Образовательная программа "Весёлый лоскуток" для детей 7-10 лет
учебно-методический материал по теме

Программа для ФГОС для детей 7-10 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cheskidova_veselyy_loskutok_7-10.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием администрации Южноуральского городского округа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Рассмотрено на заседании МО                                                                                     Утверждаю

классных руководителей 1-4 классов                                             Директор МОУ «СОШ  № 4»

протокол №____ от________________                                                                    Карчкова С.Е.

__________ (Ф.И.О. руководителя МО)                                                            _________ 2012 г.

Программа курса внеурочной деятельности

(общекультурной направленности)

Веселый лоскуток

Срок реализации: 1 год

Возрастная категория обучающихся:  2-4 классы

Автор: Ческидова В.Г.,

педагог дополнительного образования

Южноуральск

2012г.

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта начального общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности «Веселый лоскуток» является составной частью внеурочной деятельности детей в МОУ «СОШ № 4». Программа предусматривает формирование общей культуры и приобщает детей к народным традициям.

        Программа «Веселый лоскуток» является комплексной, так как включает в себя различные направления обучения, воспитания и развития: материаловедение, композицию, рисунок и графику, специальную технологию, развитие творческого воображения, сплочение детского коллектива.

Актуальность и новизна программы.

Художественное образование – это процесс овладения и присвоения ребенком культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов формирования целостной личности, её духовности и творческой индивидуальности.

        Участвуя в познании народного творчества, ребенок на подсознательном уровне через эмоции и практику развивает творческие, социальные черты, что дает возможность выжить в  современном мире. Народное творчество несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

        Наряду с изучением традиций, дошедших к нам из глубины веков, и национальных технологических приемов шитья осваиваются современные технологии пошива игрушек путем активизации самостоятельной творческой деятельности детей на основе смелого фантазирования и материального воплощения авторских задумок.

        Программа предполагает создание условий для активного участия детей со своими изделиями в выставках, ярмарках-продажах, что способствует их адаптации в современных социально-экономических условиях, осознанию ими своей значимости в жизни.

Педагогическая целесообразность

        Шитье прививает детям полезные трудовые навыки, разрабатывает пальцы, способствует развитию творческого воображения, воспитывает усидчивость и аккуратность – все это важные факторы в развитии ребенка.

        Занятия шитьем формируют эстетический вкус у детей, знакомя их с произведениями декоративно-прикладного искусства и народного творчества, помогают приобрести первоначальный социальный опыт, дают необходимые знания, развивают определенные навыки и умения, создают условия для творческого самовыражения личности ребенка, осуществляют психологическую  и практическую подготовку к труду.

Преемственность, согласованность и соответствие с программами общеобразовательных школ.

Программа «Веселый лоскуток» закрепляет, расширяет и углубляет знания и умения, формируемые у детей в школе. Она отличается большим количеством часов, отведенных на практическую творческую деятельность обучающихся, на посещение музеев и участие в выставках и ярмарках города и области, на более глубокое вхождение в русское народное творчество и культуру родного края.

Цели и задачи программы

Основная цель – обучение, воспитание и развитие детей средствами декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

I. Познавательная: развивать познавательный интерес к народному декоративно-прикладному творчеству.

II. Развивающая: развивать творческое воображение, мелкую моторику рук, стремление к самостоятельности и точности воплощения замысла.

III. Мотивационная: создать комфортную творческую среду, способствующую активизации творческой деятельности каждого ребенка.

IV. Социально-педагогическая: развивать чувство самозначимости на основе системы мер по поддержке и творческого продвижения каждого ребенка.

V. Обучающая: учить пользоваться инструментами, пользоваться выкройками-лекалами, шить плоские игрушки, познакомить с традициями швейного дела.

VI. Эстетическая: учить ценить и приумножать красоту в окружающем мире; воспитывать аккуратность и опрятность при занятии шитьем.

