Главные вкладки

    Логопедическое занятие по формированию лексико -грамматических категорий и развитию связной речи "Продукты питания"
    план-конспект на тему

    Ионова Оксана Анатольевна

    Логопедическое занятие по формированию лексико -грамматических категорий и развитию связной речи "Продукты питания"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatieprodukty_pitaniya.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ 

    Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи

    ЦЕЛИ:

    I. Коррекционно - образовательная.

    Задачи:

     - Расширение и активизация словаря по теме "Продукты питания".

    - Обучение образованию относительных прилагательных.
    -  Закрепление умений пользоваться в речи распространенными предложениями.
    - Закреплять навык строить полные и четкие предложения при ответе на вопрос.
    - Закреплять умение пользоваться опорными схемами и планами-схемами для составления описательного рассказа

                 II. Коррекционно-развивающая.

    Задачи:

    -развитие мышления, зрительного внимания и восприятия, памяти;

    -развитие общей и артикуляционной моторики.

                 III. Коррекционно-воспитательная.

    Задачи:

    -формирование навыков взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности.

    Оборудование: Предметные картинки, муляжи продуктов питания, контурные изображения фруктов, зеркала.

    Ход занятия. 


    Организационный момент.

    Логопед: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о продуктах питания. А на занятие к нам спешит Вини - Пух. Все вы знаете этого героя. Что больше всего любит Вини - Пух?
    Дети: Варенье и сладости.
    Логопед: Правильно. И мы с вами, ребята,  должны расширить знания Вини - Пуха о продуктах питания.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
    Беседа с детьми о значении продуктов питания для человека; для чего нужны продукты питания; из чего они сделаны; что из них можно приготовить; где их продают; где хранятся (мясные, молочные, овощные, фруктовые, хлебобулочные).
    Игра "Угадай, какой продукт".
    У детей картинки с изображением продуктов питания. Необходимо разложить на подносы мясные, молочные, овощные, фруктовые, хлебобулочные продукты.
    Логопед: Молодцы, ребята, с первым заданием вы справились.
    Грамматические упражнения 
    Логопед: Дети, послушайте, пожалуйста, и отгадайте загадку.
    Скажите, кто так вкусно
    Готовит щи капустные,
    Пахучие котлеты,
    Салаты, винегреты,
    Все завтраки, обеды?
    Дети: Это повар!

    Игра «Что приготовим?» (образование относительных прилагательных от существительных).
    Логопед:
     Молодцы, угадали. А что вам повара готовят на завтрак в детском саду? Сейчас мы с вами будем готовить еду. Логопед раздаёт детям муляжи  продуктов питания. Ребенок рассказывает, что он приготовит из своего продукта (мясной фарш, куриный бульон и т.п.)

    Пальчиковая гимнастика

    Мышка зёрнышко нашла

    И на мельницу снесла.

    Намолола там муки,

    Испекла всем пирожки:

    Мышонку – с капустой,

    Мышонку – с картошкой,

    Мышонку – с морковкой,

    Мышонку – с морошкой.

    Для большого толстяка

    Все четыре пирожка:

    С капустой, с картошкой,

    С морковкой, с морошкой.

    Игра: "Узнавание формы предмета".
    Логопед предлагает набор геометрических фигур, вырезанных из картона. На плакате изображены продукты питания. Детям предлагается назвать все нарисованные продукты питания. Затем логопед завязывает глаза одному из детей, и дает в руки геометрическую фигуру. Ребенок на ощупь определяет, какую геометрическую фигуру ему дал в руки логопед. Затем логопед развязывает глаза ребенку и просит ответить на вопросы:
     – Какой продукт питания похож на треугольник?
                 (геометрические фигуры разных цветов)

     

    Релаксация
    Логопед: Ребята, я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. На грядке выросли замечательные овощи.

    Артикуляционная гимнастика:

    1. Упражнения для щёк и губ.

    Изобразите овощи "толстячки", превратитесь в овощи "худышки".

    2. Упражнения для языка.

    Подготовим чашечки для чая, кофе, сока. Чья «чашечка глубже? Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта.

    Месим тесто. Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить язык на нижнюю губу, и пошлёпывая его губами. Произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе.

