Интеллектуальные игры "Пентагон"
методическая разработка (7 класс) по теме

Бельтюкова Назиля Нургалиевна

         Комплекс интеллектуальных игр «Пентагон»   ориентированы для учащихся 7-8 классов  и может быть использован  при проведении предметных недель: «Математика»,  «Литература» и «Экология»,  интеллектуальных игр для школьников в общеобразовательных школах района,  в летних лагерях для школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnye_igry_pentagon.docx39.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»

                               ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
               ТЕМА: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ  ИГРЫ
                                 
«ПЕНТАГОН»  

                                                 

                                                 Выполнила: педагог дополнительного образования
                                                МОУ ДОД «Дом детского творчества»
                                                Бельтюкова  Назиля  Нургалиевна,
                                                 высшая категория

                                                         п.Октябрьский

       Пояснительная записка
                                      «Я очень рекомендую, чтобы человек    
                                 упражнялся в играх, содействующих
                                              совершенствованию, не ради игры, а потому,
                                                  что они служат совершенствованию в искусстве
                                        размышления и изобретения»  (Лейбниц).

      Проблема человеческих способностей вызвала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в людях с интеллектуальными способностями. Таланты появились как бы сами собой, стихийно создавались шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности и развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и сложных проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным то, что интеллектуальные способности человека следует признать самым существенным качеством современного человека и задача их развития – одна из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения,  а умственное развитие подростков – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки его к будущей жизни.
   На сегодняшний день одной из популярных форм развития познавательного интереса школьников являются интеллектуальные игры.
   Играть любят все. Играют поодиночке и друг с другом. Принять природу игры, ее уникальный развивающий характер, ее огромные воспитательный потенциал – это значит лучше понять  подростков, расширить их познавательный кругозор. Интеллектуальные игры развивают в школьниках толерантность и выносливость, справедливость и наблюдательность, трудолюбие и воображение, язык и память, -  все то, что составляет богатство человеческой личности. В процессе игры происходит формирование произвольного  поведения человека, его социализация. Кроме того, игра помогает общению, сохранению душевного равновесия, доставляет школьникам радость, удовольствие от напряжения умственных сил и достигаемых                 успехов.
    Интеллектуально-познавательные игры способствуют воспитанию у школьников материалистическое мировоззрение, расширяют сознание объективности существования мира, формируют основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности.
     
Цель: формирование познавательной активности, расширение общего кругозора и интеллекта школьников, организация познавательного досуга обучающихся.
                                
Прогнозируемый         результат:
- расширение знаний учащихся в области математики, литературы и                       экологии;
- развитие познавательного интереса к предметам математика, литература, экология.
- удовлетворение собственных потребностей путем самосовершенствования   и самообразования.
Методика использования предложенных материалов.
 
      Комплекс интеллектуальных игр «Пентагон»   ориентированы для учащихся 7-8 классов  и может быть использован  при проведении предметных недель: «Математика»,  «Литература» и «Экология»,  интеллектуальных игр для школьников в общеобразовательных школах района,  в летних лагерях для школьников.
     При составлении вопросов учтены возрастные психолого-педагогические особенности школьников. Все вопросы доступны по изложению, имеют элементы занимательности, содержат сведения и факты, выходящие за рамки школьных программ по данным предметам.  
Правила игры:  В игре «Пентагон» все команды играют одновременно. Слово «Пентагон» в переводе с греческого означает «пятиугольник».  Название связано с тем, что на каждом этапе загадывается некий объект и дается  пять подсказок, содержащих их свойства. Цель игры – угадать загаданное. Если угадывание происходит после первой подсказки, команда получает 5 баллов, после второй – 4 балла, после третьей – 3, после четвертой – 2, после пятой – 1 балл. Ответы подаются письменно, на обдумывание дается 15 секунд. Можно отвечать после каждой подсказки. Но правильный ответ засчитывается только один раз. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Рекомендуется через каждые 4-5 заданий сообщать промежуточную сумму очков.
   При подготовке к игре необходимо учитывать следующие моменты:
1. При формировании команд  ( 6 человек ) педагогам учесть то, что в составе команды должны быть учащиеся с разной степенью подготовленности по предметам.
2.Состав команды – 6 человек, один из них – капитан.
3. Команда должна иметь название, по возможности, форму, отличающую ее от        других        команд.
4.Хорошо должна быть продумана система оценок.
5. Результаты могут быть оформлены не только в виде цифр, но и в виде листьев, цветов, геометрических фигур, все зависит от самой тематики игры.
6. Продумать награждение победителей и проигравших, для этой цели подойдут самые разные самодельные медали, грамоты, ордена, сувениры, шуточные         награды.
7.Необходимо внимательно продумать состав жюри, каждый его член должен быть более или менее компетентен в вопросах игры и хорошо знать ее        правила.
      Новизна и уникальность представленной  разработки в том, что она является авторской, ориентирована на современные формы обучения, обеспечивающие организацию  внеклассной деятельности обучающихся. Инновационная ценность разработки в том, что игра «Пентагон» является по сравнению с другими интеллектуальными играми  «молодой», современной и может охватить различные области науки и культуры.
   

                   

                         

                           

                          Интеллектуальная     игра        «Пентагон»                                

            Тема:«Математика»(7-8 классы)                
          I. Что это за геометрическая фигура?
 (Ответ: Треугольник)
1. Эту простейшую геометрическую фигуру математики называют
 двумерным  «симплексом». (Симплекса по-латыни означает «простейший»).
2. В силу своей простоты он явился основой многих измерений . Землемеры
при  вычислениях площадей, земельных участков, астрономы при
нахождении расстояний до планет и звезд используют свойства этой   фигуры.
3. Изучением свойств этой фигуры активно занимались в Древнем Египте,    при строении пирамид, которые служили гробницами для фараонов.
4. Пифагор доказал теорему о соотношении длин сторон той фигуры.
5. Он бывает прямоугольный, равнобедренный, равносторонний.

                         II. Что это         за         наука? (Ответ:        Геометрия)
1.  Она зародилась в Древнем Египте около 2000 лет до нашей эры, т.е. 4000
   лет        назад.
2. В замечательной книге «Диалектика природы» Ф.Энгельс определил ее как
науку о пространственных формах окружающего нас реального мира, т.е.
как часть математики, изучающую свойства пространства.
3. В III веке до н.э. древнегреческий ученый Евклид написал книгу под   названием «Начало», где подытожил накопленные к тому времени знания  по этой        области.
4.Это слово греческого происхождения, означает «землемерие».
5.В        школе        ее        изучают        с        7        класса.

                         III. Что         это         за         математик?  (Ответ:        Пифагор)
1. Это древнегреческий математик и философ родился в 6 веке до н.э. на   острове        Самос.
2. Этому ученому приписывают создание учения о числах четных и нечетных, простых и составных, и о фигурных числах.
3. Ему приписывае6тся высказывание: «Все есть число». Следует заметить,
что он считал Землю шаром, движущимся вокруг Солнца.
4. Доказал теорему, носящую его имя о соотношении длин сторон
прямоугольного        треугольника.
5. Знаменитая теорема в шутку звучит так: «… штаны  на все стороны
равны».
                         
   IV.         Что         это         за         число?  ( Ответ: Число 7)        
1. Именно столько вечеров подряд посещал мальчика Яльмара Оле Лукойя в   сказке        Г.Х.Андерсена.
2. Данное число содержится и в названии ресторана,  расположенного в Останкинской телебашне.         («Седьмое        небо»).
3.Перед пасхой пост длится именно столько дней.
4. Это  однозначное простое        число.
5. Именно         столько дней в неделе.

                        V.         Что         это за вычислительный прибор?        (Ответ:Абак)
1. Это первый вычислительный прибор, появился около 2500 лет назад
был широко распространен в Египте, Китае, Греции.
2. В Китае он назывался «суан-пан» и был основан на пятиричной системе счисления.
3. Существовала целая наука об этом приборе, особенно большой вклад в ее развитие внес французский ученый Герберт, под конец жизни ставший
папой         римским        Силовестром.
4. В России широко распространился в 16 веке, и полностью был основан на
  десятичной         системе        счисления.
5. Русская разновидность этого прибора – счеты.

    VI.Что это за счетная машинка? (Ответ: Логарифмическая линейка)
1. Ее придумал в 20-х годах 17 века английский математик Вильям Оутред.
2. Эта машинка необыкновенно удобна: считать на ней можно очень        быстро, места почти не занимает, ее можно всюду носить с собой в    кармане.
3.Ее считают счетной машинкой докомпьютерной эры.
4. В настоящее время их заменяют калькуляторы.

 
                  VII.        Что        это        за        мера        длины?        (Ответ:        Дюйм)
1.Это английская, а также старинная русская мера длины.
2.На голландском языке это слово обозначает «большой палец».
3.В настоящее время в них выражается размер различных компьютерных деталей,        узлов        и        принадлежнолстей.
4.Длина этой меры         равна                2,5        см.
5.Для этой героини Г.Х.Андерсена цветок был местом постоянной    прописки.


               
 VIII.Что        это        за        денежная        единица?        (Ответ:Доллар)
1.Конгресс принял закон в 1786 году о введении этой единицы.
2.Это слово происходит от немецкого слова талер - «долина».
3.Они все одинакового цвета и размера, с портретами «отцов — основателей»,т.е.        президентов        этой        страны.
4.Это        свободно-конвертируемая        валюта.
5.На сегодняшний день курс данной денежной единицы равен 31,5 российским        рублям.


   
IX. Что это за ученый — математик? (Ответ: Архимед)
1. Великий ученый Древнего мира родился в Сиракузах, греческой колонии на        острове        Сицилия.
2. Ему приписывают гордую фразу : «Дай мне где стать, и я сдвину Землю».
3. Он является изобретателем водоподъемного механизма, который явился прообразом корабельных, а также воздушных винтов.
4. Ему принадлежит формула для определения площади треугольника через три его стороны( неправильно иненуемая формулой Герона).
5. Мы восклицаем: «Эврика!» - выражая, как он, восторг по поводу своей

удачи.

                     X.        Что        это        за        число?        (Ответ:        Миллион)
1.В переводе с итальянского обозначает «большая тысяча».
2. В русском языке часто используется как метафора для обозначения очень большого числа или количества чего-либо. (Миллионы людей, нажить миллионы).
3.В разговорной речи с момента Октябрьской революции в периоды гиперинфляции заменен сленговым словом лимон.
 
4. Именно столько цветов преподнес одной знаменитой певице художник.
5.        Это        единица        с        шестью        нулями.

                   Интеллектуальная         игра                «Пентагон»
                           Тема:        Литература        (7-8        класс)
                           I.         Что         это         за         писатель?         (Ответ: Н.В.Гоголь)
1. Существует легенда, что он родился в дороге, так как разлившаяся река
снесла мосты и не дала обозу из Васильевки вовремя поспеть в     Сорочинцы.
2. Первую книгу он напечатал в 1829 году под псевдонимом Алов.
3. Сюжеты к двум знаменитым его произведениям были подарены      А.С.Пушкиным        («Ревизор»,        «Мертвые        души»).
4. Этому писателю, намекая на его фамилию, однажды сказали:  « если вы и     птица,        то        небесная».
5. Он считал, что в России две беды — дураки и дороги.
         

     II. Что это за литературный жанр? (Ответ: Басня)
1. Родоначальником считают Эзопа, жившего в Греции в VI веке до н.э.
2. Авторы этих произведений высмеивают человеческие пороки,     приписывая        их        животным.
3. Это чаще всего стихотворные произведения, часто смешные и     обязательно содержащие какое-либо поучение, мораль.
4. Это слово от глагола – «баять»-рассказывать приятные выдумки.
5. Писатель И.А.Крылов прославился именно этими произведениями.

     III. Что это за сказочник? (Ответ: П.Бажов)
1. Родился в 1879 году на Урале в семье горнозаводского мастера.
2. Он мог стать священником, т.к. окончил Пермскую духовную семинарию,    но        стал        учителем        русского        языка.
3. В городе Екатеринбурге есть музей этого сказочника.
4. Его дочь вышла замуж за Тимура Гайдара, сына знаменитого писателя     Аркадия        Гайдара.
5. Один из персонажей сказов этого писателя создал каменный цветок.

IV.Что это за произведение? (Ответ: «Ночь перед рождеством»)
1. События в этом произведении происходят ночью.
2. Один из персонажей этого произведения не имеет национальности.
3. Главный герой произведения отправился за черевичками для своей  
любимой к самой царице, пользуясь нетрадиционным средством    передвижения.
4. Одна из героинь пользовалась популярностью у мужского населения     (Солоха).
5. В этом произведении нередко случаются волшебные вещи, например,    вареники сами макаются в сметану и прыгают в рот.

   V. Что это за писатель? (Ответ: А.С.Пушкин)
1. Родился в 1799 году в семье офицера гвардии.
2. По-гречески его имя означает «защитник людей».
3. В 1820 году после опубликования одной из его поэм, Жуковский подарил ему свой портрет с надписью : «Победителю – ученику от побежденного учителя».
4. После гибели этого писателя М.Ю.Лермонтов напишет: « Погиб поэт невольник чести, пал, оклеветанный молвой».
5. В детстве ему  рассказывали сказки бабушка Мария Алексеевна и няня Арина        Родионовна.

   VI. Что это за басня? (Ответ: «Демьянова уха»)
1. В этой басне, в отличие от большинства других, действующие герои – люди.
2. А        людей        этих        всего        двое.
3.Эти люди жили недалеко друг от друга.
4. После некого события одного из них вряд ли можно было увидеть в доме другого.
5. В названии басни указано блюдо русской кухни.

     VII. Что это за мифический персонаж? (Ответ: Геракл)
1. Это сын самого сильного из всех греческих богов Зевса и красавицы     Алкмены.
2. У него был брат-близнец Ификл, но они не были похожи друг на друга.
3. Этот герой был женат на красавице Мегар, дочери фиванского царя      Кеонта.
4. Богиня Атэ по приказанию Геры одурманила разум его и свела с ума.
В приступе бешенства он разгромил свой дом и убил своих детей.
5. За совершенное зло, боги решили, что он должен совершить 12 подвигов,
и только после этого может быть прощен.
         

   VIII. Что это за учреждение? (Ответ: библиотека)
1. В Древнем Египте она называлась «аптекой души».
2. В России она появилась в  1814 году в Петербурге. Ее разрешалось посещать всем прилично одетым гражданам «3 дня в неделю с 9 утра до   захода солнца».
3. Самая главная находится в Москве, в ней почти 40 млн. экземпляров.
4. Они бывают личные, государственные, учебные и научные, школьные,
городские и специальные, посвященные какой-нибудь отрасли знаний.
5. В переводе с греческого оно означает «книгохранилище».

  IX. Что это за персонаж? (Ответ: Винни Пух)
1.Автором произведения, главным героем котророго является данный персонаж, является шведская писательница Астрид  Лингринд.
2. Этого персонажа озвучивал известный актер Евгений Леонов.
3. Этот герой любил утренние прогулки в обществе своего друга.
4. На его избушке висела табличка: «Посторонним в……».
5. Этот герой сочинял песни, шумелки,  кричалки  и пыхтелки.

             X. Что это за литературный персонаж? (Ответ: Шерлок Холмс)
1.Он имел основательные практические знания английских законов, глубокие знания в области химии, уголовной хроники.
2. В честь этого литературного персонажа создавались журналы и даже целые        организации        назывались        его        именем.
3. Профессор Мориарти был его самым коварным и опасным противником.
4. Этот персонаж прекрасно играл на скрипке, был отличным боксером, а его        автор         играл на        валторне.
5.Улица, на которой он жил, назывался Бейкер-Стрит.




                 Интеллектуальная         игра                «Пентагон»
                       Тема: Экология        (7-8        класс)
  I. Что это за дерево? (Ответ: Береза)
1. Когда великий русский композитор М.И.Глинка возвращался  на родину,
то переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел и низко
поклонился            этому        дереву.
2. Про это дерево существует старинная загадка: « стоит дерево цветом
зелено, в этом дереве 4 угодья: первое – больным на здоровье, второе – от
теми свет, третье – дряхлых  и вялых пеленать, а четвертое – людям
колодец.
3. В стихотворениях поэта С. Есенина это дерево стало символом родины,
горячо        любимой        им        России.
4.  С        этого        дерева        зимой        срывают        гриб.
5. Ранней весной это дерево выделяет сок, который мы очень любим.


    II. Что это за растение? (Ответ: Кукуруза)
1.Родина этого растения – Центральная и Южная Америка.
2. Об этом растении бытует легенда о том, как молодая девушка решила
спасти людей от голодной смерти и превратилась в это растение.
3.Первым в Европу его завез Христофор Колумб.
4.Американские индейцы называют его маисом.
5.Мы очень любим воздушный хрустящий сладкий поп-корн.