VII. Воспитательная: воспитывать любовь к народному искусству, трудолюбие, стремление доводить начатое дело до конца.

VIII. Оздоровительная: воспитывать ценностное отношение к своей жизни и здоровью; прививать навыки здорового образа жизни.

Особенности набора детей:

Набор детей в объединение свободный, без конкурса и тестирования. Возраст 7-10 лет. Наполняемость: допустимая – 12 человек, оптимальная – 10 человек.

Психологические особенности:

В этом возрасте трудно распознать способности ребенка, поэтому важно развивать способность фантазировать и мыслить образами.

Дети 7-10 лет любознательны, активны, но работоспособность их невелика, внимание неустойчиво; основной мотив – получить признание, войти в совместную значимость деятельности детей, в которой каждый участник чувствует свою уникальность и значимость, поэтому занятия, проводимые с данной возрастной группой, должны содержать разные виды деятельности с обязательным включением двигательных моментов (игры, физкультминутки).

Ведущие технологии, принципы и методы, обеспечивающие усвоение материала детьми.

        Программа учитывает уровень подготовки ребенка, его склонности, способности, особенности характера и обеспечивает индивидуальный объем и темп усвоения учебного материала, а в целом – реализует личностно-ориентированную модель образования и технологию развивающего обучения, которая позволяет обеспечить оптимальные условия для самореализации личности ребенка в этом возрасте.

        Обучение по программе строится на общепедагогических принципах: научности, системности и последовательности; доступности и актуальности для ребенка, а также связи учебного материала с его жизнью, т.к. в основе самостоятельных творческих поисков детей лежит отражение наблюдаемой ими действительности и отношение к ней, основанное на его мироощущении и жизненном опыте.

        Одним из наиболее широко применяемых  в преподавании методов является беседа, сочетающаяся с рассказом, объяснением и активным использованием средств наглядности: образцов, таблиц, схем, плакатов, фотографий, видеоматериалов.

        В процессе проведения экскурсий на выставки, учебные заведения как метод обучения может применяться наблюдение.      

        Каждая тема программы предусматривает большую практическую работу обучающихся, т.к. основная её задача – сформировать у обучающихся потребность в самостоятельном творческом труде, развивать навыки работы с тканью с использованием инструментов и приспособлений, объективно оценивать свои возможности и умения.

Формы и режим работы.

        Основной формой организации учебной работы по программе является занятие, продолжительностью 30-45 мин. На занятии педагог помогает детям освоить соответствующую систему знаний и последовательно способствует формированию необходимых умений.

        На занятиях, как правило, используются разнообразные виды деятельности обучающихся и педагога, вследствие чего занятия чаще всего носят комбинированный характер.

Форма организации занятий – индивидуально-групповая.

Структура занятий включает теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть содержит беседы о народном творчестве и декоративно-прикладном искусстве, о народных мастерах и художниках, работающих в области декоративно-прикладного творчества.

Практическая часть предполагает работу в нескольких направлениях:  

-   разработка эскизов отдельных изделий и композиций;

- определение этапов в последовательности работы над изделием или композицией;

-   исполнение изделий в материале.

        Практическая работа завершается общим просмотром и обсуждением работ с использованием алгоритмов оценки и самооценки качества работы.

Предполагается активное участие обучающихся в конкурсах и выставках детского декоративно – прикладного творчества.

Условия и средства реализации программы.

        Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, здоровьесберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей.

Занятия должны проходить в просторном светлом помещении с мебелью, рассчитанной на младших школьников.

        Ткань, инструменты и приспособления для шитья должны размещаться в удобном для детей месте (шкафы, полки, кармашки).

Должны быть предусмотрены места для выставки готовых изделий.

Комплексное учебно-методическое обеспечение программы включает:

  1. Информационное обеспечение: специальную и популярную литературу для педагога и для обучающихся, альбомы, журналы, фото и видеоматериалы о художественно-прикладном искусстве и технологии пошива игрушек из различных тканей.
  2. Алгоритмы деятельности: планы последовательности изготовления поделок и анализа проделанной работы, демонстрационный материал: изделия,  сшитые обучающимися, таблицы, показывающие последовательность изготовления игрушек из ткани и их оформления.
  3. Контрольно-измерительные материалы: методики контроля, тестовые задания, схемы самоанализа.

