Слушание музыки и музыкальная грамота
методическая разработка по теме

Волынец Марина Валерьевна

Это новая программа, созданная мной с учетом требований ФГТ к новым образовательным программам. Она предназначена для обучающихся 1-4 классов Детских школ искусств в области "Хореографичесое творчество". Программа только начала опробироваться с учениками. Говорить о её явных достоинствах или недостатках можно будет не ранее, чем через год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slushanie_muzyki.doc121.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                 

 «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

И

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»

                                                                          Составитель программы:

концертмейстер Волынец Марина Валерьевна

Страница для заключения экспертной комиссии

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………………4
  2. Учебно-тематический план………………………………………………………………….5
  3. Содержание учебного предмета……………………………………………………………..8
  4. Требования к уровню подготовки обучающихся…………………………………………...9
  5. Формы и методы контроля. Система оценок……………………………………………….9
  6. Методическое обеспечение учебного процесса……………………………………………10
  7. Список используемой литературы…………………………………………………………..11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебной дисциплины является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хореографическое творчество».

Программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями ДШИ и ДМШ.

Предмет «Музыкальная грамота и слушание музыки» позволяет ребенку более осознанно, грамотно и выразительно участвовать в создании художественного хореографического образа, глубже проникнуть в различные сферы смежных искусств.

Особенностью УП дисциплины является соединение на одном уроке двух форм занятий:

1) слушание музыки;

2) музыкальная грамота.

Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» для хореографических отделений имеет свою специфику. В задачу педагога, проводящего уроки по данному предмету, входит не только ознакомление с основными музыкальными терминами, законами построения музыкальных произведений, но и необходимость научить детей точному метро-ритмическому восприятию различных жанров и направлений танцевальной музыки. Необходимо научить детей просчитывать музыку, отличать сильную долю от затакта и синкопы, тем самым давая возможность учащимся на уроках хореографии получить более углубленные знания по различным формам предмета, освобождая хореографа от необходимости постоянно обращать внимание детей на ритм и счет.

В соответствии с ФГТ УП «Слушание музыки и музыкальная грамота» рассчитана на 4 года: с 1-го по 8-е полугодие. Максимальная учебная нагрузка составляет 262 часа. Из них на аудиторные (мелкогрупповые) занятия отводится 131 час.

Уроки проводятся, главным образом, в форме беседы с элементами анализа, с привлечением логического мышления. На уроках излагаются теоретические сведения, проводится работа над развитием интонации, слуха, ритмо-метра.

Самостоятельная внеаудиторная работа рассчитана на 131 час.

Целями и задачами УП «Слушание музыки и музыкальная грамота» являются:

●  выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем возрасте;

●  создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

●  приобретение детьми знаний, умений и навыков в обласи хореографического исполнительства;

●     приобретение детьми опыта творческой деятельности;

●    овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

●  подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.

В процессе освоения УП «Слушание музыки и музыкальная грамота» преподаватель ставит перед собой следующие задачи выработки у обучающихся:

--  умения ритмически точно воспринимать музыку,

--  умения правильно считать различные ритмические группы и построения,

-- знания об основных элементах построения музыкальных произведений различных эпох, развитие музыкальных способностей учащихся, воспитание художественного вкуса.

         Основные задачи:

  • формирование у учащихся хореографического отделения представления о метро-ритмическом строении музыкальных произведений;
  •  формирование навыков интонирования;
  • развивитие у учащихся способности воспринимать произведения искусства (в том числе и произведений хореографического искусства) как проявления духовной деятельности человека;
  • формирование целостного представления о национальной художественной, танцевальной и музыкальной культуре и ее месте в наследии мировой художественной культуры;
  • формирование основ знания оркестров и музыкальных инструментов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН


п\п

Наименование раздела, темы

Вид учеб- ного заня- тия

Общий объём времени (в часах)

Слушание музыки (Музыкально-познавательные сведения)

Музыкальная грамота (Мзыкально-теоретические сведения)

Макс. учеб. нагр.

Само- стоят. рабо- та

Ауди- тор. заня- тия

1 КЛАСС

1.

Что такое музыка

Как записывается музыка

Урок

4

2

2

2.

Три кита в музыке

Нотный стан

Урок

4

2

2

3.

Что можно изобразить музыкой

Ноты

Урок

6

3

3

4.

Экскурсия в зоопарк

Ритм. Четвертные ноты

Урок

4

2

2

5.

Кто такой композитор

Учимся писать ноты

Урок

2

1

1

6.

