Мастер-класс "Моё открытие Китая" (Урок по теме "Одна и две Н в суффиксах прилагательных", 6 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Дурных Елена Валериевна

Мастер-класс для изучения темы "Н и НН в суффиксах прилагательных", урок русскоо  языка в 6 классе. Изучение на основе культуры Китая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_kitay_20.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по русскому языку  «Давайте путешествовать вместе. Загадочный Китай» (Правописание приставок пре – и при - )

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить Вам мастер-класс по русскому языку «Давайте путешествовать вместе. Загадочный Китай» (Правописание приставок пре – и при - ),    поделиться опытом обучения на уроках русского языка  в 6-х и выпускных 9-х и 11-х  классах по теме: «Правописание приставок пре – и при - » и предложить Вам путешествие в загадочный Китай. Это необычное путешествие шестиклассников и выпускников, готовящихся к первым своим важным испытаниям – ОГЭ и ЕГЭ. В качестве гидов по Китаю выступают старшеклассники, а в качестве туристов – шестиклассники.  

Планируемые результаты:

предметный результат: находить орфограмму в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученное правило;

метапредметный результат: способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; умение вести самостоятельный поиск информации; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их; работать индивидуально и в группе, находить общее решение.

Я веду уроки во всех классах (с 5 по 11 класс). Практика показала, что тема «Правописание приставок  пре  и при» является одной из самых сложных для учащихся всех возрастных групп.  Однако, развивая общий кругозор учеников, вовлекая их в процесс игры, можно добиться определённых результатов, а традиционно проводя в школе День самоуправления,  взаимно оказать помощь в изучении и повторении данной непростой темы обучающимся шестого и девятого-одиннадцатого классов.

Одним из важных условий развития орфографических способностей  подростков как раз-то и является разнообразие применяемых при обучении приёмов и методов.

В своей работе я использую элементы различных инновационных педагогических технологий, но считаю, что нестандартные формы уроков повышают эффективность урока и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала. Выигрышный момент данной формы в том, что в ней представлены не только игровые моменты, но и оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и проведение самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в том, что применение нестандартных форм и методов на уроках русского языка позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

Главной задачей этой методики является внедрение в учебный процесс таких методов, которые развивают критическое мышление учащихся любого возраста. Эти методы можно эффективно применять, работая и в рамках традиционной системы обучения.

Уважаемые коллеги, я поделюсь с вами своими педагогическими находками, которые использую как на уроках русского языка.

Одной из разновидностей нетрадиционной формы обучения русскому языку и литературы является его метафоризация. Метафоричность мышления активизирует эмоциональную память и сам процесс познания. Метафоризация лингвистических сведений возможна в силу того обстоятельства, что язык, как явление развивающееся и функционирующее, может быть антропологически интерпретирован.

Использование нетрадиционных методов  техник является эффективным средством для создания выразительности образов, т.е. для проявления и развития детской одарённости в языке.

Сейчас очень важно поддержать, пробудить в детях стремление к познанию.  Ведь творчество – это всегда инициатива, которая сейчас очень важна, чтобы приносить пользу людям, привлечь к деятельности, к созидательности. Развить орфографическую зоркость, расширить кругозор  - всегда входило в мои задачи на уроке. Одно из очевидных достоинств урока - это усиление творческого поиска каждого ребенка, повышение интереса к уроку, происходит это в первую очередь за счет усиления наглядности. Напомню известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Уважаемые коллеги!

Мой мастер - класс посвящен одной из самых сложных тем русского языка – правописанию смысловых приставок пре-  и при-. Эта тема стала для меня очень актуальной, и я решила связать её ещё с одним моим увлечением – традициями и кухней других стран. В этот раз мы будем говорить о Китае.  Я так им заинтересовалась, что у меня появилось желание увлечь ею и других!

Сейчас я выступлю перед вами в роли старшеклассницы, пришедшей рассказать шестиклассникам о Китае, его традициях и кулинарных пристрастиях.

