Главные вкладки

    конспект мастер класса и открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" в 5-м классе хореографической школы-студии
    план-конспект урока (5 класс) по теме

    Губернаторова Оксана Александровна

    Надеюсь, что данный материал  поможет педагогам -хореографам  расширить тематику уроков по народно-сценическому танцу

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx25.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

    Центр детского творчества

    КОНСПЕКТ

    мастер класса

    по предмету

    «Народно-сценический танец»

    Мастер класс проводится на базе

    образцовой хореографической  

    студии «Надежда»

    с учащимися 5-го класса студии.

    Педагог : Губернаторова О.А.

    концертмейстер: Осипов В.А.

    ТЕМА: « К народному творчеству через современную  

                     сценическую культуру.»

                   

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Приобщение  детей к изучению                    

                     традиционного культурного наследия через                      

                     хореографическое искусство, развитие

                      исполнительского мастерства, сценической

                      культуры детей, повышение технического

                      уровня исполнения танцевальных

                      движений, элементов, комбинаций народного

                      характера. Возрождение фольклора. Развитие

                      интереса у педагогов хореографии и ритмики

                      к народному танцу, к народным обрядовым

                      пляскам, на основе фольклорного материала

                      создавать новые хореографические постановки

                      современного направления (нью-фолк).

                      Повышение профессионального мастерства

                      педагогов посетивших мастер класс.

     

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    Вступительное слово: Руководители хореографических

                       коллективов очень часто теряют интерес к

                       подлинно народному танцу, к вечно

                       неистощимому роднику народной культуры,

                       т.к. не знают, как преподать в наш, современный

                       быстротечный век этот материал наших предков

                       современному   человеку так, чтобы его

                       заинтересовать, увлечь и на сцене он казался

       

                   таким же необходимым и уместным как и новые

                    модные направления. Вспомним, что

                    любительское танцевальное искусство развивало

                    в первую очередь традиции и обряды своего

                    района, области, края и от этого не стоит отходить

                    и сейчас, тем неповторимее и самобытнее будет

                    ваш танец. Но не стоит забывать, игнорировать и

                    обходить своим вниманием фольклорные

                    традиции других областей и народностей. Умение

                    соединить в одно целое два, а иной раз и более,

                    различных направления хореографии и в

                    результате получить ещё одно совершенно

                    другое, новое, современное направление является

                    одной из задач балетмейстера нашего времени.

                    Не надо боятся экспериментировать, творческий

                    поиск необходим, но подходить к этому вопросу

                    надо аккуратно, со знанием дела, чтобы всё что вы

                    покажите  на сцене, что понесёте зрителю и в

                    первую очередь вложите в учеников было

                    эстетически наполнено, несло смысловую

                    нагрузку.

                    Мир хореографии необычайно богат и в нём

                    найдётся место всем направлениям, в том числе и

                    на любительской сцене, и в самодеятельном

                    хореографическом коллективе, и для самого

                    искушённого зрителя. Самое главное, чтобы

                    подход был к тому что вы делаете творческий и

                   высокопрофессиональный.

                            Как мы добиваемся определённого уровня

                   исполнения по народно-сценическому и стилизо-

                   ванному (направление нью-фолк) танцам, мы вам

                   сегодня и постараемся показать.

     

    I часть занятия:

                1. Вступление- поклон в характере русского

                      народного танца ( Смоленская область ).

                  2. Экзерсис у станка:

                       2.1 Plie в характере традиционного русского

                             народного танца

                       2.2 Комбинация battement tendu в характере

                             татарского народного танца

                       2.3 Каблучные в характере молдавского

                             народного танца

                       2.4 Выстукивания в характере марийского

                              народного танца

                       2.5 Комбинация верёвочки (обратить внимание

                             на особенности) в характере украинского

                             народного танца

                       2.6 Флик-фляк в характере ирландского

                              народного танца

                       2.7 Адажио в характере якутского народного

                              танца

                       2.8 Grand battement в характере венгерского

                              народного танца (мужская хлопушка)

    II часть: 

                         Экзерсис на середине

                   1. Работа с руками

                       1.1 особенности положения рук

                             смоленской области

                       1.2 тамбовской области

                       1.3 рязанской области

                       1.4 курской области

                       1.5 московской области

     

     2.   Дробушки

            2.1 двойная дробь

            2.2 двойная с переступанием

            2.2 двойная с перескоком

            2.3 наскочная

            2.4 простая дробь

            2.5 дробь на упадание

        III часть:

          Этюды

    1. Этюд в характере татарского народного танца «Удачный узор».    

    2. Этюд на основе эстонского народного танца «Ламалг-лабаялг».

    3. Этюд на основе белорусского народного танца «Лявониха».

      IV часть:

              Весенние игры-пляски русского народа

    ( педагоги, присутствующие на мастер-классе, могут принять активное участие в этих играх, изучая их на своей практике)

    1. «Скопинская змейка» - исполнялась девушками на Троицу в Скопинском уезде Ря-

    занской губернии (известна с 1-й половины

    XIX века).

