"Рождество - вековая история"
методическая разработка (5 класс) на тему

Конова Ирина Ивановна

духовно - нравственное воспитание через изучение кубанских традиций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rozhdestvo.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

"Центр внешкольной работы"

Подготовила:

Педагог-организатор

Конова И.И.

Ст. Полтавская, 2012 г.

Ведущий:

Мы спешим сказать вам – «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Мы спешим сказать вам – «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Мы спешим сказать вам – «Радости»,

Удач, успехов и везенья! –

Чтоб пожелать всем в этом зале

Прекраснейшего настроения!

Здравствуйте! С Новым годом и наступающим Рождеством!

Дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на игровой познавательной программе "Рождество - вековая история".

Современные люди должны обязательно интересоваться и знать православную культуру и ее традиции, которые существуют в России уже более тысячи лет.

Православие у нас пережило длинный и трудный период гонений. Более 80 лет основы православной культуры не преподавались в школе. Несколько поколений выросли отлученными от своих корней. Сейчас мы говорим о возрождении православия в России. Православие выжило, несмотря на гонения и уничтожение святынь. А сохранилось оно благодаря стойкости священнослужителей и прихожан. Русский народ сохранил в памяти, в быту, в речи, в литературе, в искусстве, музыке, праздниках и буднях множество свидетельств приверженности своей православной вере, своим корням. И сегодня мы с вами в этом убедимся.

Учитель: Совсем недавно завершились самые любимые вами, ребята, новогодние праздники. И если с ритуалом празднования Нового года всё относительно понятно, то, что же касается христианских, истинно народных праздников, которых так много в январе - здесь иногда возникают проблемы.

Юноша: Пустите колядувать! (Кричит и просит одновременно)

Девушка: Та не, коледувать!

Юноша: А хто его знае? Но всё равно пустить!

Девушка: Ты сегодня идёшь щедровать?

Юноша: А як же ж? Пиду! А шо там робыть?

Учитель: Богата наша Кубань зимними обрядами. И мы сегодня позаботимся, чтобы ни с кем из нас - потомков казачьего края - не произошли подобные случаи.

Пустите колядовать!

Учитель: «Ну что, пустим?»

(Входят трое колядующих: мальчик и две девочки, поют колядку)

Мальчик: Что-то  моя бабушка странной какой-то стала: мандарины прячет; конфеты купит - тоже прячет; свинью закололи, колбаску домашнюю приготовили и ту припрятала! И всё повторяет: «На святкы, на святкы!». Заболела что ли?

Девочка 1: Это ещё ничего! Вот моя бабушка недавно нам на столы накрыла - лучше бы прятала, как твоя!- охапки сена и снопы ячменя, ржи, гречихи, а потом ещё отправила меня под стол и заставила пищать, как цыпленка. Представляешь, что твориться!

Девочка 2: период с 7 по 18 января называется Святками, продолжается 12 дней и делится так: первая неделя с 7 по 14 января, называется Святой, вторая, с 14 по 18 – страшными вечерами, в память об истреблении младенцев в Вифлееме.

Учитель: Всё с вашими бабушками в порядке! В этом вас убедят наши знатоки!

Вы своими знаниями поможете тем, кто еще не изучал или мало знает о Российской православной культуре, ее традициях и духовном содержании.

Викторина.

  1. Какую кару послал Бог первому поколению людей за грехи? /Потоп/
  2. Что было первой колыбелью Христа? /Ясли/
  3. Как прибыл Иисус Христос в Иерусалим? /Верхом на осле/
  4. Где родился Христос? /В пещере около Вифлеема/
  5. За сколько дней Бог сотворил мир? /За 7 дней/
  6. Кто искушал Христа в пустыне? /Дьявол/
  7. Кто были авторы нового завета? /Апостолы/
  8. Как звали первых людей, сотворенных Богом? /Адам и Ева/
  9. Кто первым начал крестить людей? /Иоанн Креститель/
  10. Как звали земного отца Иисуса Христа? /Иосиф/
  11. Как звали ученика Христа, отказавшегося от него во время ареста? /Петр/
  12. Кто осудил на казнь Иисуса Христа? /Понтий Пилат/
  13. Как звали царя, правившего в Иудее во время Христа? /Ирод/
  14. Откуда пришел Иисус Христос в Иерусалим? /Из Назарета/
  15. Сколько учеников следовало за Христом? /12/
  16. Как звали мать Иисуса Христа? /Мария/
  17. С каких слов начал Бог сотворение мира? /Да будет свет/
  18. Где жил Христос в младенчестве? /В Египте/
  19. Сколько дней являлся Христос своим ученикам после воскресения? /40/
  20. Что записано на священных скрижалях? /10 заповедей/

В старину говорили: «Рождество светиться!». И было это отовсюду видно и заметно: тысячи переливающихся на морозе блесток инея, что каждое утро щедро украшали крыши домов, амбаров, заборов. Светился и казак – от удачи: урожайный год выдался! Расцветали и становились пунцовыми щеки детворы – наконец-то сменили ушики на валенки! К каждому рождеству для детей валенки новые катали, и тут уж ни одного пригорка они не пропустят около хаты – непременно скатятся с него на своих легких санях; а иногда, не рассчитав, нырнут с ними в сугробы и вылезут от туда распарившиеся, как из бани. Ребята, мы с вами тоже немножко поиграем в снежки.

1-й конкурс. «Снежки».

Участникам предстоит попасть «снежком» в корзину с расстояния трех метров.

В календарь российских праздников вернулось Рождество Христово. Пожалуй, лишь очень пожилые люди, теперь в состоянии припомнить, как на Рождество всей семьей садились за стол.

Великий праздник Рождество! Ребята, а кто же родился в этот день? Правильно!

Почти 2 тысячи лет тому назад в маленьком иудейском городке Вифлееме родился Младенец. Иисус Христос, вечный сын божий, воплотился, стал человеком, подобный каждому из нас. Для чего? (Ответы детей.) «Родит же сына, и наречешь ему имя: Иисус; ибо он спасет людей своих от грехов их» (Матфей.1, 21). Спасение человека – главная цель прихода в мир Христа. Рождество – день рождения сына Божиего у Девы Марии – день примирения, доброты, миролюбия, день прославления Христа.

Вечером накануне Рождества женщины колядовали, а на утор мужчины христосовали:

Рождество Твое,

Христе Боже наш,

Воссияй мирови

       Свет Разума,

В нем бо звездам

        Служащая

И звездою учахуся.

Тебе кланятися

         Солнцу правды,

И тебе ведети

С высоты Востока.

Господи, слава Тебе!

Рождество – это всегда большая радость. И мы сейчас поднимем себе настроение музыкальным конкурсом.

Конкурс 2. «Музыкальные снежинки». Все участники стоят в кругу. В центре круга лежат «снежинки» (их всегда меньше, чем участников). Под музыку дети начинают танцевать. Музыка останавливается, дети должны разобрать снежинки: кто не успел – выходит из игры. И так до тех пор, пока не останется один участник-победитель.

В день Рождества (7 января) все от мала до велика шли в церковью. Блескучий снег резал глаза, и приходилось щуриться, под ногами громко хрустела морозная корочка, торжественный звон колоколов доходил до самой крайней станичной хаты, а около церкви теснилось саней – не сосчитать.

Заканчивалась служба – и начинались праздничные дни. Одни спешили навестить родственников, другие, усадив детей в сани, катали их по станице, третьи на разукрашенных тройках с колокольчиками под расписной дугой спешили до кумовьев. Веселье охватывало всю станицу. Давайте и мы с вами устроим большой праздничный хоровод.

Конкурс 3. «На лучшего танцора». Не отходите от елки. Танцуем дальше!

По многовековому обычаю, который соблюдался намного строже писанных законов, на скатерть ставился лишний прибор. Для кого? (Ответы детей.) По христианской традиции – для того, кто заглянет на огонек. На праздничный ужин было принято приглашать одиноких соседей, стариков, тех – кому праздник не в радость, а в тягость.

Конкурс 4. «Для тех, кто грустил».

Пусть ко мне выйдут сейчас те, кто весь наш праздник не веселился. Три девочки и три мальчика.

Конкурс для девочек: «снежный поцелуй». Поцеловать снеговика так, чтобы нарисовать ему рот.

Конкурс для мальчиков: «самое морозное дыхание». Нужно сдуть снежинку. Победил тот, чья снежинка осталась лежать на месте.

В старые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Ведь считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют задуманное. Но желания должны быть обязательно добрыми! Загадайте сейчас свои желания, а чтобы они обязательно сбылись, танцуйте весело!  (Капкан).

Ребята! Рождество – очень радостный и веселый праздник. Но в тоже время – праздник тихий, домашний, спокойный. За столом должны собраться только члены семьи и самые близкие родственники и друзья. Приглашать много гостей не принято. С праздником и храни вас Бог!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 11 классе Тема: Февральская революция – воплощение вековой мечты о воле или национальная катастрофа?

Урок изучения нового материала по теме "Февральская революция" построен с использованием технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления. Учащиеся сами ставят цель урока. С...

"Благодарю тебя, Россия, за верность дружбы вековой" литературно-музыкальная композиция.

Данная композиция была разработана к 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства....

Проектная деятельность по физике в 7 классе. Тема: "Лень - двигатель прогресса или труженники с вековым стажем".

Проектная деятельность по физике в 7 классе. Тема: "Лень - двигатель прогресса или труженники с вековым стажем"....

Методическая разработка (урок) на тему "Городской Сад: история в тени вековых деревьев"

Представяляю Вам методическую разработку (урок) по теме "Городской Сад: история в тени вековых деревьев". Урок был разработан в рамках проекта "Ростов-на-Дону - город, открытый для школ...

Разработка урока: "История праздника Рождества. Празднование Рождества в России" 7 класс

Данный урок предназначен для учащихся 7 класса, в рамках изучения темы "Праздники и традиции". Разработка урока включает конспект урока и его мультимедийное сопровождение....

Презентация праздника "Рождество Христово" история и традиции

Презентация праздника "Рождество Христово" история и традиции...

Проект «Школа с вековой историей»

В рамках проекта дано описание условий организации обучения и содержания гимназисток в женской гимназии, найдены и проанализированы  архивные документы о педагогах и воспитанницах женской гимнази...