Классный час-лекция "Что такое ансамбль? "для учащихся младших классов.
классный час на тему

Дорожкина Римма Николаевна

Рассказ о происхождении ансамблевой игры на музыкальных инструментах. Репертуар концерта ансамблей учащихся моего класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorozhkina_konc._klassnyy_chas.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУДОД «Верхнеднепровская детская школа искусств»

Классный час-лекция

«Что такое ансамбль?»

(Для учащихся младшего школьного возраста)

Подготовила и провела:

Концертмейстер Дорожкина Р.Н.

                              Пгт. Верхнеднепровский          

Здравствуйте ребята!

Сегодня учащиеся нашего класса подготовили концерт и не просто концерт, а по теме «Ансамбль».

Вы, наверное, часто слышите это слово «ансамбль» по радио и телевидению. И, наверно, скорее всего, представляете вокально-инструментальный ансамбль.

Слово «ансамбль» пришло в наш язык от французского слова ensemble (вместе) – что означает совместное исполнение. Или так называют музыку для исполнения несколькими музыкантами.

Многие ансамбли имеют строгое количество участников и по количеству их называют по разному.

В ансамбли могут собираться музыканты, играющие на разных инструментах, а также вместе с вокалистами, т.е. певцами.

Если говорят, что у этих музыкантов хороший ансамбль – это значит, что у них высокая степень слаженности, согласия в исполнении. Представьте себе, что если кто-то из музыкантов вдруг заиграет быстрее или медленнее, а другие будут играть по-прежнему, то музыка развалится на кусочки и такую игру будет неприятно слушать.

А представьте себе, как наслаждаешься, слушая голос и рояль, если они сливаются вместе и аккомпанемент естественно продолжает «договаривает», когда умолкает  певец и даже тембр рояля становится похожим на теплый, наполненный чувствам человеческий голос.

Тогда хочется воскликнуть «Какой хороший ансамбль!»

Ансамбли могут быть вокальными и инструментальными. Вокальные чаще всего бывают в операх, опереттах.

В зависимости от количества исполнителей ансамбль называются по разному:

I вид – это дуэт (т.е. два участника) от латинского слова «дуо» - два. У каждого исполнителя своя самостоятельная партия и при совместном исполнении получается единое произведение.

Очень многие композиторы писали музыку для исполнения двумя участниками или музыку перекладывают для исполнения двумя участниками. Особенно широко применяются дуэты в операх, где они играют важную роль для характеристики действующих лиц (например: дуэт Германа и Лизы из «Пиковой дамы»).

II вид – это трио (т.е. трое участников); вокальное трио – это терцет (пьеса для 3х певцов); инструментальное трио (фортепиано, скрипка, виолончель).

Сочиняли музыку трио – Бетховен, Шуберт, Равель, Шостакович и другие композиторы.

Например:

1) М.И. Глинка «Патетическое трио» (для кларнета, фагота, фортепиано)

2) П.И. Чайковский «Трио памяти великого артиста» (памяти Н. Рубинштейна)

3) С. Рахманинов «Элегическое трио» (в память о П.И. Чайковском) Прослушали отрывок в записи

4) Д. Шостакович «Второе трио» (в память о Солертинском)

Есть у слова трио и еще одно значение. Так называется средняя часть танцев – менуэта и скерцо. Потому что раньше средние части этих старинных танцев исполняли только трое музыкантов.

III вид – квартет.

«Проказница Мартышка, Осёл, Козёл,

Да косолапый Мишка.

Затеяли сыграть квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки

Пленять своим искусством свет»

                            /Крылов И.А./

Вы конечно же знаете эту басню «Квартет». Слово квартет происходит от латинского guartus – четвертый.

Баса – раньше называли виолончель.

Квартетом называют музыкальные произведения для четырех музыкантов.

Есть несколько видов квартетов:

  1. Струнные (как в басне)
  2. Фортепианные (или четыре фортепианных партии, что не часто исполняют; или фортепиано, скрипка, альт, виолончель)
  3. Вокальный (например: в опере Дж. Верди «Риголетто» есть квартет Герцога, Джильды, Маддалены и Риголетто). Прослушали отрывок в записи.
  4. Духовые квартеты.

Квартеты писали разные композиторы: Моцарт, Р. Шуман,.

IV вид: квинтет – фортепиано, 2 скрипки, альт, виолончель.

Сочиняли квинтеты: Р. Шуман, И. Брамс, Танеев, Д. Шостакович и др.

Бывают струнные квинтеты и даже духовые  (например: флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна).

V вид: секстет – это ансамбль из шести исполнителей (например: П.И. Чайковский написал секстет «Воспоминание о Флоренции».

А теперь силами нашего класса прослушаем маленьких концерт, состоящий из ансамблевых пьес на фортепиано.

Программа выступлений учащихся моего класса:

  1. Л. Соколова «Земляника и лягушки» исп. Грачева Ю. и Савинова М.           (4 кл.)
  2. В Шаинский «Антошка» исп. А. Лукшина и Денисенко К. (5, 6 кл.)
  3. Б. Бриттен «Крестьянский паренек» исп. Косцов К. (5 кл.) и                   пр. Дорожкина Р.Н.
  4. И. Дунаевский «Спой нам ветер» исп. Загвозкина Н. (5 кл.) и              пр. Дорожкина Р.Н.
  5. К. Хачатурян «Танец тыквы» исп. Качалова А. (5 кл.) и Загвозкина Н. (5 кл.)
  6. К. Хачатурян «Марш Чиполлино» исп. Фетисенкова А. (7 кл.) и         пр. Дорожкина Р.Н.
  7. Слушали в записи пятиминутный отрывок концерта фортепианного ансамбля преподавателей Смоленского музыкального училища          им. М.И. Глинки Зайцевой Л.М. и Флеймана В.Д.

Список литературы

  1. Запись концерта Зайцевой Л.М. и Флеймана В.Д.
  2. Перельман Н. В классе рояля. – Москва, 1966 г.
  3. Ринкявичус З. Что такое ансамбль? – Москва, 1982 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Издавна начальная школа была важным звеном в образовании и воспитании молодого поколения. Ребенок младшего школьного возраста податлив на воспитывающее воздействие извне. Психологами установлено, что ...

классный час "Что такое дружба?" 8-9 класс

Данный классный час составлен в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, с использованием активных методов обучения и воспистания....

Нарушения чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школ. Консультация для учителей начальных классов общеобразовательных школ.

Нарушения чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школКонсультация для учителей начальных классов общеобразовательных школ    Начало школьной ...

Воспитательское занятие, Классный час Что такое природа 1-2 класс

Воспитательское занятие, Классный час для начальной школы....

Методическая разработка для учащихся младших классов на занятиях по хоровому классу «Игровой метод в условиях хоровой репетиции: взаимодействие слова и музыки, словотворчество»

      Проблема выразительности в произношении слов в детском хоре и общей эмоциональной отзывчивости на музыкальные образы хоровых произведений, является важным моментом в вокаль...

Развитие самостоятельного музыкального мышления учащихся младших классов ДМШ и ДШИ (на примере класса флейты)

Нередко преподаватель специальных дисциплин в ДМШ и ДШИ принимает активное участие, и порой даже слишком активное, а именно полный диктующий контроль над ребёнком в процессе обучения с самых первых ур...

Классный час на тему: «Вечная музыка И.С. Баха» для учащихся младших классов ДШИ

В период, когда учащиеся готовятся к сдаче академического концерта по специальности, каждый педагог ищет новые и действенные формы обучения начинающего музыканта и взаимодействия с родителями учеников...