"Продуктивный педагогический опыт: системность и критерии".
методическая разработка на тему

 

Продуктивный педагогический опыт: системность и критерии.

( Директор МОУДОД – ДДТ «Гармония»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл produktivnyy_pedagogicheskiy_opyt.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Продуктивный педагогический опыт: системность и критерии.

( Директор МОУДОД – ДДТ «Гармония»)

   Сегодня чрезвычайно актуальна задача объективной оценки инновационных процессов в развитии образовательных и воспитательных систем учебных заведений, экспертной оценки авторских методик, педагогического опыта, квалификации профессионального мастерства педагога. 
         В решении данной проблемы основными являются следующие
характеристики педагогического опыта: целенаправленность, системность, критериальность, диагностичность, конструктивность, перспективность.
        Педагогический опыт как результат практики является критерием истины: он либо подтверждает, либо отвергает те или иные нововведения. Этот опыт, как правило, результат творческих поисков педагогов, в нем сливаются воедино творческое, новаторское и в то же время традиционное начала.

Продуктивный педагогический опыт – это эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени, что особенно актуально для учреждений дополнительного образования детей.
Можно выделить три основных подхода к трактовке продуктивного педагогического опыта:
1. Образец хорошей работы.
2.  Деятельность, в которую воплощены выводы научных исследований или успешное применение другого опыта технологии.
3. Новаторство, свои педагогические находки, открытие нового педагогического знания.
        В дополнительном образовании чаще всего встречается первый и второй вид продуктивного педагогического опыта. Он больше похож на методическую копилку, или картотеку педагогических находок, или статью о своем опыте работы. Это опыт субъективный, потому что при использовании его другим человеком можно не получить такого результата. Интересный, эффективный передовой педагогический опыт в системе дополнительного образования  существует, поэтому его обязательно нужно изучать, обобщать и распространять.

          Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта, и точка отсчета (чтобы измерять что-то, необходимо иметь такую точку). Без этих компонентов нет надежного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.

Носителем эффективного опыта может выступать любой член педагогического коллектива вне зависимости от занимаемой должности, а также коллектив педагогов (творческая группа, работающая над решением определенной педагогической задачи, методическое объединение). Планировать такую работу не просто – ее нельзя выразить в количественных показателях. Но включать в план конкретные операции целесообразно, т.к. составление плана систематизирует работу с эффективным опытом. Эффективный опыт не имеет сроков службы: он сохраняет значимость, пока полезен. Опытом надо уметь распорядиться. Его можно омертвить, игнорировать, однако можно и заставить работать, развиваться, обогащать практику. Для этого требуется, чтобы действия методических служб по выявлению, анализу и обобщению, распространению, внедрению передового опыта велись в комплексе, планомерно, активно.

         В педагогическом словаре под редакцией Г.М.Коджаспирова педагогический опыт определяется как « активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; продуктивный опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса».  

Перейдем к основным критериям (показателям) отбора продуктивного педагогического опыта.

         Первым важным признаком или критерием ППО является его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. Задача педагогического коллектива - находить эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями. Исходя из задачи, была сформулирована проблема, над которой работает педагогический коллектив Дома детского творчества: «Активизация творческой и познавательной деятельности педагогов и обучающихся через использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе» .  Аспекты решения данной проблемы рассматривалась на педагогических советах :

  1. «Управление развития личности в условиях личностно-ориентированного обучения»;
  2. «Обучение и воспитание успехом»;
  3. «Использование современных технологий в практике дополнительного образования»;
  4. «Использование интерактивных методик при изучении метода проектов», которые были проведены в 2012году

    Второй признак ППО - высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. Продуктивный педагогический опыт должен давать "обильный урожай", высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей.

Второй год ДДТ является муниципальной экспериментальной площадкой по теме: «Система оценки качества и результативности образовательного процесса в учреждении дополнительного образования как условие обновления его содержания». В рамках экспериментальной деятельности разработан комплекс критериев и показателей оценки результативности и качества образовательного процесса ДДТ, диагностический инструментарий, определены оптимальные способы сбора, обработки, анализа, оформления и хранения информации.  Реально достигнутые результаты соответствуют ожидаемым. Значительно возросла удовлетворенность педагогов своей работой, что самым непосредственным образом положительно сказалось на эффективности и продуктивности деятельности ДДТ. Возросла результативность участия воспитанников ДДТ в конкурсных мероприятиях, как муниципального, регионального , так и федерального уровня . Призерами Всероссийского конкурса «Я нарисую мир» стали Яковлева Ольга, Аношкин Федор, Гвоздарев Кирилл, воспитанники студии «Малышок» и «Предшкольная пора»,  образцово –художественный коллектив «Калейдоскоп» уже в этом учебном году стали лауреатами областных конкурсов «Звездный дождь» и «Танцующий город», что говорит о стабильности полученных положительных результатов         реализации образовательных программ.

