Конспект урока в 4 эстетическом классе на занятиях коллективного музицирования
план-конспект урока по теме

Бекетова Татьяна Витальевна

Конспект  урока  в 4 эстетическом классе МБОУ "СОШ №51"  на занятиях коллективного музицирования (шумовой       ансамбль при ДШИ №6 г. Читы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_beketovoy_t.v.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока  в 4 эстетическом классе МБОУ "СОШ №51"  на занятиях коллективного музицирования (шумовой       ансамбль при ДШИ №6 г. Читы).

Преподаватель аккордеона и баяна ДШИ №6 г. Читы Бекетова .Татьяна Витальевна.

Тема урока: Работа над пьесами на уроке коллективного музицирования в классе отделения эстетического образования.

 

Цель урока:

      -Показать методы работы с учащимися эстетического образования на уроке коллективного музицирования.            

     - Развитие творческих способностей и углубление музыкального опыта  учащихся  через освоения игры на различных шумовых инструментах.

     -развитие творческого потенциала учащихся, гармонического слуха, музыкальной памяти и культуры.

     - формирование у учащихся навыков и приемов  ансамблевой игры.

     - формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и  духовной культуры    

    - формирование музыкальной культуры учащихся.

    - расширение музыкального кругозора и эстетического развития детей.

 

Задачи урока:

  1. Образовательные:

     - формирование индивидуальности ученика, выявление творческих способностей;

     - умение владеть  любым шумовым инструментом;

     - умение видеть руки дирижера и играть в нужном движении;    

     - овладение навыков исполнения контрастной динамики.

   

  1. Развивающие:

- развивать умения правильного исполнения ритмических рисунков на шумовых инструментах

- умение слушать концертмейстера.

- развитие артистичности, творческого внимания, чувства ответственности через концертную деятельность.

  1. Воспитательные:

 

- воспитание навыков коллективного музицирования;

- воспитывать устойчивый интерес к занятиям;

- добиваться эмоционального контакта между педагогом и учеником;

- пробуждать любознательность учащихся.

Тип урока: Формирование знаний и закрепление умения и навыков.

Методы работы:

    - Словесный метод: объяснение, работа с учащимися;

    - Наглядный метод; показ учителя;

    - практические методы: выполнения тренировочных упражнений; практическая работа ученика.

Оснащение урока:

     - шумовые инструменты: маракасы, коробочки, рубель, треугольники, деревянные ложки, деревянные палочки, колокольчики, тамбурины;

     - инструмент фортепиано.

Ход урока:

На уроке будет работать группа из 12 человек – это учащиеся 4 класса отделения эстетического образования. Все дети, которые ходят на урок коллективное музицирования, еще посещают индивидуальные уроки по сециальному инструменту: баян, аккордеон, домра, балалайка, фортепиано.

Итак, перед нами стоит определенная цель, т.е. конкретная проблема- работа с учащимися эстетического образования на уроке коллективного музицирования, игра в ансамбле.

    - Теперь вспомним о прошлом уроке, что мы делали? Над чем мы работали? (ответ)

     - Да, правильно! Мы отрабатывали ритмические рисунки со счетом, пели на слоги «та-та», «ти-ти»,учили слова к « Песенке черепахи», учились играть на ложках.

    - Илья, скажи, что мы делали со звуком при игре на шумовых инструментах, кто вспомнит? В какую игру мы играли, «Кто выше, а кто ниже». Как называется сила звука, одним словом? (ответ)  

   - А сейчас давайте все, что мы вспомнили и делали на прошлом уроке, постараемся показать на наших произведениях.

     Начинаем с разбора произведений. На начальном этапе при работе с шумовым ансамблем просим проиграть концертмейстера все произведение от начала до конца. Перед тем, как дети собираются слушать произведение, преподаватель дает совет, что во время слушания могут простучать ритмические рисунки в ладоши. Дети внимательно слушают, запоминают некоторые музыкальные  моменты и по возможности,  стараются простучать ритмические рисунки. Во время слушания, а если это произведение знакомое,  дети стараются проговаривать слова, лучше запоминают динамику.

