Образовательная программа "Волшебный мир бисера"
материал по теме

Лявина Наталья Владимировна

Возраст детей: 6-12 лет

Срок реализации: два года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_biser.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        Утверждена

                                                                                        на мет.совете

                                                                                        от __________

                                                                        ____________

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей –

«Центр детского творчества «Светлячок» г. Ртищево Саратовской области»

Образовательная программа

Возраст детей: 6-12 лет

Срок реализации: два года

Автор:

Педагог ДО

Сороколадова Н.В.

Рецензенты:

Директор: Назарова Л.В.

Методист: Дарвина Н.Ю.

Теселкина Л.А.

Ртищево

2012г.

Пояснительная записка

        Бисероплетение – один из старинных видов рукоделия. Изделия из бисера были известны еще в Древнем Египте. Оттуда бисероплетение распространилось по всему миру. Многие народы украшали бисером свои национальные костюмы и предметы домашнего обихода. Русский народ не исключение. «Золотым веком» бисерного рукоделия по праву называют XIX век, когда этот вид рукоделия достиг небывалого рассвета. В XX в. он был незаслуженно забыт, и лишь в последнее его десятилетие началось стремительное возрождение этого искусства.

        Появились новые материалы, новые формы работы с бисером, издано много литературы по бисероплетению, вырос интерес среди молодежи и подростков к работе с бисером. Но опыт показывает, что овладеть секретами бисерного рукоделия самостоятельно достаточно сложно. Занятия по данной программе под руководством педагога призваны помочь детям успешно овладеть этим видом руководства.

        Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир бисера» является профильной, модифицированной, прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Она рассчитана на детей – школьников в возрасте от 6 до 12 лет. Работа по программе «Волшебный мир бисера» осуществляется с 2004-2005 учебного года в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей ЦДТ «Светлячок» г. Ртищево Саратовской области в детском творческом объединении – кружок «Бусинка за бусинкой».

        Набор детей в объединение свободный. Форма организации деятельности детей – групповая, индивидуально-дифференцированная. Морально-психологический климат устойчивый, все ребята с уравновешенной психикой. Состав группы постоянный.

        Срок реализации данной программы – два учебных года с 1 сентября по 31 мая.

        I год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа, с объемом нагрузки 144 часа в год.

        II год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа, с объемом нагрузки 216 часов в год.

        Продолжительность занятий 45 минут с 10 минутным перерывом.

        Программа I года обучения предусматривает первоначальное ознакомление детей с историей бисероплетения; с основными способами плетения и низания бисера в процессе изготовления игрушек, сувениров, поделок, фенечек, брошек, а также с техникой плоского, мозаичного плетения, параллельного низания, ручного ткачества, кирпичного стежка.

        Программа II года обучения предусматривает углубленный уровень освоения родословной стеклянной бусинки, ее истории, истории украшений, как составной части истории культуры и истории человечества, предполагает применение знаний, умений и навыков, полученных в I год обучения, дети осваивают вышивку бисером, технику ажурного плетения, приемы и способы выполнения пасхальных яиц.

        В программу внесены ряд изменений. Некоторые темы первого и второго года обучения оказались не актуальными, не вызвали интереса у детей, не соответствовали их возрастным особенностям и материально-техническим возможностям. В связи с этим в программу II года обучения включен новый разделы объемные изделия в технике ажурного.

        В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания, полученные на уроках природоведения и естествознания (при изготовлении цветов, животных, растений, картин), черчения (умение читать и составлять схемы плетения), рисования (при подборе сочетания различных  цветов и красок, умении гармонично подбирать материалы для изделий), истории (актуализируются сведения из истории возникновения стекла, бисера), математики (умение считать) и др.

        Занятия в объединении помогают выпускникам использовать полученные умения и навыки во взрослой самостоятельной жизни и продолжить обучение по профильному направлению в профессиональных образовательных учреждениях (дизайнер украшений, модельер, декор одежды и т.д.).

        Участниками образовательного процесса являются: руководитель объединения, воспитанники, родители.