О песнях

Высотность звука. Регистры

Урок, практи- кум

4

2

2

7.

О танцах

Что такое темпы. Восьмые ноты

Урок

4

2

2

8.

Время суток

Скрипичный ключ

Урок

4

2

2

9.

Времена года. Осень, зима

Нота «соль». Пишем. Хлопаем четверти и восьмые

Урок

5

3

2

10.

Чувства и настроения в музыке

Мажор, минор

Урок, практи- кум

4

2

2

11.

Как передать характер в музыке.

Нота «ля». Пишем

Урок

5

3

2

12.

Музыка цветов

Нота «си». Звукоряд

Урок

4

2

2

13.

Принцесса на балу. Вальс

Понятие такта, сильной и слабой доли.

Урок, практи- кум

6

3

3

14.

Времена года. Весна, лето

Устойчивые и неустойчивые звуки

Урок, практи- кум

4

2

2

15.

Какого цвета звук

Лабора- торная

3

1

2

16.

Рисуем музыку

Лабора- торная

1

-

1

32 часа

2-й КЛАСС

1.

Рисуем музыку

Повторение пройденного материала

Урок

4

2

2

2.

Громко - тихо

Оттенки в музыке

Урок

4

2

2

3.

Что такое мелодия

Фраза

Урок

4

2

2

4.

Что такое аккомпанемент

Аккорды

Урок

4

2

2

5.

Вода, земля, огонь

Паузы

Урок

6

3

3

6.

Что такое музыкальные инструменты. Клавишные инструменты

Размер в музыке

Урок

6

3

3

7.

Идем в филармонию

Инструменты симфонического оркестра

Урок

12

6

6

8.

Сказка в музыке

Оттенки в музыке. Усложняем понятие

Урок

12

6

6

9.

Фантастические персонажи в музыке

Целая и половинная ноты

Урок

6

3

3

10.

Музыка в мультфильме

Пауза

Урок

8

4

4

33 часа

3-й КЛАСС

1.

Что такое фольклор

Нота с точкой

Урок

4

2

2

2.

Русский народный танец

Пунктирный ритм

Урок

4

2

2

3.

Оркестр русских народных инструментов. Его возможности

Затакт

Урок

8

4

4

4.

Человеческий голос – музыкальный инструмент

Триоли

Урок

4

2

2

5.

Жанры вокальной музыки

Синкопа

Урок

8

4

4

6.

Идем в оперу

Сложные размеры

Урок

8

4

4

7.

Тембры человеческих голосов

Считаем музыкальные размеры

Урок

6

3

3

8.

Джазовый, эстрадный оркестр

Переменный размер

Урок

8

4

4

9.

Идем смотреть балет

Работа над определением размеров

Урок

16

8

8

33 часа

4-й КЛАСС

1.

Соната, симфония, концерт

Сонатная форма – основа классической музыки

Урок

24

12

12

2.

Особенности строения звукоряда у различных народов

Роль ритма и его сложность в танцах Испании, Венгрии, Грузии

Урок

16

8

8

3.

Буквенные обозначения нот. Расшифровка баса в песенных сборниках

Урок

4

2

2

4.

Септаккорды, их выразительные возможности

Урок

4

2

2

5.

Жанры современной музыки и музыкального театра

Урок, практи- кум

18

9

9

33 часа

СОДЕОЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Данная программа является рекомендательной для обучения детей основам музыкальной грамоты и умения слушать музыку. Она является первым подготовительным этапом к изучению и восприятию богатства мировой музыкальной культуры на уроках музыкальной литературы. А так же вспомогательным предметом, помогающим развитию метро-ритмического восприятия танцевальной музыки.

1 класс

Главной задачей первого года обучения является ознакомление учащихся с такими понятиями как лад, темп, регистр, музыкальная фраза и т.д.

Особое значение придается работе над умением слышать сильную долю, определять количество долей в такте, осознанно воспринимать ритмические группы в простых размерах.

К основным методам усвоения материала относятся слушание музыки, определение на слух элементов музыкального языка, письменное воспроизведение элементарных компонентов музыкальной грамоты.

2 класс

Продолжается работа над понятиями выразительных средств в музыке.

Начинается изучение такого огромного пласта, как музыкальные инструменты. В этом классе мы знакомимся с клавишными инструментами и с инструментами симфонического оркестра

Продолжение работы над правильным восприятием метро-ритма.

3 класс

        Изучение сложнейшего музыкального инструмента – человеческого голоса.         Знакомство с понятием – «музыкальный театр».

