Рабочая программа объединения «Оригами»
рабочая программа (6 класс) по теме

Петрова Анна Григорьевна

Программа дополнительного образования «Оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся   основам искусства оригами.

 Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Значение оригами для развития ребенка

 Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

 Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

 Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

 Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

 Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

 Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

 

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.

 Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.

 Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению детьми знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения.

 

Цель программы:

   всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами работы с различными видами бумаги, через изучение художественного способа конструирования .

 

 

Создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

 Задачи программы:

 

 Обучающие

 Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

 Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

 Обучение различным приемам работы с бумагой. В программу включены разные виды работы с бумагой: оригами, квиллинг, вытинанка, работа с гофрированной бумагой.

 Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

 Развивающие:

 Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

 Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

 Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

 Воспитательные:

Воспитание интереса к искусству оригами и различным видам обработки бумаги.

Расширение коммуникативных способностей детей.

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

 

Отличительные особенности данной программы

 

 В отличие от уже существующих программ, рассчитанных на обучение детей дошкольного возраста (авторы - Пудова В.П., Богатеева З.А.) и программы годичного обучения оригами в школе (автор – Афонькин С.Ю.), разработанная мною программа рассчитана на детей в возрасте 12-15 лет должна реализовываться в условиях дополнительного образования и она включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами, квиллинга, вытинанки.

   В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Новизна данной программы заключается в следующем: 1.во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы я использую аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.2.В программу добавлены и другие виды работы с бумагой- техника квиллинг, вытинанка, работа с гофрированной бумагой.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей дом детского творчества

станицы Гривенской

                              Утверждаю:

                                                       Директор МБОУ ДОД ДДТ

                                 ст.Гривенской

                                                         _____________Н.Г. Удовика

                                                     протокол педагогического

                                                                       совета «___»_________2013г. №___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

объединения «Оригами»

наименование дисциплины- конструирование из бумаги

срок реализации-1 год

вид программы- модифицированная

возраст обучающихся 12-15 лет

Составитель: педагог дополнительного образования

Петрова Анна Григорьевна

ст.Гривенская

2013г.


Пояснительная записка

 

Программа дополнительного образования «Оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся   основам искусства оригами.

 Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Значение оригами для развития ребенка

 Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

 Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

 Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

 Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

 Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

 Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

 

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.

 Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.

 Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению детьми знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения.

 

Цель программы:

 –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами работы с различными видами бумаги, через изучение художественного способа конструирования .

 

 

Создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

 Задачи программы:

 

 Обучающие

 Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

 Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

 Обучение различным приемам работы с бумагой. В программу включены разные виды работы с бумагой: оригами, квиллинг, вытинанка, работа с гофрированной бумагой.

 Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

 Развивающие:

 Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

 Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

 Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

 Воспитательные:

Воспитание интереса к искусству оригами и различным видам обработки бумаги.

Расширение коммуникативных способностей детей.

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

 

Отличительные особенности данной программы

 

 В отличие от уже существующих программ, рассчитанных на обучение детей дошкольного возраста (авторы - Пудова В.П., Богатеева З.А.) и программы годичного обучения оригами в школе (автор – Афонькин С.Ю.), разработанная мною программа рассчитана на детей в возрасте 12-15 лет должна реализовываться в условиях дополнительного образования и она включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами, квиллинга, вытинанки.

   В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Новизна данной программы заключается в следующем: 1.во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы я использую аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.2.В программу добавлены и другие виды работы с бумагой- техника квиллинг, вытинанка, работа с гофрированной бумагой.

 

Организационные принципы

 

 Программа «Оригами» адресована учащимся   Дома детского творчества и  рассчитана на 1 год обучения. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.

 Занятия проводятся три  раза в неделю  по 2 часу.   216 часов в год

Формы и методы обучения.

 

В процессе занятий используются различные формы :

 традиционные, комбинированные и практические занятия;  игры,  конкурсы, соревнования и другие.

 А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

 - исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

• и другие.

