять панков.)

- «Посчитай - ка, сколько пушек? (Одна пушка, две пушки, пять пушек.)

- «Посчитай - ка, сколько вертолётов? (Один вертолет, два вертолета, пять

вертолетов.)

- «Посчитай - ка, сколько самолетов?» (Один самолет, два самолета, пять

самолетов.)

- «Посчитай - ка, сколько лодок? (Одна лодка, две лодки, пять лодок.)

е) Дидактическая игра «Сложи постройку» 

Логопед: Ребята, посмотрите, вот и открылся наш волшебный кубик. Ой, а что здесь лежит внутри?

(Логопед достает из кубика картинки с изображением пятиконечной звезды)

Ребята! А вы знаете что это за звезда?

Пятиконечная звезда на танках и самолётах во время Великой Отечественной войны означала воинскую доблесть защитников Родины и была знаком Победы.

Я сейчас попрошу вас взять счетные палочки и выложить на столе пятиконечную Красную звезду -  знак Победы!

(Дети выполняют задание)

  1. Итог занятия.

Логопед: Ребята! Вот и закончилось наше занятие.

- Про какой праздник мы сегодня с вами говорили?

- Вы хотите стать защитниками нашей Родины?

- В каких войсках вы хотите служить?

Мы всегда будем помнить о солдатах, которые сражались за нашу Родину. Мы никогда не забудем тех, кто не пожалел своей жизни: ни ради наград и славы, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит.

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Осень. Деревья."

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Фронтальное занятие для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи."Праздник урожая.Овощи и фрукты."

Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Старший дошкольный возраст....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Сад.Фрукты.Ягоды.

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по лексической теме «Деревья».

Тема: «Образование относительных прилагательных от существительных». Образовательные области: «коммуникация», «познание».Тип занятия: изучение и первичное закрепление нового учебного материала....

Развитие мышления на логопедических занятиях по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (общим недоразвитием речи)

Основная цель дошкольного образования – полноценное формирование и всестороннее развитие личности каждого ребёнка. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  в усло...