  1.        Третий показатель ППО - оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. В систему, так называемой, добычи продуктивного педагогического опыта органично вошли темы самообразования педагогов, которые заложены в программу развития ДДТ на 2012-2017 уч. годы. Они следующие: 

- «Проектные технологии как условие повышения качества образовательного  процесса» (Акальмаз О.М.)

-«Здоровьесберегающие технологии в профессиональном арсенале педагога» (Родиошкина А.Ю..)

-«Творчество как способ положительной мотивации обучения младших  школьников» (Шелепенко Е.Е.)

-«Патриотическое воспитание маленьких граждан Российской Федерации»(Подрейко И.В.)

-«Совершенствование форм воспитательной работы» (Сабаева А.Г.)

-«Внедрение современных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс»(Термянен О.Н.)

          Четвёртый показатель ППО - стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени. В рамках методической темы: «Мониторинг, как один из эффективных путей повышения качества дополнительного образования», проведен развернутый анализ педагогической ситуации. Образовательный процесс осуществляют 12 педагогов дополнительного образования, 9 человек имеют высшую и первую квалификационную категорию, в 2012 году на первую категорию было аттестовано 4 человека: педагог-организатор Сабаева А.Г., методист Шелепенко Е.Е, педагоги дополнительного образования: Кузнецова Н.В., Родиошкина А.Ю., подтвердили первую категорию :методист Термянен О.Н. , педагоги дополнительного образования Асмолова С.В., Акальмаз О.М.. В учреждении реализуются 12 образовательных программ, 4 из них авторские; сформировано 12 детских творческих объединений, укомплектовано 26 групп обучающихся. Общая численность воспитанников 398 человек. Цифра стабильна на протяжении трех лет.

         Пятый показатель ППО - наличие в нём элементов новизны. Они проявляются в результате наблюдений педагогического процесса. Непосредственное наблюдение даёт возможность видеть реальный педагогический процесс в его движении и развитии, новизну педагогических идей, приёмов, средств и методов педагогического воздействия. Чувство нового всегда связано с широтой педагогического кругозора, с глубоким пониманием перспектив развития ОУ. Стабильность детского коллектива, системность демонстрации достижений обучающихся побудили педагогический коллектив ДДТ к обобщению и распространению собственного педагогического опыта. Участниками Международного интернет конкурса «Вдохновленные детством» стали методисты: О.Н. Термянен, Е.Е. Шелепнеко, педагог- организатор А.Г. Сабаева, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории И.В. Подрейко представила свои методические разработки занятий в журнале «Портфолио», в том же номере была представлена фото галерея педагогических достижений нашего учреждения.

        Шестой показатель ППО - его актуальность и перспективность. В настоящее время получены положительные результаты работы педагогического коллектива и освоения образовательных программ обучающимися, что соответствует реализации образовательной стратегии «Обеспечение доступности и качества дополнительного образования». Получена реальная возможность по достоинству оценить имеющиеся результаты ,практическую направленность продуктивного педагогического опыта,  наметить перспективные направления развития учреждения.

Таким образом, по каждому из перечисленных критериев ведется определенная работа, что свидетельствует о наличии продуктивного педагогического опыта в учреждении. Мы подошли к стадии обобщения и распространения, что и подразумевает   седьмой  показатель продуктивности - это репрезентативность.  

Репрезентативность - это:

  1. достаточная проверка опыта по времени;
  2. подтверждение позитивных результатов не только в работе одного педагога, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение;
  3. возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.  

Сегодня на семинаре будет представлена работа педагогов, которые готовы представить свой педагогический опыт коллегам, поделиться педагогическими находками. Мы приглашаем вас в творческую мастерскую педагогов С.В. Асмоловой, О.М. Акальмаз объединений «Мастерская чудесных ремесел» и «Рукоделие» художественно - эстетической направленности : итоговое занятие по теме «Оформление интерьера вязанными и шитыми игрушками».

Свои педагогические идеи вам предлагает педагог студии «Предшкольная пора» И.В. Подрейко, которая ждет встречи на аукционе педагогических идей «Познавательная стратегия к Олимпам успеха» .

Кроме того, сегодня состоится муниципальный конкурс литературно-музыкальных композиций «Памяти павших будем достойны»,который завершает цикл мероприятий , проводимых учреждением в  рамках военно- патриотического месячника. Желаю всем плодотворной и продуктивной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Продуктивный педагогический опыт: системность и критерии».

Педагогический советТема: «Продуктивный педагогический опыт: системность и критерии». Цель: выявление и обсуждение актуальных вопросов в процессе обмена продуктивным педагогическим опытом. З...

Принципы работы воспитателя группы выходного дня: опыт системного анализа.

Теореттическая работа, посвященная системному анализу моей деятельности в качестве воспитателя группы выходного дня....

Педагогический опыт "Критерии отбора спортсменов в легкой атлетике"

Представление педагогического опытатренера-преподавателя по легкой атлетике МУ ДОД « Лямбирской ДЮСШ»Ерилина Сергея Викторовичана тему: «Критерии отбора спортсменов в легкой атл...

Опыт педагогической деятельности "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"

Педагогический опыт по теме "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"...