Главные вкладки

    Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в средней группе
    план-конспект на тему

    Ионова Оксана Анатольевна

    Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в средней группе "Дикие животные"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дикие животные.

    Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи

    ЦЕЛИ:

    I. Коррекционно - образовательная.

    Задачи:

    -Уточнить и расширить словарь детей по теме.

    -Формировать обобщающее понятие «Дикие животные».
    -Учить использовать уменьшительно – ласкательную форму существительных.

    - Продолжать учить строить фразу из 2 – 5 слов.
    - Закреплять умение пользоваться опорными схемами и планами-схемами для составления предложения.

                 II. Коррекционно-развивающая.

    Задачи:

    -развитие мелкой  моторики.

    -развитие  образного мышления, зрительного внимания, памяти;

                 III. Коррекционно-воспитательная.

    Задачи:

    -формирование навыков взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности.

    Оборудование: Предметные картинки, карточки - пиктограммы.

    Ход занятия. 


    Организационный момент.

    Давайте встанем в круг дружбы, чтобы почувствовать плечо друг друга. Ведь если тебя окружают друзья, то и жить легче и трудности в учении тоже легче преодолеть.

    Песенка-кричалка.

    На берегу

    Большой реки

    Пчела ужалила

    Медведя прямо в нос.

    Ой-ой-ой-ой!

    Кричал медведь.

    Сел на сосну

    И начал петь:

    Землю обмотали

    Тоненькие нити

    Нити-параллели

    Из глубоких рек.

    Совершите чудо-

    Руку протяните.

    Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек!

    Логопед. Сегодня мы отправимся в гости к старику – лесовику. Он пригласил в гости своих соседей и про нас не забыл. А поможет нам в этом волшебная палочка. Только чтобы чуду быть, надо глазки всем закрыть. 1,2,3 – перенеси нас, палочка, в гости к лесовику.

    Основная часть.

    Логопед (Лесовик). Здравствуйте, ребята! Я рад Вас видеть в моём лесу. Если вы отгадаете мои загадки, то поможете мне найти моих друзей.

    Длинноноухий, маленький, в белой шубке, валенках (заяц).

    Выставляется картинка с изображением зайца.  Заяц маленький. Про него можно ласково сказать – зверёк (зайчик). У зайца длинные уши, чтобы хорошо слышать. Длинная мордочка, чтобы чувствовать запахи. Зимой заяц белый, а летом серый. Хвост короткий, чтобы не мешал бегать, а вот задние ноги длинные и сильные, чтобы прыгать и отбиваться от врагов. Любит зайка морковку, кору деревьев. Спит под кустиком. Заяц умеет верещать.

     - Покажи и назови части тела зайчика.

     - Чем заяц питается? (морковкой, корой деревьев).

     - Есть ли у него норка? (Нет, заяц спит под кустиком).

    - Как голос подаёт? (верещит).

     - Для чего зайцу длинные уши и короткий хвост? (Длинные уши, чтобы хорошо слышать. Хвост короткий, чтобы не мешал бегать).

    Показать пальчиками зайца.

    Серый, зубастый, злой. (Волк)

    Волк – большое дикое животное, про него можно сказать – зверь. Выставляется картинка с изображением волка. Зимует волк в логове. Зимой голодно, поэтому охотятся  волки стаями – по 10 -12 волков, чтобы легче было поймать зайца, оленя, лося. Когда волк находит добычу, он начинает выть, чтобы сообщить стае о найденной добыче.

     - Покажи и назови части тела волка.

    - Где зимует волк? (в логове).

    - На кого охотится? (на зайца, оленя, лося).

    -- Как голос подаёт? (воет)

    Показать пальчиками волка.

    Игра «Сравни» (с мячом)

    - Волк – большой, а зайчик – маленький.

    - Волк – зверь, а зайчик – зверёк.

    - У волка – голова, а у зайчика  - головка.

    - У волка – лапы, а у зайчика  - лапки.

    Физкультминутка.

    Дети изображают движением, мимикой птиц и зверей (Зайца, Медведя, Лису и других) по содержанию стихотворений.

    В очень громких сапогах

    Ходит по лесу Ба – Бах!

    И, заслышав этот звук,

    В ветках спрятался Тук – тук,

    На сосну взбежал Цок – цок,

    В чащу кинулся Прыг – скок;

    Чик – чиришка в листья – порх!

    Тихо – тихо все сидят

    И, хихикая, следят,

    Как шумит в лесу Ба – Бах

    В очень громких сапогах.