 

 Ожидаемые результаты

 В результате обучения по данной программе учащиеся должны

 Знать:

  -различные приемы работы с бумагой;

  -основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

 – научатся следовать устным инструкциям.

Уметь:

-читать и зарисовывать схемы изделий;

- создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

 –  создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

 – разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;

 художественный вкус, творческие способности и фантазию.

 – познакомятся с искусством оригами, квиллинга,  вытинанки и т.д.

 – овладеют навыками культуры труда;

 – улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

 

Способы фиксации результатов

 • Проведение мониторинга успехов учащихся

 в начале, середине и конце года

 • Составление диагностической карты

 «Оценка результатов освоения программы».

Формы подведения итогов реализации

 дополнительной образовательной программы

 • Составление фотоальбома лучших работ.

 • Проведение выставок работ учащихся в Доме творчества.  

Прогнозируемый результат.

К концу учебного года воспитанники должны

знать:

Базовые понятия оригами (воспринимается понятие «базовая форма «такая то»», транслируется в последовательность практических действий и исполняется), специальных обозначений, умение их применять (транслируются знаки, обозначающие операции, необходимые для осуществления действия), основные математические термины.

Уметь:читать схемы, складывать простейшие фигурки самостоятельно.

         Формируется внутренняя мотивация и устойчивый интерес, воспитанники выходят на уровень творческой активности и самостоятельности. На уровне результата деятельности ребенок способен к сложному конструированию, владеет навыками совершения пространственных преобразований, способен к созданию творческого продукта, ориентируются в начальных математических понятиях. На уровне личности ребенок открыт в общении, имеет развитую мотивацию к творческому труду.

 

Учебно- тематический план на год.

№п/п

Наименование разделов и тем.

Всего часов

Кол.часов

теоритических

Кол.часов

практических

1

Введение  в предмет

2

1

1

2

Условные обозначения, базовые формы

10

4

6

3

Базовые формы. Забавные зверюшки.

36

12

24

4

Причудливые формы оригами на основе базовых форм.  

24

8

16

5

Украшения,игрушки, подарки- «Зимняя сказка»

24

8

16

6

Оригами в сочетании с техниками квиллинг, вытынанка

32

16

16

7

Оригами-цветы.

40

16

24

8

Модульное оригами. Модуль-треугольник.

24

8

16

9

Обобщение. От простого к сложному.

24

6

18

Всего часов за год:  

216

73

143

Содержание дополнительной образовательной программы:

  1. Введение  в предмет(2 часа)

Теоретическая часть:

Что такое оригами? История оригами как вида творчества.

Практическая часть:

  Изготовление бумажных фигур по выбору детей.

  1. Условные обозначения, базовые формы. (10часов)

Теоретическая часть:

ознакомление с понятием «Базовая форма». Виды «Базовых форм»

Практическая часть:

Сгиб «долина», сгиб «гора», «внутрь», сгиб «шапочка».    перегиб, переворот.  

Показ и изготовление базовых форм: «треугольник», «книжка», «воздушный змей», «дверь», «блин», рыба»

Показ и изготовление  базовых форм: «дом», «катамаран», «двойной квадрат», «двойной треугольник», «птица».

 

  1. Базовые формы. Забавные зверюшки.(36часов)

Теоретическая часть:

История возникновения  бумажного  журавлика.  Беседы об охране животных. Беседа о красоте птиц.

Практическая часть:

Изготовление зверюшек на основе базовых форм:

Базовая форма «треугольник»-муха, «воздушный змей»-важная птица, «птица»-птица на подставке, лапокрыл на прогулке.

«Летящий журавлик».  

Модель из прямоугольника-  «рыбка», модель треугольника - «собака», модели круга- «собачка», «кошка».  

«Летучая мышь», «котёнок», «голубь мира», «лягушка», «черепаха».«ворона», «заяц», «свинка», «воробей».  