Формы подведения итогов реализации программы и оценка деятельности обучающихся.

Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Основными формами подведения итогов реализации программы являются тестирование и самоанализ обучающимися своих достижений, применяемые в конце изучения наиболее важных тем.

В течение года ребенок принимает участие в несколько выставках детского творчества, что позволяет ему увидеть свою работу в сравнении с лучшими образцами. В конце учебного года проводятся творческие испытания – изготовление выставочного отдельного изделия или коллективной композиции.

Конкретные знания, ключевые понятия и определения.

Изучение основ построения композиции знакомит обучающихся с особенностями заполнения пространства изделия, дает понятие о пропорциях, соразмерности частей, симметрии, композиционном центре, колористических особенностях, гармонии, формы, цвета. Разработка творческих эскизов – вариантов изделия способствует развитию творческих способностей юных мастеров, их активности самостоятельности. Выполнение изделий в материале способствует формированию практических умений и навыков шитья, вырабатывается навыки организации содержательного и полезного досуга.

Прогнозируемые результаты.

В результате  изучения программы «Веселый лоскуток» обучающиеся  получают:

Знания  техники безопасности, использования инструментов при пошиве изделий, элементарных экономических понятий, первоначальные сведения о композиции, цвете, видах тканей, видах ручных стежков; специальную технологию изготовления плоской игрушки.

Умения работать с готовыми выкройками – лекалами; с тканями (не сыпучими). Обрисовывать лекала игрушек на ткани. Подбирать материал для изделия, шить и оформлять игрушку.

В результате  изучения программы «Веселый лоскуток» обучающиеся  будут:

Знать:

- принцип изготовления плоских комбинированных игрушек.

- отличительные свойства плоских игрушек от полуобъемных.

- виды тканей, используемых для изготовления полуобъемных игрушек.

- приемы декоративного оформления игрушки.

- виды ниток

- виды орнаментов.

Уметь:

- изготовлять выкройки-лекала. 

- виды народных игрушек

- устройство Эл. утюга.

- виды тканей, их свойства, отличия

- цветовую гамму

- техника последовательного изготовления полезных игрушек.

- виды полезных игрушек.

- способы оформления изделий.

- зарисовывать модель игрушки в альбоме

- подбирать ткань для изготовления игрушки

- комбинировать ткани

- самостоятельно раскраивать ткань

- придавать форму и объем изделию

- использовать отделочные материалы (шнур, тесьма, сутаж, рюши)

- рассчитывать цену изготавливаемой игрушки

- обрисовывать лекала на ткани

- вырезать аккуратно детали кроя

- соединять детали ручным «машинным» швом

- оформлять игрушки

- набивать части игрушки.            

- применять в изготовлении изделий бросовый материал (обложки, картон, клеенка б\у)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

В результате изучения курса внеурочной деятельности «Веселый лоскуток» должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу товарищей с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать рабочее место;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты  характеризуют опыт учащихся в творческой деятельности,    который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса «Веселый лоскуток»:

  • знание истории народного творчества;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения творческих работ;
  • освоение умения обсуждать и анализировать творческие работы;
  • способность использовать в творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение воплощать задуманный художественный образ.

Литература для педагогов.

  1. Белобородова К.П. «Приамурские узоры», П., 1975 г.
  2. Блинов Г.М. «Чудо-кони, чудо-птицы», М, 1977
  3. Максимов Ю.У. «У истоков мастерства» 1983 г.
  4. Молотобородова О.С. «Кружок изготовленияи
  5. Рогова А.П. «Кладовая радости» М, 1982 г.
  6. «Основы худож. ремесла» / под ред. В.А Барадулина М, 1979 г.
  7. Труханова А.Т. «Основы технологии швейного производства». М., 1980 г.
  8. Рондели Л.Д. «Народное декоративно-прикладное искусство»., М, 1984 г.
  9. «Народные худ. Промыслы» / под ред. О.С.Поповой М., 1984 г.