        В основе данной программы лежит принцип от простого к сложному. Материал подобран с учетом индивидуальных способностей учащихся. Подготовка детей в данном виде деятельности отсутствует, в связи, с чем план работы детского объединения состоит из нескольких разделов, взаимосвязанных и дополняющих друг друга. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.

        Программа разработана в рамках следующих документов:

  • Программа развития учреждения
  • Образовательная программа учреждения
  • Программа «Сказочный мир бисера», автор Шишкова Е.В.
  • Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение», автор Стебунова С.Ф.
  • Программа «Мир чудесных превращений», автор Тихоненко Л.Н.

        Актуальность программы состоит в том, чтобы помочь детям разнообразить свой отдых в свободное время, сориентироваться в мире увлечений, стать веселыми и жизнерадостными, получить удовольствие от собственного труда, познакомить детей с особенностями народного творчества, привить любовь к бисероплетению. Образовательная программа «Волшебный мир бисера» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности. Данная программа имеет профессионально-ориентированный уровень усвоения.

Результатом выполнения программы предполагается участие учащихся в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней. Воспитанники объединения «Бусинка за бусинкой» в течения учебного года принимают участия в выставках:

  • Учрежденческого уровня: «Мы талантливы во всем, что рисуем, что плетем», «Семейное рукоделие» и др.
  • Районного уровня: выставка ДТТ на СЮТ.
  • Областного уровня: «Зеркало природы».

        Цель программы: нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения, активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Задачи:

  • Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, освоение техники бисероплетения.
  • Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
  • Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

Социальный заказ: изготовление сувениров и подарков для членов семьи, друзей, на ярмарки-распродажи.

I год обучения

        Цель:

Развитие индивидуальных и творческих способностей детей на базе обучения бисероплетению.

        Задачи:

  • Познакомить детей с историей родословной стеклянной бусинки, как составной части истории культуры и истории человечества
  • Дать представление о технике плоского и параллельного низания, мозаичного плетения и кирпичного стежка
  • Развитие умения самостоятельно читать схемы и работать над изделием по образцу
  • Формирование умения работать с леской и различными видами бисера
  • Воспитание художественного вкуса и ориентирование на качество изделия
  • Привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества
  • Создание условий для воспитания трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца
  • Формирование культуры поведения и общения в социуме

Учебно-тематический план

№ п/п

Название разделов

Виды контроля

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Народное искусство и художественные промыслы

тестирование

2

2

2

Бисерная азбука

Проверка ТБ, опрос

8

3

5

3

Украшения из бисера в технике плоского низания

Подарок друзьям «Открытка»

32

8

24

4

Мастерская Деда Мороза

Мини-выставка «Зимушка Зима»

16

3

13

5

Игрушки из бусинок и бисера в технике параллельного низания

Выставка ДТТ на СЮТ

40

10

30

6

Изделия в технике мозаичного плетения, ручного ткачества, кирпичного стежка

Подарок мамам, конкурс бижутерии

44

4

40

7

Обобщающее занятие

Анкетирование «Что мы знаем, что умеем»

2

2

Всего

144ч.

32ч.

112ч.

Содержание разделов и тем программы

1. Вводное занятие. Народное искусство и художественные промыслы.

Знакомство с кружковцами. Цели и задачи кружка. Тестирование. Правила внутреннего распорядка. Правила безопасности труда и личной гигиены. Организация рабочего места. Беседа о народном искусстве, его основных видах: ткачество, сувенир, вышивка. Демонстрация инструментов, материалов, готовых изделий.

2. Бисерная азбука.

Теория: Виды работ из бисера. Низание. Виды и способы низания. Элементы плетения. Виды цепочек. Простейшие приемы. Плетения.

Практика: Освоение видов и способов низания, элементов и приемов плетения. Изготовление цепочек. Проверка ТБ.

3. Украшения из бисера в технике плоского плетения.

Теория: Изучение схем и готовых изделий, способов плетения. Материал и его выбор.

