«Продуктивный педагогический опыт: системность и критерии».
методическая разработка по теме

Житкова Татьяна Евгеньевна

Педагогический совет

Тема: «Продуктивный педагогический опыт: системность и критерии».

 

Цель: выявление и обсуждение актуальных вопросов в процессе обмена продуктивным педагогическим опытом.

 

Задачи:

  1. рассмотреть вопросы: понятие и признаки педагогического творчества, сущность, признаки, критерии актуального педагогического опыта; система работы педагога по обобщению собственного опыта.
  2. Проведение ролевой игры «Технология целостного описания педагогического опыта» с целью формирования профессиональных умений кратко представлять педагогический опыт в письменном виде, оценивать его.
  3. разработать памятку педагогу «Как обобщать свой опыт». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovet_noyabr.docx36.65 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

Дата проведения: 22.11.2011 г.

Время проведения: 12.00-14.00

Тема: «Продуктивный педагогический опыт: системность и критерии».

Цель: выявление и обсуждение актуальных вопросов в процессе обмена продуктивным педагогическим опытом.

Задачи:

  1. рассмотреть вопросы: понятие и признаки педагогического творчества, сущность, признаки, критерии актуального педагогического опыта; система работы педагога по обобщению собственного опыта.
  2. Проведение ролевой игры «Технология целостного описания педагогического опыта» с целью формирования профессиональных умений кратко представлять педагогический опыт в письменном виде, оценивать его.
  3. разработать памятку педагогу «Как обобщать свой опыт».

Оборудование: план педагогического совета, магнитно-маркерная доска, маркеры, магниты, канцелярские принадлежности, памятка, проектор, раздаточный материал.

Программа проведения педсовета:

  1. Рассмотреть вопросы:
  • Понятие и признаки педагогического творчества.
  • Сущность актуального педагогического опыта.
  • Признаки актуального педагогического опыта.
  • Критерии актуального педагогического опыта.
  • Система работы педагога по обобщению собственного опыта.
  1. Ролевая игра «Технология целостного описания педагогического опыта».
  2. Обсуждение в группах основных профессиональных проблем.
  3. Решение педагогического мастерства.

Ход мероприятия: 

1. Теоретический аспект.

        Как отмечает Н.Ф. Вишнякова, кандидат педагогических наук, автор учебного пособия по конфликтологии, развитие в личности индивидуального прямо пропорционального совершенствованию в ней творца. Творческая индивидуальность рассматривается как высшая характеристика профессионального творчества. Она включает в себя интеллектуально-творческую инициативу, интеллектуальные способности, широту и глубину знаний, чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению, способность испытывать жажду познания, внутреннюю созидательную борьбу.

Понятие и признаки педагогического творчества

        Педагогическое творчество определяется как деятельность, отличающаяся качественно новыми подходами к организации учебно-воспитательного процесса в ОУ и формирующая высокоэрудированного с точки зрения современной науки, творчески мыслящего человека.

        Главными признаками педагогического творчества, как и творчества в целом, являются:

  • создание нового или существенное усовершенствование известного;
  • оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
  • взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидания (постоянная работа над собой).

В процессе педагогического творчества рождается актуальный (передовой) педагогический опыт.

Сущность актуального педагогического опыта

        Педагогический опыт как результат практики является критерием истины – он либо подтверждает, либо отвергает те или иные нововведения. Опыт, как правило, - результат творческих поисков одного педагога или коллектива педагогов.

        Однако не каждый опыт, имеющий неплохой результат, можно считать актуальным. Иногда педагог, желая добиться высоких результатов по своему направлению, проводит дополнительные занятия, задает много, сверх нормы домашних заданий. Такая работа может дать сиюминутный результат, но при этом будет упущена более важная педагогическая проблема – воспитание познавательных интересов и потребностей обучающихся, формирование общественно ценных мотивов учения. Сущность актуального педагогического опыта состоит в том, чтобы достигать высоких профессиональных результатов оптимальным (экономным) путем, не перегружая воспитанников.

        Следует отметить, что новое – это еще не признак актуального опыта. Массовое применение каких-то форм, методов и приемов – также сомнительный показатель. Иногда за актуальный педагогический опыт выдаются псевдонорские и псевдопедагогические приемы, например стремление, заменить педагога компьютером едва ли оправданно. Иные педагоги добиваются высокой успеваемости и качества знаний по своему предмету за счет снижения уровня физического и психического здоровья обучающихся.

        Актуальный педагогический опыт относится к числу фундаментальных категорий педагогической науки, поэтому прежде чем перейти к методике изучения и обобщения опыта, следует определить сущность понятий, характеризующих эту категорию.

