Рабочая программа по теме: "Затейливые петельки"
рабочая программа по теме

Валентина Михайловна Клевакина
 Среди старинных видов женских рукоделий вязание занимает одно из первых мест по популярности. Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Вязание – это полёт фантазии, игра воображения, выражение индивидуальности мастера, осуществляющего задуманное. Именно столь свойственная людям тяга к красоте, к творчеству и делает это древнее рукоделие настоящим искусством. А искусство, рождённое человеком, будет жить вечно.
Развитие личности ребёнка - цель педагогической деятельности. «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме». Эти слова принадлежат замечательному педагогу В.Сухомлинскому. В них выражено уважение к мастерству и глубокое понимание его нравственного значения. Чем раньше детские пальцы станут ловкими, тем быстрее ребёнок познает радость творческого труда. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zateylivye_petelki_vyazanie_kryuchkom.doc274.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

РАССМОТРЕНО

 Протокол  методического совета

МКОУ ДОД «Центр детского творчества»

№ 1  от 30.09.2011 г.

                                                   «УТВЕРЖДАЮ»

                                                           Директор МКОУ ДОД

                                                           «Центр детского творчества»

                                                      ____________  Л.Г. Иванова

                        ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА

«Затейливые петельки»

                                       Кружок «Забавное рукоделие»

                                                            Возрастной состав обучающихся: 7-12 лет

                                                            Продолжительность обучения: 2 года

                                                                          Составитель: Клевакина Валентина Михайловна,  педагог дополнительного образования МКОУ ДОД «Центр детского творчества»

                                             р.п. Большеречье  

                                                    2013

               Пояснительная записка

                 Введение

        

Ручное вязание – один из самых древних видов рукоделия, возраст которого около 5 тысячелетий. Основу его заложили кочевники-бедуины. Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные, зимние вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышлёных мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.

 Среди старинных видов женских рукоделий вязание занимает одно из первых мест по популярности. Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Вязание – это полёт фантазии, игра воображения, выражение индивидуальности мастера, осуществляющего задуманное. Именно столь свойственная людям тяга к красоте, к творчеству и делает это древнее рукоделие настоящим искусством. А искусство, рождённое человеком, будет жить вечно.

Развитие личности ребёнка - цель педагогической деятельности. «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме». Эти слова принадлежат замечательному педагогу В.Сухомлинскому. В них выражено уважение к мастерству и глубокое понимание его нравственного значения. Чем раньше детские пальцы станут ловкими, тем быстрее ребёнок познает радость творческого труда.

         Направленность образовательной программы

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным звеном в развитии и воспитании ребенка. Являясь наиболее доступным для детей занятие вязанием обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью и эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

      Новизна образовательной программы

  • разноуровневая система обучения;
  • работа с одарёнными детьми   с использованием дифференцированного подхода.

Актуальность

Образовательно-познавательная программа «Затейливые петельки» разработана в связи с необходимостью учёта индивидуальных, познавательных потребностей, возрастных и психологических особенностей детей 7 - 12 лет. Программа нацелена на быструю результативность и творческое развитие детей, что в свою очередь позволит повысить интерес к вязанию и сохранить вновь прибывших детей .

Программа предполагает развитие у ребёнка любознательности, интереса к вязанию, воспитания усидчивости, аккуратности  и самостоятельности. Бережное отношение к личности ребёнка, его внутреннему миру, создание комфортных условий в процессе обучения, играют немаловажную роль для раскрытия ребёнком своих сил и способностей.

Педагогическая целесообразность

        

Практика предыдущих лет показала, что постичь этот вид ремесла желают дети, средний возраст которых 7 - 12 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. В социальном плане им свойственна высокая самооценка (часто адекватная), критическое отношение к взрослым. Это период формирования групп, большое значение приобретают взаимоотношения со сверстниками.  

Цель  программы – пробуждение творческой активности детей при обучении вязанию крючком, развитие и формирование художественного вкуса.

Задачи программы

  • Познакомить с историей вязания, возникновением ремесла с основами дизайна вязаных изделий.
  • Научить  выполнять основные приёмы вязания крючком,  работать с текстами, схемами из журналов, альбомов по вязанию.
  • Учить самостоятельному творчеству.
  • Увлечь, заинтересовать, заинтриговать ребёнка тайнами  вязания,

открыть ребёнку доступ для восприятия одного из популярнейших видов декоративно-прикладного искусства – вязания.

  • Развить моторные навыки, внимание, образное мышление.
  • Формировать у ребёнка такие качества  личности как: вкус, творчество.
  • Привить интерес к культуре России, к истокам народного творчества, основам культуры труда, пониманию здорового образа жизни.
  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы.
  • Экономичное отношение к используемым материалам.

Отличительные особенности

 В рамках предлагаемых занятий по основным темам, предполагается несколько уровней сложности выполнения практических заданий, поскольку у многих детей первого года обучения нет специальных навыков, скорость и степень обучения разные. Практические задания подобраны таким образом, что отвечают запросам детей

Программа 1-го года обучения придерживается принципа репродуктивного копирования с помощью педагога (I уровень обученности), позднее  - самостоятельная работа с помощью педагога (II  уровень обученности); к концу второго учебного года предполагается самостоятельная работа без помощи педагога (III уровень обученности) и – творческая работа (IV уровень обученности).

         Структура занятий  изменяется в соответствии с возможностями детей. Центральная фигура занятий – ребёнок, его деятельность, успехи, ошибки. Педагог – организатор, помощник и руководитель. Предусмотрена и индивидуализация процесса обучения: по способностям и по темпам усвоения детьми программы. Программа предполагает работу с одарёнными детьми, которая будет строиться в рамках основной группы с использованием дифференцированного подхода.  Обучение будет по основной программе, а практическая  работа повышенной категории сложности.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа адресована детям 7-12 лет, условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Наполняемость в группах составляет  10-12   человек, независимо от года обучения.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2 года обучения. На полное освоение  программы требуется 216 часов, по 108 часов в год, включая индивидуальные консультации,  подготовку к выставкам,  конкурсам, а также участие детей в проводимых мероприятиях Центра детского творчества.

            Формы и режим занятий

   

    Формы  организации деятельности учащихся на занятии:

 групповая, фронтальная, индивидуальная.

             

                                                                                                                                                                                 Формы проведения занятий:

     аукцион,  беседа,  викторина, выставка, дискуссия, занятие-игра, игра сюжетно-ролевая, конкурс, консультация, эвристическая лекция,  открытое занятие,  праздник,  практическое занятие, презентация,  поход,  творческая мастерская,  творческий отчет, тренинг,  ярмарка.

       Режим занятий:

  занятия по программе "Затейливые петельки" проводятся 2 раза в неделю: первое занятие - 1 час, а второе занятие – 2 часа,  независимо от года обучения.

Принципы построения образовательной программы.

        В соответствии с вышеизложенными задачами, программа «Затейливые петельки» строится по следующим принципам:

  • принцип доступности – учитывает возрастные особенности и индивидуальный подход к каждому ребенку, сопровождая обучение по индивидуально разработанной программе, учитывая его потребность в знаниях, умениях, навыках по овладению вязанием;

  • принцип связи теории и практики – теоретические знания дети применяют на   практических занятиях;

  • принцип систематичности и последовательности – используется в повторении изученного не только в начале занятия для проверки уровня усвоения, и не только в конце занятия с целью закрепления полученной информации, но так же и по завершении каждого логически законченного блока. Это постоянное и терпеливое приучение воспитанников к самостоятельному труду, постоянно усложняя его и создавая возможность для самостоятельного решения всё более трудных заданий;

  • принцип наглядности – использование всевозможных карточек, плакатов, схем, образцов, изготовленных как педагогом, так и детьми;

  • принцип общей культурности – подразумевает социально-историческую информированность мира вещей, обеспечение расширения круга художественно-эстетических знаний и формирование широких созидательных возможностей обучающихся;

  • принцип духовно-нравственной направленности – развитие обучающихся через практическую деятельность системы знаний и представлений об окружающей действительности, в первую очередь о связи человека и создаваемой им культурной среды  обитания с единой и гармоничной природой.

Межпредметные связи программы

  • с математикой – особые знаки, символы следуют друг за другом и подчиняются законам симметрии, математически точны и требуют счёта. Произвольно развивается зрительная память, внимание, глазомер, формируется усидчивость и терпение;
  • с литературой – развитие словарного запаса: новые термины, разучивание загадок, пословиц, поговорок по рукоделию; расширяется кругозор ребёнка, т.е. умение передавать мысль словом;
  • с историей – знакомство с историей родного края, России;
  • с химией– происхождение волокон, их свойства, из которых прядут нитки для вязания и ткачества изделий;
  • с изобразительным искусством  – знакомство с цветовой гармонией, орнаментом, композицией; понятие о пропорции, ритме, симметрии, выполнение эскизов; приобщение обучающихся к миру искусства через просмотр иллюстраций, репродукций картин известных художников;
  • с физкультурой – физ. паузы между занятиями для снятия напряжения осанки,  суставных мышц, зрения. Развитие моторики пальцев рук;
  • с экономикой – знакомство с начальными экономическими сведениями.

Методы обучения по  программе.

  • словесный метод – объяснение, разъяснение последовательности, техники, способа выполнения и приемов вязания крючком; беседы о традиционных ремеслах России  Словесный метод помогает педагогу снять у ребенка зажатость, страх перед предстоящей работой, нацелить на положительный результат;
  • наглядный метод – это показ образцов вязаных изделий, демонстрация выполнения приемов вязания, объяснение чтения схем, таблиц, иллюстраций.
  • практический метод – выполнение практических упражнений, заданий, авторских разработок по темам программы. Этот метод помогает детям применять теоретические знания, отрабатывать навыки при выполнении практических заданий, закрепляет знания и умения, вырабатывает устойчивые навыки;
  • метод контроля – метод личной диагностики позволяет педагогу отслеживать стабильность посещения занятий, заинтересованности и удовлетворения детей и родителей способом анкетирования, собеседования, наблюдения.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности

К концу первого года обучения ребенок должен знать:

  • Правила поведения и технику безопасности на занятии;
  • Основы материаловедения: классификацию и свойства волокон;
  • Инструменты и материалы для вязания крючком;
  • Основные приёмы вязания крючком: воздушная петля, столбик без накида и с накидом;
  • Способы введения крючка в петлю;
  • Условные обозначения, сокращённая запись знаков для вязания крючком.

К концу второго года обучения ребенок должен знать:

  • Терминологию вязания крючком;
  • Основы дизайна вязаных изделий;
  • Способы вязания по кругу;

К концу первого года обучения ребенок должен уметь:

  •  Соблюдать правила поведения на занятии и технику безопасности при работе с колюще- режущими инструментами, электроприборами, ППБ, ПДД;
  • Различать нитки из натуральных и химических волокон: хлопок, шерсть, шелк;
  • Чётко выполнять основные приёмы: начальная петля, воздушная петля, петли подъёма, соединительный столбик, столбик без накида, столбик с 1, 2, 3 и более накидами, «рогатка», «веер», «снопик», «пышный столбик», «пико». Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли, вводить новую нить.
  • Вывязывать петли несколькими способами: за обе дольки, за переднюю дольку, за заднюю дольку, перед ножкой, за ножкой.
  • Пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по вязанию крючком, инструкционно-технологическими картами и составлять их самостоятельно. Вязать, согласно раппорту узора.

К концу второго года обучения ребенок должен уметь:

  • Творчески разрабатывать дизайн изделия и гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.
  • Вязать по кругу и по спирали плоские и объёмные изделия.
  • Рассчитывать количество петель  и рядов для вязания деталей изделия.
  • Соединять детали с помощью крючка или игл.

Начальная диагностика помогает педагогу выявить знания, умения, навыки на начальном этапе обучения: умение владеть инструментами (ножницы, иголка, карандаш, линейка).

 Промежуточная диагностика отслеживает поэтапное усвоение программы детьми, помогает педагогу скорректировать индивидуальную программу для каждого в отдельности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.

Итоговая диагностика помогает педагогу отслеживать результативность обучения по образовательной программе по участию в выставках кружка, в Центре детского творчества, в районных и областных конкурсах и т. д.

           В учебно-воспитательном процессе программы используются различные формы начального, промежуточного и итогового контроля знаний: наблюдение, дидактические карточки, блиц-опросы, кроссворды, игровые формы контроля, выставки работ обучающихся.

Формы подведения итогов реализации программы


Основные темы


Какие знания и умения проверяются


Форма подведения итогов


«Материаловедение"

Классификация текстильных волокон, свойства хлопчатобумажных и шерстяных волокон

Заполнение карточки «Нитки»

 

  «Инструменты и материалы»

Инструменты и материалы. Виды крючков. Преимущества вязания крючком над вязанием спицами.

Заполнение карточки «Вычеркни лишнее»

 

«Цветоведение»

Основы цветоведения

Дидактические карточки.  Игра.

«Основные приемы вязания крючком»

Знания основных приемов вязания крючком

Тестирование

«Круговое вязание»

Умение вязать по кругу

Выполненное изделие «Подставка под горячее»»

 «Вязаные цветы и листья»

Умения читать и составлять  схемы

Карточка-задание «Дорисуй схему»

 «Одеваем куклу Барби»

Умение вязать одежду для куклы по готовым выкройкам

Выполнение изделий

В конце 1-го полугодия

Умения чётко выполнять основные приёмы вязания крючком.  Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов. Понятие «раппорт»

Выполненное изделие, тестирование

В конце учебного года

Умение пользоваться схемами, составлять их самостоятельно. Расчёт количества петель прямоугольного полотна.  Уход за вязаными изделиями.

Итоговое занятие, тестирование

Предлагаемые формы обучения по программе «Затейливые петельки» нацеливают детей  на развитие определённых навыков и умений самостоятельной деятельности:

практические (упражнения по образцу, самостоятельное выполнение заданий) – для закрепления теоретического материала по пройденным темам, формирования практических навыков при обучении вязания крючком, формирование навыков в исследовательской работе;

зачётные (беседы, тесты, практические и творческие работы) – получение информации об уровне знаний, умений, навыков каждого ребенка и систематизация знаний, умений, навыков по определённым темам;

дискуссии (ответы и вопросы, обмен мнениями, сообщения детей с их последующим обсуждением)  – развитие интереса к вязанию крючком, углубление знаний и формирование устойчивых  навыков в работе.

сообщения, рефераты, исследовательские проекты – расширение у детей информационно-познавательной базы, умений  и навыков,  умения детей отбирать содержание материала, связанного с тематикой, формирование потребности расширения своих знаний и превращение их в способы практической деятельности;

консультации (индивидуальные  занятия, беседы, диагностика затруднений) – выявление и предупреждение индивидуальных затруднений, оказание помощи в преодолении затруднений.

Практический выход реализации программы

В совершенстве владеть основами вязания крючком.

Умение выполнить за одно-два занятия законченное изделие.

Формирование дальнейшей перспективы развития  ребёнка через постепенное усложнение программы.

К концу каждого учебного года выполнить максимальное количество запланированных программой изделий:

        1-ый гоб обучения:

    Контурная аппликация из воздушных петель – 2 шт.

            Брелок – 1 шт.     Закладка – 1 шт.      Браслет – 1 шт.

            Подвеска – 1шт.

            Подставка под горячее (круг, квадрат) – 2шт.

            Декоративная сумочка-косметичка – 1 шт.

            Вязаные украшения, дополнения: помпоны, спиральки, рюши,           имитация меха.

            Салфетка маленькая – 1шт.

Сувениры: кукла из ниток, карандашница, вязаная игрушка, декоративная  корзинка.

2-ой год обучения:

             Цветы – 4 вида

            Листики – 4 вида

            Декоративное панно – 1 шт.

Одежда для куклы Барби:  шорты, юбка, топ, шляпка, шарфик, косынка, куртка,    платье, брюки, сарафан, сумочка.

Учебно-тематический план

первого года обучения

Тема

Всего

Теория

Практика

1

Вводное  занятие

Беседа  о содержании  работы объединения:

Формы контроля

Вырезание кругов (заготовка для помпонов);

Коробочка для инструментов

3

1

2

2

Нитки для вязания крючком:

  Основы цветовой грамоты: основные и вспомогательные цвета.

Формы контроля

Изделие: кисточка-брелок из хлопчатобумажных или шерстяных ниток;

Кисточка-закладка (усложнённый вариант)

6

1


5



3

Основные приёмы вязания крючком

3.1. Воздушные петли:

Формы контроля

Изделие: контурная аппликация из цепочки (по образцу) – «улитка», «птичка», «ёлочка»


3.2.  Воздушные петли «изобретательные цепочки»:

Формы контроля

Тест «Условные знаки»


  1. . Воздушные петли и столбики.

Формы контроля

Изделие: подвеска (по выбору) – «колечки», «зайчик»

36

12






12





12

6

2






2





2

30

10






10





10

4

Круговое вязание. 

4.1.  Вязание круга, овала:

Формы контроля

Образцы:  круг, овал с узором (из   цветных нитей).


4.2.  Вязание квадрата, многоугольника:

Формы контроля

Образцы: квадрат из центра и с угла

  1. Вязание по кругу.

Формы контроля

Изделие: подставка под горячее


  1. Декоративное оформление изделия

Формы контроля

Презентация своего изделия

27

6





9



9




3



6

1





2



2




1



21

5





7



7




2



5

Декоративная сумочка.

Работа детей  по образцу, выполненному приёмом из столбиков без накида.

Формы контроля

Самоконтроль.

Защита своего изделия.

9






3




6






6

Вязаные цветы и листья.

6.1.  Цветок ромашка.

      Формы контроля

Изделие: цветок ромашки


6.2.  Цветок роза.

      Формы контроля

Изделие: цветок розы


6.3.   Цветок колокольчик.

Формы контроля

Изделие: цветок колокольчика

Итого:


Учебно-тематический план

 второго года обучения


6.4.   Цветок гвоздика.

Формы контроля

Изделие: цветок гвоздики


6.5.   Декоративная корзинка

Формы контроля

Изделие: корзинка для цветов

45

9




9




9



108





9




9



6

1




2




1








1




1



39

8




7




8








8




8



7

Одеваем куклу Барби:

Летняя одежда и дополнения к ней

7.1.  Юбка для Барби

Формы контроля

Изделие: юбка для Барби


7.2.  Топик для Барби

Формы контроля

Изделие: топик  для Барби


7.3.  Шляпка для  Барби

Формы контроля

Изделие: шляпка для Барби


7.4.  Сумочка для Барби

Формы контроля

Изделие: сумочка для Барби


7.5.  Шарфик для Барби

Формы контроля

Изделие: шарфик  для Барби


7.6. Шорты для Барби

Формы контроля

Изделие: шорты  для Барби


7.7. Куртка для Барби

Формы контроля

Изделие: куртка для Барби


7.8. Платье-сарафан  для Барби

Формы контроля

Изделие: платье-сарафан  для Барби


7.9. Брюки для Барби

Формы контроля

Изделие: брюки  для Барби


7.10. Вечернее платье.  Итоговое занятие.  

Формы контроля

Изделие: вечернее платье  для Барби

Тестирование

Выставка работ детей.

90



9



9




9




9




7




9




9




9




9




11

17



2



2




2




1




1




1




2




2




2




2

73



7



7




7




8




6




8




7




7




7




9

Итого

108

20

88

Всего за два года обучения

216

40

176

        Содержание образовательной программы

        Первый год обучения

  1. Вводное  занятие -3 ч

Теоретическая часть-1 ч

Беседа  о содержании  работы объединения:

 - цели и задачи объединения;

 - режим и расписание занятий;

 - правила поведения на занятиях и в Центре;

 - выставка работ детей  предыдущих  лет;

 - просмотр фотоальбомов, специальной литературы;

 - экскурсия по Центру;

 Материалы, инструменты и приспособления для вязания крючком:

- общий инструктаж по технике безопасности     и санитарной гигиене на занятиях.

Практическая часть- 2ч

А) вырезание кругов (заготовка для помпонов);

Б) коробочка для инструментов;

  1. Нитки для вязания крючком -6 ч

Теоретическая часть-1 ч

  - ассортимент ниток для вязания: натуральные и искусственные;

  - происхождение ниток для вязания: волокна из шерсти, хлопка, искусственные;

  - трикотажное полотно: свойства, особенности, уход;

  Основы цветовой грамоты: основные и вспомогательные цвета.

   «Из истории вещей» - крючок для вязания

Практическая часть- 5 ч

А) кисточка-брелок из хлопчатобумажных или шерстяных ниток;

Б) кисточка-закладка (усложнённый вариант)

  1. Основные приёмы вязания крючком - 36 ч

  1.  Воздушные петли.

Теоретическая часть - 2 ч

- история вязания;

 - техника выполнения начальной петли;

  - постановка рук при вязании;

 Аппликация:

 - основные сведения об аппликации;

  - техника и технология выполнения простой аппликации: зарисовка эскиза, с помощью клея приклеивание цепочки из воздушных петель по контуру эскиза рисунка.

Практическая часть - 10 ч

А) контурная аппликация из цепочки (по образцу) – «улитка», «птичка», «ёлочка»

Б) по аналогии, с авторским замыслом.

3.2.  Воздушные петли «изобретательные цепочки»

Теоретическая часть - 2 ч

    - история крючка для вязания;

    - сокращённая запись и условные знаки в вязании крючком;

Практическая часть - 10 ч

    - организация рабочего места при вязании крючком;

    - повторение техники и технологии выполнения

  1. .  Воздушные петли и столбики.

Теоретическая часть - 2 ч

Понятие «раппорт узора»;

Использование вторичного сырья:

Полезные советы 

Практическая часть - 10 ч

 - отработка техники выполнения столбиков без накида и с накидом в комбинации с воздушными петлями;

- роспуск старого трикотажа.

- выполнение образцов по схемам (комбинация воздушных петель со столбиками);

-вязание подвесок (по выбору) – «колечки», «зайчик»

  1. Круговое вязание -27ч

  1.  Вязание круга, овала

Теоретическая часть - 1 ч

   - правила вязания круга;

   - способ формирования круга, овала;

   - чтение схемы вязания круга.

     Стирка и сушка распущенной пряжи, полезные советы;

Практическая часть - 5 ч

   А) выполнение образцов круга, овала:

  • вязание в середину кольца;
  • вязание в петли цепочки;
  • запись схемы образцов;

   Б) выполнение образцов круга, овала с узором (из   цветных нитей).

  1. Вязание квадрата, многоугольника

Теоретическая часть - 1 ч

   - формирование угла;

   - увеличение петель в углах.

Приспособления для перемотки пряжи в клубки.

Практическая часть - 5 ч

Выполнение образцов:

   А)  вязание квадрата из центра;

   Б)  вязание квадрата с угла;

  1. Вязание по кругу.

Теоретическая часть - 2 ч

      Разработка авторской работы – подставка под горячее.

   - выбор приёмов вязания и оформления изделия;

   - зарисовка эскиза работы в цвете;

   - понятие «эскиз».

     «Из истории вещей» - карандаш.

Практическая часть - 7 ч

выполнение авторской работы: вязание подставки в форме круга или квадрата (по выбору) из центра.

    А) образование кольца;

    Б) обвязка кольца столбиками без накида: в кольцо   или в воздушные петли.

  1. Вязание по кругу.

Теоретическая часть - 1 ч

 - выполнение работы по замыслу;

- умение правильно увеличивать петли в ряду  (круг, квадрат);

- составление и запись схемы вязания изделия;

 - декоративное оформление изделия: цветочки, кружочки.

  «Из истории вещей» - иголка.

Практическая часть - 2 ч

продолжение вязания формы круга, квадрата;

   -  декоративное  оформление  работы вязанием

  1. Декоративное оформление изделия

Теоретическая часть - 1 ч

- подготовка и проведение мини-выставки.  

   - женские рукоделия  России.

   - «Из истории вещей» - напёрсток.

   Практическая часть - 2 ч

Пришивание декоративных элементов на подставку;

- презентация своего изделия.

  1. Декоративная сумочка -9ч

Работа детей  по образцу, выполненному приёмом из столбиков без накида.

5.1 Декоративная сумочка.

Теоретическая часть - 1 ч

   - профессия «Дизайнер »;

   - дизайн  вязаных сумочек;

   - декоративное оформление сумочек; (кисточки из ниток, вязаные цветки и колечки, бисер).

    «Из истории вещей» - сумка.

   Практическая часть - 2 ч

Вязание полотна столбиками без накида по выбору: за заднюю дольку, за переднюю дольку, под обе дольки.

5.2 Декоративная сумочка.

Теоретическая часть - 1 ч

      Экономический расчёт выполнения изделия:

    - затраты материалов (нитки, замок-молния);

    - стоимость материалов;

      Народные промыслы нашего города.

   Практическая часть - 2 ч

Продолжение вязания  сумочки, самоконтроль.

5.3 Декоративная сумочка.

Теоретическая часть - 1 ч

   - техника выполнения смёточного шва «через край» иглой;

   - техника выполнения шва «рачий шаг» крючком;

   - понятие «композиция»;

   - композиция: закон подчинённости единому замыслу;

   - средства композиции: акцент, интервал.

   Практическая часть - 2 ч

Выполнение декоративного оформления сумочки; сборка и окончательная  отделка изделия.

Защита своего изделия.

  1. Вязаные цветы и листья – 45ч

6.1 Цветок ромашка.

Теоретическая часть - 1 ч

      Разновидность ромашки в России.

     Лечебные свойства цветка.

     Последовательность вязания цветка из воздушных петель:

  -  чтение схемы выполнения цветка;

  -  середина цветка –  кольцо из воздушных петель;

  -  лепестки – воздушные петли.

     Последовательность вязания цветка более усложнённого:

  -  чтение схемы выполнения цветка;

  -  середина цветка – колечко, обвязанное  столбиками без накида: кружок;

  -  лепестки – столбики без накида на цепочке из воздушных петель.

   Практическая часть - 8 ч

Вязание цветов для творческой работы «Мой букет».

6.2 Цветок роза.

Теоретическая часть - 1 ч

 Цветочные мотивы, используемые в народных    промыслах: цветы на Павло-Посадских платках;

Последовательность вязания розы:

 - чтение схемы выполнения;

 - середина цветка – кольцо из воздушных петель;

 - лепестки – цепочки из воздушных петель;

 - оформление лепестков: комбинация столбиков без накида и с накидом;

 - закрепление  конца нити.

   Практическая часть - 8 ч

Запись в тетрадь и вязание цветка  для творческой работы «Мой букет».

А) цветок по спирали;

Б) цветок усложненный (по образцу)

6.3  Цветок колокольчик.

Теоретическая часть - 1 ч

 Художественная роспись – Гжель.

 - разновидность вязания колокольчиков, анализ    образцов;

 - чтение схемы колокольчика и запись в тетрадь;

 - последовательность выполнения колокольчика;

 - частичное вязание: выполнение лепестка цветка.

   Практическая часть - 8 ч

Вязание цветка для творческой работы «Мой букет»

         Содержание программы

          Второй год обучения

6. Вязаные цветы и листья.  Продолжение темы.

6.4  Цветок гвоздика.

Теоретическая часть - 1 ч

Художественная роспись – Городецкая.

Анализ образцов гвоздики;

 - чтение схемы цветка;  

 - последовательность выполнения гвоздики: умение     увеличивать количество столбиков в ряду;

   Практическая часть - 8 ч

Сборка  и оформление  букета

6.5  Декоративная корзинка

Теоретическая часть - 1 ч

 - выбор размера и формы корзинки;

  -  выбор ниток и крючка;

  -  последовательность выполнения корзинки

   Практическая часть - 8 ч

Вязание донышка корзинки, боковые стороны, обвязка края корзинки. Вязание ручки, обвязка. Сборка (сшивание) и оформление.

  1.  Одеваем куклу Барби – 90 ч

Летняя одежда и дополнения к ней

7.1.  Юбка для Барби

Теоретическая часть - 2 ч

 - виды юбок по форме и покрою;

 - узоры  вязания юбок: плотные, ажурные;

 - повторение правил кругового вязания;

   Практическая часть - 11 ч

Зарисовка эскиза, вязание прямой короткой юбки столбиками без накида.

7.2.  Топик для Барби

Теоретическая часть - 2 ч

 - топик, как вид женской одежды;

 - образцы узоров и варианты оформления;

 - повторение правил вязания полотна с ровной кромкой;

   Практическая часть - 11 ч

Зарисовка эскиза, вязание топика с бретельками (рисунок узора по выбору).

  1. Шляпка для  Барби

Теоретическая часть - 2 ч

 - виды шляпок, их назначение;

 - «Из истории вещей» - шляпка.

 - повторение правил вязания воланов;

   Практическая часть - 11 ч

Зарисовка эскизов, вязание полей шляпки (без тульи)

7.4.Сумочка для Барби

Теоретическая часть - 2 ч

Виды сумок, их назначение, дизайн сумок

   Практическая часть - 11 ч

Зарисовка эскизов, вязание сумочки с длинной ручкой (дизайн сумочки по выбору), техника вязания по выбору.

7.5.Шарфик для Барби

Теоретическая часть - 1 ч

 - аксессуары и дополнения к женской одежде;

 - дизайн шарфов по размеру, фактуре, назначению

   Практическая часть -7 ч

Вязание летнего шарфика узором «рогатка» - из столбиков с накидом

7.6.Шорты для Барби

Теоретическая часть - 1 ч

 - виды поясных изделий;

 - покрой шорт (по прилеганию, по длине)

   Практическая часть - 10 ч

Зарисовка эскизов, вязание коротких шорт столбиками без накида или с накидом (по выбору)

7.7.Куртка для Барби

Теоретическая часть - 1 ч

 - анализ плечевых изделий

  Практическая часть - 10 ч

Зарисовка эскиза,  а) вязание полотна снизу вверх столбикам без накида, частичное вязание (спинка);

б) вязание полочек куртки;

в) вязание рукавов, сшивание;

г) вязание воротника, сшивание куртки.

7.8.Платье-сарафан  для Барби

Теоретическая часть - 2 ч

 - ассортимент  летнего гардероба для куклы;

 - разновидность платьев – по покрою, длине, назначению, декор летних платьев;

  Практическая часть – 11 ч

Зарисовка эскизов, составление плана работы - выбор узора, варианта направления вязания  Вязание: а) лиф сарафана; б) юбка сарафана; в) сборка сарафана, декорирование воланами (низ юбки, плечи).

7.9. Брюки для Барби

Теоретическая часть - 2 ч

  - разновидность брюк: по назначению, покрою,  длине, фактуре;

  Практическая часть – 11ч

Зарисовка эскизов, последовательность выполнения работы.

а) вязание верхней части брюк (сверху вниз);

б) деление на части, вязание штанин по  деталям;

в) вязание пояса, окончательная отделка.

7.10. Вечернее платье

Теоретическая часть - 2 ч

  -  ассортимент вечернего наряда для куклы;

  -  разновидности вечерних платьев;

  -  разработка платья для куклы;

  Практическая часть -12 ч

Зарисовка эскиза, план выполнения платья, вязание и декорирование платья, согласно разработке. Выставка работ детей.

     Методическое обеспечение программы

Описание приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса

Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.

  Информационно-рецептивная деятельность воспитанников предусматривает освоение учебной информации через  рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой.

    Репродуктивная деятельность направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение образцов  поделок и выполнения работы по заданному алгоритму. Эта деятельность способствует  развитию усидчивости, аккуратности и  сенсомоторики  учащихся.

   Творческая  деятельность предполагает самостоятельную  или почти  самостоятельную художественную работу учащихся.

  Взаимосвязь этих видов деятельности дает  учащимся возможность  научиться новым видам декоративно-прикладного творчества.

 При обучении  используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые.Выбор методов(способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных  особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методики используются  в теснейшей взаимосвязи.

   Методика проведения занятие предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости, от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ.

  Этому способствуют  совместные обсуждения технологии выполнения  изделий,  а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы.

   Важными условиями творческого самовыражения воспитанников  выступают реализуемые  в педагогических технологиях идеи свободы выбора.

  Воспитанникам предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения  ( индивидуальная, групповая, коллективная), материалов, технологий изготовления в рамках изученного материала.

Дидактический материал

Схемы

*Положение рук

* Воздушные петли

* Столбики без накида

* Полустолбики без накида

* Полустолбики с накидом

* Столбики с накидом

 * Столбики с двумя накидами

 * Столбики с накидом провязанные в одну точку

* Столбики с накидом провязанные в набор

* Пышные столбики

* Пико

* Шишечки

* Условные обозначения (вязание крючком)

* Условные знаки и сокращенная запись

 * Тунисское вязание

*Брюггские кружева

* Салфетки

*Ангелок

Дидактические игры

«Угадай профессию», «Найди ошибку», «Пазлы» (собери картинку, определи технику вязания)

Кроссворды

«Техника безопасности»

 «Техники вязания крючком».

Викторины

«Ремесла древние и современные», «Знаешь ли ты пословицы?»

Карточки

Обучающие карточки: 

«Инструменты, материалы и приспособления»

«Подбор ниток и крючка»

«Вязание цепочки из воздушных петель»

«Основные приемы вязания»

«Листик», «Сердечко»

«Тунисское вязание»

Карточки с исследовательскими заданиями: «Краевое кружево»,  «Цветы», «Нитки, ткани»

Карточки с проблемными  заданиями: 

«Прочти схему и продолжи узор»

«Прочти схему и восстанови узор»

«Уэорное полотно»

«Квадрат»

 

Вопросники

«Филейная техника»

 

Тесты

 «Основные приемы вязания», «Условные знаки и обозначения», «Сокращенная запись знаков», «Условные знаки и обозначения -2», «Условные знаки и обозначения -3», «Круговое вязание» Итоговый тест: «Вязание крючком»

Раздаточный  материал

Инструменты

Крючки№1 (1),  № 1,9 (4), №2 (4), № 2,5 (3),

Образцы

Вязание круга (1);Многоугольники (2); овальное полотно (2); Листики (4);Цветы (14); краевое кружево (2); Квадратные мотивы (2); круглые мотивы (3); Цветное вязание (3); кромочные кружева (4); накладные кружева (3)  филейное вязание (2); тунисское вязание(3); брюггское вязание(2)

Техническое оснащение занятий

        Специально оборудованный кабинет, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим требованиям и эргономическим подходам. Помещение для занятий должно иметь хорошее, качественное освещение. Удобная для рукоделия мебель: высота стула соответствует высоте стола. Столы и стулья должны быть удобными, соответствовать возрастным особенностям обучающихся детей. Программа может быть реализована при наличии минимального набора инструментов, приспособлений, материалов для вязания.

1. Правила техники безопасности при работе с колюще-режущими  инструментами, электроприборами

2. Наличие инструментов:

- крючки для вязания различной толщины;

- ножницы;

- швейные иглы;

- булавки;

- сантиметровая лента;

- электрический утюг, гладильная доска

3   Наличие материалов:

- пряжа и нитки разной толщины и цветов;

 - калька;        

 - миллиметровая бумага;

 -  акварельные краски.

4  Специальная и учебная литература для детей и педагога

5  Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы.

- таблицы:

 «Основные приёмы вязания»,

 «Условные знаки и сокращения»  для вязания крючком

 «Способы введения крючка в петлю»,

 «Вязание круга, квадрата»,

 «Филейное вязание»;

- схемы изделий;

- коллекция ниток;

- образцы вязания;

- изделия: панно, вязаные поделки;

- инструкционные карты;

- дидактические карточки;

- альбомы с фотографиями вязаных работ;

- видеокассеты о русских народных промыслах, декоративно-прикладном искусстве России

- аудиозаписи русской  народной музыки.

Литература рекомендованная  для детей.

1  Белая Н.П. «Магия кружев», Минск, изд-во «Полымя», 2001 г.

2  Гай-Гулина М.С. «Петелька за петелькой», Москва, изд-во «Малыш», 1988 г

3  Максимова М. «Девичьи хлопоты», Москва, изд-во «Эксмо-пресс», 2000 г.

4  Максимова М. «Школа вязания», Москва, изд-во «Эксмо-пресс», 2000 г.

5  Максимова М.В. «Энциклопедия вязания», Москва, 1993 г.

6  Тарасенко С.Ф. «Забавные поделки спицами и крючком», Москва, 1992 г.

7  Тарасенко С.Ф. «Вязаная игрушка», Минск, изд-во «Полымя»,2000 г.

8  Терешкович Т.А. «Учимся вязать крючком», Минск, изд-во «Хэлтон», 1999

9  Фомичёва В.А. «Начинаем вязать спицами и крючком», Москва, 1992 г.

10 Ханашевич Д.Д. «Подружки-рукодельницы», Москва, изд-во «Малыш», 1988 г.

11 Чиченкова Т.Ю. и др. «Кружева из сундука», Москва, АСТ, 2001 г.

Литература рекомендованная для педагогов.

1  Андрукович М.К. «Вечера с вязанием», Минск,  изд-во «ХЭЛТОН», 1999 г.

2  Будур Н. «Курс женских рукоделий», Москва, изд-во «ОЛМА-ПРЕСС», 2000 г.

3  Власова А.А. «От умения к мастерству», С-Петербург, 1992 г.

4  Ерёменко Т.И. «Рукоделие», Москва, 1989 г.

5  Мещерякова С. «Всё о вязании: от советов до секретов», Москва, 1999 г.

6  Мульш А.Я. «Рукоделие в школе», Москва, изд-во «Просвещение», 1974г.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

  Словарь терминов

Аппликация –  (от латинского - прикладывание) - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

Дизайн – в переводе с английского означает проектировать, чертить, задумать, а также план, проект, рисунок.

Дизайнер –  конструирует предметно-пространственную среду "подгоняя" ее под нужды человека и общества

Композиция – в переводе с латинского означает сочинение, составление, связь, построение, структура.

Модельер –  разрабатывает новые  модели одежды, обуви, головных уборов, галантереи, подготавливает необходимые методические и иллюстративные материалы

Орнамент – это украшение, узор, состоящий из ритмически чередующихся и сочетающихся упорядоченных элементов.

