эссе "Школа глазами молодого специалиста"
статья по теме

камалиева вероника владимировна

 данное эссе ыло написано на конкурс "Педагогический дебют"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_shkola_molodogo_spetsialista.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

           Чтобы быть хорошим преподавателем,                                                   нужно любить то, что преподаешь,

 и любить тех, кому преподаешь.
                                        Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую.
Василий Осипович Ключевский

Президентом России Дмитрием Медведевым в ежегодном Послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года была предложена национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", которая способна реанимировать систему российского образования. Ключевым механизмом реализации инициативы должна стать инновационная работа по пяти направлениям:

1) переход на новые образовательные стандарты;

2) развитие системы поддержки талантливых детей;

3) совершенствование учительского корпуса;

4) изменение школьной инфраструктуры;

5) сохранение и укрепление здоровья школьников.

Мне, как молодому специалисту, столкнувшемуся с некоторыми трудностями в начале педагогической деятельности, хотелось бы поделиться своими взглядами на модернизацию современной школы.

 Работая над данной темой, мне было интересно узнать мнение о том, какой видят  школу  мои «пятиклашки». В их понятии новая школа – это школа, где есть бассейн, комнаты отдыха, нет «плохих»оценок, добрые учителя. Когда – то, учась в  Доскинской школе я считала  так же.

Существует притча от  Шалвы Амонашвили.

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает ребенок. Человек остановился и велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
- Что ты тут делаешь, старик? – спросил человек.
- Жду тебя! – ответил старик, – тебе доверили этого ребенка на воспитание?
- Верно! – удивился человек.
- Так бери с собой мудрость: если захочешь посадить кому-либо дерево, посади плодовое дерево; если захочешь подарить человеку лошадь, то дари лучшего скакуна; если отважился воспитать ребенка, верни его крылатым.
- Как я это сделаю, если сам не умею летать?
- А ты попробуй! – сказал старик и воззрел на небо.
Прошли годы.
Старик сидел на том же месте и смотрел на небо.
Видит: летит ребенок, а за ним еле поспевает его учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.
- Старик, видишь, я возвращаю ребенка крылатым! – сказал учитель гордо и приласкал крылья своего питомца.
А старик дотронулся до крыльев учителя и произнес:
- А меня больше радуют твои перышки!

Вот так и мы, молодые специалисты, приходя в школу, должны  расти, развиваться, осваивать азы педагогического мастерства вместе со своими учениками. Это называется сотрудничеством. И я считаю, что именно сотрудничество между учителем и учеником  должно лежать в основе новой школы.

Теперь, став педагогом, я думаю о том, как вырастить своих учеников «крылатыми»,и не забыть о своих «перышках».

Я считаю, что прежде всего нужно начать с личности учителя. Дети ждут встречи с талантливым, творческим, искренним человеком, который владеет пристальным и постоянным вниманием ребенка, испытывает уважение к нему. Такие черты характера и личностные качества, как психологическая не зрелость, замкнутость, нерешительность, затруднение в общении, неумение использовать условия для личной и творческой самореализации, не способствует вхождению в профессию учителя. Учитель должен быть готов к совместной работе с растущей и взрослеющей личностью ребенка, воспитание и обучение которого во многом зависит от мобильности, конкурентоспособности и успешности самого педагога новой школы.

Меня как логопеда в первую очередь волнует культура речи учителя. Закономерно то, что образование не может состояться без опоры на культуру речи педагога. Слово – главный его инструмент (несмотря на использование нано - технологий) должно быть эталоном грамотности, образцом высокой культуры. Иногда учитель, блестяще формирующий методическую ситуацию урока, разрушает свой авторитет допускаемыми в речи ошибками, жаргонизмами, неточностями. Гармония мысли и слова – важнейший постулат для учителя.

Учитель ни на минуту не должен забывать, что без высокой культуры его речи, не будет культурного и образованного ученика.