    Блинчик. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет 5-10

    Чашка и блюдце на столе. Чередование  арт.позиций «Чашечка»- «Блюдце».

    Острый ножик и глубокий ковшик. Чередование  арт.позиций «Чашечка»-«Острый язык».

    Ручка чайника. Арт.позиция «Горка».

    3. Развитие речевого дыхания и голоса.

    Пьём коктейль через трубочку. (Вдох) Вытянуть губы узкой «воронкой». (Выдох)

    Пыхтящий чайник. 

    Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

    Больше греться не хочу.

    Крышка громко зазвенела.

    -Пейте чай, вода вскипела!

     Произносить: «пых – пах – пох! Пых – пих – пых – пих!»

    Развитие связной речи, мышления.
    Игра "Угадай лишний предмет".
    Угостим Вини - Пух фруктами. Логопед показывает вазу с фруктами и просит детей назвать, что лишнее и почему?
    Дети: Лишним будет свекла – это овощ и кекс – это мучной продукт, а все остальное – фрукты.

    Составление рассказа-описания.

    Игра «Самый главный»
    Логопед и Вини-Пух:  рассказывают сказку о том, как спорили продукты, кто из них самый главный.
    Дети: описывают предмет, изображённый на картинке, по схеме от первого лица и заканчивают свой рассказ словами : «Я самый главный».
    Игра "Приготовим компот".
    Логопед рассказывает, как Вини -Пух вчера варил компот и все перепутал. Всё смешал: морковь, варенье, яблоко. Получился винегрет. Сейчас мы научим Вини -Пух варить компот.
    Логопед: Ребята, кто из вас хотел бы оказаться в таком месте, где с неба падают конфеты? Все? Замечательно. Что-то мне подсказывает, что скоро над нами появится разноцветное конфетное облако. Давайте приготовимся и на всякий случай "помоем руки".
    Логопед читает стихотворение М. Яснова "Я мою руки".
    Мыло бывает                       
    ( дети энергично "намывают" руки, разминая ладони и пальцы)
    Разным-преразным:
    (соединяют подушечки указательных пальцев)
    Синим,
    (соединяют подушечки указательных пальцев)

    Зеленым,
    (соединяют подушечки средних пальцев)
    Оранжевым,
    (соединяют подушечки безымянных пальцев)
    Красным…
    Но не пойму,                       
    (изображают удивление)
    От чего же всегда
    (округляют глаза, поднимают вверх плечи)
    Черной-пречерной, бывает вода?
    (разводят стороны руки…)
    После окончания упражнения дети расслабляют мышцы тела, свободно свесив руки, слегка согнув колени и наклонив голову вперед.
    Логопед: Кажется, я слышу шум дождя. Закройте глаза и послушайте. (Логопед включает аудиозапись дождя). Подставьте ладони под разноцветный конфетный дождь. (Логопед кладет каждому в ладони по одной конфете в разноцветных фантиках). Назовите, какого цвета конфета упала в ваши руки. Попробуем конфету на вкус. Какая она?
    Дети: Твердая, ароматная, вкусная, игристая.
    Итог занятия
    Логопед вместе с детьми повторяет значения продуктов питания для человека. А Вини - Пух вас благодарит за полезную информацию.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ.

    После логопедического обследования  учащихся начальной школы были выявлены дети, для которых русский язык не является родным. Такие дети имеют те или иные трудности в усвоении лингвистического ма...

    Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Осень. Деревья."

    Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Фронтальное занятие для детей старшего дошкольного возраста....

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: "Овощи"

    В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий все стороны речи и внимание детей при изуче...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей логопедической группе: "Предлог из"

    Данное занятие направлено на формирование у детей умения правильно употреблять предлог из с существительными в родительном падеже....

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы на тему «Дикие животные»

    Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования, составления предложений и описательных рассказов....

    Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в средней группе

    Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в средней группе "Дикие животные"...

    Конспект фронтального интегрированного занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: "Овощи" в старшей группе для детей с ОВЗ.

    Коррекционное занятие активизирует пассивный и активный словарь по теме: “Овощи”. Учит  составлять описательные рассказы по картинно-графическому плану. Учит образовывать относител...