игры в ГПД
методическая разработка по теме

Татарко Светлана Андреевна

игры, которые можно и нужно использовать в группе продленного дня

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_v_gpd.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ С ГИПЕРАКТИВНЫЕМИ ДЕТЬМИ

Найди отличие

ЦЕЛЬ: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить,  что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

Кричалки – шепталки – молчалки

ЦЕЛЬ развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку», можно бегать, кричать. Сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться. На сигнал «молчалка» - синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

Гвалт

ЦЕЛЬ: развитие концентрации внимания.

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую – либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно. Хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться. Что это за песня. Собрав ее по словечку.

Желательно, чтобы до того как войдет водящий. Каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

Менялки

ЦЕЛЬ: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг. Таким образом, получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого (светлые волосы, часы и т.д.). После этого имеющие названный признак должен быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

Броуновское движение

ЦЕЛЬ: развитие умения распределять внимание.

Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга. Их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

Передай мяч

ЦЕЛЬ: снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

Сиамские близнецы

ЦЕЛЬ: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.

Скажите детям следующее: «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.

Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинками, головами и др.

Давайте поздороваемся

ЦЕЛЬ: Снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него снимания). Здороваться надо определенным образом.

  1. Хлопок – здороваемся за руку;
  2. Хлопка – здороваемся плечиками;
  3. Хлопка  – здороваемся спинами.
  4. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гипреактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

ИГРЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ.

Обзывалки

ЦЕЛЬ: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными  словами (заранее обгорите условие, какие обзывалками можно пользоваться, это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты… морковка!» помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты… солнышко!»

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

Доброе животное

ЦЕЛЬ:  Способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох – делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад (2 – 3 раза). Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.

Тух – тиби – дух

ЦЕЛЬ: снятие негативных настроений и восстановление сил.

«Я сообщу вас по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по – настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, становитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух – тиби – дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами».

В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух – тиби – дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

«Бумажные мячики»

ЦЕЛЬ: дать возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.

«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составило примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали»

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячиками. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию»

Бумажные мячи можно будет использовать еще неоднократно.

Дракон

ЦЕЛЬ: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник – «голова», последняя – «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

ИГРЫ ЗА ПАРТАМИ

Глаза в глаза

ЦЕЛЬ: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

«Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу в глаза и, чувствуя руки, попробуйте, молча передавать разные состояния» «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т.д. после игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

Маленькое приведение

ЦЕЛЬ: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будите тихо произносить «У», если я беде громко хлопать, вы будете пугать громко.

Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили – и достаточно. Давайте снова станем детьми.

ИГРЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

Корабль и ветер

ЦЕЛЬ:  настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, и пусть вырвавшийся на волю, ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.

Шалтай-болтай

ЦЕЛЬ: расслабить мышцы рук, груди и спины.

«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-болтай».

Шалтай-болтай, сидел на стене

Шалтай-болтай, свалился во сне.

Сначала будем поворачивать туловище вправо – лево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слово «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз».

Насос и мяч

ЦЕЛЬ: расслабить максимальное количество мышц тела.

«Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены.  Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук  (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха, мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» - выпрямилось туловище, после третьего – у мяча поднимается голова. После четвертого – надули щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает шланг от насоса…  Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение». Затем играющим меняются ролями.

Слепой танец

ЦЕЛЬ: развитие доверия друг другу, снятие излишнего мышечного напряжения

«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1 – 2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку».

В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит. Двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не опуская рук, 1 – 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

Гусеница

ЦЕЛЬ: игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

«Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваясь руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение «живой гусеницы».

Смена ритмов

ЦЕЛЬ:

Помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко. В такт хлопками, считать: раз, два, три, четыре… дети присоединяются и тоже все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре… постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

Солнечный зайчик

ЦЕЛЬ: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.

«К нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найди, где он находится. (педагог включает фонарик и светит им на стенку). А теперь зайчик будет двигаться. Запомни, как он двигался. И нарисуй его путь» ребенок следит взглядом за движением светового пятна, а затем зарисовывает траекторию пути зайчика на бумаге.

Тренинг с воспитателями

ЦЕЛЬ: обучение воспитателей упражнениям для гиперактивных, тревожных, агрессивных детей, направленных концентрацию внимания, расслабление мышц, сплочение коллектива.

Ход занятия

1. Приветствие «Сердце группы»

II. Есть чудесная страна, в которой люди приветствуют друг друга по разному, в зависимости от боя часов

1 удар – потирают друг другу ладони

2 удара – трутся спинками

3 удара – прикасаются коленями

III. Правила работы в тренинге

  1. Здесь и сейчас
  2. Правило правой руки
  3. Ведущий всегда прав
  4. Все, о чем говорится за стены не уходит

IV . «ГВАЛТ»

ЦЕЛЬ: развитие концентрации внимания.