Этому могло бы способствовать наличие школьного радио, состоящего из таких разделов:

  • Историческая страничка;
  • Литературная страничка;
  • Поздравительная страничка;
  • Вопрос – ответ
  • Все о музыке
  • Школьные новости.

Все странички готовились бы совместно учителями  и учащимися, родителями и гостями школы.

Новую школу невозможно представить без компьютера. Необходимо более широко использовать компьютерные технологии в учебной и внеурочной деятельности, что является одним из эффективных  способов повышения мотивации и индивидуализации обучения, интегрирование обычного урока с компьютером делает процесс обучения более интересным и интенсивным,. Компьютер дает возможность полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала  или пробелами в знаниях. Работая на компьютере, учащиеся получают возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь, компьютер позволяет обеспечивать  гибкость управления учебным процессом. В последнее время все чаще говорится о мультимедийном обучении, о виртуальном университете, и современный учитель должен разбираться в компьютерных новшествах. Необходимо обеспечить каждого учащегося персональным компьютером (нетбуком) в школе.

А каким же должен быть ученик новой школы?

Новая школа, к построению которой нас сегодня призывает Президент, ориентируется на «становление личностных характеристик выпускника школы»:

  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей жизни;
  • владеющий основами научных методов познания мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;
  • готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
  • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности…»

Все так, но как быть с детьми, которые отклоняются от группы «норма»?

Работая в специальном коррекционном классе VIII вида , я часто задаю себе вопрос: найдут  ли они свое место в новой школе, сможет ли она подготовить их к самостоятельной жизни, пройдет ли их адаптация безболезненно?

Как правило, это дети из малообеспеченных семей, они не ездят на экскурсии, в театр, т. к. родители не могут или не хотят оплатить данные поездки. Считаю, что в школе нужно создавать фонд помощи нуждающимся  детям, привлекая к этому спонсоров.

Сотрудничество  предполагает и межпредметные связи между педагогами школы. Это проведение интегрированных уроков, совместная организация исследовательской деятельности обучающихся, совместная подготовка и проведение праздников учителями, педагогами дополнительного образования, учащимися. Активнее привлекать родителей к ведению кружковой работы в школе.

Новая школа – это и сохранение старых традиций. Одной из них является наставничество. Молодой преподаватель должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных наставников, администрации, председателя методического объединения, учителей-коллег, классных руководителей и психологов. Именно в таком коллективе может сформироваться настоящий учитель. Хотелось бы, чтобы так было и в новой  школе, тогда число молодых учителей будет значительно больше, а престиж профессии учителя выше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа научно-методической работы с молодыми специалистами

Программа научно-методической работы с молодыми специалистами ...

Подсказки молодым специалистам: "Выявление речевых недостатков у детей при поступлении в детский сад – в помощь молодому воспитателю".

Выявление речевых недостатков у детей при поступлении в детский сад – в помощь молодому воспитателю.В дошкольном возрасте идёт интенсивное развитие речи, поэтому при поступлении ребёнка в дошкольное у...

Мои публикации о молодых коллегах в СМИ на 1-й конкурс "Очерки о молодых специалистах". которая заняла 1 место. Название статья "Молодо - не всегда зелено!"

Это статья на конкурс о молодых специалистах, моём последователе. Статья заняла 1  место в 1 региональном конкурсе " Молодой педагог Тамбовской области"...

Молодой учитель (программа привлечения молодых специалистов в школы Берёзовского городского округа)

Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. Об этом говорят чиновники различного ранга, директора учебных учреждений, мет...

Предъявление опыта на ГМО молодых специалистов «Молодой учитель»

Предъявление опыта на ГМО молодых специалистов «Молодой учитель»...

Персональный контроль работы молодого специалиста как одно из направлений деятельности администрации школы по поддержке молодых учителей.

Цели и задачи персонального контроля. Примерный план работы с молодыми специалистами на учебный год.Анкета: Выявление затруднений в педагогической деятельности учителя....