        В настоящее время насчитывается более сорока определений актуального педагогического опыта. Невозможно выделить основополагающие принципы его характеристики, их диапазон широк. В данном случае речь идет об опыте, который может и не содержать в себе чего-то не известного науке, но основанный на успешном применении научно и практически доказанных принципов и методов, он является образцом для тех педагогов, которые еще не овладели педагогическим мастерством. Такой опыт обладает условной педагогической новизной.

        Актуальный педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это высокое мастерство педагога, т.е. такая работа, которая дает наилучший педагогический результат.

Признаки актуального педагогического опыта

        Признаки актуального педагогического опыта:

  • высокие количественные и, главным образом, качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным параметрам:
  • сформированность общественной направленности воспитанника, проявляющейся прежде всего в признаках общественной активности;
  • образованность воспитанников (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщенности, умение переносить знания в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков – вычислительных, графических и др.). Если брать эти критерии более широко, по отношению к учебному процессу вообще, то необходимо отметить такие показатели, как сформированные у воспитанников познавательные интересы и потребности, стремление к самообразованию, наличие общественно ценных мотивов и ценностных ориентаций в учебной деятельности;
  • воспитанность учащихся. Имея в виду воспитательный процесс в более широком смысле, необходимо добавить такие показатели, как сформированность у воспитанников общественно значимых ценностных ориентаций в деятельности, социальных мотивов общения и поведения, активной жизненной позиции, потребности в самовоспитании;
  • мастерство педагога – наличие необходимых умений в различных видах деятельности; практические навыки в выполнении трудовых операций (их количество, качество, скорость); умение анализировать процесс и результат конкретного труда, самоконтроль, самоанализ проделанной работы; связь теории с практикой, рациональный подход к делу, коррекция в организации труда, высокое качество материальных (вещественных) результатов процесса работы;
  • оптимальность – достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при экономной затрате сил и времени педагогов и воспитанников, притом так, чтобы данный опыт не стал помехой для решения других не менее важных образовательных и воспитательных задач;
  • стабильность, длительное его функционирование. Даже значительные успехи педагога в учебно-воспитательной работе, продолжавшиеся короткий срок и впоследствии не повторенные, трудно отнести к передовому опыту;
  • возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширения этого опыта до массового уровня;
  • перспективность. Передовой опыт всегда имеет будущее, перспектива его развития очевидна;
  • научная обоснованность. Передовой, актуальный опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения передового педагогического опыта и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование.

Критерии актуального педагогического опыта

        Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки используют следующие критерии актуального педагогического опыта:

  • актуальность, т.е. соответствие потребностям учреждения, социальному заказу, тенденциям общественного развития, региональной и федеральной образовательной политике.
  • новизна:
  • в радикальном преобразовании образовательной системы: разработка новых средств и правил их применения, постановка и решение педагогических задач;
  • в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда;
  • в комбинации элементов известных методик;
  • высокая результативность:
  • уровня знаний воспитанников;
  • личностного развития воспитанников;
  • уровня воспитанности обучающихся;
  • в методическом и научно-методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса;
  • в совершенствовании методической работы и управленческой деятельности;
  • оптимальность, т.е. достижение более высоких результатов при экономной затрате сил и времени;
  • стабильность:
  • подтверждение эффективности опыта при некотором изменении условий;
  • достижение устойчивых положительных результатов на протяжении длительного времени.
  • научность, т.е. соответствие основополагающим положениям педагогики, психологии, методики;
  • возможность творческого применения, т.е. опыт не может быть связан только с особенностями личности его автора, а должен содержать рациональную идею, которую могут сделать своим достоянием другие педагоги.

Система работы педагога по обобщению собственного опыта

        Для того чтобы представить свой опыт работы, педагогу нужно выстроить собственную систему обобщения, представления, трансляции собственного опыта.

        На подготовительном этапе необходимо провести анализ общей и частной методических систем работы педагога.

        Критериями анализа общей методической работы являются:

  • педагогические задачи: какие конкретно цели поставлены педагогом перед собой по обучению воспитанников знаниям, умениям и навыкам, как они формулируются и сообщаются воспитанникам, как реализуются, учитываются при подведении итогов занятия, как соотносятся с усовершенствованными и стандартными программами;
  • деятельность педагога: соответствует ли она поставленной цели, специфике содержания занятии, индивидуальным особенностям обучающихся, обеспечивает ли их развитие и воспитание, активизацию, какими средствами и методами оперирует педагог;
  • деятельность воспитанников: методы работы, владение рациональными приемами работы, отношение к своей деятельности;
  • оснащение занятий: целесообразность средств, их многообразие, умелое использование;
  • организация внешних условий;
  • результаты обучения.

