Играем в театр
методическая разработка по теме

Чернушевич Елена Николаевна

Учебно-методическая разработка "Играем в театр"  к образовательной программе дополнительного образования детей по детской театрализации-алгоритм работы по активизации творческой деятельности дошкольников на занятиях по театрализации. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_v_teatr.rar2.5 МБ

Подписи к слайдам:

подготовка материалов:руководитель театр-студииЧернушевич Е.Н., педагог дополнительного образованияМБОУ ДДТ№1

Учебно-методическая разработка к образовательной программе по детской театрализации«Играем в театр»
Моделирование игровых ситуаций
стереотипные ситуации, закрепленные в бытовой культуре как известные обряды или традициипразднование дня рождения встречу Нового года празднование новоселья и пр.
Игра в «День рождения»
Схема:
Именинник
Гости
Подарки
Угощения
Развлечения
Незваный гость
Счастливый конец
Котенок (домашнее животное)
Игрушка (любая)
Цветочек, дерево
Буратино
Осень(любое время года)
Детский сад (город, страна)
игровые задания:
Приду мать:кто празднует день рождения (Котенок, Матрешка, Буратино, Василиса Премудрая и др.) кто приглашен в гости?Какие подарки принесут гости?Какое будет приготовлено угощение?В какие игры все будут играть (заполняем графу "развлечения»)?Какой незваный гость пожалует, и что тогда произойдет (вопрос для детей старшего возраста) Сочинить конец. Придумать и изготовить: эскизы костюмов;атрибуты для игры (задание для детей любого возраста) ;декорации (или их элементы).Подобрать музыку (эти задания также могут предлагаться детям от 3 до 7 лет и старше):для общих танцев;для характеристики персонажей и т.д.Придумать, в каком жанре обыграть (для старших дошкольников и младших школьников):как спектакль (театр игрушки, кукольный или теневой театр, в жанре пантомимы, мюзикла и т.д.);как литературно-музыкальную викторину для родителей;в литературном жанре (сочинить свою историю и нарисовать к ней иллюстрации, т.е. создать "книгу").
Обратим внимание на «сверхзадачу» этой игры —социально-эмоциональное и нравственно-коммуникативное развитие личности ребенка.
общительность, заботу друг о друге, доброту. воспитание положительных эмоций оттого, что другому хорошо, что другой (именинник) получил много подарков и т. д. обыгрывать моменты сопереживания имениннику, (все радуются за «одного», все озабочены тем, как сделать приятное «виновнику торжества»). создаст позитивный опыт, препятствующий формированию эгоцентризма и завистливости как черт характера.
Игровой сюжет «Встреча Нового года»
Персонаж (встречающий Новый год)
Гости
Убранство елки
Поздравления (от кого и кому)
Игры, хороводы
Подарки
Незваный гость
Счастливый конец
Снежная Королева
Незнайка
Золушка
Баба Яга
творческие задания для детей:
 Придумать и рассказать (нарисовать), как разные сказочные герои встречают Новый год (для старших дошкольников и млад. школьников).Изготовить поздравительные открытки, придумать, как их подписать от лица разных персонажей.Изготовить новогодние подарки для сказочных персонажей.Изготовить елочные украшения и украсить ими елочки, вокруг которых разные сказочные герои будут веселиться. Придумать, о чем беседуют елочные игрушки на елке (о чем они могли бы нам рассказать?).Подобрать песни, игры и пляски (или сочинить их вместе с детьми) для разных сказочных персонажей, встречающих Новый год.Придумать, какой подарок можно подарить самому Деду Морозу? (Эта идея может быть стержнем сценария новогоднего праздника).Модель «Встреча Нового года» имеет очень много самых разных вариантов.
А какова же воспитательная «сверхзадача»?
Новый год, пожалуй, самый любимый всеми праздник, самый волшебный. Он связан со временем. (Каждому хотелось бы узнать, что ждет его в новом году).С этим праздником связаны мечты об изменениях к лучшему. А вот о чем мечтают дети? Что они хотят пожелать себе и своим близким? Данная модель позволяет акцентировать внимание именно на осознании ребенком своей мечты, позволяет воспитывать у детей положительные идеалы, а не только ориентацию на получение подарков от Деда Мороза.
Разворачивание содержания работы с детьми проходит аналогично описанию предыдущих моделей
Игры в семейные праздники
Игры в «Путешествия»
Для путешествия необходимо определить:
творческие задачи:
 Нa каком транспорте будем путешествовать? (Выбрать реально существующий транспорт или волшебные средства: ковер-самолет, сапоги-скороходы, волшебную палочку, «машину времени», позволяющую перемещаться в пространстве и времени и т.д.) Можно предложить творческое задание: придумать новый, не существующий даже в сказке вид транспорта.Как собрать в дорогу багаж (что нужно взять с собой в первую очередь)? Какую взять одежду?Как нужно рассчитать количество вещей, продуктов в зависимости от продолжительности путешествия?Как можно найти выход в сложных, непредвиденных обстоятельствах (куда обратиться в случае потери документов, билетов и др.)?
Какие же игры-путешествия можно совершить с детьми?Примеры:
Поход в лес, где можно найти поляну «Музыкальную», «Таинственную», «Сказочную», «Веселую», «Грустную», «Спортивную», «Сладкую» и т. д. Каждая поляна будет по-особенному оформлена:- на Музыкальной поляне разместятся различные музыкальные знаки и, конечно, будет звучать приятная музыка, - на Сладкой поляне будут расти удивительные деревья и кусты, на ветках которых дети увидят пряники, конфеты и др. Путешествие на «ковре-самолете», «воздушном шаре», «машине племени» по сказкам, частям света, различным эпохам (для детей 6-9 лет).Путешествие на волшебном корабле в страну Знаний с капитаном Врунгелем. По пути планируется посещение островов: Игрушек, Сказок, Смеха, Невезения, Школьного и т. д. (для детей 5 до 9 лет).
Исходным моментом в развитии игрового сюжета может быть какой-либо волшебный предмет.
  Игровая ситуация «Исполнение желаний»
Сочинение сценария и методика подготовки спектакля на основе литературного материала
чтение литературного источника, знакомство детей с произведением. необходимо прозаическое произведение «перевести» совсем в другой жанр — драматический, да еще с учетом возраста и возможностей «артистов». «актеры» — это одновременно и «зрители» . представление для детей не должно быть слишком продолжительным (не более 40-50 минут). Учесть: разработку сценария (объем материала), темпоритм самого спектакля.При работе над сценарием важно: определить действенную основу выбранного литературного материала, выстроить событийную цепочку— от завязки к кульминации (развитию конфликта) и развязке. Выбранный событийный ряд является как бы «скелетом» будущего спектакля, который теперь надо заполнить «плотью» — конкретным текстом, песнями, пантомимами, танцами и другим материалом. далеко не весь репертуар должен быть запрограммирован, так как большинство пантомимических сцен и музыкально-пластических картин строится на импровизации детей.  
Сочинить новый сюжет
 Игра в перессказывание сказок и историй «наоборот».  
Творческие задачи
Сказка «Колобок»Сочинить рекламную песенку КолобкаПридумать ответы зверей, которые хотят его съестьПридумать счастливый (и поучительный) конец всей истории
Таким образом, мы выстроили «архитектуру» разнообразных вариантов занятий, бесед, экскурсий, наблюдении, развлечений таким образом, чтобы все эти «кирпичики» обеспечивали гармоничность и устойчивость всего здания, то есть обеспечивали бы «качество образования».
Успехов в работе!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шкатулка мини - сценок для игры в театр

Дети  очень  любят  игры  драматизации, напоминающие  театральные  представления,  где  одна  часть  детей  являются  артистами,...

Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры.

Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры....

Программа внеурочной деятельности по немецкому языку "Мы играем в театр"

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников, рассчитана на младших подростков (5 класс) и разработана в соответствии с Федеральным госуда...

Практическое пособие родителям: Развиваемся играя "Пальчиковый театр"

Данное пособие предназначено в помощь  родителям детей младшего возраста. Пособие может быть полезно как родителям, так и специалистам  отделения и специалистам учреждений работающих с детьм...

Статья " Как играть в театр"

Театр это искусство коммуникации. Он позволяет многое: высказать мнение и чувства , объясниться, развить свои мысли и идеи посредством палитры эмоций разных и порой неоднозначных. Причем  все это...

Публикация в газете "Приволжская новь""Играть в театр – значит творить играя"

Материал об участии в первом  открытом инклюзивном фестивале детского и молодёжного театрального творчества «Играем в театр»....