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую – либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно. Хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться. Что это за песня. Собрав ее по словечку.

Желательно, чтобы до того как войдет водящий. Каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

V. Кричалки – шепталки – молчалки

ЦЕЛЬ развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку», можно бегать, кричать. Сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться. На сигнал «молчалка» - синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

VI. Броуновское движение

ЦЕЛЬ: развитие умения распределять внимание.

Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга. Их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

VII. Обзывалки

ЦЕЛЬ: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными  словами (заранее обгорите условие, какие обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты… морковка!» помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты… солнышко!»

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

  1. «Попади в ворота»

Ватным шариком попасть в ворота соперника. Дуть на вату, произнося звук «Ш».

IX. Тух – тиби – дух

ЦЕЛЬ: снятие негативных настроений и восстановление сил.

«Я сообщу вас по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по – настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, становитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух – тиби – дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами».

В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух – тиби – дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

X. Шалтай-болтай

ЦЕЛЬ: расслабить мышцы рук, груди и спины.

«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-болтай».

Шалтай-болтай, сидел на стене

Шалтай-болтай, свалился во сне.

Сначала будем поворачивать туловище вправо – лево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слово «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз».

XI. Насос и мяч

ЦЕЛЬ: расслабить максимальное количество мышц тела.

«Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены.  Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук  (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха, мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» - выпрямилось туловище, после третьего – у мяча поднимается голова. После четвертого – надули щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает шланг от насоса…  Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение». Затем играющим меняются ролями.

XII. Слепой танец

ЦЕЛЬ: развитие доверия друг другу, снятие излишнего мышечного напряжения

«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1 – 2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку».

В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит. Двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не опуская рук, 1 – 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

XIII. Смена ритмов

ЦЕЛЬ:

Помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко. В такт хлопками, считать: раз, два, три, четыре… дети присоединяются и тоже все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре… постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

XIV. Солнечный зайчик

ЦЕЛЬ: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.

«К нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найди, где он находится. (педагог включает фонарик и светит им на стенку). А теперь зайчик будет двигаться. Запомни, как он двигался. И нарисуй его путь» ребенок следит взглядом за движением светового пятна, а затем зарисовывает траекторию пути зайчика на бумаге.

 

Найди отличие


ЦЕЛЬ: развитие умения концентрировать внимание на деталях.


Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить,  что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.



Кричалки – шепталки – молчалки


ЦЕЛЬ развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.


Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку», можно бегать, кричать. Сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться. На сигнал «молчалка» - синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

Гвалт


ЦЕЛЬ: развитие концентрации внимания.


Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую – либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно. Хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться. Что это за песня. Собрав ее по словечку.


Желательно, чтобы до того как войдет водящий. Каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.








Менялки


ЦЕЛЬ: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.


Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг. Таким образом, получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого (светлые волосы, часы и т.д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

Передай мяч


ЦЕЛЬ: снять излишнюю двигательную активность.


Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

Сиамские близнецы


ЦЕЛЬ: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.


Скажите детям следующее: «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.

Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинками, головами и др.

Давайте поздороваемся


ЦЕЛЬ: Снятие мышечного напряжения, переключение внимания.


Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него снимания). Здороваться надо определенным образом.

  1. Хлопок – здороваемся за руку;
  2. Хлопка – здороваемся плечиками;
  3. Хлопка  – здороваемся спинами.
  4. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гипреактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.





Обзывалки


ЦЕЛЬ: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.


Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными  словами (заранее обгорите условие, какие обзывалками можно пользоваться, это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели)». Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты… морковка!» помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты… солнышко!»

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

Доброе животное


ЦЕЛЬ:  Способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.


Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох – делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад (2 – 3 раза). Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.

Тух – тиби – дух


ЦЕЛЬ: снятие негативных настроений и восстановление сил.


«Я сообщу вас по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по – настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, становитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух – тиби – дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами».

В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух – тиби – дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

«Бумажные мячики»


ЦЕЛЬ: дать возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.

«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составило примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали»

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячиками. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию»

Бумажные мячи можно будет использовать еще неоднократно.

Дракон

ЦЕЛЬ: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Играющие становятся в линию,  держась за плечи друг друга. Первый участник – «голова», последняя – «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.


Глаза в глаза

ЦЕЛЬ: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

«Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу в глаза и, чувствуя руки, попробуйте, молча передавать разные состояния» «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т.д. после игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.


Маленькое приведение

ЦЕЛЬ: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будите тихо произносить «У», если я беде громко хлопать, вы будете пугать громко.

Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили – и достаточно. Давайте снова станем детьми.




Корабль и ветер

ЦЕЛЬ:  настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, и пусть вырвавшийся на волю, ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.







