Методические рекомендации концертмейстерам в классах хора, вокала и флейты в ДМШ и ДШИ: теоретический, практический и психологический факторы.
методическая разработка по музыке на тему

Методическая разработка

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Чернышева Ирина Леонидовна

МБУДО «Детская школа искусств № 16»

г.Саратов

Методические рекомендации концертмейстерам в классах хора, вокала и флейты в ДМШ и ДШИ:

теоретический, практический и психологический факторы.

Методическа разработка

Содержание

Введение, теоретическая часть……………….………………………………………..

Чтение с листа ...………………………………………………………………..………

Транспонирование ………………………………………………….………………….

Подбор по слуху ………………………………………………………………………..

Заключение ……………………………………………………………………………..

P.S. ………………………………………………………………………………………

Список используемой литературы ……………………………………………………

3

4

5

6

7

Введение

Тема данной работы выбрана не случайно: концертмейстер – обязательная фигура в каждой ДМШ и ДШИ.

Сложность работы концертмейстера заключается в том, что именно он принимает участие не только в классной работе педагога с учеником, но и становится «тылом» ученика на сцене. Даже в том случае, когда дирижёр хора или ансамбля на сцене,                         эта же функция концертмейстера остаётся неизменной.

Многолетний опыт работы концертмейстером (48 лет) позволяет мне систематизировать определённые навыки и умения, накопленные за время этой работы.              В результате сложилась и сама тема методической разработки, и её структура.

В разработке учитываются основные факторы, связанные с деятельностью концертмейстера: теоретический, практический и психологический.        

Размышляя по поводу выбранной темы, я ознакомилась с методической литературой, которая так или иначе связана с ней.

Данная методическая разработка опирается на опыт ведущих концертмейстеров страны и мой личный опыт.

Цель работы – знакомство и анализ научных исследований методических рекомендаций в сфере практической, творческой деятельности концертмейстера, выявление на этой основе собственного профессионального видения роли и качества концертмейстера в ДМШ и ДШИ.

Обучение концертмейстерскому искусству начинается ещё в старших классах ДМШ и ДШИ. Там впервые ученик вступает в контакт с другим инструментом или голосом. Для него это ново и непривычно, поэтому результаты появляются не сразу. Необходимо привить ученику мысль о том, что он играет в ансамбле, где должен чутко слушать игру солирующего инструмента или голоса и идти и в характере, и в темпе, и                   в звуке.

К сожалению, не во всех школах аккомпанемент изучается досконально, его часто заменяют специальностью или ансамблем.

В музыкальном колледже занятия аккомпанементом поставлены на более высокую ступень. Квалифицированные преподаватели учат студентов постигать тонкости концертмейстерского мастерства. Учащиеся проходят большой музыкальный материал, выступают на экзаменах, открытых концертах, как правило, знакомятся с различными музыкальными инструментами, а также играют сцены из оперных клавиров.

На  государственный экзамен выносится предмет «Концертмейстерский класс», где учащиеся должны показать довольно высокий уровень владения концертмейстерским искусством.

В консерватории продолжается развитие пианиста как концертмейстера. Ставятся уже более серьёзные задачи, оттачиваются профессиональные умения: чтение с листа, транспонирование, чтение в ключах.

Поскольку по результатам государственного экзамена выпускнику присваивается квалификация «Концертмейстер», предполагается выпуск пианиста-универсала, способного быстро ориентироваться в нотном тексте, бегло читать с листа, транспонировать от секунды до терции вверх и вниз и имеющего навыки в подборе аккомпанемента и импровизации.

Для более продвинутых и талантливых студентов открыт путь в аспирантуру или ассистентуру – стажировку.

Всё это показывает важную роль концертмейстера и востребованность этой специальности в музыкальном исполнительстве.

Все перечисленные этапы воспитания классного пианиста-концертмейстера служат одной цели – максимально раскрыть все грани будущего музыканта.

В контексте поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. Выявить профессиональные качества, необходимые для именно творческой деятельности концертмейстера;
  2. Определить специфику работы концертмейстера-пианиста в классах разных специальностей исходя из собственного опыта.

Далее рассмотрим профессиональные качества, необходимые концертмейстеру.

 

Чтение с листа

Чтение с листа – важнейший фактор работы концертмейстера. Нередко обилие репертуара, с которым работает концертмейстер, не даёт возможности детального разбора нотного текста. К тому же возникают форс-мажорные ситуации, заставляющие концертмейстера читать с листа. В таких условиях от концертмейстера требуется быстрая ориентировка в нотном тексте – он должен сразу понять характер, стиль и настроение произведения.

Здесь пианист должен сначала мысленно представить себе весь текст: определить основную тональность, темп, размер, форму произведения, нюансировку, причём и                     в партии Solo и в фортепианной партии.

Такой мысленный охват нотного текста даёт определённые навыки чтения с листа.