  1. В. Гладков « Песенка черепахи». После прослушивания этого произведения, дети узнали знакомую мелодию из мультипликационного фильма «Львенок и черепаха».Все оживились, стали петь и вспоминать слова. Что бы разнообразить, раскрепостить  и распределить шумовые инструменты, педагог во время прослушивания внимательно смотрел , кто и как из детей старался простучать ритм, кто был более подвижен, кто скован. После распределения инструментов на подгруппы по ученикам, педагог начинает работу над ритмическими рисунками.  Вначале произведения дети внимательно слушают вступление, которое проигрывает концертмейстер, и смотрят на руки дирижера. Само вступление педагог решил использовать свободные движения детей, раскрепостить их, перед началом первого куплета. Отрабатывались ритмические движения корпусом самих учащихся, что способствовало некоторым детям немного раскрепоститься в движении. В первом куплете  педагог начинает работу с первой подгруппой учащихся над выполнением ритмического рисунка. Он просит повторить, т.к. вступили не все вовремя и  были не внимательны. При повторении педагог разрешил пропеть мелодию первого куплета со словами. Во втором куплете начинает вступать вторая подгруппа детей, уже с другими шумовыми инструментами. Здесь так же отрабатываются ритмические рисунки , педагог дает замечание на внимание детей, чтобы они смотрели на руки дирижера и слушали мелодию, которая звучит в партии у концертмейстера. В третьем куплете  педагог работает с третьей подгруппой детей  с другими шумовыми инструментами по той же схеме. Педагог добивается четкого исполнения ритмических рисунков каждой подгруппы детей, постепенно и поочередно соединяет все подгруппы в одно целое. И на конечном этапе работы педагог предлагает детям проиграть от начала до конца  все произведение, при этом почувствовать игру в ансамбле,  быть внимательными при вступлении своих партий, слушать основную мелодию в партии концертмейстера и внимательно смотреть на руки дирижера, выполнять при этом силу звука.

Переходим к следующему произведению:

2. Русская народная песня « А я по лугу».

    Перед тем, как надо было слушать второе произведение, педагог попросил детей представить образную картину, что они могут  рассказать о прослушанном произведении?

    Если предыдущее произведение было для детей знакомым, то второе произведение мало кто слышал. Слушали и воспринимали эту мелодию с трудом.

   В основном здесь работа проводилась с солирующей подгруппой детей (6 человек), которая обладала твердым устойчивым ритмом. Этой подгруппе детей была дана возможность попробовать себя в игре на деревянных ложках. Перед тем, как начать  играть на ложках ,педагог показал как надо держать их при игре , как и где воспроизвести удар. Учащиеся долго не могли освоиться к игре на ложках, были заинтересованы, помогали друг другу, действовал метод сравнения. В конечном итоге дети- «ложкари» решили простучать  ритмический рисунок  в медленном темпе вместе с учителем и концертмейстером. Данный ритмический рисунок отрабатывался несколько раз с каждым учащимся индивидуально, данной подгруппы, до полного запоминания и отработки ритма. Затем педагог распределил  шумовые инструменты для аккомпанирующей группы детей. В данной подгруппе, дети старались запомнить ритмические рисунки каждой своей партии. Так же, отрабатывались партии каждый индивидуально как с педагогом ,так и самостоятельно вместе с концертмейстером.

   Оценка работы группы:

     В течении урока следует похвалить всех детей,  за работу, не смотря , что не все дети справлялись со своими поставленными задачами урока, поощрять  инициативу в отношении освоения материала.

     

      Домашнее задание:

  1. На примере прослушанных и исполняемых пьес нарисовать рисунки.
  2. Отработать ритмические рисунки своих партий.
  3.  Закрепить выученные слова к произведению « Песенка черепахи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Фортепианный ансамбль – один из видов коллективного музицирования»

Методическая работа раскрывает значение класса ансамбля в формировании и воспитании разностороннего музыканта в условиях музыкальной школы....

Рабочая образовательная программа по предмету «Коллективное музицирование - ансамбль» с включением дополнительной программы по развитию национально-регионального компонента «Музыка родного края»

В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций в ходе традиций национальных культур. Этот процесс коснулся и НАО, который является центром самобытной ненецк...

Программа "Хоровой класс" (коллективное музицирование). Возраст 11 - 15 лет.

Авторская программа.  2010год.  Утверждена  ИРО г. Уфы РБ....

Методическая разработка Развитие навыков коллективного музицирования в классе фортепианного ансамбля

Развитие навыков коллективного музицирования в классе фортепианного ансамбля  Методическая разработка Кругловой Елены Ивановныпреподавателя фортепиано  МБОУ ДО «Ни...

«Развитие музыкальных, творческих и исполнительских способностей детей методом коллективного музицирования в классе скрипки»

  Концепция модернизации образования обозначила обновленную, возрастающую роль преподавателя в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию.В связи с этим повышаются требовани...

Музыкально- эстетическое воспитание в коллективном музицировании

Коллективное формы музицирования  в дополнительном образовании имеют большое значение в плане музыкального развития, играют значительную родь в подготовке учащихся.......