Занятие для учащихся 3-4 классов "Талант и способности"
план-конспект урока на тему

Иванова Марина Степановна

Занятие для учащихся 3-4 классов "Талант и способности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon talant_i_sposobnosti3kl.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для учащихся 3-х классов.

Тема: «Талант и способности».

Цель:- ознакомить с понятиями: задатки, способности, талант;

           - формировать учебно-познавательные мотивы  школьников;

           - развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Ход урока

1. Вступление. Знакомство.

2. Разминка

    - Задание на внимание (рис. 1).

     В квадрате в одной из клеток сидит муха. Ведущий говорит, как она двигается, а учащиеся должны следить глазами за её передвижением и в конце сказать, в какой клетке она остановилась.

Дискуссия

  Для чего нужно быть внимательным в школе?

(Вывод: чтобы хорошо учиться.)

  Для чего нужно хорошо учиться?

(Вывод: чтобы стать грамотным, образованным человеком, чтобы в будущем обеспечить себе возможность заниматься интересным, любимым делом.)

Ведущий. Расскажите, что вы знаете о профессиях своих родителей, чем они, по вашему мнению, занимаются на работе.

Собираетесь ли вы в будущем иметь профессию?

Чтобы успешно овладеть любой профессией, нужно обладать определенными способностями. Как вы понимаете, что такое способности?

Способности – это индивидуальные особенности человека, помогающие ему в каком-то деле, но не сводящиеся к знаниям. Например, если человек хорошо различает и запоминает запахи, то эта способность нужна химику, дегустатору, повару и др. Если человек удерживает в памяти много цифр, букв слов, способен комбинировать их, то это способность, нужная математику, программисту, конструктору и др.

Любая работа требует сочетания целого набора способностей. Например, врач должен быть наблюдательным, общительным, иметь проницательный ум, ловкость, добросовестно относиться к работе.

                                                             Способности

                                         общие                            специальные

               (хорошее внимание и память)    (музыкальные, математические, художественные)

Но со способностями не рождаются, любая способность развивается, а от родителей мы получаем в наследство задатки, то есть возможности развить те или иные способности. Задатки вовсе не всегда переходят в способности, а только тогда, когда человек проявляет интерес в этой области и развивает свои умения. Например, у математика или музыканта рождается ребенок, которому математика или музыка могут быть абсолютно не интересны, такой ребенок не будет проявлять выдающихся способностей в этих областях, хотя задатки для этого изначально были. Нет людей абсолютно не способных ни к чему, важно только отыскать ту область, которая будет интересна, и найти возможность попробовать свои силы в этой области, а затем развивать имеющиеся задатки. Если человек нигде себя не попробовал, то он и не будет иметь представления о том, что ему по силам, и будет себе казаться неспособным ни на что. Высшая степень развития способности называется талантом.

     Сегодня мы попытаемся выявить некоторые ваши способности и степень их развитости. Кроме того, вы получите представление о том с помощью каких упражнений можно совершенствовать свои способности, а также узнаете о  некоторых способностях, необходимых для ряда профессий.

Задание 1. «Восприятие и глазомер»

Предъявляются 3 рисунка. На первом (рис. 2а) необходимо определить, какая из трех дорог, ведущих к трем домам, длиннее. На втором рисунке (2б) требуется соотнести высоту и ширину изображенной фигуры. На третьем рисунке (2с) сравниваются два расстояния – от носа верхней ящерицы до носа средней и от носа средней ящерицы до носа нижней. Какое расстояние больше?

Мы проверили способность, которая называется глазомер. В каких профессиях требуется это качество? (архитектор, строитель, водитель и др.)  

Задание 2. «Зрительная память»

Предлагается за одну минуту запомнить девять фигур (рис.3). Затем необходимо зарисовать их в тетради. После этого фигуры снова показываются, и учащиеся сверяют их со своими. Специалистам каких профессий важно это качество? (следователь и др.) Для следователя кроме хорошей зрительной памяти важно иметь высокий уровень внимания, логическое мышление, умение слушать и запоминать.

Сейчас вы получите возможность испытать себя в роли следователя.

Задание 3. «Расследование преступления»

Дело №1

В доме произошла кража. Необходимо составить опись украденного. (Сравнение двух картинок и нахождение недостающих предметов.) (рис.4)

Дело №2 (рис.5)

В доме, где была совершена кража, задержан человек, который утверждал, что он просто ошибся дверью и никакого отношения к краже не имеет. Следователь, обыскав этого человека, ничего у него не нашел, кроме зашифрованной записки. Это вызвало подозрение. После долгих усилий удалось разгадать шифр записки и прочесть ее содержание. Она указала, где спрятано награбленное. (По приведенному шифру необходимо прочесть текст записки.)

Задание 4. «Логическое мышление»

Дело №3

В классе произошла кража. Украдены часы, кошелек и шапка. Подозреваются три мальчика: Питер, Джон и Боб. Они поклялись, что будут говорить правду, но друг друга не выдадут. Питер: «Я не брал часы, а Боб не брал кошелек». Джон: «Я не брал шапку, а Питер не брал часы». Боб: «Я не брал кошелек, и Джон не брал кошелек». Каждый взял по одной вещи. Кто что взял?

     Данное дело расследуется совместно с учащимися. Ведущий показывает, как решаются логические задачи с помощью «логического квадрата» как наиболее удобного варианта решения задач такого типа. Строится таблица, в которой записываются все действующие лица (Питер, Джон, Боб) и имеющиеся признаки (украденные вещи). Заполнение таблицы знаками утверждения (+) или отрицания (-) осуществляется исходя из показаний трех действующих лиц. Таким образом полностью заполненный «логический квадрат» дает искомое решение задачи.

кошелек

часы

шапка

Питер

+

-

-

Джон

-

+

-

Боб

-

-

+

 

Заключение

Какие профессии мы сегодня вспомнили?

Какими способностями должны обладать специалисты перечисленных профессий?

Теперь вы знаете с помощью каких задач можно развивать свои способности.

Литература.

Газета «Школьный психолог» №10, март, 2004, с.10-24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

Методические рекомендации по организации занятий в технике «квиллинг», направленных на развитие способности к моделированию и декоративно-прикладному творчеству

Методические рекомендации по организации занятий в технике "квиллинг", направленные на развитие способностей к моделированию и декоративно-прикладному творчеству...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

проектная деятельность выходит на одно из первых мест в обучении в струдничестве.Детям очень нравится проектировать. со стороны учителя -нехватка времени. но...нужно, важно, востребованно....

ЗАНЯТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

У детей возникают трудности при выполнении сложнокоординационных движений, а также понижены скорость и ловкость при выполнения заданий, нарушена способность к дифференцированию силовых, временных и пр...

Проектная деятельность учащихся как средство развития творческих способностей

В данной статье говорится об использовании   проекта   на уроках русского языка и литературы. Также представлены этапы проекта и один из возможных вариантов использования визитной карто...

«Занятия модульным оригами как средство развития творческих способностей младших школьников»

Пояснительная запискаТворческая деятельность человека характеризуется созданием качественно нового, ранее не существующего продукта. Предпосылками творческой деятельности являются: потребность в...

Игровые технологии на уроках и занятиях. «МЯГКАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ».

Игровые технологии на уроках и занятиях.«МЯГКАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ». Система дополнительного образования – сфера детской художественн...