«цапля», «пингвин», «петушок», «лебедь».  «селезень», «кролик», «утка», «морской котик».  «голова лисы», «голова кролика», «золотая рыбка», «улитка».  «ласточка», «журавль», «мышь»,  

 Составление композиций. Композиция «Птичий двор».   Звериная семейка. Подготовка к выставке.

Контрольное занятие № 1 Обобщение знаний, умений и навыков , полученных при изучении базовых форм. Выставка работ.

4.Причудливые формы оригами на основе базовых форм. (24часа)

Теоретическая часть:

Беседы о серверовке стола. Беседы об этикете. Беседы о домашнем уюте.

 

Практическая часть:

Базовая форма «Треугольник»- «звезда»,  кусудама- «звоны», «шапка епископа». Базовая форма «Книжка»- «летающая тарелка»,  «салфетка для столового серебра»(классика).  Базовая форма «Воздушный змей»- «объектив»,  «крест», «водоворот», «гирлянда».Базовая форма «Дверь»- «подвеска на ёлку»,  «подставка», «сердце», «кубик-бабочка».Базовая форма «Блин»- «корона»,  «парусник для аппликации», «рамка для фотографии», « подставка на горячее». Базовая форма «Двойной квадрат»- «цветик -семицветик»,  «кусудама -трансформер», «подвеска»,

 « двусторонняя звезда». Базовая форма «Двойной треугольник»- «подвеска-светофор»,  «сердце на подставке», «корейская кусудама»(классика)

Контрольное занятие №2 Мастер-класс по выбору обучающегося-причудливые формы.Выставка работ.

5. Украшения,игрушки, подарки- «Зимняя сказка»(24часа)

Теоретическая часть:

 Беседа о временах года. Зима. Зимние праздники. Аэрогами. Знакомство с аэрогами как разновидностью оригами. Квиллинг и оригами. Как мы украшаем ёлку.-беседы.

Практическая часть:

Украшения на ёлку:«подвеска на ёлку», «звезда-5 лучей», «звезда Триколор», «каменный цветок»-кусудама.

Зимние забавы:«маска- «Настроение», «украшение на голову», «украшения из двусторонней бумаги», «ёлка из кругов»

Аэрогами.  «Мобиль», Абажур»-приёмы работы.

Плетение из бумаги-один из видов модульного оригами. Ознакомление. «Закладка для книги», баночка для мелочей «Курочка Ряба», «кашпо», игольница- «Ёжик»

В мастерской деда Мороза. Аэрогами. Подготовка к празднику. «Новогодняя снежинка.», «игрушки на ёлку», «кусудамы».

Оригами и квиллинг. Изготовление поздравительных открыток. «Хризантемы», «Дед Мороз», «Снежинка».

Украшаем праздники.Кусудамы. Изготовление разных видов кусудам.  Изготовление работ на тему по выбору. Выставка работ.

6. Оригами в сочетании с техниками квиллинг, вытынанка.(32 часов)

Теоретическая часть:

   История квиллинга. Знакомство с инструментами и  приёмами работы.     Полезные советы. Правила техники безопасности при работе с инструментами. История техники вытынанка и её особенности. Правила техники безопасности при работе с маникюрными ножницами.  Показ работ в презентации.

 

Практическая часть:

Приёмы скручивания бумаги в технике квиллинг.

Цветы и листья, выполненные в технике квиллинг. Составление букета на открытке.

Выставка открыток с цветами. Обсуждение работ.

Корзинки и вазочки в технике квиллинг. Изготовление заготовок.

Изготовление корзинки по выбору.

Изготовление сувениров в технике квиллинг. Украшение элементами квиллинга рамок для фотографий.

Вытынанка. Приёмы работы. Простейшие узоры.

Вырезание узоров маникюрными ножницами. Цветы и животные.

Контрольное занятие № 3. Мастер-класс по выбору –квиллинг и вытынанка..