Литература для обучающихся.

  1. Белова Н.Р., Кононович Т.П., С.В. Кочеткова; З.Л.Неботова «Энциклопедия рукоделия – мягкая игрушка» 2001
  2. Соколова Ю, Сидорович Ю. «Мягкая игрушка» 1998 г.
  3. Городкова Т.В., М.И. Нагибина «Мягкие игрушки – мультики и зверюшки». 1997 г.
  4. Максимова М, Кузьмина М «Лоскутики»

Учебно-тематический план    


п\п


Разделы и темы

Общее кол-во

Часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

История народного творчества. Краеведение, исследовательская деятельность

6

1

5.

3

Охрана и культура труда

6

2

4

4

Материаловедение

10

2

8

5

Инструменты и приспособления

6

1

5

6

Художественно-декоративная композиция

12

4

8

7

Технология изготовления плоских игрушек

28

8

20

8

Изготовление плоских игрушек

36

8

28

9

Культура личности

36

6

30

10

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

144

34

110

Содержание программы

1. Вводное занятие (2 часа)

Теория: Цели, задачи, содержание работы объединения. Просмотр литературы, образцов и детских работ, изготовленных ребятами в предыдущем году. Анализ работ.  (1 час).

Практика: Запись в тетрадь основных пунктов занятия. (1 час)

Методическое и дидактическое обеспечение:  альбомы с игрушками, инструкционные карты, образцы игрушек, детские работы, доп. образовательная программа «Мягкая игрушка».

  1. История народного творчества. Краеведение, исследовательская деятельность. (6 часов)

Теория: Искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов народного худ. творчества.  Зависимость своеобразия изготовляемых игрушек от условий быта и труда, обычаев народа, национального характера, климатических условий и используемого материала. Организация сбора – поиска.(1 час)

Практика: Просмотр собранных образцов и фотографий. Экскурсия на выставку народного творчества. Оформление собранных материалов. (5 часов)

Методическое и дидактическое обеспечение:  картинки и фотографии с изображением различных видов игрушек.

3. Охрана и культура  труда. (6 часов)

Теория: Рабочее место – лицо мастера . безопасный труд – залог успеха. Знакомство с правилами безопасного поведения:

- при работе с колющими и режущими инструментами.

- при использовании утюга, радио, э-чайника, магнитофона.

- правила поведения на улице во время пешеходных экскурсий.

- правила поведения в транспорте во время пешеходных экскурсий

- автобусных экскурсий.

- правила поведения в кабинете

- правила поведения в общественных местах

- правила поведения на природе

- правила эвакуации из здания в случае ЧП.

(2 часа)

Практика: Практическое выполнение правил требований – инструкций во время образовательной деятельности. (4 часа)

Методическое и дидактическое обеспечение:  инструкции по ТБ.

     4. Материаловедение (10 часов)

Теория:  Плотные ткани, виды плотных  тканей. Их свойства. Правила ухода за ними. Применение тесьмы, бусинок, меха, бисера в изготовлении игрушек – аппликаций. (2 часа)

Практика: Изготовление образцов х\б тканей (гладкого ситца и набивного)      (8 часов)

Методическое и дидактическое обеспечение: ножницы, альбомные листы,   клей, образцы х\б тканей, таблицы с образцами тканей.

 

  1. Инструменты и приспособления  (6 часов)

Теория:  Иглы (виды и назначение). Назначение наперстка. Подбор наперстка. (1 час)

Практика: Навыки при работе с иглами и наперстком. Подбор наперстка, соответствие его толщине среднего пальца. (5 часов)

Методическое и дидактическое обеспечение: иглы разной толщины, с разными по размеру ушками, наперсток,  инструкции по работе с иголками (ручными).

