"Якутский танец"
статья на тему

Рахлеева Нюргустана Титовна

Якутский танец развивается обогощаясь, приобретая новые краски, новые выразительные средства. Однако при создании современных якутских танцев необходимо придерживаться его традиционной структуры, чтобы не нарушить его традиционные черты, которые конечном счете составляют его национальные особенности, его своеобразность и самобытность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rnt_tantsy_sakha.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Танцы саха

Сегодня остро стоит вопрос о возрождении традиционной культуры, народного искусства. Традиционные танцы – неотъемлемая часть духовной культуры народа. Традиционная танцевальная культура народов имеет ярко выраженную этническую окраску и в известной степени, является специфическим отражением его исторического развития. Также остро стоит вопрос возрождения подлинно народной якутской хореографии, имеющей прочную связь с мировоззренческими представлениями, верованиями, с национальными особенностями психологии народа. Сегодня все мы стараемся восстановить из забвения утраченное. Особенно забыты наиболее содержательные обрядовые и ритуальные танцы. Возрождение, восстановление традиционных танцев обогатили бы якутскую хореографию оригинальными сюжетами, своеобразной танцевальной лексикой, архаичными танцевальными элементами. Очень важно сохранить в якутском танце его народные корни. Сохранение традиционной основы в современных якутских танцах является гарантом их жизнеспособности, преемственности.
Танец по якутски- ункуу, в основе слова глагол « унк», что означает «поклониться , кланяться».По определению  Р.К.Маака  «танец по якутски-инккюю  (ункуу-А.Л.), от глагола унк- молиться , поклониться. Кроме древнего слова «ункуу» «танец» первоначально обозначавшего поклонение , моление, известно слово «битии», т.е. танец –пляска.

По своей традиционно образной и лексической структуре женские и мужские танцы полностью совпадают с пластически-образной характеристикой женских и мужских образов в древнем эпосе-олонхо. В зависмости от характера и содержания обрядов танцы представлялись более или менее развернутой форме, но пластика в них являлась неотьемлемой частью. Пластически-танцевальные танцевальные действия в ритуально-магических обрядах сопровождались ритмизованным речитативом, песнопением. Отсутствие музыкального сопровождения обрядовых танцев свидетельствует об их глубокой архаике.
У якутов множество танцев, отражающие окружающую их природу, рассказывающие об их близости и нерасторжимости с ней. Наиболее архаичными и широко распространенными в прошлом у саха были танцы «Орел» («Хотой ункуутэ»), «Стерх» («Кыталык ункуутэ»). Существуют много танцевальных движений , взаимосвязанных из наблюдений в природе- «куобах» (заяц), «кырынастыыр» (горностай), бег сохатого, бег оленя и тд. Также распространены якутские танцы ,отражающие красоту природы, природные явления: «Эрэкэ - дьэрэкэлэр» - духи- хозяева растений, трав, цветов:  «Сайын» (лето); «Ньургуьуннар» (Подснежники); «Сардаана»; « Холорук ункуутэ» (Вихрь) и т.д. Во все эти танцы  испокон веков народ саха вложил свое понимание природы и человека, как единого и нерасторжимого целого.

Основной род занятий саха- коневодство и скотоводство также нашли своеобразное отражение в традиционных танцах. «Влияние коневодства безусловно имеется как в культе, так и в танцах и играх» - писал П.А. Ойунский. Такие движения традиционного танца саха как «чохчоохой», «дьиэрэнкэй», «кулун-куллуруьуу», «ат буолан сырсыы», «ат сиэлиитэ» и т.д. подтверждают об их прочной связи с коневодством.

В якутский танец интенсивно вошли элементы национальных спортивных игр, которые являются частью обряда Ысыах, где обязательном порядке проводились эти игры: «кылыы», «ыстана», «мас тардыьыыта», «хапса5ай» и т.д.По своей традиционной структуре якутские танцы сдержанны , спокойны. Женские танцы лишены наступательности. Их отличает плавность, изящество, грациозность, женственность. Для мужских танцев характерны основательность, ясность, и точность пластического рисунка, сила, ловкость, достоинство.

Детские  танцы эмоционально окрашены более ярко, динамичны, стремительны.

В танцах саха, прежде всего привлекают внимание естественность, простота, чистота и разряженность пластического рисунка характерен размеренный ритм. Движения ног не превалируют над движениями рук, головы.

Якутский танец развивается обогощаясь, приобретая новые краски, новые выразительные средства. Однако при создании современных якутских танцев необходимо придерживаться его традиционной структуры, чтобы не нарушить его традиционные черты, которые конечном счете составляют его национальные особенности, его своеобразность и самобытность.

Традиционные танцы – неотьемлемая часть духовной культуры народа. Традиционная танцевальная культура народов имеет ярко выраженную этническую окраску и в известной степени, является специфическим отражением его исторического развития.

 Традиционное танцевальное искусство якутов не теряет своего значения и в наши дни. Необходимо по новому осмыслить ,осознать , пронесенные через века духовные ценности, духовное богатство народа. В народное танцевальное искусство вложены глубокий смысл, богатое содержание. Мы должны воспринимать его как содержателное искусство, которое несет  в себе высший смысл- красоту и добро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и якутской литературы "Саха норуотун ырыатын коруннэрэ"

Тема урока:«Стили якутской народной песни»Цель урока: Познакомить детей с особенностями звучания «дьиэрэтии» и«дэгэрэн» ырыа на основе примеров оперы-олонхо «Нюргун Боотур».Задачи:- образовательные: П...

Учебный материал к занятию по теме: "Танец живота - танец здоровья" с презентацией

Для большинства людей танец живота - просто очень красивый экзотический восточный танец . Однако оказывается, он не только несет в себе эстетическую и духовную составляющие, но и необычайно полезен дл...

ТАНЕЦ И ПЕСНЯ-ТАНЕЦ, КАК «МОСТИК» В ОПЕРУ И БАЛЕТ

Данный материал поможет учителям начальных классов дать представление о балете и опере...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Иностранный язык"(английский). Тема:"Экскурсия по городу Якутску" "Достопримечательности Якутска"

Данная методическая разработка состоит из конспекта, плана урока и презентации. Данный материал может быть использован на уроках английского языка как в школе, так и ссузе и вузе....

Урок якутского языка "Сахалыы уут астара. Якутская молочная пища"

Цель: Создать условия для восприятия и ознакомления с особенностями якутской пищи на якутском языке....

Жизнь – это танец… Танец – это жизнь…

Жизнь – это танец… Танец – это жизнь… Журнал «Коррекционное, дополнительное и профессиональное образование» (Дополнительное образование. Разное)...

Пантомима. Занятие для учащихся младших групп по программам "Ритмика и танец" и "Детский танец"

Пантомимические движения возникают и в жизни и на сцене всегда непроизвольно. Они выражают эмоциональное содержание действия в каждый момент сценической жизни. Пантомимические движения по-разному проя...