        В плане теории: Изучение составных размеров, синкопы и т.д.

        

4 класс

На пути воспитания танцевальной выразительности учащихся большая роль отводится испанской, венгерской, грузинской ритмопластике, к изучению которой приступают в 4 классе. С этими музыкально-танцевальными культурами тесно связано изучение и закрепление знаний о видах минора, синкопе, триолях и других понятиях.

К четвертому классу учащиеся накапливают определенный багаж знаний из области музыкальной культуры, который позволяет обратиться к сфере чисто инструментальной музыки. Происходит знакомство с жанрами симфонии, сонаты, концерта, квартета.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатами изучения курса должны стать:

•  знание специфики музыки как вида искусства;

•  знание музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства;

•  знание основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение музыкального  произведения);

• умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

• умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического искусства;

•  умение различать звучание различных музыкальных инструментов;

•  умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр, ритм и мелодику несложных музыкальных произведений.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.

СИСТЕМА ОЦЕНОК

Для проверки полученных знаний, умений и навыков используются следующие формы контроля: контрольный урок, игровая форма, в 3-м и 4-м классах музыкальные викторины. Наиболее частая форма контроля – это, безусловно, поурочная проверка домашнего задания. Контроль проводится также после каждой темы, в конце каждой четверти и года. В конце 4-го класса проводится итоговый экзамен.

Чтобы проверить степень освоения материала без лишнего нажима и назидания, дается ряд творческих заданий. Они помогут выявить знания, умения и навыки учеников, а также станут не столько критерием оценки, сколько любимой формой работы на уроке.  

 

Механизм оценки:

- фронтальный опрос;

- беглый текущий опрос;

- музыкальная викторина;

- систематическая проверка домашнего задания;

- самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по индивидуальным карточкам;

- творческий зачет;

- контрольный урок в 2-м, 4-м, 6-м полугодиях.

- экзамен в конце 8-го полугодия.

Критерии оценки успеваемости:

Оценка «5» (отлично) – дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «4» (хорошо) – ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «3» (удовлетворительно) – ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «2» (неудовлетворительно) – ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: фортепиано, стулья, столы.

Технические средства обучения: аппаратура для просмотра и прослушивания музыкальных произведений.

Информационное обеспечения обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Мультимедийные программы

Мультимедийные презентации

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ. Программа, методические рекомендации, поурочные планы. Царева Н.А., Лисянская Е.Б., Марек О.А., М.,»Пресс – соло», 1998.
2. Г.А. Ушпикова. Программа курса «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и ДШИ. – СПб, «Союз художников», 2008г.

3. О.А. Владимирова. Рабочая программа по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ. – СПб, «Композитор», 2006г.

4. Примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования детей по видам музыкального искусства для ДМШ и ДШИ. (пояснительная записка, методические рекомендации). Министерство Культуры РФ, 2001.
5. Вопросы музыкального воспитания в школе (в помощь учителям музыки и руководителям школ). Сост. Тимофеев Н.В., Чебоксары, ЧИУУ, 1990.
6. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 1 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн», 2001.
7. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 2 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн»,2001.
8. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., 1975.

9. Колодин В.В., Колодина Е.Ю. «Слушаем музыку». Новосибирск, 2000

10. Ветлугина Н. «Музыкальный букварь».  – М.: Музыка, 1969

11. Москалькова И.И., Рейниш М.И. «Уроки сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ». – М.: Музыка, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей по предметам"Слушанье музыки" и "Музыкальная литература"

Программа дополнительного образования детей по предметам:"Слушанье музыки" и "Музыкальная литература" предназначена для учащихся ДМШ и ДШИ.  Программа рассчитана на образовательный цикл продолжит...

РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОГРАММУ ФГТ "СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И НОТНАЯ ГРАМОТА" для учащихся хореографического отделения ДШИ

Внутрення рецензия на программу ФГТ по слушанию музыки и нотной грамоты для хореографов...

ДПОП "Слушание музыки и музыкальная грамота"

Прог          Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося и занимает в...

ДПОП "Слушание музыки и музыкальная грамота"- 5 лет обучения

Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной обще...

Аннотация к рабочей ДПОП в области хореографического искусства "Хореографическое творчество"- "Слушание музыки и музыкальная грамота"

Аннотация к рабочей ДПОП в области хореографического искусства "Хореографическое творчество"- "Слушание музыки и музыкальная грамота"...


 

Комментарии

Шевченко Рауя Рашитовна

Марина Валерьевна! Благодарю Вас за содержательную и интересную программу.