  1. Художественно-декоративная композиция  (12 часов)

Теория: Понятие о цветовой гамме, сочетание цветов. Цветовой круг. Подбор ткани по цвету и рисунку, подходящей к данной игрушке. (4 часа)

Практика: Подбор ткани (по выбору) по цвету и рисунку для предложенной игрушки (8 часов)

Методическое и дидактическое обеспечение:  набор  тканей,  ножницы, образцы.

 

  1. Технология изготовления игрушек - аппликаций  (28 часов)

Теория: Понятие об изготовлении игрушек – аппликаций. Основные правила изготовления. (8 час).

Практика:  

- зарисовка изделия в альбом

- раскраска рисунка

- подбор лоскутов ткани

- изготовление лекал-выкроек

- раскрой деталей

- наклейка деталей на ткань-основу.

- утюжка аппликации

- обработка деталей и пришивание их петельным швом.

- оформление аппликации дополнительными деталями.

 (20 часа)

Методическое и дидактическое обеспечение: альбом, карандаш, фломастер, игла ручная, нитки, ножницы,  кусочки драпа, материал для оформления аппликации, плакаты с изображением игрушек – аппликаций. Плакаты с алгоритмом изготовления изделий.

 

     8. Изготовление игрушек - аппликаций (36 часов)

Теория:     Назначение игрушек – аппликаций (оформление стен детской комнаты; украшение одежды, подарок – прихватка)   (8 часов)

Практика:  Изготовление игрушек – аппликаций. Их декоративное решение. (28  часов)

Выставка: показ образцов с художественными заплатами.

Методическое и дидактическое обеспечение:   ткань, инструменты и приспособления для шитья, образцы готовых тканей, журналы  с изображением аппликаций.

 

9.  Культура личности  (36 часов)

Теория: Общечеловеческие ценности. Воспитанность и её составные части.

Культура общения. Культура внешности. Культура учебного труда. Обобщающая тема. (6 часов)

Практика: Тренинг общения; выполнение режима дня. Практикумы: как вести себя за столом. Как красиво одеваться.  И др. выполнение памяток: «Как стать внимательным» «Как стать настойчивым». Выполнение памяток самоконтроля за творческим трудом и поведением..  (30 часов)

Методическое и дидактическое обеспечение:   тетради, тесты, памятки.  

   10. Итоговое занятие (2 часа)

Теория: Подведение итогов за год. Награждение учащихся.  (1 час)

Практика: Выставка работ учащихся.

Дидактическое обеспечение:  грамоты. Благодарственные письма родителям. Памятные подарки.  

Предполагаемый список изделий для пошива в течение года (плоские игрушки)

  1. Кошелек – солнышко
  2. Кошелек с квадратиками
  3. Лошадка
  4. Спортсмен
  5. Дед Мороз
  6. Медвежонок
  7. Собачка
  8. Клоуны (сидячий, висячий, стоячий, лежачий)
  9. Кукла-Маша
  10. Кукла-Ваня
  11. Кот Васька
  12. Зайчик – карманчик
  13. Мышка настенная (пижамница)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида

Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без  организации системы индивидуализаци...

Городской семинар "Организация и функционирование психолого-медико-педагогического консилиумами образовательной организации. Включение детей с ОВЗ в образовательное пространство"

30 сентября 2015 г. на базе МОУ "Изобильненская школа" прошел семинар для руководителей психолого-медико-педагогическими консилиумами и педагогов-психологов образовательных учреждений г. Алушты....

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях

В 2012 году в нашей стране произошло событие уникальное по своей значимости - в Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые были закреплены положения об инклюзивном, то есть ...

Особенности организации образовательного пространства для детей с ОВЗ в образовательной организации.

В статье рассматриваются как теоритические аспекты проблемы, так и практические аспекты деятельности школы....

Инновационный образовательный проект «Левобережный образовательный центр «Одаренные дети». Конкурс проектов «Учитель XXI века», посвященный 350- летию присоединения Бурятии к России

Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.А. Н. Колмог...

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...