    2. «Заинька» - Сапожковский район Рязанской губернии, известна была также в XIX веке и в Бронницах Московской губернии.

    3. «Как у бабушки козёл» - запись Владимирской губернии.

    V часть: 

       Показ учащимися готовых сценических танцев на основе народного обрядового материала.

    1. Обрядовый стилизованный русский народный танец «Потехи с Костромой» (праздник Троица).

    2. Обрядовый стилизованный русский народный танец «Сороковские заклички» (весенний праздник «Сороки» или «Сорока святых мучеников»).

    3. Русская зимняя пляска «Круговерть» - исполняют учащиеся 5-го класса студии.

    4. Обрядовый стилизованный белорусский народный танец «Рано на Ивана» (летний праздник «Иван Купала») – исполняют учащиеся 3-го и 5-го классов студии.

    Примечание: в каждом танце показан отрывок обряда, рассказывающий о данном празднике.

    VI часть:

    Завершающая часть занятия в хореографии – это поклон.

    Этюд с поклоном в характере болгарского народного танца.

    VII часть:

    Ответ педагога хореографической студии на возникшие вопросы в процессе мастер-класса.

    Методическая рекомендация: следует обратить особое внимание на особенности танцевальной лексики разных народностей, на характер исполнения движений. Так одно и тоже движение, например, верёвочка, у каждого народа исполняется со своими особенностями. На это влияет национальный костюм, национальный колорит, географическое расположение данного народа.    

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

    Центр детского творчества

    КОНСПЕКТ

    открытого занятия

    по предмету «Народно-сценический танец»

    в 5-м классе

    образцовой хореографической студии

    «Надежда»

    педагог: Губернаторова Оксана

    Александровна

    концертмейстер: Осипов Владимир

    Александрович

    ТЕМА:   Движения рук в русском народном

                     танце. «Игра» с платочком.

    ЗАДАЧИ: Закрепить материал по данной  

                      теме и более глубоко изучить положения и движения рук в контексте с областными особенностями. Развитие исполнительского мастерства, совершенствование технического уровня исполнения отдельных танцевальных движений и соединение их в комбинации.  

    ЦЕЛЬ:   Приобщение детей к изучению традиционной народной культуре

    через искусство хореографии.

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    I часть занятия:

          1. Поклон в характере русского народного

              танца. (комбинация)

          2.  Разучивание сложного праздничного

               хороводного поклона (женский и

               мужской)

                                       

                        Экзерсис на середине:

             3. Повторение позиций и положений в

                 русском народном танце

             4. Повторение движений рук в русском

                 народном танце

                    4.1 «дворники» - внизу, перед собой,

                                                 Вверху

                    4.2 «полоскание»(Астраханская область)

                    4.3 « фонарики»(Курская область)

                    4.4 «пальчики»

                    4.5 «проходочка» (Северный Урал)

                    4.6 «крылышки» (Омская область)

            5.    Продолжение разучивания областных     особенностей  движений рук

                    5.1 «фигли-мигли» поворот кистей рук

                          в курских танках и хороводах

                   5.2  «муку сеять»движение рук в курской

                          пляске «Тимоня»

                   5.3  «Уральские кружочки» Средний

                          Урал

                  5.4  прищёлкивание пальцами в плясках

                         и хороводах Воронежской области

                 5.5  руки Рязанской «Барыни» («Вятской

                        топотухи»)

                  5.6 движения рук «Смоленского Гусачка»

                         (мужское и женское)

                  5.7  воронежское «подбачение» (ладошки кладут под одна имённую подмышку)

                 

                 5.8 калужская область – «свободные дворники» на верху

            

       

       II часть:

    Введение в тему

    Традиционный платочек или, как его называли в старину «ширинка» ( кусок ткани, отрезанный во всю его ширину) – неотъемлемая часть женского праздничного национального костюма.

    Платочек органично вошёл в русский народный танец, и многие пляски, хороводы стали исполняться девушками и женщинами с платочком.

    Платочек придаёт каждому движению большую выразительность, помогает раскрыть в танце характер исполнителей, подчёркивает их настроение. В хороводах или некоторых плясках  с помощью платочка соединяются отдельные пары или все исполнители. Платочки чаще всего бывают белого цвета, и во время пляски они красиво взлетают над головами исполнителей, словно белые голуби.

    Каждая девушка любовно вышивала и украшала свой платочек, и чем искуснее и талантливее была мастерица  , тем наряднее выглядел её платочек.

    Девушки в танце хвалятся друг перед другом своей работой – вышивкой и кружевами.

     В хороводах, кадрилях девушка иногда дарит платочек парню, которому симпатизирует. Взмахом платочка вызывают партнёршу или партнёра на пляску.

     Понравившегося парня девушка приглашает на пляску или в хоровод – или легко ударяя его платочком по плечу, или с поклоном держа платочек двумя руками, или положив платочек ему на плечо. Бывает и так, что девушка не зная кому отдать предпочтение , подкидывает платочек вверх, а каждый из парней старается поймать его. Платочек достаётся самому ловкому и быстрому.  

