Методическая разработка познавательной беседы с игровыми элементами по правам человека
методическая разработка на тему

Кирьянова Елена Владимировна

Методическая разработка познавательной беседы с игровыми элементами по правам человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТА НАЗЫВАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ»

Методическая разработка

 познавательной  беседы с игровыми элементами

по правам человека

                                                 

Направленность: Социо – культурная

Тип: Познавательно – игровая

Цель:

- упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях, формировать в подростковой среде понимания своей гражданской значимости.

Задачи:

- развивать правовое мировоззрение;

- формировать представления о социальных ролях ребенка в обществе;

- учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

- воспитывать чувство уважения к другим людям.

Возраст: 11 – 12 лет

Продолжительность программы: 45 минут

Форма проведения: Беседа с элементами игры.

Форма организации работы: Групповая

Ожидаемый результат: Формирование четкого разграничения понятий: свобода прав и безответственность.

Особенности реализации программы: Использование игровых форм.

Сценарий беседы.

Ведущий: Добрый день, ребята. Сегодня мы вместе с вами будем говорить на очень важную, серьезную, взрослую тему. О чем?  О том, что очень важно понимать, что мы все с вами разные, но в своих правах мы равны, не зависимо от цвета кожи, волос, возраста, фигуры, достатка. Рождаться равными – это не значит рождаться людьми одного роста и веса. Или одинаково сильными и красивыми. Рождаться равными – значит рождаться людьми. Ведь еще никто не появился на свет министром с портфелем или генералом с погонами.

Очень важно научиться принимать окружающих нас людей такими,  какие они есть, они не хуже нас, а просто другие. О том, как важно уметь общаться друг с другом, не  посредством социальных сетей, как важно уметь решать конфликты не грубостью и силой, а словом. О том, как важно оставаться самим собой, не отступать от своих принципов в угоду моде.

Теперь мне бы хотелось познакомиться с каждым из вас.

Игра. «Звали, зовут, будут звать...»

Ребята все по очереди,  произносят:

«Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич».

Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление. (Идет знакомство с участниками).

Ведущий: Тема, которую я предлагаю вам рассмотреть – Наши права и обязанности. У каждого из нас есть права и обязанности, потому что мы живем не на необитаемом острове, а в обществе. И от того где мы находимся, кто рядом с нами зависит какие обязанности мы выполняем, какие права мы имеем. Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций. Это и есть социальная роль. Значит, каждый из нас играет  роль. А какую? А одну ли? А какие  правила у этой игры по ролям?

Давайте разбираться постепенно.

Я предлагаю вам разыграть постановку «Театр - экспромт». Сейчас я раздам вам роли, ваша задача – внимательно слушать мой рассказ и когда я назову вашу роль выйти и изобразить то, что о вас говорится.

Каждый участник постановки получает две таблички – синюю и красную.

Синяя – социальная  роль, красная – законодательный документ.

Гражданин  -   Конституция

Ученик  -  Устав школы

Я  - сын   -  Семейный кодекс

Покупатель  -  Закон о правах потребителя

Я -   ребенок  -  Конвенция о правах ребенка

Хулиган  - Уголовный и Административный кодекс

Рабочий  - Трудовой кодекс

Текст сказки: В одном небольшом городе, а может и в большом, а может и не в городе, живу Я. (Выходит Я). Я – разный, маленький, взрослый, высокий, низкий, худой и не очень, блондин, брюнет или шатен. Живу не тужу, ем, пью. Где бы я не находился, но раз я на свет родился, должен свои обязанности выполнять и другим о своих правах напоминать.

Вот Я – УЧЕНИК (выходит) примерно сижу на уроке в любимой школе, а может и не примерно, а может и не сижу, а бегаю на перемене.

Вот Я – СЫН ИЛИ ДОЧЬ, не важно. Сижу на кухне в ожидании обеда, а может с папой в гараже, вожусь у мопеда или с мамой иду в магазин. Главное, что Я не один.

Вот Я - ПОКУПАТЕЛЬ. В булочной хлеб покупаю, а может в « Ленте» себе портфель выбираю. А может за интернет плачу или в секцию записаться хочу.

А это Я в будущем – РАБОЧИЙ ИЛИ СЛУЖАЩИЙ. Зарплату мне начисляют, я налоги плачу, в отпуск хожу, а может сам важные приказы пишу.

А вот ХУЛИГАНОМ Я быть не желаю, за свои действия и мысли ведь я сам отвечаю. Никому вреда не причиняю, с опасными привычками не дружу и в плохие компании не вхожу.

А это Я – РЕБЕНОК. Хотя по закону этот статус ношу до 18 летия и взрослеть я не спешу. Хорошо и  без взрослых забот на свете живу.

Я – ГРАЖДАНИН. Главная роль за каждым из нас, будущее государства зависит от нас. Вырасту - стану политиком или бизнесменом известным, а может киногероем, а может спортсменом или учителем или в конкурсе « Лучший автослесарь» победителем. Буду страну свою представлять на церемониях, переговорах, на пьедестале  буду стоять, и гимн России в мою честь будет звучать.

