Классный час-лекция "Что такое ансамбль? "для учащихся младших классов.
классный час на тему
Рассказ о происхождении ансамблевой игры на музыкальных инструментах. Репертуар концерта ансамблей учащихся моего класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorozhkina_konc._klassnyy_chas.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУДОД «Верхнеднепровская детская школа искусств»
Классный час-лекция
«Что такое ансамбль?»
(Для учащихся младшего школьного возраста)
Подготовила и провела:
Концертмейстер Дорожкина Р.Н.
Пгт. Верхнеднепровский
Здравствуйте ребята!
Сегодня учащиеся нашего класса подготовили концерт и не просто концерт, а по теме «Ансамбль».
Вы, наверное, часто слышите это слово «ансамбль» по радио и телевидению. И, наверно, скорее всего, представляете вокально-инструментальный ансамбль.
Слово «ансамбль» пришло в наш язык от французского слова ensemble (вместе) – что означает совместное исполнение. Или так называют музыку для исполнения несколькими музыкантами.
Многие ансамбли имеют строгое количество участников и по количеству их называют по разному.
В ансамбли могут собираться музыканты, играющие на разных инструментах, а также вместе с вокалистами, т.е. певцами.
Если говорят, что у этих музыкантов хороший ансамбль – это значит, что у них высокая степень слаженности, согласия в исполнении. Представьте себе, что если кто-то из музыкантов вдруг заиграет быстрее или медленнее, а другие будут играть по-прежнему, то музыка развалится на кусочки и такую игру будет неприятно слушать.
А представьте себе, как наслаждаешься, слушая голос и рояль, если они сливаются вместе и аккомпанемент естественно продолжает «договаривает», когда умолкает певец и даже тембр рояля становится похожим на теплый, наполненный чувствам человеческий голос.
Тогда хочется воскликнуть «Какой хороший ансамбль!»
Ансамбли могут быть вокальными и инструментальными. Вокальные чаще всего бывают в операх, опереттах.
В зависимости от количества исполнителей ансамбль называются по разному:
I вид – это дуэт (т.е. два участника) от латинского слова «дуо» - два. У каждого исполнителя своя самостоятельная партия и при совместном исполнении получается единое произведение.
Очень многие композиторы писали музыку для исполнения двумя участниками или музыку перекладывают для исполнения двумя участниками. Особенно широко применяются дуэты в операх, где они играют важную роль для характеристики действующих лиц (например: дуэт Германа и Лизы из «Пиковой дамы»).
II вид – это трио (т.е. трое участников); вокальное трио – это терцет (пьеса для 3х певцов); инструментальное трио (фортепиано, скрипка, виолончель).
Сочиняли музыку трио – Бетховен, Шуберт, Равель, Шостакович и другие композиторы.
Например:
1) М.И. Глинка «Патетическое трио» (для кларнета, фагота, фортепиано)
2) П.И. Чайковский «Трио памяти великого артиста» (памяти Н. Рубинштейна)
3) С. Рахманинов «Элегическое трио» (в память о П.И. Чайковском) Прослушали отрывок в записи
4) Д. Шостакович «Второе трио» (в память о Солертинском)
Есть у слова трио и еще одно значение. Так называется средняя часть танцев – менуэта и скерцо. Потому что раньше средние части этих старинных танцев исполняли только трое музыкантов.
III вид – квартет.
«Проказница Мартышка, Осёл, Козёл,
Да косолапый Мишка.
Затеяли сыграть квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки
Пленять своим искусством свет»
/Крылов И.А./
Вы конечно же знаете эту басню «Квартет». Слово квартет происходит от латинского guartus – четвертый.
Баса – раньше называли виолончель.
Квартетом называют музыкальные произведения для четырех музыкантов.
Есть несколько видов квартетов:
- Струнные (как в басне)
- Фортепианные (или четыре фортепианных партии, что не часто исполняют; или фортепиано, скрипка, альт, виолончель)
- Вокальный (например: в опере Дж. Верди «Риголетто» есть квартет Герцога, Джильды, Маддалены и Риголетто). Прослушали отрывок в записи.
- Духовые квартеты.
Квартеты писали разные композиторы: Моцарт, Р. Шуман,.
IV вид: квинтет – фортепиано, 2 скрипки, альт, виолончель.
Сочиняли квинтеты: Р. Шуман, И. Брамс, Танеев, Д. Шостакович и др.
Бывают струнные квинтеты и даже духовые (например: флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна).
V вид: секстет – это ансамбль из шести исполнителей (например: П.И. Чайковский написал секстет «Воспоминание о Флоренции».
А теперь силами нашего класса прослушаем маленьких концерт, состоящий из ансамблевых пьес на фортепиано.
Программа выступлений учащихся моего класса:
- Л. Соколова «Земляника и лягушки» исп. Грачева Ю. и Савинова М. (4 кл.)
- В Шаинский «Антошка» исп. А. Лукшина и Денисенко К. (5, 6 кл.)
- Б. Бриттен «Крестьянский паренек» исп. Косцов К. (5 кл.) и пр. Дорожкина Р.Н.
- И. Дунаевский «Спой нам ветер» исп. Загвозкина Н. (5 кл.) и пр. Дорожкина Р.Н.
- К. Хачатурян «Танец тыквы» исп. Качалова А. (5 кл.) и Загвозкина Н. (5 кл.)
- К. Хачатурян «Марш Чиполлино» исп. Фетисенкова А. (7 кл.) и пр. Дорожкина Р.Н.
- Слушали в записи пятиминутный отрывок концерта фортепианного ансамбля преподавателей Смоленского музыкального училища им. М.И. Глинки Зайцевой Л.М. и Флеймана В.Д.
Список литературы
- Запись концерта Зайцевой Л.М. и Флеймана В.Д.
- Перельман Н. В классе рояля. – Москва, 1966 г.
- Ринкявичус З. Что такое ансамбль? – Москва, 1982 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Издавна начальная школа была важным звеном в образовании и воспитании молодого поколения. Ребенок младшего школьного возраста податлив на воспитывающее воздействие извне. Психологами установлено, что ...
классный час "Что такое дружба?" 8-9 класс
Данный классный час составлен в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, с использованием активных методов обучения и воспистания....
Нарушения чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школ. Консультация для учителей начальных классов общеобразовательных школ.
Нарушения чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школКонсультация для учителей начальных классов общеобразовательных школ Начало школьной ...
Воспитательское занятие, Классный час Что такое природа 1-2 класс
Воспитательское занятие, Классный час для начальной школы....
Методическая разработка для учащихся младших классов на занятиях по хоровому классу «Игровой метод в условиях хоровой репетиции: взаимодействие слова и музыки, словотворчество»
Проблема выразительности в произношении слов в детском хоре и общей эмоциональной отзывчивости на музыкальные образы хоровых произведений, является важным моментом в вокаль...
Развитие самостоятельного музыкального мышления учащихся младших классов ДМШ и ДШИ (на примере класса флейты)
Нередко преподаватель специальных дисциплин в ДМШ и ДШИ принимает активное участие, и порой даже слишком активное, а именно полный диктующий контроль над ребёнком в процессе обучения с самых первых ур...
Классный час на тему: «Вечная музыка И.С. Баха» для учащихся младших классов ДШИ
В период, когда учащиеся готовятся к сдаче академического концерта по специальности, каждый педагог ищет новые и действенные формы обучения начинающего музыканта и взаимодействия с родителями учеников...