Рекомендации концертмейстеру хореографического класса
учебно-методический материал на тему

Гуреева Наталья Николаевна

Предлагаемый методический материал представляет собой рекомендации начинающим концертмейстерам, работающим в сфере хореографического искусства. Его простое и доступное изложение являет собой "пошаговые инструкции" в форме практических советов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_kontsertmeysteru.docx35.28 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации начинающему концертмейстеру хореографии

(классический экзерсис)

Гуреева Н.Н.

Концертмейстер

 МБОУ ДОД ДШИ г.Азова

В своей поурочной работе концертмейстер хореографического класса ДШИ должен самостоятельно,  в отличии от своих коллег других специальностей,  уметь подбирать музыкальный материал для танцевальных занятий, что представляет для многих ( особенно начинающих свой творческий путь) пианистов,  немалую трудность.

Особо стоит отметить, что концертмейстер  класса хореографии не должен ограничивать поиск новых музыкальных иллюстраций, так как постоянное звучание на уроках одних и тех же музыкальных произведений приводит к механическому и мало эмоциональному выполнению движений учащимися.

Кроме того , осложняют работу концертмейстера в этом направлении отсутствие в библиотеках и в магазинах нотных сборников по ритмике, гимнастике, хореографии. Налицо также и дефицит различной  методической литературы по затронутому вопросу.

 Каким же образом всё это осуществить на практике?

  •  Вспомни то, чему тебя учили на уроках гармонии и потренитуйся играть вступления к разным музыкальным отрывкам. Каждое упражнение должен предварять препарасьон  своеобразное вступление. Подобно дирижёру хора, который показывает хору ауфтакт, пинист также  «должен каждое движение экзерсиса предварить вступительными аккордами, при которых вся фигура танцовщика готовится к исполнению заданного упражнения…Исполняется обычно на протяжении двух тактов в размере 2/4. Чтобы в препарасьон создавалась атмосфера ожидания будущих основных движений, следует разложить аккорды в виде половинного каданса на доминанте»[1].
  • Выучи основные хореографические термины на французском языке  и их значение в русском переводе.
  • Совместно с преподавателем-хореографом определите последовательность упражнений.
  • Рекомендуемый музыкальный материал для оформления классического экзерсиса у станка можно обобщенно представить   в виде следующей  таблицы:

Название упражнения

Музыкальный жанр, соответствующий характеру движения

  1. Поклон

3/4- Вальс; 4/4- Адажио

  1. Деми плие

3/4 -Вальс; 4/4 -Адажио

  1. Батман тандю

2/4 , 4/4- Полька, марш

  1. Батман тандю жете

2/4, 4/4-Полька, марш

  1. Ронд де жамб пар тер

3/4 -Вальс; 4/4- Адажио

  1. Батман фондю

4/4- Адажио

  1. Батман фраппэ

2/4, 4/4-Полька

  1. Ронд де жамб ан лер

3/4 - Вальс; 4/4- Адажио

  1. Адажио

4/4- Адажио

  1. Гранд батман жете

2/4, 4/4-Полька, марш

       

  • По окончании всей комбинации движений исполняется заключение, при котором производится одновременное опускание рук танцующих в подготовительное положение и закрывается работающая нога. Как и вступление,  заключение имеет два такта в размере 2/4 с завершающим полным кадансом на тонике.
  • Накануне урока продумай выбор конкретного репертуара, соответствующего каждому упражнению.
  • Для удобства лучше из разных сборников отксерокопировать ноты и разложить их в папку  соответственно  порядку следования упражнения.  На каждое упражнение — один музыкальный         отрывок.
  • Музыкальный материал на первых порах не должен быть фактурно перегружен, поскольку тебе необходимо  свободно ориентироваться как в нотном тексте, так и в клавиатурной топографии.
  • Крупные длительности в мелодии лучше фактурно варьировать, заполняя эти «длинноты» более мелкими длительностями.
  • Помни о том, что во время занятия тебе надо всё время слушать слова преподавателя, обращённые к учащимся и главное — смотреть на танцоров, следить глазами за их движениями и представлять себя на их месте.
  • Постоянно находись в творческом поиске, не переставай пополнять свой репертуарный багаж. 
  • Привожу  репертуарный список из произведений  для классического станка, вошедший в хрестоматию «Азбука начинающего концертмейстера хореографии» (младшие классы) :