Практика: Изготовление украшений по схемам: пирамидка, ромашка, насекомые, куклы и т.д. (Приложение 2)

4. Мастерская Деда Мороза.

Теория: Изучение схем и готовых изделий, способов плетения. Материал и его выбор.

Практика: Изготовлений новогодних игрушек по схемам: елочка, Дед Мороз, Снегурочка. Организация мини-выставки «Зимушка Зима». (Приложение 3)

5. Игрушки из бусинок и бисера в технике параллельного низания.

Теория: Изучение схем и готовых изделий, способов плетения. Материал и его выбор.

Практика: Изготовление игрушек из бусинок и бисера: смещарики. (Приложение 4)

6. Изделия в технике мозаичного плетения, ручного ткачества, кирпичного стежка.

Теория: Изучение особенностей техники мозаичного плетения, ручного ткачества, кирпичного стежка, схем и готовых изделий, способов плетения. Материал и его выбор.

Практика: Изготовление браслетов, брошей, брелков. (Приложение 5)

7. Обобщающее занятие.

Оформление отчетной выставки. Проведение итогового занятия. Контроль знаний учащихся. Награждение лучших по результатам года. Рекомендации для дальнейшего обучения.

Результативность обучения.

К концу первого года обучения должны

Знать:

  • Правила безопасного труда и личной гигиены;
  • Историю бисерного искусства и его роль в народной культуре;
  • Материалы, из которых изготавливаются бисерные изделия;
  • Инструменты, необходимые при бисероплетение;
  • Различные виды техник плетения на проволоке и леске.

Уметь

  • Организовать свое рабочее место;
  • Читать схемы бисерных изделий;
  • Грамотно подбирать и рассчитывать материал;
  • Самостоятельно выполнять несложные изделия.

II год обучения

        Цель:

Развитие прикладных умений и навыков у детей при изготовлении сувениров и поделок из бисера.

        Задачи:

  • Продолжить знакомство детей с историей родословной стеклянной бусинки
  • Формирование умения работать с бисерной иголкой, нитью, канвой
  • Совершенствование навыков работы с различными видами бисера, леской, проволокой
  • Формирование умения самостоятельно создавать схемы и работать по ним
  • Продолжить формирование художественного вкуса
  • Воспитание активной гражданской позиции
  • Воспитание эстетического отношения к действительности

Учебно-тематический план

№ п/п

Название разделов

Виды контроля

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Народное искусство и художественные промыслы

тестирование

2

2

2

Бижутерия

Ярмарка-распродажа

34

5

29

3

Объемные изделия в технике ажурного плетения

Мини-выставка

24

4

20

4

Мастерская Деда Мороза

Новогодние подарки

34

3

31

5

Вышивка бисером по канве

Выставка ДТТ на СЮТ

68

4

64

6

Пасхальные яйца

Открытое занятие

28

1

27

7

Современно и уникально

Подарок мамам, викторина

24

2

22

8

Обобщающее занятие

Отчетная выставка

2

2

Всего

216ч.

23ч.

188ч.

Содержание разделов и тем программы

1. Вводное занятие. Народное искусство и художественные промыслы.

Цели и задачи кружка. Повторений правил внутреннего распорядка и правил безопасности труда и личной гигиены. Организация рабочего места. Беседа о народном искусстве, его основных видах: ткачество, сувенир, вышивка. Демонстрация инструментов, материалов, готовых изделий.

2. Бижутерия.

Теория: Вводное занятие. Изучение схем и готовых изделий, способов плетения. Материал и его выбор. Составление собственных схем.

Практика: Изготовление простых и сложных фенечек, браслетов, брошей, комплектов из бусин и бисера. (Приложение 6)

3. Объемные изделия в технике ажурного плетения.

Теория: Изучение схем и готовых изделий, способов плетения. Материал и его выбор.

Практика: Изготовление игрушек и сувениров: малинка, черепашка, осьминожек, собачка. (Приложение 7)

4. Мастерская Деда Мороза

Теория: Изучение схем и готовых изделий, способов плетения. Материал и его выбор.