7. Оригами-цветы.(40часов)

Теоретическая часть:

 Ознакомление с видами цветов из  бумаги. Базовые формы для цветов. Беседа о красоте цветов. Беседа о сервировке праздничного стола. Подарки из бумаги. Ознакомление с книгой. Материалы и инструменты. Основные приёмы работы.

Практическая часть:

  Базовые формы для цветов. «Цветок»-б.ф. «воздушный змей.»

  Модель из треугольников.«Колокольчик». Орнамент из листьев «водяной лилии» . «Орхидея»-б.ф.- «книжка». Изготовление цветка. Букет из орхидей-композиция.«Тюльпан»-б.ф.- «квадрат». Изготовление цветка. Букет из тюльпанов-композиция. «Весенний букет»-нарцисс, анютины глазки, маргаритки. «Цветочная полянка»-объёмная аппликация. Описание работы. Изготовление цветка, множества цветов, листиков.«Столик с водяными лилиями». Использование салфеток.  Раскладные цветы. Открытки. Складные бабочки.Маки из креповой или гофрированной бумаги. Составление букета.

Гофрированная бумага.«Шкатулочки.» Глянцевый картон.«Открытка» . Тонкая гофрированная бумага.«Барышня с собачкой». Гофрированная бумага. Глянцевый картон. «Веер»,  «Сумочки». Глянцевый картон. «Цветы»,  «Букет роз»  . «Неваляшка»-игольница. Художественная аппликация из разных видов бумаги.«Матрёшка»

 Контрольное занятие №4   Выставка работ. Мастер-класс по выбору.

8.Модульное оригами. Модуль-треугольник.(24часа)

Теоретическая часть:

  Вступительная беседа о модульном оригами. Показ иллюстраций изделий модульного оригами. Правила соединения модулей.

Практическая часть:

  Изготовление модуля- «треугольник»-для будущих работ. Простейшие фигуры модульного оригами. «Ягода» .

Простейшие фигуры модульного оригами. «Елочка». Усложнённые фигуры модульного оригами. «Ваза». Изготовление модулей для «вазы».  

Соединение модулей. Изготовление «вазы». Усложнённые фигуры модульного оригами. «Кролики». Изготовление модулей для «кроликов».  

Усложнённые фигуры модульного оригами. «Кролики». Изготовление  «кроликов».  

Контрольное занятие №5 Модульное оригами. Правила сборки деталей и объёмных работ. Мастер-класс по выбору.

9.Обобщение. От простого к сложному.(24часа)

Теоретическая часть:

   Повторение знаний о базовых формах: виды  «Базовых форм». Беседы о самых интересных темах, изученных за год.

Практическая часть:

Повторение - «Базовые формы», «Приёмы складывания бумаги».   Кусудамы.  Цветы, моделирование, забавные зверюшки.

Итоговая работа «Лебедь»- модульное оригами. Подготовка к выставке.

Итоговое Контрольное занятие №6 Обобщение изученного. Мастер-класс по выбору. Выставка работ.

Итого по программе -216 часов

Методическое обеспечение дополнительной  образовательной программы.

В программе определены содержание образования, объём знаний, умений и навыков, которые приобретают учащиеся при изучении тем.

На каждом занятии сообщается фактический материал по данной теме программы, выполняются соответствующие практические задания. Часто используются комбинированные занятия. Это способствует сохранению интереса, внимания, работоспособности.

Формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу.

(беседы, мастер-классы, показ видео  мастер-классов опытных педагогов)

№п/п

Наименование разделов и тем.

Формы занятий, дидактические материалы

1

Введение  в предмет

Беседа, показ образцов работ, знакомство с литературой

2

Условные обозначения, базовые формы

Показ схем, приёмов складывания бумаги

3

Базовые формы. Забавные зверюшки.

Беседы, просмотр фотографий животных, знакомство с технологическими картами

4

Причудливые формы оригами на основе базовых форм.  