Поклон

А. Гречанинов.  Вальс

Ц. Кюи. Вальс

К. Берг. Вальс

Plie

И. Дунаевский. Вспомним игры школьные

Г. Пахульский. В мечтах

В. Дегтярёв-А. Владимирцев. Вальс

Р. Дриго. Вальс

В. Лятошинский. Вальс из к/ф «Тарас Шевченко»

Ваttement tendu

И. Дунаевский. Пиши, не забывай

М. Глинка. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»

Н. Черепнин. Вариация из б/та «Павильон Армиды»

Л. Лядова. Полька

М. Красев. Полька

Ваttement tendu jete

Ю. Слонов. Танец с зонтиками

Л. Минеева .Полька

А. Островский. Полька

Л. Кауф . Птички в клетке

А. Дрейзен Полька

Rond de jambe par terre

Ф.Шуберт. Вальс

Ю. Слонов. Вальс

Ч. Чаплин. Вальс из к/ф «Огни большого города»

М. Жарр. Вальс из к/ф «Доктор Живаго»

Ф. Черчилл. Мой принц придёт однажды

Battement fondu

Р. Глиэр. Вальс

А. Иванов. Миньон

Л. Делиб. Вальс из б/та«Коппелия»

М. Старокадомский . Вальс из оперетты  «Солнечный цветок»

М. Глинка. Мазурка

Battement frappe

Л. Бетховен. Контрданс

Р. Дриго .Полька

Н. Ломова . Полька

В. Локтев.Полька

Б. Чайковский. Отрывок из музыки к к/ф «Серёжа»

Rond de jambe en l’air

В. Беллинни.Отрывок из оперы  «Пират»

А. Глазунов. Мазурка

В. Шпачек. Гавот

Adagio

Э. Григ. Ноктюрн

И. Дунаевский. Песня Анюты из к/ф «Весёлые ребята»

А. Крейн. Лауренсия

Б. Мошков. Весенняя серенада

В. Мартьянов. Вальс

Grand battement jete

Ж. Бизе. Фрагмент из оперы «Кармен»

А. Лепин. Песня о дружбе

И. Дунаевский . Вечер вальса

Ц. Пуни. Вариация Актеона из б/та «Эсмеральда»

Л. Минкус. Вариация Базиля из б/та «Дон Кихот»

Хочется думать, что приведённые  рекомендации , будут весьма полезными в работе молодых коллег-музыкантов.

Желаю всем удачи и творческих успехов!


[1] Левченко Г., Савари С., Скобцова Ж. Концертмейстерская практика в хореографических классах и балетном театре.--Киев, 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности работы концертмейстера в хореографическом классе»

Предлагаемый для ознакомления материал представляет собой теоретическую часть, озвученную на мастер-классе, состоявшемся в нашем учебном заведении в конце прошлого учебного года.Может оказаться полезн...

Методические рекомендации концертмейстера МБОУ СОШ №154 г.о. Самара Парамоновой Т.В. по теме: Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера образовательного учреждения эстетического цикла

Данная методическая разработка расскаывает об особенностях деятельности концертмейстера в образовательном учреждении эстетического цикла...

«Профессиональная компетентность концертмейстера хореографического коллектива: обобщение личного опыта с позиций современной педагогической науки»

Цель данной методической разработки – выявить основы педагогической компетентности концертмейстера хореографического коллектива....

Методические рекомендации «Работа концертмейстера в классе сольного пения ДШИ"

Данная работа содержит методические рекомендации для концертмейстера по работе с учащимися музыкальных отделов по классу вокала...

В помощь концертмейстеру хореографических коллективов

Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физичес...

Сборник «Классический танец» предназначен для концертмейстеров хореографического класса Составитель Арапова С.В..

Сборник «Музыкальное оформление уроков классического танца» предназначен для преподавателей по предмету «Классический танец» и концертмейстеров хореографических школ и ДШ...