Критерии анализа частной методической системы:

  • планирование программного материала: правильное распределение его по занятиям, постепенное изучение материала курса из полугодия в полугодие (без перегрузки воспитанников);
  • подготовка педагога к занятиям: подбор и систематизация материала по отдельным темам и занятиям, образцовые планы и конспекты, совершенствуемые из года в год в результате повышения мастерства педагога, использование новейшей литературы по направлению деятельности;
  • средства и приемы, повышающие эффективность каждого занятия: экономия времени, активизация деятельности воспитанников, сочетание фронтальной и индивидуальной работы;
  • внеклассные занятия, тесно связанные с учебной работой и содействующие упрочнению и углублению знаний воспитанников;
  • средства и приемы, обеспечивающие решение той или иной важной частной методической задачи при обучении по направлению деятельности.

Обобщение опыта проводится после тщательного анализа, установления взаимосвязей всех критериев, формулировки идеи или выводов общего характера – именно идея опыта, а не сам опыт и передается преемнику последователю.

Этапы работы педагога над обобщением собственного опыта включает в себя:

  1. Выбор темы, отбор для методической обработки какой-то определенной части, представляющей наибольший интерес и актуальность.
  2. Ознакомление с литературой по избранной теме. Это необходимо для теоретического осмысления темы и сопоставления своего опыта с отраженным в литературе опытом других педагогов по данному вопросу.
  3. Планирование работы по избранной теме.
  4. Сбор и обработка материала. Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т.е. включение в работу элементов экспериментального характера.
  5. Анализ и обобщение накопленного по теме материала. Выявление в освещаемом опыте причинно-следственных связей и педагогических закономерностей, формулирование методических выводов.
  6. Соответствующее литературное оформление. Работа над докладом или статьей: освещение принципиальных положений, исходя из которых педагог подошел к данной теме; описание, анализ и обобщение опыта по данному вопросу; развитие выдвигаемых методических положений, подтверждающихся данным опытом; изложение выводов по разработанной теме.

Приложение 1

Ролевая игра

«Технология целостного описания педагогического опыта»

Цель: - формирование профессиональных умений кратко представлять педагогический опыт в письменном виде, оценивать его;

- формирование умения работать в группе, способность анализировать свою позицию и отстаивать ее.

План игры

  1. Подготовительный этап
  • Разъяснение руководителем игры ее целевого назначения.
  • Формирование игровой группы. Каждая группа получает название: «красные», «зеленые».
  • Выбор руководителя (экспертов) в группах, формирование из них совета экспертов педагогического опыта (далее – ЭПО).
  • Каждой группе выдается пакет приложений:
  • Памятка «Структура целостного описания опыта»
  • Памятка «Содержание деятельности участников игры в соответствии с ролью»
  • Бланк экспертизы педагогического опыта

  1. Основной этап
  • Каждая группа получает задание: составить описание педагогического опыта (своего или коллег). Руководитель игры консультирует группы, помогает участникам оформить описание педагогического опыта в соответствии с памяткой «Структура целостного опыта».
  • Участники разыгрывают внутри группы роли (используя памятку «Содержание деятельности участников игры в соответствии с ролью»), готовятся к представлению педагогического опыта.
  • Группы представляют педагогический опыт по ролям.
  • Группы обмениваются между собой бланками описанного опыта работы, знакомятся на этот раз в письменном виде с его содержанием, проставляют баллы на бланке «Экспертиза педагогического опыта» в графе группы, опыт которой они оценивали.
  • Участники коллективно высчитывают средний балл по каждой из групп.

  1. Заключительный этап – подведение итогов
  • Совет ЭПО определяет наиболее значимый опыт по количеству набранных баллов и оценивает исполнение ролей участниками игры. Один из членов совета выступает с решением совета ЭПО и комментирует представление опыта.
  • Руководитель игры подводит итоги, предлагает участникам высказать свое мнение о предложенной форме обучения самообобщению опыта и способе знакомства с опытом своих коллег посредством ролевой игры.

Раздаточный материал

Памятка «Структура целостного описания опыта»

1. Информация об опыте:

  • условие возникновения, становления опыта;
  • актуальность опыта;
  • ведущая педагогическая идея опыта;
  • длительность работы над опытом;
  • диапазон опыта;
  • теоретическая база опыта.

2. Технология опыта

В описании опыта необходимо отразить:

  • последовательность действий – осознание цели, изучение состояния, постановки задач, подбор форм, методов, средств, планирование, применение, подведение итогов, анализ, корректировка;
  • последовательность применения основных приемов, форм в контексте общей логики педагогических действий;
  • конкретные примеры, факты.

3. Результативность опыта

Для оценки результативности актуального опыта необходимо определить уровни обученности, воспитанности, развития личности обучающихся.

Результаты педагогической деятельности должны подтверждать описанную систему педагогической деятельности, соответствовать поставленным цели и задачам.

Памятка

«Содержание деятельности участников игры в соответствии с ролью»

Роль эксперта

        Эксперт выбирается группой. Он выполняет все обязанности члена игровой группы, а также является членом совета ЭПО, руководит деятельностью своей группы в процессе обмена картами педагогического опыта, следит за правильностью заполнения членами группы бланка экспертизы.