    III. Что это за дерево? (Ответ: Лавр)
1. Это вечнозеленое невысокое деревце, которое растет в теплом климате на берегах        черного        и        Средиземного        морей.
2. В Древней Греции это дерево считалось священным растением и сажали около         храмов,        посвященных        богу        Аполлону.
3. Древнегреческий миф рассказывает, что самый прекрасный из богов Аполлон полюбил нимфу Дафну, но она отвергла его любовь. Спасаясь от преследований Аполлона, Дафна превратилась в это дерево. Отсюда и греческое        название        –        Дафна.
4. Сохраняя древнюю традицию, венком из его листьев увенчивали героев, воинов-победителей, поэтов, императоров.
5. Сухие листья издавна добавляют в разные блюда, как ароматную приправу.
 

  IV.Что это за напиток? (Ответ: Чай)
1. Растение, из которого получают этот напиток, наиболее распространение
получило        на        Востоке.
2. Употребление этого напитка в Японии, является почти религиозной
церемонией, где участвуют, как правило, не более 5 человек.
3. Художник В.Г.Перов написал картину, название которой связано с
процессом употреблением  этого напитка. («Чаепитие в Мытищах»)
4.  Основным        экспортом        является        Индия.
5. Он бывает черный и зеленый, гранулированный и прессованный.


  V.Что это за птица? (Ответ: Орел)
1. В 1782году Конгресс решил, что это станет символом США.
2. Его можно увидеть  на военных эмблемах,  американских монетах.
3. Раньше        над        ним        воздвигалась        корона.
4.  Это        ест        на        гербе        России.
5. Его         детеныш один из персонажей пионерской песни.


                       
VI.        Что это за овощ? (Ответ: Помидор)
1. Родина его – Южная Америка, где до сих пор произрастают дикие сорта этого        растения.
2.Это близкий родственник картофеля и табака.
3. В США в середине 17 века первый вырастил это Томас Джеферсон, третий по        счету        президент        молодой        страны.
4. В переводе с итальянского он звучит так: «золотое яблоко».
5. Многие хозяйки используют его при приготовлении острых соусов.


   VII. Что это за дерево? (Ответ: Липа)
1.        Для        чехов        она        символ        процветания.
2. Веками она давала лыко на лапти, луб на мочало.
3.Это        дерево        зацветает        позже        всех.
4. Шулеры назвали клей для склейки карт ее именем, чем навсегда осрамили ни в        чем        не        повинное        дерево.
5. Напиток из цветов этого дерева является целебным от простуды.


   VIII. Что это за цветок? (Ответ: Тюльпан)
1. В 1554 году естествоиспытатель Брусберг привез его в Европу из Турции.
2.Дюма-отец        посвятил        ему        целое        произведение.
3.Его название происходит от восточного головного убора.
4.Голландию называют страной этих цветов.
5.Композитора И.Николаева   этот цветок  желтого цвета.
   

   IX. Что это за животное? (Ответ: Верблюд)
1.Эти животные в основном обитают в Азии.
2.Часто их называют «кораблями пустыни».
3. Могут двигаться много дней подряд, преодолевая по 80-90 км ежедневно.
4.Они бывают одногорбые и  двугорбые.
5. Именно оттуда звонил слон К.И.Чуковскому.

   X. Что это за растение? (Ответ: Овес)
1. Впервые стали его выращивать в прохладных странах Восточные Европы.
2. В настоящее время США – один из самых крупных в мире производителей этого                растения.
3.Это растение принадлежит к семейству злаков.
4. Это растение чаще чем другие злаки, используется при изготовлении кормов        для        домашних        животных.
5.Из хлопьев варят кашу и пекут вкусное печенье.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...

Вебинар: Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

Конспект интеллектуальной олимпиады "По дороге знаний" для подготовительных к школе групп. Задания интеллектуальной олимпиады по блокам.

Интеллектуальная олимпиада для старших дошкольников.Подготовила: учитель-дефектолог Пименова Т.Н. Цели: 1. Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки детей в области элементар...

Презентация "Применение интеллектуальных карт в обучении и воспитании: интеллект-карты как способ активизации интеллектуальной активности посредством визуальной информации" к мастер-классу для молодых педагогов школы

Данная презентация раскрывает использование в работе педагогов методики интеллектуальных карт. Многие учащиеся сегодня неотрывны и даже в какой-то степени зависимы от различных гаджетов, они не ...

Программа обще интеллектуального направления для старших классов "Интеллектуальные игры"

Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры об...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спор

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории)   илиВыявление и развитие  спосо...