Кроме того, пианист обязан хорошо ориентироваться в клавиатуре, чтобы сосредоточиться на незнакомом тексте. Должна учитываться ещё одна деталь – точное ведение линии левой руки, так как неточный бас, искажающий гармонию, может помешать солисту. Важным является и то, что концертмейстер не имеет права на поправки и остановки.

Учитывая всё это, пианист должен повышать навыки чтения с листа постоянными занятиями.

В то же время высокое качество этого фактора – чтение «не нота за нотой», а звуковыми комплексами с осознанием главных исполнительских задач – характера, темпа, фактуры, динамики и т. д.

Так как чтение с листа аккомпанементы сложнее, чем чтение обычного двухручного текста, то можно предложить некоторые рекомендации для освоения трёхстрочной или многострочной партитуры – это методика поэтапного овладения навыком чтения с листа:

  1. Проигрываются  сольная и басовая партии. При этом пианист учится следить за партией солиста, а не охватывает привычную фортепианную партию. По своему опыту могу отметить этот приём как необходимый в классе вокала и флейты.
  2. Играется трёхстрочная партитура с сохранением гармонического плана, а не в буквальной фактуре произведения.

Так как чтение с листа является сложной формой работы концертмейстера, то следует отметить и определённые психологические моменты этого фактора.

Прежде всего, это напряжённая деятельность зрения, активное участие слуха, которые контролируют логику музыкального развития. В сознании исполнителя формируется звуковой образ, который немедленно обретает реальное звучание. Комплекс слуховых, зрительных, мыслительных, двигательных процессов обусловлен психологическими особенностями пианиста. В итоге выстраивается определённая психологическая цепочка: глаза – мгновенное осмысление – руки – звук.

Чем реактивнее пианист в освоении этой цепочки, тем выше его профессионализм в чтении с листа.

Транспонирование

Другая трудность в работе концертмейстера – транспонирование в другую тональность.

В вокальном, хоровом классах и на начальном этапе обучения в классе флейты часто приходится сталкиваться с просьбой преподавателя о переносе аккомпанемента в другую, более удобную для детей, тональность. И если маленький флейтист играет несложные пьесы («Василёк», «Как пошли наши подружки», «Котик» и т.п.), где гармонизация партии фортепиано несложная (T – S – D - T), то в классе вокала или хора – это серьёзная работа, требующая от пианиста прочных знаний в гармонии, аппликатуре, чётком видении фактуры произведения. На мой взгляд, лучше всего опираться на видение и слышание гармонической основы аккомпанемента, аккордовых функций, тяготений и разрешений.

Не часто у концертмейстера есть способность к слышанию нотного текста в любой тональности, но активная творческая работа может помочь воспитать в себе эту способность, а опыт позволит реализовать наитие, «музыкальное чутьё» и быстроту реакции.

При транспонировании аппликатурные принципы оригинальной тональности, как правило, не годятся для новой. Мгновенно вспоминая аппликатуру гаммообразного или гармонизированного изложения в новой тональности, пианист избегает спотыканий и пропусков музыкального текста.

Подбор по слуху

Подбор по слуху также очень важен в работе концертмейстера.

В хрестоматиях по классу флейты первые лёгкие пьесы на одной ноте. Например, детскую песенку «Андрей-воробей» необходимо подкрепит соответствующим аккомпанементом. Ребёнку становится интересно, он слушает гармонию и вплетает свою линию в общее звучание. Восприятие произведения сразу меняется в лучшую сторону. Родители видя, как их ребёнок, умеющий извлекать только один звук, играет в ансамбле с фортепиано, становятся более заинтересованы в дальнейшем обучении для достижения более высоких результатов.

На занятиях в классе вокала и хора пианист обязан знать и играть в хроматической последовательности все распевки вверх и вниз.

Часто дети просят сыграть им понравившуюся песню и хотят спеть её. Необходимо уметь играть все популярные песни из мультфильмов и лучшие образцы популярной музыки, так как на летней творческой площадке мы с хормейстером занимаемся именно этим.

На вступительном экзамене ребёнок, как правило, поёт песенку и желательно ему подыграть. Умение это сделать показывает высокий уровень концертмейстера как профессионала.

В хоровом классе на начальном этапе разучивания произведения a capella  также очень важен мгновенно сымпровизированный аккомпанемент. Гармоническая основа, исполненная концертмейстером, позволит коллективу быстрее запомнить мелодию  и прочувствовать тональный план.

При работе с детьми-вокалистами нужно уметь вовремя поддержать солиста в опасных местах, где ребёнок теряет интонацию. Умело и незаметно подыгранная сольная партия, буквально 2-3 ноты, придаст ученику уверенность, и он благополучно минует этот отрывок.

Необходимо помнить, что концертмейстер, играя в ансамбле с солистом или коллективом, должен чутко прислушиваться к солирующей партии, замечать и предугадывать малейшие неточности, стараться сгладить все шероховатости. Концертмейстер должен представить солиста с наилучшей стороны, тем более, что мы говорим о детях.