    И сейчас мы возьмём платочки и как говорили – поиграем с ним.

                Основные моменты темы:

      1. Обращение с платочком.

      2. Комбинации с платочком:

          2.1 медленная (хороводная, кадрильная)

          2.2 быстрая  (плясовая  с припаданием)

    3. Хороводный этюд с платочками

    Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. И на мой взгляд – это один из самых сложных жанров. Хоровод не только самый распространённый, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хороводов – это круг. А как вы думаете, почему?

     Конечно, его круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, «послонь», берут своё начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшегося  богу солнца – Яриле.

    Хоровод распространён по всей России, и каждая область вносит что то своё, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения.

    Хороводы бывают игровыми и орнаментальными. Но это уже отдельная тема.

    III часть:

                 Экзерсис у станка:

    1. Plie в характере русского нар. танца ( муз.

        «Ой, цветёт калина»)

    2. Battement tendu, b-t jete в характере белорусского народного танца

    3. Каблучные крестом в характере Рус. н. т.(муз.

        «Барыня»)

    4. Комбинация каблучных в характере рус.н.т.

        (муз. «Во поле орешина»)

    5. Выстукивания в характере рус. нар.танца

        (муз. «Комаринская»)

    6. Верёвочка в характере рус.нар. танца

       (муз. «Ох, вы сени, мои сени»)

    7. Флик-фляк в характере матросского танца

        («Вольный ветер»)

    8. battement foundu в характере молдавского народного танца («Молдавский танец»)

              

    IV часть:

       

                Экзерсис на середине:

    1. Комбинация  гармошка-ёлочка, верёвочка

    2. Комбинация выстукиваний (дробь на упадание,

        Ключ)

    3. Дробная комбинация

    4. Комбинация с упражнениями на технику вращения

    V часть:

    Работа по линии танца и диагонали:

    1. Ходы ( переменный-тройной, переменный с полупальцами, тройной с каблуком, тройной с выносом ноги, переменный с каблуком, сибирский, комбинация из сибирских шагов, хороводные ходы)

    2. ковырялочка с моталочкой в повороте

    3. сибирский шаг с вращениями

    V часть:

    Закрепление разученного сложного хороводного

    Женского и мужского поклона.

    Поклон. 

              

    Методические рекомендации:

    Разучивать и исполнять элементы русского народного танца, а также танцевальные комбинации, сочинённые из различных элементов, нужно в основном на середине зала. Исполнение элементов и комбинаций на середине зала даёт исполнителю полное раскрепощение, создаёт большую свободу передвижения, возможность донести характер движения и его манеру, усилить выразительность и усложнить координацию и технику исполнения.

    Если учащийся держится за станок, он в какой то мере скован, а значит, ему не всегда удаётся передать характер русского народного танца, а самое главное – манеру и индивидуальность. Часто при исполнении какого-либо движения у станка, а особенно комбинации, характер его настолько меняется, теряется, что его можно узнать       лишь по мелодии, сопровождающей эту комбинацию. Безусловно, делается исключение для разучивания ряда трудных элементов, например - полных присядок, полу присядок, части прыжков и некоторых других элементов.  Но и в этом случае разучивание движений у станка служит лишь тренировкой, подготовкой мышц и корпуса к выполнению этих движений на середине.

    В процессе изучения основных элементов необходимо обращать внимание на пластичность исполнения  движений, на совершенствование технических приёмов, развитие мастерства у учащихся.

    При изучении основных элементов необходимо требовать от учащихся согласованного движения рук, ног, корпуса и головы, то есть координации движения.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект мастер-класса "Использование кейс-технологий на уроках технологии"

    Ролевая игра на уроках технологии с использованием кейс-технологий....

    Конспект и презентация к открытому уроку по технологии швейного дела в коррекционной школе VIII вида.Тема: "Пижама". Тема урока: " Отделка, применяемая при пошиве пижамной сорочки". 7 класс.

    КОНСПЕКТ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ  к открытому уроку по технологии швейного дела в коррекционной школе VIII вида. Тема: "Пижама". Тема урока: " Отделка, применяемая при пошиве пижамной сорочки". 7 класс....

    Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы""Конспект мастер-класса Валиуллина З.Н

    Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы""Конспект мастер-класса Валиуллина З.Н...

    Конспект мастер - класса. Тема: «Приемы мнемотехники на уроках истории и обществознания.»

    Цель мастер- класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники. Задачи мастер-кла...

    Мастер классы, выступления , открытые уроки

    «Диагностика развития УУД при изучении разделов «Электротехника», «Технологии домашнего хозяйства»...

    Конспект мастер – класса по теме « Проектная деятельность обучающихся на уроках географии

    Материал в основном для 6 класса. Можно использовать как на уроках, так же в неурочное время....

    Конспект мастер-класса «Внедрение нового ФГОС на уроках с использованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ»

    Цель: показать использование элементов нового ФГОС на уроках сиспользованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ...