Мультимедийное занятие -требование современной педагогики
методическая разработка по теме

Студенцова Людмила Евгеньевна

Помощь педагогам в подготовке и проведении мультимедийных занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мультимедийное занятие- требование  современной педагогики

Каждый педагог уже столкнулся с необходимостью разработки и проведения мультимедийного занятия . Мультимедиа- (англ. Много и средство)- собирательное понятие, обозначающее многообразие технологий и форм взаимодействия визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного (совместного) программного обеспечения, то есть эффективного информационного  взаимодействия. Мультимедийные технологии – это практическая реализация методологических и теоретических основ формирования  информационной культуры педагога и обучающегося. В нашем доп. образовании, к сожалению, практически отсутствуют методические пособия, которые помогли бы педагогу использовать мультимедийные технологии  эффективно, добиться поставленных педагогических  целей. Поэтому  иногда возникает парадоксальная ситуация: внедрение в образовательный процесс  современных электронных обучающих программ, их элементов в практической педагогике зачастую приводит  к реставрации  старого, малопродуктивного  объяснительно-иллюстрационного метода обучения, обёрнутого в новую красивую мультимедийную упаковку.  Когда  педагог просто демонстрирует  на  экране  фрагменты или  фильм по  какой-нибудь теме, а обучающиеся  являются пассивными созерцателями, то в данном случае, нет  принципиальной разницы между просмотром  видео или кинофильма и так называемым мультимедийным занятием. Нет той  самой активной сознательной деятельности  обучающихся, без которой немыслим современный  учебный процесс.Не секрет, что тщательно выверенными дидактическими приёмами использования  информационных технологий умеют пользоваться лишь единицы. На уровне интуиции педагог  чувствует, что ему необходим  совершенно другой алгоритм  проведения мультимедийного занятия, однако реализация идей, как правило, вызывает большие сложности.Причин здесь несколько. Прежде всего , отсутствие на образовательном рынке  образовательных программ, предназначенных для фронтальных и групповых  форм работы на занятиях. Поэтому  педагогу при подготовке к занятиям с применением мультимедиа приходится рассчитывать только на себя. И здесь  огромную роль играет так называемый «педагогический дизайн мультимедийного занятия» Педагогический  дизайн – это приведённое в систему использование знаний(принципов) об эффективной учебной работе(учении и обучении)в процессе пректирования, разработки оценки и использования учебных материалов. В основном, сегодня педагоги  проводят  занятия с мультимедийной поддержкой., где мультимедиа используется  для усиления обучающего  эффекта. На таком занятии педагог остаётся  одним из главных участников образовательного  процесса, часто, и главным  источником информации, а мультимедийные технологии применяются  им для  усиления наглядности, для более доступного объяснения материала. Вполне очевидно, что степень и время  мультимедийной поддержки  занятия могут быть различными6 от нескольких минут до полного цикла. Это может быть  к примеру, демонстрация какого—то видеофрагмента, анимацией, иллюстрирующих какое-то явление, звуковой  фрагмент и т.п. Но мультимедийное занятие может выступать и как мини-технология, то есть как подготовленная педагогом разработка с заданными учебными  целями и задачами, ориентированная  на вполне определённые результаты обучения.При данной  форме  педагог  является организатором, координатором познавательной деятельности обучающихся.  Его роль как иформатора  уходит на задний план. Содержание такого занятия как мини-технологии подразумевает наличие полного пакета: мультимедийную презентацию, подробное  сценарное описание, детализирующее постановку и пути решения учебных задач, технологических приёмов, соответсвующий  занятию дидактический раздаточный материал, контрольно-измерительные миатериалы, помогающие отследить результативность занятия. Необходимо помнить, что мультимедийное занятие не должно иметь  очень большое  колличество слайдов. Это  коллличество примерно должно соответствовать кол-ву учебных эпизодов. Разрабатывая  занятие педагог должен стремиться  превратить  учебный эпизод в самостоятельную дидактическую единицу. Дидактическая единица состоит из одного или нескольких  фреймов  Фрейм – минимальное описание явления,   факта, объекта, при удалении из которого  какой-либо составной  части данное явление, факт или объект перестают опознаваться, т.е теряют смысл. Набор  связанных по смыслу и логике  фреймов и составляет дидактическую единицу. Поэтому, педагог должен  ясно представлять какие учебные задачи он преследует данным эпизодом, какими средствами он добьётся их реализации. Понятие  фрейма подсказывает нам одно важное условие: минимизацию предъявляемой детям информации. Ни в коем случае нельзя перегружать экран излишней наглядностью, текстом и т.д. Новыми средствами обучения необходимо разумно пользоваться.

 В отличие от обычных средств обучения медиа технологии значительно расширяют возможности педагогов родителей в сфере развития ребёнка, способствуют успешной реализации его интеллектуальных и творческих способностей.

По сравнению с традиционными формами обучения мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:

1. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный детям, формирует систему мыслеобразования.

 Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума?

 Взрослый человек принципиально отличается от ребёнка: чтобы что - то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело.

 Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке.  Именно ему, с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому - то так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

 2. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала, при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных способностей.

 3. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.

 4. Осваивая детские «электронные энциклопедии», дети  активны, за счёт высокой динамики:

эффективно проходит усвоение материала,

тренируется память,  активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.

Огромное значение имеет здоровьесбережение детей при работе с компьютером.

Говоря об использовании мультимедийных презентаций в работе с детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения.

 Исходя из Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2010г. на занятиях для детей 5-6 лет использование ПК по времени не должно превышать 10-15 минут.

 Функциональные возможности дошкольников еще очень малы, поэтому даже после столь непродолжительных занятий у них появляются признаки зрительного и общего утомления.

Проявления утомления при работе на компьютере имеют свои особенности у детей дошкольного возраста. Утомление может проявляться:

 в склонении головы на бок,

 в опоре на спинку стула,

 в задирании ног с упором в край стола,

 в частых отвлечениях, разговорах, переключении внимания на другие предметы и др.

 Известно, что возможности детей одного и того же возраста могут существенно различаться.

 Утомительность занятий во многом зависит  от их содержания,  от навыков общения, от увлеченности ребенка, от его самочувствия и др. С осторожностью следует подходить к вопросу о компьютерных занятиях для дошкольников, имеющих  невротические расстройства судорожные реакции нарушения зрения поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

Очень важна правильная организация просмотра презентаций, занятия должны проходить в хорошо освещенной комнате, детей следует рассаживать не ближе 2, 5-3 метров от экрана, полукругом. Увлеченность, положительный настрой способствуют активизации работоспособности, отодвигают утомление.  Отбор содержания электронных образовательных ресурсов осуществляется в соответствии с существующими психолого-педагогическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Таким образом, современный педагог должен уметь грамотно применять в своей профессиональной деятельности мультимедийные технологии, используя весь спектр возможностей, предоставляемый компьютерной техникой.

 В первую очередь для повышения качества воспитательно-образовательного процесса, педагогам необходимо владеть  технологией подготовки компьютерных презентаций.

 Современные средства мультимедиа представляют богатые возможности не только по созданию сюжета будущей презентации, но и по созданию или внесению в неё высококачественного видеоизображения, звукового сопровождения, анимации со спецэффектами.

 Интернет ресурсы предоставляют возможность педагогу выбрать наиболее эффективные, по его мнению, типы презентаций.

 Так, линейные презентации позволяют расположить изучаемый материал «по порядку» - начало – продолжение – завершение с выделением основных аспектов изучаемого.

 Презентации со сценариями помогают осуществлять показ слайдов, снабженных анимированными объектами, видеоматериалами и звуковым сопровождением, а также спецэффектами.

 Интерактивные презентации, выполняемые под управлением педагога, предполагают возможность диалога компьютера и детей, с предоставлением последним самим определять нужную им информацию и пути ее нахождения. .

