конспект занятия по фотографии "Остановись, мгновение"
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Головачева Галина Анатольевна

 

Тема «Остановись, мгновение»

Цель: формирование у обучающихся  мотивации и умений в  исследовательской   деятельности. 

Задачи:

Обучающая: заложить навыки самостоятельной работы с  фотографией как историческим документом ;

Развивающая:   развивать исследовательские умения;  умение работать с     материалом;    работать в группе; проводить сравнительно- сопоставительный анализ; проектировать.

Воспитывающая:  воспитывать интерес к  истории, гордость за свои корни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Остановись, мгновение»

Цель: формирование у обучающихся  мотивации и умений в  исследовательской   деятельности.  

Задачи:

Обучающая: заложить навыки самостоятельной работы с  фотографией как историческим документом ;

Развивающая:   развивать исследовательские умения;  умение работать с     материалом;    работать в группе; проводить сравнительно- сопоставительный анализ; проектировать.

Воспитывающая:  воспитывать интерес к  истории, гордость за свои корни.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

средства

компетентность

I этап  

мотивация к исследовательской деятельности    

1. Эвристическая беседа.

- Подберите антонимы к слову «смерть»  (рождение)

- Что  находится между рождением и смертью? (жизнь).

-  Как правило,   у человека в жизни всегда бывает несколько этапов. -- ----------Назовите самые важные из них (рождение, первые шаги, школьные годы, выпускной вечер, свадьба, рождение детей…)

- Что делают люди, чтобы  сохранить в памяти   значимые моменты жизни? (фотографируются, снимают видео…

- Как вы думаете, о чем может рассказать фотографический снимок?  

- Чем, в таком случае, является фотография для людей, новых поколений?  (историческим документом). 

2.Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на занятии? 



Эвристические ответы, высказывание гипотез, заполнение карты

 



ИКТ.  

Карта

   Личностная и коммуникативная компетентность: иметь свою позицию, объяснять ее


I I  этап

 Формирование умения извлекать информацию из несплошного текста – фотографии, как исторического источника.











 1. Работа с фотографией. Формулирование гипотезы.

-Предположите,  к какому времени относится фотография?       

- Объясните, почему вы так решили?

 - Если фотография является историческим документом, то должна быть логика его исследования. Как вы думаете, в чем она

-  С чего нужно начать исследование фотографии? (описание внешней стороны фотографии). Вопросы

- Как выглядит фотография?

- К какому времени относится?

 - Есть ли надписи на обратной стороне?

- Что написано? ? 

 Следующий шаг по работе  с фотографией  (описание содержания) Вопросы

-Кто изображен на фотографии?

- По какому поводу собрались? (предположительно)

- Как одеты люди, изображенные на фотографии?

-  В чем особенности их расположения? О чем это говорит?

-   На каком фоне сделан снимок?

- Имеются ли  символы времени, национальности, социальной принадлежности? 

 - Какие  необходимы дополнительные средства,  чтобы  извлечь максимальное количество  информации?(лабораторные исследования, информанты)

- Кого необходимо расспросить? (участники, фотограф, владельцы  фотографии)

- Сформулируйте вопросы к ним. 

2.Создание алгоритма работы.

- Ваши ответы являются  алгоритмом  работы с фотографией как историческим источником. Запишите его.

3. Рассказ учителя об истории фотографии……солдата

Частично-поисковая деятельность

ИКТ, фотография  карта

Познавательная компетентность: умение анализировать деятельность, делать выводы,

Иметь свою позицию, формулировать интересующие вопросы.

Регулятивная компетентность:

планирование исследования.

III этап:

Групповое экспресс-исследование

  1.Самостоятельная работа по группам по созданному алгоритму.

- Используя алгоритм,   извлеките  максимальное  количество информации из предложенных  вам фотографий.

 

2. Презентация исследований.

 

 Исследовательская деятельность

 Карта, ИКТ, фотография

 Познавательная, регулятивная  компетентность: умение анализировать, высказывать гипотезы, делать выводы.

Коммуникативная компетентность:

презентовать результаты групповой  работы.

IV Этап

Постановка учебной задачи на дальнейшее исследование.

Творческое домашнее задание

- Найдите в семейном альбоме «говорящую фотографию». Пользуясь рекомендациями, расскажите или напишите об ее истории


 

Домашняя проектная деятельность

Фото из семейного архива

Познавательная компетентность:

Применение теоретических знаний и практических умений в самостоятельной исследовательской  деятельности


Педагог: Головачева   Г.А.                                                                                      Ученик: Ф.И.                                                                                                                                

КАРТА самостоятельной работы

Тема:  «Остановись, мгновение»

I этап 

1. Подберите антоним к слову «Смерть» -         _________________________________________________________

2. Что делают люди, чтобы  сохранить в памяти   значимые моменты жизни? ______________________________________________________________________

3.Чем  является фотографический снимок для потомков? ___________________________________

I I  этап

1. Предложите последовательность исследования фотографии как исторического документа.

        

                                                       

_____________________________________                    _______________________________

______________________________________                 _______________________________

2. Какие необходимы дополнительные средства, чтобы извлечь максимальную  информацию?

III этап    Извлеките из фотографии максимальное количество информации

Вопросы

Ответы - гипотезы

Аргументы

Какое время (предположительно) изображено на фотографии?

Кто и что изображено? По какому случаю?

О  чем  говорят детали? (оружие, платок,  ветка и т. д

Нерешенные вопросы. (Кому будете адресовать, о чем?)

4 этап. Творческое домашнее задание - Найдите в семейном альбоме «говорящую фотографию». Пользуясь рекомендациями, расскажите или напишите ее историю.

Алгоритм   исследования  фотографии как исторического документа

1. описание внешней стороны фотографии

- Как выглядит фотография?

- К какому времени относится?

 - Есть ли надписи на обратной стороне?

- Что написано?

2. описание содержания

-Кто изображен на фотографии?

- По какому поводу собрались? (предположительно)

- Как одеты люди, изображенные на фотографии?

-  В чем особенности их расположения? О чем это говорит?

-   На каком фоне сделан снимок?

- Имеются ли  символы времени, национальности, социальной принадлежности?

3.   дополнительные средства,   которые помогут   извлечь максимальное количество  информации?(лабораторные исследования, информанты)

- Кого необходимо расспросить? (участники, фотограф, владельцы  фотографии)

-   Вопросы к ним.

 

                                             МОУ Великопетровская СОШ

Головачева

Галина Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

1 занятие кружка "Остановись, мгновенье!"

Тема: Основные части фотоаппарата...

2 занятие кружка "Остановись, мгновенье!"

Тема: Конструктивно-зеркальный видоискатель...

3 занятие кружка "Остановись, мгновенье!"

Тема: Классификация цифровых фотокамер...

4 занятие кружка "Остановись, мгновенье!"

Тема: Классификация цифровых фотокамер. Практическая работа...

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу.  План-конспект занятия по легкой атлетики....