Практика: Изготовление новогодних игрушек: Дед Мороз, Снегурочка, снежинка. (Приложение 8)

5. Вышивка бисером по канве

Теория: Вводное занятие. Изучение схем и готовых изделий, способов вышивания бисером по канве. Материал и его выбор.

Практика: Освоение приемов вышивания по канве, изготовление панно: «Бельчонок», «Зайчонок», «Львенок». (Приложение 9)

6. Пасхальные яйца

Теория: Вводное занятие. Изучение схем и готовых изделий, способов оплетения яиц. Материал и его выбор.

Практика: Изготовление корзинки с пасхальными яицами. (Приложение 10)

7. Современно и уникально

Теория: Вводное занятие. Изучение схем чехлов для телефона. Подбор бисера по цветовой гамме. Составление собственных схем.

Практика: Изготовление сумочек для телефона. (Приложение 11)

8. Обобщающее занятие

Оформление отчетной выставки. Проведение итогового занятия. Контроль знаний учащихся. Награждение лучших по результатам года. Рекомендации для дальнейшего обучения.

Результативность обучения.

К концу второго года обучения должны

Знать:

  • Материал первого года обучения;
  • Правила безопасного труда и личной гигиены;
  • Разные формы работы с бисером: плетение, низание, ткачество, вышивка.

Уметь

  • Работать с иглой, нитью, канвой;
  • Подбирать материал и цветовую гамму;
  • Самостоятельно составлять схемы и работать по ним;
  • Комбинировать несколько разных способов плетения в своей работе;
  • Узнавать виды плетения в готовом изделии.

Основные направления содержания деятельности.

        Основу программы составляет содержательный материал, включающий:

  • Ознакомление с историей народного искусства бисероплетения, как составной части истории культуры и истории человечеств.
  • Ознакомление с основными способами плетения и низания бисером;
  • Ознакомление со схемами и готовыми изделиями, их воспроизведение.

        Одним из направлений деятельности является воспитательная работа: участие в массовых мероприятиях, взаимодействие с другими объединениями на основе общих интересов.

        Основными методами работы являются объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии, которые помогают усвоить новый материал, развить задатки и способности детей.

Диагностика результативности прохождения образовательной программы.

Результаты образовательного процесса отслеживаются  благодаря постоянной диагностической деятельности (сентябрь, декабрь, май).        Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает положительный психологический климат в коллективе.

Формы контроля:

  • Наблюдения за детьми на учебных занятиях, выставках, конкурсах позволяют диагностировать интерес к бисероплетению;
  • Путем тестирования, выполнения расчетов, схем, опроса во время учебных занятий диагностируется знание теоретического материала и  уровень мотивации и ценностных ориентаций;
  • Организация и участие в выставках, ярмарках-распродажах, позволяют показать уровень обученности детей, а тем, в свою очередь позволяют, самовыразиться, самоутвердиться в глазах воспитанников;
  • Проведение викторин, конкурсов;
  • Открытые занятия;
  • Анкетирование среди учащихся и их родителей по эффективности данной программы.

Условия реализации программы.

        Данная программа осуществляется при наличии в объединении детей в возрасте от 6 до 12 лет. Состав объединения «Бусинка за бусинкой» в течении учебного года постоянный, не менее 12 человек в группе.

Важнейшими условиями успешной реализации программы являются следующие:

  • Методические: интенсивное применение методов индивидуально-групповой работы, методик (игровые, проектные, личностно- ориентированные) и технологий (развивающего, проектного и игрового обучения), ориентированных на детей с разным темпом восприятия и скоростью выполнения учебно-творческих заданий.
  • Дидактические: необходимо создание по каждой учебной теме специальных заданий, дифференцирующих учебную работу по степени ее сложности и доступности для обучающихся с различным уровнем практической обученности бисероплетению;
  • Материально – технические: для кабинета, в котором систематически проводятся занятия, необходимо специальное оборудование, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам (лампы, столы, стулья).

Формы реализации программы:

  • практическое занятие;
  • творческая мастерская;
  • выставки, ярмарки-распродажи.