Роль новатора

        В обязанности новатора входит защита того опыта, который он представляет. При выступлении новатор имеет право:

  • выбрать форму выступления и иллюстрации;
  • отстаивать свою точку зрения;
  • вступать в конфликт с критиком и комформистом.

Примерный план выступления новатора:

  • ведущая педагогическая идея опыта;
  • доказательство новизны;
  • аргументация полезности;
  • преимущество опыта;
  • технология опыта;
  • подтверждение эффективности.

Роль сподвижника новатора (союзника, оптимиста, пропагандиста)

        Сподвижник – игрок, который дополняет выступление новатора. Он обращает внимание на возможность практически использовать педагогический опыт, подтверждает это личным опытом или примерами, которые ему известны. В обязанности сподвижника новатора входит:

  • защищать новатора;
  • подготавливать выступление и выступать совместно с новатором.

Роль консерватора (пессимиста, скептика)

        Консерватор ратует за старые «добрые» традиционные методы, утверждая, что они более эффективны, он находит слабые стороны данного опыта, проявляет осторожность, приверженность к старому, нетерпимость к новому.

Обязанности консерватора:

  • подвергать все сомнению;
  • вступать в конфликт с новатором и его сподвижником.

Роль критика (реалиста)

        Критик выявляет сильные и слабые стороны педагогического опыта, демонстрирует научное и обоснованное суждение, предвидение положительных и отрицательных последствий внедрения опыта новатора.

Схема выступления критика:

  • выявление положительных сторон опыта, его недостатков и недочетов;
  • конструктивные предложения.

Роль конформиста

        Конформист – игрок без собственной позиции, он легко меняет точку зрения. В зависимости от ситуации то поддерживает, то отрицает представляемый опыт, каждый раз подчеркивая сильную сторону критика, новатора, консерватора.

Задача конформиста:

  • выступать после каждого члена группы, выражать свое согласие с его точкой зрения;
  • аргументировать свое согласие;
  • вызывать у членов группы желание противодействовать соглашательской позиции.

Бланк экспертизы педагогического опыта

        Уважаемые педагоги! Проставьте по каждому из критериев оценки педагогического опыта баллы от «1» до «3» («1» балл – низкий уровень; «2» - средний; «3» балла – высокий уровень).

Критерии

Название группы

«красные»

«зеленые»

Актуальность

Новизна

Высокая результативность

Оптимальность

Стабильность

Научная обоснованность

Возможность творческого применения

Общий балл

Спасибо!

Приложение 2

Памятка педагогу

«Как обобщить свой опыт»

  1. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, по которой имеются накопленные материалы. Постарайтесь ее оформить как можно точнее, конкретнее.
  2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические материалы, свои наблюдения за развитием воспитанников. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.
  3. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему вас вопросу.
  4. Приведите в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных заданий для воспитанников и др.), сопроводив их краткими разъяснениями.
  5. Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
  6. Определите форму обобщения. Это могут быть доклад, статья, методическая разработка или рекомендации и т.п. Лучшей формой является целостное описание опыта.
  7. Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для ваших выводов. Снова уточните план, в нем должна быть основная идея и логика изложения темы.
  8. Используйте литературу не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Старайтесь, чтобы собственный опыт не «потонул» в потоке общих рассуждений и теоретических обоснований.
  9. Главный критерий хорошего опыта – результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются воспитанники. Заблаговременно определите критерии и показатели результативности вашей опыта, подберите диагностический материал.
  10. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках.
  11. При оформлении описания опыта тщательно работайте не только над содержанием, но и над текстом рукописи. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «наукообразно». Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегайте повторений. Следите за связанностью и правильностью речи (проверьте, нет ли стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок).
  12. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы воспитанников, списки литературы и др.)
  13. Работая над обобщением собственного опыта, обращайтесь за помощью к заместителю директора, поддерживайте связь с каким – либо педагогическим учреждением и пользуйтесь консультациями специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Продуктивный педагогический опыт: системность и критерии".

Продуктивный педагогический опыт: системность и критерии.( Директор МОУДОД – ДДТ «Гармония»)...

Принципы работы воспитателя группы выходного дня: опыт системного анализа.

Теореттическая работа, посвященная системному анализу моей деятельности в качестве воспитателя группы выходного дня....

Педагогический опыт "Критерии отбора спортсменов в легкой атлетике"

Представление педагогического опытатренера-преподавателя по легкой атлетике МУ ДОД « Лямбирской ДЮСШ»Ерилина Сергея Викторовичана тему: «Критерии отбора спортсменов в легкой атл...

Опыт педагогической деятельности "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"

Педагогический опыт по теме "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"...