Показ образцов работ, мастер-классы

5

Украшения,игрушки, подарки- «Зимняя сказка»

Мастер-классы, беседы о зимних праздниках, технологические карты

6

Оригами  в сочетании с техниками квиллинг, вытынанка

Беседы об истории квиллинга и вытынанки по средствам сети интернет.

7

Оригами-цветы.

Просмотр фотографий цветов, беседы о красоте природы, мастер-классы

8

Модульное оригами. Модуль-треугольник.

Просмотр мастер-классов мастеров модульного оригами, технологические карты, показ фото и оригиналов работ

9

Обобщение. От простого к сложному.

Мастер-классы учащихся по выбору, выставка

Формы подведения итогов по каждой теме:

№ п/п

Наименование разделов и тем.

Виды контроля

Контролируемые знания, умения и навыки

Сроки

Формы подведения итогов

1

Введение  в предмет

-

-

-

-

2

Условные обозначения, базовые формы

-

-

-

-

3

Базовые формы. Забавные зверюшки.

вводный

Должны знать:
• Что такое оригами;
• Историю возникновения оригами;
• Основные приемы работы, способ складывания базовых форм.
• Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов.
• Правила техники безопасности;

Должны уметь:
• Подбирать бумагу нужного цвета;
• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
• Выполнять разметку листа бумаги;
• Пользоваться схемой, технологической  
• Анализировать образец, анализировать свою работу;
• Составлять композицию из готовых поделок.
• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить работу

Учащиеся должны овладеть навыками:
• Разметки листа бумаги;
• Складывания базовой формы
• Резания;

ноябрь

Контр.занятие № 1 собеседование, выставка работ

4

Причудливые формы оригами на основе базовых форм.  

текущий

Должны знать:
• базовые формы, их виды;
• Основные приемы работы, способ складывания базовых форм.
• Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов.
• Правила техники безопасности;

Должны уметь:
• Подбирать бумагу нужного цвета;
• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
• Выполнять разметку листа бумаги;
• Пользоваться схемой, технологической
• Собирать игрушки
• Анализировать образец, анализировать свою работу;
• Составлять композицию из готовых поделок.
• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.

Учащиеся должны овладеть навыками:
• Разметки листа бумаги;
• Складывания базового модуля
• Резания;

декабрь

Контр. занятие № 2 Мастер-класс по выбору- причудливые формы

5

Украшения, игрушки, подарки- «Зимняя сказка»

-

-

-

-

6

Оригами в сочетании с техниками квиллинг, вытынанка

Коррек-ционный

Должны знать:
• Что такое квиллинг, вытынанка

• Историю возникновения

• Правила техники безопасности;

Должны уметь:
• Подбирать бумагу нужного цвета и плотности для работы;
• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
• Выполнять разметку листа бумаги;
• Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
• Анализировать образец, анализировать свою работу;
• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить работу

Учащиеся должны овладеть навыками:
• Разметки листа бумаги; кручение бумаги.
• вырезывания мелких узоров маникюрными ножницами.

март

Контр. занятие № 3 масстер-класс по выбору : квиллинг, вытынанка

7

Оригами-цветы.

текущий

Должны знать:
• Основные приемы работы, способ складывания базовых форм.
• Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов.
• Приемы складывания цветов

. Приёмы сочетания оригами и квиллинга.
• Правила техники безопасности;

Должны уметь:
• Подбирать бумагу нужного цвета;
• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
• Выполнять разметку листа бумаги;
• Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
• Собирать цветы, изготавливать объёмные открытки
• Анализировать образец, анализировать свою работу;
• Составлять композицию из готовых поделок.
• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить работу

Учащиеся должны овладеть навыками:
• Разметки листа бумаги;
• Складывания .
• Резания;

апрель

Контр. занятие № 4 масстер-класс по выбору, выставка работ.

8

Модульное оригами. Модуль-треугольник.