Проект – это творческая, самостоятельно выполненная работа.

Раппорт – это повторяющаяся часть узора.

II.  Формы и механизм учета знаний

Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Сопровождение складывается по следующим блокам:

Психологический блок: диагностика личностных особенностей и творческих способностей.

Тест: методика «Память на образы», «Память на числа», метод «Диагностика невербальной креативности».

Социологический блок: социометрическая диагностика взаимоотношений ребенка в коллективе.

Вопросник: «Кого бы из кружка  ты хотел пригласить на свой  день рождения?» методика социометрия.

Воспитательный блок: диагностика  воспитанности обучающихся. Тест: Методика «Пословицы»

Образовательный блок: этапы и формы педагогического контроля по усвоению образовательной программы.

Этапы педагогического контроля


Основные темы


Какие знания и умения проверяются


Форма подведения итогов


«Материаловедение"

Классификация текстильных волокон, свойства хлопчатобумажных и шерстяных волокон

Заполнение карточки «Нитки»


  «Инструменты и материалы»

Инструменты и материалы. Виды крючков. Преимущества вязания крючком над вязанием спицами.

Заполнение карточки «Вычеркни лишнее»

 

«Цветоведение»

Основы цветоведения

Дидактические карточки.  Игра.

 «Основные приемы вязания крючком»

Знания основных приемов вязания крючком

Тестирование

«Круговое вязание»

Умение вязать по кругу

Выполненное изделие «Подставка под горячее»»

 «Вязаные цветы и листья»

Умения читать и составлять  схемы

Карточка-задание «Дорисуй схему»

 «Одеваем куклу Барби

Умение вязать одежду для куклы по готовым выкройкам

Выполнение изделий

В конце 1-го полугодия

Умения чётко выполнять основные приёмы вязания крючком.  Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов. Понятие «раппорт»

Выполненное изделие, тестирование

В конце учебного года

Умение пользоваться схемами, составлять их самостоятельно. Расчёт количества петель прямоугольного полотна.  Уход за вязаными изделиями.

Итоговое занятие, тестирование

Информационный материал

Тема

Первый год обучения

Вязание крючком

Вводное занятие

История вязания

Технике безопасности при работе с выжигателем

Нитки для вязания крючком

Происхождение ниток для вязания

Инструменты и материалы

«Из истории вещей»:  крючок,  карандаш, игла, наперсток, сумка, шляпка,

Основные приемы вязания

Понятие « раппорт узора», «эскиз», «композиция»

Методическая продукция

Рекомендации

Методические рекомендации для пользования карточкой «Рост мастерства»

Диагностика

Анкета «Хочешь ли ты знать?», «Анкета ожиданий»

 (для выявления направленности интересов ребенка и составления плана воспитательной работы в объединении)

Анкета «Как вы относитесь к творческому объединению?» (для определения уровня познавательного интереса)

Тест Методика «Пословицы» (для выявления развития эмоционально-ценностной и волевой сферы ребенка)

Карточка «Рост мастерства» (проверка теоретических знаний)

Карточка «Рост мастерства» (проверка практических умений»

Планы  конспекты

Учебно-тематический план к программе «Затейливые петельки»

Календарно-тематический план к программе «Затейливые петельки»

План воспитательной работы в творческом объединении

Творческие отчеты

Тематические выставки в творческом объединении:

 «Подарок маме».

Итоговая  выставка в творческом объединении «Лучшая работа года»

Методы обучения

Перечень

1

Словесный метод (рассказ; беседа; диспут; дискуссия; зачитывание информации, реферата; объяснение)

2

Метод исследовательской работы (выполнение проблемных и исследовательских  заданий на карточках,  исследовательские задания по образцам, заполнение кроссвордов,  карточек, тестов;  тренинги,  зарисовка эскиза, моделирование)

Упражнения  по методу плацебо: педагог умышленно допускает ряд ошибок в исходном материале, которые ученики   должны обнаружить.

3

Метод сравнения (сравнение двух образцов, нахождение различий и сходств в технике выполнения)

4

Наглядный  метод (показ приемов в выжигании, техники выполнения на швейной машине различных видов глади, оформление работ)

5

Метод  контроля (этапы педагогического контроля: исходный, тематический,  выполнение контрольных  изделий, итоговый контроль)

Формы организации образовательного процесса

Перечень

1

Формы работы с детьми (групповая, коллективная, индивидуальная, самостоятельная)

2

Формы организации занятия (учебное занятие, творческая работа, коллективное творческое дело, тематическая выставка, викторина, тестирование, игра)

Учебное занятие (на усвоение нового материала, закрепление пройденного материала, проверку ЗУН)

Самостоятельная творческая работа  (выполнение проектов)

Тематическая выставка (выставка работ детей по определенной теме)

Викторина (показ детьми знаний, способов решения проблем, понимания терминов, событий. Примечание: Вопросы могут быть розданы заранее или содержаться в тайне.

Тестирование  - каждый ребенок получает задание с вариантами ответов. 

Игра: дети играют на занятии, поиск открытий. Условия игры (игры на выявление лидера (веревочка: кто будет расставлять детей – лидер, спички:  создать слово из спичек, кто подсказывает – лидер)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Программа для творческой группы "Петелька за петелькой"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Петелька за петелькой» для творческой группы ориентирована на развитие творческой личности ребенка, на создание условий его са...

Рабочая программа кружка «Волшебные петельки»

Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообраз...

Рабочая программа по вязанию "Весёлые петельки" 1 год обучения

Рабочая программа написана по образовательной модифицированной программе "Весёлые петельки"....

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...