 Так, на первом этапе в планировании презентации входит: составлении ключевых вопросов изучаемых в непосредственно-образовательной, совместной деятельности. Поэтому, содержание презентации педагога будет зависеть, прежде всего от поставленных целей, интереса и уровня обучающихся.

 Далее, необходимо  детально разработать подробную схему презентации в виде последовательности кадров. Это позволяет обеспечить логичность изложения изучаемого материала, оценить ее качество и выявить пробелы в схеме. Созданная схема, таким образом, превращается в совместный качественный и проверенный мультимедийный материал.

 На втором этапе педагогу необходимо подобрать специальные программные и вспомогательные средства для сценария презентации. Особое внимание при этом обращается на умеренность при оформлении презентации. Используемое оформление, такое как анимация и смена слайдов, в презентации для обучающихся, должны подчеркивать решаемые задачи, а не притягивать внимание непосредственно к оформлению. Кроме этого, обращается внимание на правильное создание гиперссылок и их использование их для перехода к определенному слайду в данной презентации.

 И на последнем этапе с помощью контрольно-аналитической деятельности самим педагогом происходит оценка ее эффективности.

Критерии эффективности  мультимедийного занятия: (критерий от греч. Средство для суждения)- признак на основании которого производится оценка.)

Педагогу необходимо ответить на важнейшие для себя вопросы:

  1. Насколько на данном занятии будет уместно применение информационно- коммуникационных технологий?
  2. Не повлияют ли они отрицательно на качество усвоения учебного материала?
  3. Каковы особенности использования ИКТ для моего направления или предмета?
  4. Смогу ли я самостоятельно выполнить хорошую разработку занятия или лучше воспользоваться готовой?
  5. Что именно в мультимедийном занятии повлияет на более качественное усвоение  материала?
  6.  На ряде образовательных порталов и сайтах формируется банк мультимедийных занятий и внеклассных  мероприятий. Нет ничего зазорного в том, что педагоги пользуются уже готовыми разработками более опытных в мультимедийных разработках  коллег. Но естественно, современный педагог должен уметь  адаптировать  найденный материал к своему занятию. Именно такой подготовкой и обучением  занимается методическая служба МБОУ ДОД г. Астрахани  «ЦДОД №1» .  Как результат обучения  педагогов мультимедийным технологиям, в 2013-14 году  объявлен конкурс на лучшее занятие с использованием мультимедиа в номинации «Ура, урок!». Мультимедийные технологии  вдохнули в занятия педагогов дополнительного образования  новую жизнь.  Занятия стали динамичнее, эмоциональнее,  эстетичнее  и увлекательнее. Каждое творческое объединение нашего центра теперь имеет свою электронную  визитку, что результативно сказывается на  оказании дополнительных образовательных услуг . Электронная  реклама привлекает большее  количество желающих получить дополнительное образование и развить свой творческий потенциал. Много интересного и методически необходимого мы находим и на портале «Мой Университет», который рекомендуем и педагогам. Спасибо Вам, коллеги!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль мультимедийных средств в современной коммуникативной технологии преподавания английского языка

статья посвященна использованию современных мультимедийных средств на уроках английского языка...

Основы современной педагогики для образования родителей

В работе даются советы о воспитании духовности, нравственности....

Основы современной педагогики для образования родителей

В статье даются  советы родителям по воспитанию детей....

Особенности методики преподавания гуманитарных дисциплин в современной педагогике.

Особенности методики преподавания гуманитарных дисциплин в современной педагогике....

Рефлексия в современной педагогике.

Рефлексия в современной педагогике...

Использование мультимедийной презентации на современном уроке

Использование мультимедийной презентации на современном уроке. Назначение презентации. Этапы работы над презентацией к уроку. Требования к оформлению мультимедийной презентации....

Статья: Мультимедийное занятие-требование современной педагогики

Поднимается вопрос о трудностях в использовании мультимедийных технологий педагогами,о том, в каких формах это происходит,о здоровьесберегающем факторе....