текущий

Должны знать:
• Что такое модульное  оригами;
• Основные приемы работы, способ складывания модулей
• Правила техники безопасности;

Должны уметь:
• Подбирать бумагу нужного цвета;
• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
• Выполнять разметку листа бумаги;
• Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
• Собирать из модулей объёмные работы
• Анализировать образец, анализировать свою работу;
• Составлять композицию из готовых поделок.
• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить работу

Учащиеся должны овладеть навыками:
• Разметки листа бумаги;
• Складывания базового модуля
• Резания;

май

Контр. занятие № 5 масстер-класс по выбору, выставка работ.

9

Обобщение. От простого к сложному.

итоговый

Должны знать:
• Что такое оригами;
• Историю возникновения оригами;
• Основные приемы работы, способ складывания базовых форм.
• Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов.
• Приемы складывания модулей;

Приёмы сочетания оригами и квиллинга.
• Правила техники безопасности;

Должны уметь:
• Подбирать бумагу нужного цвета;
• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
• Выполнять разметку листа бумаги;
• Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
• Собирать игрушки – «оригамушки»;
• Анализировать образец, анализировать свою работу;
• Составлять композицию из готовых поделок.
• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить работу.

Учащиеся должны овладеть навыками:
• Разметки листа бумаги;
• Складывания базового модуля и базовой формы.
• Резания;

Май-конец уч.года

Контр. занятие № 6 масстер-класс по выбору, выставка работ.

Учебно методическое и материально техническое   обеспечение дополнительной образовательной программы



1. Исторические документы.

2. Технологические карты

3.Видеоматериалы

4.Фотоматериалы и рисунки.

 5.Методическая литература.

6. Инструкции по технике безопасности.

7 Схемы

8.Компьютер.

9.Стенд для работ учащихся

Общий план занятий.

Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д. Все занятия объединены в несколько тем (птицы, животные, куклы, новогодние игрушки, сказочные герои и т.п.).
1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на
инструменты и материалы, лежащие на столе).
2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представ-
лений):
• повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей);
• повторение действий прошлого занятия;
• повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники
• безопасности.
• 3. Введение в новую тему:
загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
• показ образца;
• рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);
• повторение правил техники безопасности.
4. Практическая часть:
• показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте- в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
• вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка
• схемы: «Что здесь делаю?»);
• текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
• самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
• оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в компо-зицию;
• анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

Методическая литература:


1. Оригами/Д.В.Нестерова.-М.:АСТ.Астрель,2011.-128с.:ил.
2.  Удивительные поделки из бумаги: оригинально, просто, красиво/ Ольга Чибрикова.-М:Эксмо, 2011.-64 с.:ил-(Азбука рукоделия)

3.Оригами. Базовые формы. /Т.Б.Сержантова.-М.:Айрис-пресс-2008.-160с
4. Интернет ресурсы:
http://stranamasterov.ru/ , http://oriart.ru/

5.  Рей Гибсон «Бумажные цветы».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа объединения "Начальное моделирование" для детей 6 - 10 лет

У многих детей развит художественный вкус и умение находить различные более целесообразные и интересные способы решения поставл...

Рабочая программа объединения декоративно - прикладного творчества "Природа и фантазия"

Рабочая программа «Природа и фантазия» объединения декоративно – прикладного творчества является модифицированной. По своему функциональному назначению программа является прикладной, то есть создаёт у...

Рабочая программа объединения «Вязание».

Обучаем детей основным видам художественного вязания, знакомим детей с различными видами деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепляем приобретенные умения...

Рабочая программа объединения дополнительного образования "Мы познаем мир"

Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации ...

Рабочая программа объединения "Ровесник" - школа лидеров

В отличие от существующих, данная программа позволяет развивать ключевые компетентности средствами дополнительного образования детей и концентрировать педагогическое внимание на индивидуальных и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Робототехника»

Рабочая программа объединения дополнительного образования «Робототехника»...

Общеобразовательная программа Объединения: «Оригами»

Оригами имеет многовековые традиции. Во второй половине прошлоговека  оно  получило  новый  импульс  в  своем  развитии  и  сейчас  очень  бурно ...