Участники образовательного процесса:

  • Дети школьного возраста;
  • Руководитель объединения;
  • Родители;
  • Методические условия.

Научно-методические средства

  • Программа «Волшебный мир бисера»;
  • Учебно-воспитательный план;
  • Конспекты поурочных занятий;
  • Методическая литература;
  • Журнал учета посещаемости;
  • Учебно-методические материалы;
  • Дидактические, наглядные, демонстрационные пособия.

Оборудование и материалы

  • Бисер, стеклярус, рубка, бусины, паетки;
  • Леска, мононить, капроновая нить, проволока;
  • Ножницы, иглы, булавки;
  • Станок для ткачества;
  • Канва, нитки мюлене;
  • Клей ПВА, момент;
  • Средства ТСО

Литература

Для педагога

  1. Артамонова Е.В. Бисер. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.- 192с., ил. (Серия «Академия мастерства).
  2. Артамонова Е.В. Бисер. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.-272с., ил.
  3. Вирко Е.В. Стильный бисер. Современно и актуально.- М.: Изд-во Эксмо, Донецк: Изд-во Скиф, 2005.-64с.: ил.
  4. Гриченко А.С. Вышивка бисером.: Изд-во Эксмо, 2006.-64с.: ил.
  5. Зотова М. Подарки.- М.: АСТ-ПРЕСТ, 1999.- 32с.- (Бисер).
  6. Ляукина М. Сувениры.- М.: АСТ-ПРЕСТ, 1999.-32с.- (Бисер)
  7. Мордак Е.А. Стильные украшения. Шаг за шагом.- Харьков: Книжный клуб «Клуб Семейного досуга»; Белгород: ООО Книжный клуб «Клуб Семейного досуга», 2007.- 64с.: ил.
  8. Несмиян Т.Б. Ювелирные украшения из бисера и самоцветов.- М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2007.- 66 с.: ил.

Для детей

  1. Артамонова Е.В. Украшения из бисера.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.-64с.: ил.
  2. Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер / И.В. Новикова. Художник В.Н. Куров. Ярославль: «Академия развития», 2006.-224 с., ил.
  3. Божко Л.А. Бисер для девочек. Изд.3-е, испр. и доп.- М.: «Мартин», 2009.- 104с., илл.
  4. Виноградова Е.Г. Игрушки и украшения из бисера/ Е.Г. Виноградова.- М.: АСТ; СПб: сова, 2006.- 174с.: ил.
  5. Золоторева Е.Н. Подарки из бисера/ Елена Золотореваю.-  3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2009.- 176.
  6. Малышева Н.А. Бисер. Украшения и поделки. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.- 32 с.: ил.
  7. Нестерова Д.В. Рукоделие: Энциклопедия/ Д.И. Нестерова.- М.: АСТ, 2007.- 158 с.: ил.
  8. Сахненко Е.Н. Игра в бисер. Рукоделие. Серия «О Кей». Ростов н/Д: «Феникс», 2005.- 256 с.
  9. Ткаченко Т.Б. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. Книга1/ Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб.- Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 320 с. и цв.ил.
  10. Ткаченко Т.Б. Сказочный мир бисера. Плетение на леске. Книга1/ Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб.- Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 320 с. и цв.ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Саамская вышивка бисером.

Презентация по технике саамской вышивки. Подробное описание техники саамской вышивки,значения саамского орнамента, цвета, символов....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Детского объединения «Бисероплетение» «Сказочный бисер»

Муниципальное  образовательное учреждениеДополнительного образования детей«Центр детского творчества»   Принята на педагогическом совете МОУДОД«Центр детского творчества»Прот...

Образовательная программа кружка "Стильные мелочи из бисера"

Программа составлена для обучающихся 8-10 лет....

Разработка урока "Чудеса из бисера" и презентация "Вышивка бисером"

Разработка урока и презентация, которая подробно рассказывает о видах бисера, программах, помогающих преобразовывать любой рисунок в схему для работы бисером....

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Техника низания

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Техника низания...