Задача концертмейстера и в классной работе, и в концертном исполнении – выдержать темп, стиль, характер произведения.

Заключение

Важнейший момент в плодотворной работе концертмейстера – творческая атмосфера на уроке. Тандем преподаватель – концертмейстер будет максимально удачен, если они оба чувствуют и понимают исполняемую музыку на одной волне. При этом ребёнок будет чувствовать себя на уроке уютно. Когда нет разногласий и разночтений, когда преподаватель и концертмейстер приходят к общему мнению, тогда и ребёнок включается в общий процесс и старается сделать свою работу по максимуму.

В учебном процессе бывают и форс-мажорные обстоятельства. Когда болеет преподаватель, концертмейстер обязан провести полноценный урок, взяв на себя функции и концертмейстера и преподавателя.

В классе флейты концертмейстер должен уметь настроить инструмент: «Раздвинь головку флейты -  и звук будет ниже, задвинь – выше». Это правило должен и ученик и концертмейстер.

Следить за взятием дыхания, за интонацией, помочь ребёнку запомнить текст –  всё  это ежедневная, кропотливая работа концертмейстера.        

Большое внимание следует обратить на сокращение аккомпанементы в сольных местах. Умело выполненные купюры в оркестровых фрагментах должны быть незаметными. Сыграв ярко и эмоционально вступление к флейтовому концерту, концертмейстер настраивает ребёнка на нужный лад, вводя его в характер, стиль и темп произведения.

В хоровом классе концертмейстер, оставаясь один без преподавателя, должен ориентироваться в партии хора, знать все голоса, уметь подпеть при необходимости.

В произведениях a capella нужно научиться давать ауфтакт, чтобы коллектив вступил одновременно.

При работе с детьми-вокалистами концертмейстер должен уметь сыграть и аккомпанемент и сольную партию, поскольку на начальном этапе работы над произведением ребёнок теряется и помочь ему петь на фоне фортепианного сопровождения – задача и обязанность концертмейстера.

Помимо профессиональных задач, концертмейстер должен поддерживать тёплые доверительные отношения с детьми. Знать их проблемы, сопереживать их удачи и неудачи тоже входит в работу концертмейстера.

Всё выше изложенное позволяет говорить о профессии концертмейстера как о нужной, необходимой, многотрудной, но очень интересной.

Сочетая в себе деятельность исполнителя и преподавателя, концертмейстер берёт на себя ответственность за успешное обучение ученика или целого коллектива. Высокое профессиональное мастерство позволяет концертмейстеру завоевать авторитет у учащихся и преподавателей и занять достойное место в коллективе.

Принимать активное участие в концертной жизни школы, выступать на конкурсах различного уровня, делать аранжировки и переложения, вместе преподавателями выбирать программы ученикам – вот сфера деятельности настоящего, грамотного концертмейстера.        

Список литературы

  1. Е. Шендерович «В концертмейстерском классе» М. Музыка. 1985
  2. А. Люблинский «Теория и практика аккомпанемента» Л. Музыка. 1972
  3. Н.Крючков «Искусство аккомпанемента, как предмет обучения» М. Музыка. 1961


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации учителям начальных классов

Рекомендации при возникновении напряжения в общении, при работе с гиперактивными, капризными и упрямыми детьми....

Рекомендации концертмейстеру хореографического класса

Предлагаемый методический материал представляет собой рекомендации начинающим концертмейстерам, работающим в сфере хореографического искусства. Его простое и доступное изложение являет собой "пошаговы...

Особенности работы концертмейстера в классе сольного вокала

Эта работа написана с целью обмена опытом с коллегами-концертмейстерами, работающими с вокалистами. В ней отражены некоторые проблемы работы с певцами, обучаемыми в колледже, а также приведены рекомен...

Методические рекомендации концертмейстера МБОУ СОШ №154 г.о. Самара Парамоновой Т.В. по теме: Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера образовательного учреждения эстетического цикла

Данная методическая разработка расскаывает об особенностях деятельности концертмейстера в образовательном учреждении эстетического цикла...

Методические рекомендации к мастер-классу "Народная кукла Сорока"

Методические рекомендации по изготовлению традиционной народной кукле "Сорока" могут быть полезны педагогам дополнительного образования, учителям технологии, учителям начальной школы и классным руково...

Методическая разработка "КОНЦЕРТМЕЙСТЕР В КЛАССЕ ФЛЕЙТЫ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ"

Данная методическая разработка о  самых важных задачах  концертмейстера в классе флейты, о истории создания , о музыкальном своеобразии и природе этого прекрасного инструмента. Разработка со...

Методические рекомендации по повышению уровня правовой культуры участников образовательного процесса через развитие правового сознания с учетом психологических и возрастных особенностей личности. Тема: «Права и обязанности несовершеннолетних в возраст

Цели: ознакомление участников образовательного процесса с основными правами и обязанностями несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в различных отраслях права; умения анализировать свои поступки...