Занятие для учащихся 3-4 классов "Талант и способности"
план-конспект урока на тему
Занятие для учащихся 3-4 классов "Талант и способности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие для учащихся 3-х классов.
Тема: «Талант и способности».
Цель:- ознакомить с понятиями: задатки, способности, талант;
- формировать учебно-познавательные мотивы школьников;
- развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Ход урока
1. Вступление. Знакомство.
2. Разминка
- Задание на внимание (рис. 1).
В квадрате в одной из клеток сидит муха. Ведущий говорит, как она двигается, а учащиеся должны следить глазами за её передвижением и в конце сказать, в какой клетке она остановилась.
Дискуссия
Для чего нужно быть внимательным в школе?
(Вывод: чтобы хорошо учиться.)
Для чего нужно хорошо учиться?
(Вывод: чтобы стать грамотным, образованным человеком, чтобы в будущем обеспечить себе возможность заниматься интересным, любимым делом.)
Ведущий. Расскажите, что вы знаете о профессиях своих родителей, чем они, по вашему мнению, занимаются на работе.
Собираетесь ли вы в будущем иметь профессию?
Чтобы успешно овладеть любой профессией, нужно обладать определенными способностями. Как вы понимаете, что такое способности?
Способности – это индивидуальные особенности человека, помогающие ему в каком-то деле, но не сводящиеся к знаниям. Например, если человек хорошо различает и запоминает запахи, то эта способность нужна химику, дегустатору, повару и др. Если человек удерживает в памяти много цифр, букв слов, способен комбинировать их, то это способность, нужная математику, программисту, конструктору и др.
Любая работа требует сочетания целого набора способностей. Например, врач должен быть наблюдательным, общительным, иметь проницательный ум, ловкость, добросовестно относиться к работе.
Способности
общие специальные
(хорошее внимание и память) (музыкальные, математические, художественные)
Но со способностями не рождаются, любая способность развивается, а от родителей мы получаем в наследство задатки, то есть возможности развить те или иные способности. Задатки вовсе не всегда переходят в способности, а только тогда, когда человек проявляет интерес в этой области и развивает свои умения. Например, у математика или музыканта рождается ребенок, которому математика или музыка могут быть абсолютно не интересны, такой ребенок не будет проявлять выдающихся способностей в этих областях, хотя задатки для этого изначально были. Нет людей абсолютно не способных ни к чему, важно только отыскать ту область, которая будет интересна, и найти возможность попробовать свои силы в этой области, а затем развивать имеющиеся задатки. Если человек нигде себя не попробовал, то он и не будет иметь представления о том, что ему по силам, и будет себе казаться неспособным ни на что. Высшая степень развития способности называется талантом.
Сегодня мы попытаемся выявить некоторые ваши способности и степень их развитости. Кроме того, вы получите представление о том с помощью каких упражнений можно совершенствовать свои способности, а также узнаете о некоторых способностях, необходимых для ряда профессий.
Задание 1. «Восприятие и глазомер»
Предъявляются 3 рисунка. На первом (рис. 2а) необходимо определить, какая из трех дорог, ведущих к трем домам, длиннее. На втором рисунке (2б) требуется соотнести высоту и ширину изображенной фигуры. На третьем рисунке (2с) сравниваются два расстояния – от носа верхней ящерицы до носа средней и от носа средней ящерицы до носа нижней. Какое расстояние больше?
Мы проверили способность, которая называется глазомер. В каких профессиях требуется это качество? (архитектор, строитель, водитель и др.)
Задание 2. «Зрительная память»
Предлагается за одну минуту запомнить девять фигур (рис.3). Затем необходимо зарисовать их в тетради. После этого фигуры снова показываются, и учащиеся сверяют их со своими. Специалистам каких профессий важно это качество? (следователь и др.) Для следователя кроме хорошей зрительной памяти важно иметь высокий уровень внимания, логическое мышление, умение слушать и запоминать.
Сейчас вы получите возможность испытать себя в роли следователя.
Задание 3. «Расследование преступления»
Дело №1
В доме произошла кража. Необходимо составить опись украденного. (Сравнение двух картинок и нахождение недостающих предметов.) (рис.4)
Дело №2 (рис.5)
В доме, где была совершена кража, задержан человек, который утверждал, что он просто ошибся дверью и никакого отношения к краже не имеет. Следователь, обыскав этого человека, ничего у него не нашел, кроме зашифрованной записки. Это вызвало подозрение. После долгих усилий удалось разгадать шифр записки и прочесть ее содержание. Она указала, где спрятано награбленное. (По приведенному шифру необходимо прочесть текст записки.)
Задание 4. «Логическое мышление»
Дело №3
В классе произошла кража. Украдены часы, кошелек и шапка. Подозреваются три мальчика: Питер, Джон и Боб. Они поклялись, что будут говорить правду, но друг друга не выдадут. Питер: «Я не брал часы, а Боб не брал кошелек». Джон: «Я не брал шапку, а Питер не брал часы». Боб: «Я не брал кошелек, и Джон не брал кошелек». Каждый взял по одной вещи. Кто что взял?
Данное дело расследуется совместно с учащимися. Ведущий показывает, как решаются логические задачи с помощью «логического квадрата» как наиболее удобного варианта решения задач такого типа. Строится таблица, в которой записываются все действующие лица (Питер, Джон, Боб) и имеющиеся признаки (украденные вещи). Заполнение таблицы знаками утверждения (+) или отрицания (-) осуществляется исходя из показаний трех действующих лиц. Таким образом полностью заполненный «логический квадрат» дает искомое решение задачи.
кошелек | часы | шапка | |
Питер | + | - | - |
Джон | - | + | - |
Боб | - | - | + |
Заключение
Какие профессии мы сегодня вспомнили?
Какими способностями должны обладать специалисты перечисленных профессий?
Теперь вы знаете с помощью каких задач можно развивать свои способности.
Литература.
Газета «Школьный психолог» №10, март, 2004, с.10-24
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/12/picture-77529.jpg)
"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"
Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...
Методические рекомендации по организации занятий в технике «квиллинг», направленных на развитие способности к моделированию и декоративно-прикладному творчеству
Методические рекомендации по организации занятий в технике "квиллинг", направленные на развитие способностей к моделированию и декоративно-прикладному творчеству...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
проектная деятельность выходит на одно из первых мест в обучении в струдничестве.Детям очень нравится проектировать. со стороны учителя -нехватка времени. но...нужно, важно, востребованно....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/29/picture-284161-1377776417.jpg)
ЗАНЯТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
У детей возникают трудности при выполнении сложнокоординационных движений, а также понижены скорость и ловкость при выполнения заданий, нарушена способность к дифференцированию силовых, временных и пр...
Проектная деятельность учащихся как средство развития творческих способностей
В данной статье говорится об использовании проекта на уроках русского языка и литературы. Также представлены этапы проекта и один из возможных вариантов использования визитной карто...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/09/picture-363880-1386537295.jpg)
«Занятия модульным оригами как средство развития творческих способностей младших школьников»
Пояснительная запискаТворческая деятельность человека характеризуется созданием качественно нового, ранее не существующего продукта. Предпосылками творческой деятельности являются: потребность в...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/31/picture-298144-1527766914.jpg)
Игровые технологии на уроках и занятиях. «МЯГКАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ».
Игровые технологии на уроках и занятиях.«МЯГКАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ». Система дополнительного образования – сфера детской художественн...