-  Здравствуйте. Сегодня я хотела бы продемонстрировать вам свою коллекцию. Кто-то коллекционирует марки, кто-то – оружие, кто-то – монеты, а у меня есть коллекция ошибок. Как часто мы сейчас это с Вами видим. Мне очень хочется, чтобы вы исправили допущенные ошибки и объяснили правописание слов.

- Ребята, мы с вами пишем буквами, составляя слова из букв и пользуясь грамматическими и орфографическими правилами. А некоторые народы имеют не буквенную письменность. А какую? (иероглифы). А чем они отличаются от букв? В каких странах используется письмо с помощью иероглифов? (Один иероглиф в Китае обозначает целое слово или его часть)

- По народным преданиям, на создание письменности и выбор существующих ныне иероглифов в Китае оказали влияние очень близкие людям существа. Кто они? (это куры с их своеобразным отпечатком лапок)

- В китайском письме около 50 тыс. иероглифов, из которых активно употребляются 5-7 тыс. А каллиграфия в Китае – это искусство. С XVII в. предпринимались попытки введения алфавита. В 1958 г. был принят единый китайский алфавит на латинской основе из 26 букв. Его применяют на почте, телеграфе, в рекламе, учебных текстах. Однако всеобщий переход с иероглифики на новый алфавит пока что невозможен.

– Посмотрите, как выглядят иероглифы, обозначающие слова «вечер», «день».

- Я хочу, чтобы сегодня мы с вами не только выполнили нашу основную функцию – работу над орфографическим правилом, но и немного узнали о жизни людей в такой  удивительной стране, как  Китай. А путешествовать по Китаю мы будем с девочкой Ксиаолинг (утренний звонок) и мальчиком Кикиангом (просвещение, сила). Поздороваемся с ними по-китайски: «Ни хао!»

- Каждая страна имеет свои традиции, в том числе и кулинарные. Сегодня мы будем готовить рис по-китайски, из ингредиентов и приставок пре- и при-. (Раздаются картинки с изображением продуктов, таблички со значением приставок, необходимо правильно подобрать приставки по смыслу).

Рецепт

  • Возьмём белый – пр…белый рис, выросший на пр…брежной полосе реки Хуанхэ. Промоем его проточной водой. Пр…бавим к рису пр…красные пряности. Поставим варить на плиту до тех пор, пока рис не пр…обретёт нежный аромат, напоминающий запах жасмина. Пр…откроем кастрюлю и вдохнём этот  пр…тягательный запах Востока . Далее следует пр…дать рису вкус лучшего, немного солоноватого соевого соуса. Для этого польём рис двумя – тремя ложками этой пр…правы. Жгучий – пр…жгучий перец обогатит кушанье остротой, а коричневый тростниковый сахар – пр…влекательной сладостью. Пр…ятную свежесть добавит  сок лайма, а гранатовые зёрнышки пр…украсят блюдо. Теперь можно пр…ломить вкусную лепёшку –
  • 慢慢吃 приятного аппетита 

Мне очень хочется, чтобы вы выразили своё мнение о занятии и посещении удивительной страны – Китае. Дети Ксиаолинг  и Кикиангом благодарят вас, говоря по-китайски «се сё», и предлагают прикрепить к доске китайские фонарики:

  • Я очень хочу поехать в Китай – красный.
  • Я хочу больше узнать о Китае – жёлтый.
  • Сегодня я много интересного узнал о Китае – зелёный.

Таким образом старшеклассники имели возможность повторить правило о смысловых приставках пре- и при-, а шестиклассники познакомиться с новым материалом в игровой форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 6 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"

Конкурс педагогических достижений 2012-2013 учебный годНоминация «Открытие года»II этап «Уроки в незнакомом классе»Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»Тип урока:  изу...

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных),...

Открытый урок по русскому языку по теме: "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных" (6 класс)

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме: "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"  - урок с применением ИКТ технологий....

Открытый урок русского языка 6 класс ТЕМА "-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных"

Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов.Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-...

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе "Буквы -О, -Е после шипящих и -Ц в суффиксах прилагательных"

Открытый урок подготовлен по программе Т.Ладыженской для учащихся 6 класса...