    Логопед (Лесовик). Кто по лесу идёт, ветки ломает, кусты гнёт, рычит и ревёт? (Медведь)

    Летом и зимой бурый, только зимой мех густой, чтобы тепло было. Всю зиму медведь спит в берлоге. Зимой у медведя рождаются медвежата. Медведь всеяден. Он любит есть ягоды, насекомых, муравьёв, корни растений и мёд. Медведь рычит и ревёт.

    - Где зимует медведь? (в берлоге).

    - Что любит есть медведь? (Медведь всеяден. Он любит есть ягоды, насекомых, муравьёв, корни растений и мёд.)

    - Как голос подаёт? (рычит и ревёт).

    Пальчиковая гимнастика.

    Мама мишек будит рано.                     (Сжать пальцы в кулаки, чуть – чуть приподняв

                                                                      указательный и мизинец)

    Не встают они с дивана!                       (Удивлённо пожать плечами)

    Эй, Большак, вставай скорей!              (Разогнуть большие пальцы и указать на дверь)

    Ну, а ты, лентяй Указка,                        (Разогнуть указательные пальцы и указать на дверь)

    У тебя засохла краска!                          (Изобразить руками ведро)

    Вы должны с Середняком                    (Разогнуть средние пальцы и произвести плавные

    Побелить амбар и дом.                           движения кистями рук, как кисточкой)

    Безымянный, мой бедняжка!                (Погладить безымянный палец пальцами другой

    Знаю, болен был ты тяжко,                     руки)

    Пожалею я тебя,

    Полежи ещё два дня.

    Ты, Мизинчик малышок,                       (Показать какого роста мизинец)

    Роста у тебя – вершок!

    Но зато проказ и драк                             ( Погрозить мизинцу пальцем)

    Сосчитать нельзя никак.

    Логопед (Лесовик). Шустрый, маленький зверёк по деревьям скок – поскок. (Белка).

    Летом белка рыжеватая, а зимой серенькая. У нее сильные задние ноги, чтобы легко было перепрыгивать с ветки на ветку, с дерева на дерево. А пушистый хвост помогает держаться в воздухе и как руль помогает рулить. Я люблю ягоды, грибы, орехи и заготавливаю их в дупле на зиму. Голос подаёт цоканьем.

    - Где зимует белочка? (в дупле).

    - Чем питается?  (ягодами, грибами, орехами).

    - Как голос подаёт? (цокает).

    Логопед (Лесовик). Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками и фыркает. (Ёжик).

    Ёж видит плоховато, и быстро бегать не умеет, а вот запах почувствует, сворачивается клубком, выставляет иголки и катится подальше от опасности. Очень любит ловить насекомых, мышей, не упустит и змею. Зимой любит спать, поэтому и норку под пнём тёплую готовит, листья туда таскает.

    - Где зимует ёж? (в норке).

    - Чем питается? (любит ловить насекомых, мышей, не упустит и змею).

    - Как обороняется? (сворачивается клубком, выставляет иголки и катится подальше от опасности).

    - Как голос подаёт? (фыркает).

    Логопед (Лесовик). Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса, а зовут её… (Лиса).

    Зимой шуба лисы густая и тёплая, но цвета не меняет. Пушистый хвост лисы, как руль, помогает делать резкие повороты, когда лиса гонится за мышками. Кончик хвоста всегда белый. Живёт лиса в норе. Лиса умет тявкать.

    - Где живёт лиса? (в норе).

    - Чем питается? (мышками).

    - Зачем лисе пушистый хвост? (хвост лисы, как руль, помогает делать резкие повороты, когда лиса гонится за мышками).

    - Как голос подаёт? (тявкает).

    Итог занятия.

    Назовите животных, о которых мы сегодня говорили? (Заяц, волк, ёж, медведь, белка, лиса).

    Где они живут? (В лесу).

    Как можно назвать всех этих животных? (Дикие животные).

    Почему мы этих животных называем дикими? (Дикие животные живут в лесу, подальше от человека. Они сами находят себе еду, сами устраивают своё жилище.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт": "Как купить машину".

    Конспект занятия  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи  в подготовительной группе для детей с ОНР по...

    Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Осень. Деревья."

    Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Фронтальное занятие для детей старшего дошкольного возраста....

    Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи."Праздник урожая.Овощи и фрукты."

    Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Старший дошкольный возраст....

    Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Сад.Фрукты.Ягоды.

    Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

    Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

    Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель». Старшаяя...

    Логопедическое занятие по формированию лексико -грамматических категорий и развитию связной речи "Продукты питания"

    Логопедическое занятие по формированию лексико -грамматических категорий и развитию связной речи "Продукты питания"...