И это еще не весь список наших ролей. Каждый день мы приобретаем новый статус. Я прошу вас перевернуть карточки. Посмотрите, каждая наша роль в обществе имеет свой свод правил, законов. Они и определяют наши права и обязанности. Представляете сколько их у нас!

Главный свод законов государства – Конституция.

Конституция РФ была принята 12 декабря 1993г. Состоит она из 9 глав. В ней оговорено все: 1,3,4,5,6гл.- политический строй государства, обязанности президента, правила избрания законодательных служб.

2 гл.- Права и свободы гражданина.

7гл.- Судебная власть.

8 гл.- Местное самоуправление.

9 гл.- Возможность изменения конституции.

В нашей Конституции, во - первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.

Во – вторых, объясняется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин РФ.

В – третьих, в  Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину РФ, а что - нельзя.

Какие же права и свободы имеет  человек в нашем государстве? Я предлагаю вам это выяснить в ходе игры. Вы разделитесь на две команды. Первая команда зачитывает пословицу или поговорку, а второй команде предстоит из своих карточек выбрать то право человека, о котором говорится в пословице.

  1. Правда суда не боится. ( Право на защиту своих интересов).
  2. Жить - Родине служить. ( Право принимать участие  в управлении своей страной).
  3. Грамоте учиться – всегда пригодится. ( Право на образование)
  4. Всякому мила своя сторона. ( Право на свободу передвижения)
  5. Делу - время, а потехе – час. ( Право на отдых и досуг)
  6. Дело мастера боится. (Право на труд)
  7. При солнышке тепло, при матери – добро. ( Право на достойный жизненный уровень в семье)
  8. Дружба дружбой, а денежки врозь. ( Право на достойное вознаграждение за свой труд)
  9. Хочешь калачи, так не сиди на печи. ( Право на труд)

Вы -  граждане своего государства, тоже имеете права и обязанности.

  • Право на жизнь.
  • Право на имя при рождении.
  • Право на гражданство.
  • Право на защиту жизни, чести и достоинства.
  • Право свободно выражать свое мнение.
  • Право на медицинскую помощь, охрану здоровья.

  • Право на образование.
  • Право на отдых и досуг.
  • Право иметь имущество.
  • Право на свободное перемещение.
  • Право на заботу и воспитание родителями.
  • Право на защиту от всех форм эксплуатации, насилия.

Соблюдение ваших прав - это обязанности общества.

С правами мы разобрались. А что является вашими обязанностями? Ответьте на вопрос.

(Дети формулируют  ответ. Составляют таблицу «Мои обязанности»). Как вы понимаете выражение « Свобода прав»?

Игра « Марионетка».

Участники игры образуют круг. Игрок с табличкой  «Я» выходит в центр круга. К его рукам, ногам привязывают ленты. Натягивая ленты, игроки не дают «Я» пошевелиться. (Это иллюстрирует мнение, что обязанности связывают по рукам и ногам). По команде педагога, игроки перестают тянуть ленты и «Я» может свободно двигаться и передвигать остальных игроков, которые держат ленты в руках. «Я» начинает управлять сам. (Знание своих прав и обязанностей делает человека свободным - Я знаю, что я должен делать, я знаю, что я могу делать.)

Сегодня мы с вами выяснили, какие права и обязанности имеет каждый человек и надеюсь, что это вам пригодится в вашей жизни.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока 9класс на тему:Права человека и реалии ХХ века

Интегрированный урок (право и история) позволяет обобщить и конкретизировать полученные знания учащихся по истории России ХХ века. Расширить знания о правах и свободах   человека....

Методическое пособие:«Игровой элемент как способ формирования активной познавательной деятельности учащихся"

Каждый учитель из года в год решает для себя один и тот же вопрос: «Как добиться того, чтобы учащиеся хотели учиться?»  Использование  игровых элементов в учебной деятельности  даёт уст...

Методическая разработка и методическое обоснование открытого урока обществознания «Права человека в РФ» в 9 «А» классе

Методическая разработка и методическое обоснование открытого урока обществознания «Права человека в РФ» в 9 «А» классе Учитель: Миняшев В. С.Присутствовали: Директор МБОУ СОШ № 15 г. о. Сам...

Методическая разработка правовой беседы-диалога Тема: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)

Методическая разработка правовой беседы-диалога по теме: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)...

Методическая разработка (учебно-методическое пособие) на тему: «История развития прав человека» (интеллектуальная игра «Брейн-ринг» в 10 классах)

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЕ «БРЕЙН-РИНГ» В игре могут принимать участие несколько команд учеников 10 классов. Если встречаются не более 4 команд, то игры проводят по так называ...

Методическая разработка "Игровые элементы на уроках русского языка"

Много лет занимаюсь разработкой дидактических игр к урокам русского языка и литературы. Убеждена, что элементы игры способны не только оживить урок, но и помогают эффективно усвоить учебный материал....