Шалтай-болтай

ЦЕЛЬ: расслабить мышцы рук, груди и спины.

«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-болтай».

Шалтай-болтай, сидел на стене

Шалтай-болтай, свалился во сне.

Сначала будем поворачивать туловище вправо – лево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слово «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз».

Насос и мяч

ЦЕЛЬ: расслабить максимальное количество мышц тела.

«Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены.  Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук  (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха, мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» - выпрямилось туловище, после третьего – у мяча поднимается голова. После четвертого – надули щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает шланг от насоса…  Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение». Затем играющим меняются ролями.

Слепой танец

ЦЕЛЬ: развитие доверия друг другу, снятие излишнего мышечного напряжения

«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1 – 2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку».

В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит. Двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не опуская рук, 1 – 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

Гусеница

ЦЕЛЬ: игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

«Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваясь руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение «живой гусеницы».

Смена ритмов

ЦЕЛЬ: Помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко. В такт хлопками, считать: раз, два, три, четыре… дети присоединяются и тоже все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре… постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

Солнечный зайчик

ЦЕЛЬ: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.

«К нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найди, где он находится (педагог включает фонарик и светит им на стенку). А теперь зайчик будет двигаться. Запомни, как он двигался. И нарисуй его путь» Ребенок следит взглядом за движением светового пятна, а затем зарисовывает траекторию пути зайчика на бумаге.



И другие узоры.

Ладони

ЦЕЛЬ: способствует развитию внимания, повышение групповой сплоченности.

Участники стоят или сидят в кругу.

Ведущий начинает какое-то движение и передает его соседу справа, который в свою очередь передает это движение также соседу справа. Сосед справа продолжает выполнять данное движение до тех пор, пока не получит от соседа слева новое движение, которое он должен передать. Затем ведущий начинает другое движение и т.д.

Д в и ж е н и я :

  1. Трение ладони о ладонь;
  2. Щелканье пальцами;
  3. Хлопанье ладонями по бедрам;
  4. Топанье ногами;
  5. Хлопанье по бедрам;
  6. Щелканье пальцами;
  7. Аплодисменты поднятыми вверх руками

Фруктовый салат

ЦЕЛЬ: развивает внимание, быстроту реакции, память.

Группа сидит в кругу. Водящий находится в центре круга без стула.

Рассчитайте группу по принципу: яблоко, груша, банан, виноград. Попросите каждого запомнить свой фрукт.

Задача группы: когда водящий называет какой-то фрукт, например яблоко, все «яблоки» должны встать и поменяться местами. Если кто-то не успел занять освободившийся стул, то он становится водящим. Водящие называют разные фрукты, а время от времени говорят: «Фруктовый салат». Это означает, что все участники должны поменяться местами.

Помощь

ЦЕЛЬ: развитие смекалки, мелкой моторики рук;  умение в трудную минуты просить о помощи.

Дайте каждому участнику банковскую резинку. Предложите надеть резинку ни мизинец и большой палец левой руки так, чтобы резинка была с внутренней стороны ладони.

Попросите участников без помощи правой руки снять резинку. Пусть каждый участник попробует все способы, которые приходит им в голову.

Примечание:  выигрывает тот, который попросил о помощи товарища, снять резинку с пальцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по информатике в виде игры "Своя игра"

Урок повторения и закрепления основного программного материала по школьному курсу предмета «Информатика» за 10 класс; проверка общего уровня эрудиции; подготовка учащихся к экзамену по информати...

Подвижные игры; Фонетические игры; Лексические игры

формирование и совершенствование  речевых навыков, активизация  лексики...

Игра-соревнование между учащимися 4 и 5 классов « Малые олимпийские игры», посвященная зимним олимпийским и параолимпийским играм «Сочи- 2014»

Цели:Познакомить детей с новыми играми, обучать действовать по правилам, слажено дружно.Учить чувству сопереживания , радости за победу команды.Воспитывать здоровый образ жизни....

«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы

«МУЗЫКАЛЬНОЕ    РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...

XII Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" 1 место 2018 и XV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" два 2 места- в "Своя игра" и "Медиа Игры". XIV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" среди школьников 3 место " Своя игра" команда " КРУГ ДРУЗ*ей"- 2017 г.

Успешный Дебют наших гимназистов на  КУБКЕ ЕВРОПЫ 2017 по интеллектуальным играм среди школьников.Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" и одновременно "Кубок Европы"...

Методическая разработка на тему "Игра. Игра? Игра!" (в жизни младшего школьника)

Задача воспитателя группы продленного дня:- добиться того, чтобы наши дети выросли не только  сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными н...

«Игра, игра, Игра»

Цель мероприятияПоказать возможности игровых технологий для развития познавательного интереса учащихся на занятиях.Задачи:Осознание возможностей технологии игрового обучения для активизации познавател...